СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НЕКОТОРЫХ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ У ДЕТЕЙ И ШИМПАНЗЕ В ПРОЦЕССЕ ДОСТИЖЕНИЯ ИМИ ЦЕЛИ С РАЗЛИЧНОЙ СУБЪЕКТИВНОЙ ЦЕННОСТЬЮ



Цитировать

Полный текст

Аннотация

Исследовалось поведение детей 6–7 лет и шимпанзе при достижении ими цели, приближающейся с различными скоростями и обладающей различной ценностью. Показано, что на силу стремления к обладанию целью влияют не только скорость движения объекта, с которым она будет достигнута, но и ее субъективная ценность. Снижение скорости приближения объекта независимо от вида испытуемых неизменно вело к понижению продуктивности инструментальных реакций, уменьшению активного времени слежения за приближающимся объектом, изменению тактик управления лентопротяжным устройством.

Об авторах

Т.Г. Кузнецова

Институт физиологии им. И.П. Павлова РАН

Автор, ответственный за переписку.
Email: morenov.sv@ssau.ru

М.В. Горбачева

Институт физиологии им. И.П. Павлова РАН

Email: morenov.sv@ssau.ru

Список литературы

  1. Анохин П.К. Рефлекс цели как объект физиологического анализа // Журн.высш. нерв. деят. 1962. Т. 12. Вып. 1. С. 7–21.
  2. Григорьян Г.А. Проблема подкрепления от целостного поведения к нейрохи- мическим основам и развитию психопатологий // Журн. высш. нерв. деят. 2005. Т. 55. № 6. С. 747–761.
  3. Горбачева М.В. Сравнительный анализ психофизиологических показателей у детей и шимпанзе в процессе достижения цели: автореф. дис. ... канд. биол. наук. СПб., 2010. 22 с.
  4. Канеман Д. Внимание и усилие. М.: Смысл, 2006. 287 с.
  5. Ситуационный условный рефлекс в норме и патологии / П.С. Купалов [и др.].Л., 1964. 387 с.
  6. Купалов П.С. Механизмы замыкания временной связи в норме и патологии.М: Медицина, 1978. 264 с.
  7. Кузнецова Т.Г., Сыренский В.И., Наулайнен Б.А. Способ определения целе- устремленности // Открытия. Изобретения. 1988. № 27. С. 44–46.
  8. Кузнецова Т.Г., Сыренский В.И., Гусакова Н.С. Шимпанзе: онтогенетическое и интеллектуальное развитие в условиях лабораторного содержания. СПб.: Политехника, 2006. 448 с.
  9. Кузнецова Т.Г. Анализ вариабельности сердечного ритма дошкольника в про- цессе целедостижения // VI Петербургская встреча лауреатов Нобелевской премии ”Наука и общество. Физиология и медицина XXI века”: тез. докл. СПб., 2011. С. 76–77.
  10. Кузнецова Т.Г. Целеустремленность и напряженность механизмов регуляции сердечного ритма у детей дошкольного возраста // Актуальные аспекты со- временной психофизиологии: сб. науч. трудов. СПб., 2011. С. 119–123.
  11. Мак-Фарленд Д. Поведение животных. М.: Мир, 1988. 487 с.
  12. Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности животных / Павлов И.П. Полн. собр. соч. М.:Л.: АН СССР, 1951. Т. 3. Кн. 1. С. 306–313.
  13. Павлов И.П. Рефлекс цели // Павлов И.П. Рефлекс свободы. СПб: Питер, 2001. С. 68–75.
  14. Радченко (Горбачева) М.В., Кузнецова Т.Г., Кузьмина В.Е. Сравнительный анализ характера участия активационных систем мозга у детей дошкольного возраста и шимпанзе при достижении цели, приближающейся с различными скоростями // Вестник Самарского госуниверситета. Естественнонаучная се- рия. 2007. № 2 (52). С. 222–231.
  15. Симонов П.В. Мотивированный мозг. М.: Наука, 1987. 270 с.
  16. Смирнитская И.А., Фролов А.А., Мержанова Г.X. Модель выбора вознаграж- дения на основе теории обучения по подкреплению // Журн. высш. нерв. деят. 2007. Т. 57. № 2. С. 133–143.
  17. Сыренский В.И., Кузнецова Т.Г. Рефлекс цели у приматов. Л.: Наука, 1990. 118 с.
  18. Хананашвили М.М. Экспериментальная патология высшей нервной деятель- ности. М.: Наука, 1987. 368 с.
  19. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность / пер. с нем. М.: Педагогика, 1986.Т. 1. 408 с.
  20. Чернов А.Н., Радченко (Горбачева) М.В., Кузнецова Т.Г. Анализ функцио- нального состояния шимпанзе (Pan troglodytes) в процессе достижения це- ли // Вестник Тверского гос. университета. 2008. Вып. 10. № 31(91). С. 45–51.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Кузнецова Т., Горбачева М., 2012

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах