Электрофизические свойства германиевых МДП-структур с фторидами редкоземельных элементов
- Авторы: Сачук Н.В.1, Шалимова М.Б.1
-
Учреждения:
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
- Выпуск: Том 24, № 2 (2021)
- Страницы: 68-72
- Раздел: Статьи
- URL: https://journals.ssau.ru/pwp/article/view/9359
- DOI: https://doi.org/10.18469/1810-3189.2021.24.2.68-72
- ID: 9359
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Исследовались электрические свойства МДП-структур с фторидами редкоземельных элементов на подложках германия для анализа возможности использования данных материалов в качестве затворных диэлектриков устройств. Структуры изучаются также с точки зрения оценки деградации их электрофизических свойств под действием электрических полей ~108 В/м, которые действуют на диэлектрик в процессе электроформовки, поскольку МДП-структуры с фторидами редкоземельных элементов обладают свойством бистабильного переключения. Исследования вольт-амперных и вольт-емкостных характеристик показывают, что все структуры имеют примерно одинаковое значение плотности поверхностных состояний на границе раздела фторид редкоземельного элемента / Ge. Токи утечки в МДП-структурах с пленкой TmF3 и SmF3 меньше, чем в МДП-структурах с пленкой NdF3 большей толщины. Также не наблюдается эффекта уменьшения плотности тока при использовании двойной пленочной структуры CeF3/DyF3. Наиболее перспективным материалом с малым током утечки при довольно высоком значении диэлектрической проницаемости в германиевых МДП-структурах является тонкопленочный фторид самария.
Полный текст
Введение
В процессе изготовления полевых транзисторов на кремнии с традиционно используемым слоем диоксида кремния (SiO2) в качестве затворного диэлектрика возникает проблема слишком большого тока утечки через затворный диэлектрик, при уменьшении габаритов МДП-структуры. Так как эффективная толщина SiO2 (диэлектрическая проницаемость k ~ 4) достигла пределов масштабирования, для материалов затвора широко применяются альтернативные материалы с большим значением диэлектрической проницаемости (high-k диэлектрики) для уменьшения тока утечки затвора, ответственного за увеличение потребляемой мощности [1]. При этом емкость МДП-структуры остается неизменной, а физическая толщина слоя диэлектрика увеличивается, что способствует уменьшению сквозного тока утечки через диэлектрик.
Перспективными high-k диэлектриками считаются HfO2, ZrO2, Y2O3, La2O3 и лантаноиды. Было обнаружено, что фтор улучшает характеристики устройств и их надежность на подложках Ge. С помощью плазменной обработкой CF4 фтор может быть включен до или после осаждения затворного диэлектрика [2; 3]. Было показано, что на границе раздела high-k/Ge и в затворном диэлектрике HfO2 фтор пассивирует кислородные вакансии и интерфейсные ловушки, что приводит к уменьшению интерфейсных и объемных ловушек [4].
Германий становится более актуальным материалом для каналов полевых транзисторов и одной из основных причин повышенного научного интереса к нему является в 4 раза большая дырочная и в 2 раза большая электронная подвижность носителей в объемном Ge по сравнению с подложками Si. В этой связи важной проблемой является интеграция Ge в качестве альтернативного канального материала в технологию изготовления высокоскоростных МДП-устройств и сопутствующего high-k затворного диэлектрика в качестве материала затвора.
В настоящей работе изучаются электрические свойства МДП-структур с фторидами редкоземельных элементов на подложке Ge для оценки возможности использования данных материалов в качестве затворных диэлектриков устройств на основе МДП-структур. Данные структуры изучаются также с точки зрения оценки деградации их электрофизических свойств под действием электрических полей.
Детали эксперимента
Для создания МДП-структур в качестве подложек использовались монокристаллические пластины германия n-типа ориентации (111) с удельным сопротивлением 2 Ом∙см. Фторидные пленки редкоземельного элемента (РЗЭ) получались методом термического распыления в вакууме порошкообразного трифторида РЗЭ на подогретые до ~300 °С подложки германия. Толщины 0,2–0,3 мкм являются наиболее оптимальным для изучения процессов деградации в МДП-структуре при электрической перегрузке (электроформовке). Далее на фторид РЗЭ наносились алюминиевые контакты диаметром 0,5–0,7 мм. На подложках Ge пленки РЗЭ имели поликристаллическую структуру и стехиометрический состав. Впоследствии с помощью атомно-силового микроскопа исследовалась поверхностная морфология пленок фторидов РЗЭ показавшая, что во всех случаях пленка представляет собой совокупность отдельных кристаллов размера ~60–120 нм, ориентированных в преимущественном направлении.
Проводился комплексный мониторинг изменения свойств германиевых МДП-структур с данными диэлектриками в условиях повышенных электрических полей. Деградация электрофизических свойств германиевых МДП-структур с пленками SmF3, DyF3, NdF3 и TmF3 исследовалась методом электроформовки, в процессе которой на структуры действовали электрические поля порядка 108 В/м.
Процесс электроформовки состоит в том, что под действием электрического поля в диэлектрике создается канал проводимости. Однако это состояние не является необратимым, и при приложении напряжения обратной полярности имелась возможность переключения исследуемой структуры в диэлектрическое состояние. МДП-структуры с пленками фторидов РЗЭ обладают свойством бистабильного переключения [5], т. е. после каждого цикла электроформовки структура возвращается в диэлектрическое состояние, однако с новыми электрофизическими свойствами (ток утечки, эффективный заряд, плотность поверхностных состояний).
Изменение свойств МДП-структуры после нескольких циклов переходов из высокоомного в низкоомное состояние можно рассматривать как деградацию электрических свойств затворного диэлектрика и границы раздела диэлектрик - полупроводник.
Экспериментальные вольт-амперные характеристики
В настоящей работе представлены вольт-амперные характеристики (ВАХ) структур Al/SmF3/nGe, Al/DyF3/nGe, Al/NdF3/nGe и Al/TmF3/nGe, а также двойной пленочной структуры Al/CeF3/DyF3/nGe; в высокоомном состоянии все они практически симметричны при обеих полярностях приложенного напряжения. ВАХ структуры Al/SmF3/nGe показана на рис. 1, а в исходном высокоомном состоянии и после нескольких циклов переключения.
Рис. 1. ВАХ в исходном состоянии и после нескольких циклов электроформовки, номер цикла указан: а – структура Al/SmF3/nGe; б – структура Al/DyF3/nGe, ВАХ построена в двойных логарифмических координатах
Fig. 1. I–V characteristics in the initial state and after several electroforming cycles, the cycle number is indicated: a – Al/SmF3/nGe structure; b – Al/DyF3/nGe structure, I–V characteristic plotted in double logarithmic coordinates
На рис. 1, б представлена прямая ветвь ВАХ, для структуры Al/DyF3/nGe построенная в двойных логарифмических координатах в исходном высокоомном состоянии и после электрической перегрузки. Зависимость тока от напряжения имеет степенной характер, так как достаточно хорошо спрямляется в двойных логарифмических координатах. Аналогичные степенные зависимости наблюдались в работе [6] для кремниевых МДП-структур с оксидами редкоземельных элементов. Аналитическая зависимость плотности тока j от напряжения U описывается формулой
(1)
где e – элементарный заряд; G – некая постоянная, зависящая от свойств изолятора (диэлектрической проницаемости, подвижности носителей заряда, эффективной плотности состояний в зоне проводимости, концентрации ловушек вблизи дна зоны проводимости); d – толщина диэлектрика; γ – показатель степени.
При увеличении числа циклов электрической перегрузки наблюдается увеличение тока через затворную структуру для всех исследованных структур. Напряженность электрического поля при электроформовке (0,5–4 МВ/см) недостаточна для того, чтобы привести к повреждению горячими носителями объемного диэлектрика (6 МВ/см). Таким образом, в эксперименте механизм проводимости определяется электрическими свойствами диэлектрика рядом с границей раздела. Например, теми, что связаны с существованием ловушек и их энергетических уровней. Другая причина в том, что полной гомогенизации пленки не происходит при обратном переключении в высокоомное состояние. Другими словами, на месте канала проводимости остаются либо локальные включения с высокой проводимостью, либо канал проводимости конечной длины. Это приводит к изменению толщины слоя диэлектрика d в формуле (1), при этом ток растет. Значения плотности тока при напряжении 6 В для исследованных пленок фторидов РЗЭ представлены в таблице.
Экспериментальные вольт-фарадные характеристики
Электрически активные поверхностные состояния и зарядовое состояние МДП-структур можно оценить с помощью вольт-емкостных характеристик (C-U). На рис. 2 показаны C-U характеристики на частоте 1 МГц структуры Al/DyF3/nGe в исходном состоянии (0) и после электрической перегрузки (1). На изменение напряжения плоских зон и увеличение плотности поверхностных состояний указывает растяжение вольт-фарадных характеристик по оси напряжений.
Рис. 2. Вольт-фарадные характеристики структуры Al/DyF3/nGe в исходном состоянии (0) и восстановленной после электроформовки (1)
Fig. 2. Capacitance-voltage characteristics of the Al/DyF3/nGe structure in the initial state (0) and restored after electroforming (1)
Распределение энергетической плотности поверхностных состояний в запрещенной зоне германия рассчитывалось из зависимости поверхностного потенциала от напряжения U по формуле:
(2)
где CD – емкость изолятора; e – элементарный заряд; – емкость области пространственного заряда; – величина поверхностного потенциала. Данный метод дает U-образный вид энергетического распределения Dit в запрещенной зоне германия для исследованных структур. В настоящей работе за значение плотности поверхностных состояний принималось значение в минимуме распределения. Рассчитанные значения также представлены в таблице.
Таблица. Значения толщины диэлектрика dox, диэлектрической проницаемости k, плотности тока J при 6 В, энергетической плотности поверхностных состояний Dit для германиевых МДП-структур
Table. Values of dielectric thickness dox, dielectric constant k, current density J at 6 V, energy density of surface states Dit for germanium MIS structures
Пленка фторида РЗЭ | dox, нм | k | В исходном состоянии | Восстановлена после электроформовки | ||
J, 10–10 А/cm2 | Dit, 1012 эВ–1см–2 | J, 10–10 А/cm2 | Dit, 1012 эВ–1см–2 | |||
TmF3 | 306 | 6 | 2,94 | 1,55 | 3,20 | 3,43 |
NdF3 | 800 | 12 | 4,67 | 1,44 | 4,61 | 1,67 |
SmF3 | 210 | 11–11,5 | 2,41 | 1,77 | 3,73 | 2,28 |
DyF3 | 300 | 8,5 | 3,63 | 0,88 | 3,53 | 1,35 |
DyF3–CeF3 | – | – | 3,91 | 1,32 | 3,06 | 1,84 |
Заключение
Исследования показали, что все структуры имеют примерно одинаковое значение плотности поверхностных состояний на границе раздела фторид РЗЭ/германий. В то же время в МДП-структурах с более тонкой пленкой фторида тулия и фторида самария токи утечки меньше, чем в МДП-структурах большей толщины с пленкой фторида неодима. Также при использовании двойной пленочной структуры фторида диспрозия и фторида церия эффекта уменьшения плотности тока не наблюдается. У TmF3 и DyF3 меньшее значение диэлектрической проницаемости. Таким образом, для уменьшения тока утечки наиболее перспективным материалом при сравнительно высоком значении диэлектрической проницаемости в германиевых МДП-структурах является фторид самария.
Об авторах
Наталья Васильевна Сачук
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Email: serebroxx@yandex.ru
ведущий специалист отдела аспирантуры и докторантуры
Россия, СамараМаргарита Борисовна Шалимова
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Автор, ответственный за переписку.
Email: shamb1347@gmail.com
кандидат физико-математических наук, доцент кафедры физики твердого тела и неравновесных систем
Россия, СамараСписок литературы
- Stathis J.H. Reliability limits for the gate insulator in CMOS technology // IBM J Res Dev. 2002. Vol. 46, No. 2.3. P. 265–286. DOI: https://doi.org/10.1147/rd.462.0265
- Effective passivation and high-performance metal–oxide–semiconductor devices using ultra-high-vacuum deposited high-κ dielectrics on Ge without interfacial layers / L.K. Chu [et al.] // Solid-State Electronics. 2010. Vol. 54, No. 9. P. 965–971. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sse.2010.04.034
- A study on fluorine incorporation in Ge p-MOS capacitors with HfTiON dielectric / C.X. Li [et al.] // Microelectronic Engineering. 2009. Vol. 86, No. 7–9. P. 1596–1598. DOI: https://doi.org/10.1016/j.mee.2009.03.022
- High-k gate stack on germanium substrate with fluorine incorporation / R. Xie [et al.] // Appl. Phys. Lett. 2008. Vol. 92, No. 16. P. 163505. DOI: https://doi.org/10.1063/1.2913048
- Germanno R.V. Germanium: Properties, Production and Applications. New York: Nova Science Publishers, 2012. 324 p.
- Шалимова М.Б., Сачук Н.В. Деградация электрофизических характеристик МОП-структур с оксидами эрбия, гадолиния, диспрозия под действием электрического поля // ФТП. 2015. Т. 49, № 8. С. 1071–1077. URL: http://journals.ioffe.ru/articles/42088