Тенденции развития управленческого консультирования в медицинских организациях стоматологического профиля

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Эволюция менеджмента отрасли здравоохранения соответствует управленческим тенденциям мировой экономики. Реформирование медицины в рамках концепций устойчивого развития, ценностно"=ориентированного подхода, человеко"=ориентированности, а также вызовы в связи с пандемией предоставляют ряд актуальных задач и предметов для управленческого консультирования. Сравнение объемов рынка отечественного и зарубежного медицинского менеджмент-консалтинга показывает значительную разницу в востребованности данной сферы деятельности. Необходимо исследовать объективные и субъективные причины ограничений для развития отечественного управленческого консультирования. Цель исследования – выявить проблемы управленческого консультирования в стоматологической деятельности. Авторы ставили задачи провести обзор зарубежных и отечественных источников научной литературы и аналитической отчетности о рынке управленческого консалтинга, уточнить основные экономические тенденции отечественных и зарубежных консалтинговых услуг в здравоохранении, обозначить показатели и факторы результативности менеджмент"=консалтинга в стоматологических учреждениях. Методология контент"=анализа научной информации позволила сделать выводы о состоянии отрасли и сформулировать рекомендации по ее масштабированию. Результаты исследования подтвердили актуальность управленческого консалтинга для руководства и персонала стоматологических организаций и потребность в развитии отрасли. Задачи современного менеджмента повышают необходимость в привлечении экспертов и профессиональных консультантов по управлению для стоматологических организаций.

Полный текст

Введение

Современная экономика и научно-технический прогресс предъявляют высокие требования к компетенциям менеджеров здравоохранения. Отрасль медицины подвержена влиянию ряда проблемных факторов, на эффективное решение которых направлены различные инструменты управленческого консультирования. Актуальность консультирования возрастает в последние годы в связи с активной цифровизацией деятельности.

В основе концепции менеджмент-консалтинга лежит разработка и практическое внедрение методов совершенствования деятельности различных экономических систем, способов организации и управления производства. Опубликованные данные свидетельствуют о низком уровне производительности труда в отечественных организациях здравоохранения, составляющем только 25% от показателей подобных зарубежных учреждений.

Характерными проблемами медицинской отрасли являются высокие затраты и недофинансирование, давление реформ и нормативных требований. Потребители отмечают ощутимую разницу между уровнем медицинских услуг в коммерческом и бюджетном секторах.

В информационных источниках периодически поднимается вопрос о наличии значительной разницы в объеме рынка консалтинговых услуг в России и за рубежом, специальной аналитики по медицинскому консалтингу в стоматологии не опубликовано в научной литературе.

Цель данного исследования – выявить проблемы управленческого консультирования в стоматологической деятельности. В задачи авторов входили проведение обзора зарубежных и отечественных источников научной литературы и аналитической отчетности о рынке управленческого консалтинга, выявление основных экономических тенденций отечественных и зарубежных консалтинговых услуг в здравоохранении, уточнение факторов и показателей результативности менеджмент-консалтинга в стоматологических учреждениях.

Материалы, методы и результаты исследования

Проведен контент-анализ 70 научных публикаций и 28 тематических интернет"=источников, информирующих об управленческом консультировании медицинских, стоматологических организаций в РФ и за рубежом.

Необходимо отметить несоответствие объема рынка управленческого консультирования здравоохранения в России и за рубежом. Для сравнения, по данным Spitzer доход отрасли менеджмент"=консалтинга США в 2020 г составил 7 миллиардов долларов США. Наблюдался ежегодный рост отрасли в течение 5 лет на 3,8%, прогнозируемый рост дохода на пятилетку 2020–2025 до 4,5%.

Услуги по разработке стратегического менеджмента медицинских организаций в структуре доходов консультирования составили 58,8%; финансовый и операционный менеджмент – 17,8%, кадровые вопросы – 7,1%, инфотехнологии – 4.9%. При этом 53% рынка отрасли в США делят между собой 3 консалтинговых холдинга.

Управление в условиях пандемии коронавируса повысило спрос на консалтинг в структурах здравоохранения. Увеличение спроса дополнительно связывают с введением нового отраслевого стандарта пациентоориентированности и безопасности PPACA (Patient Protection and Affordable Care Act), что значимо повысило прибыльность отрасли за последние 10 лет.

Согласно отчету, ожидается продолжение этой тенденции в течение следующих 5 лет с ростом выручки к 2025 году на 4,5% в годовом исчислении. Прибыльность организаций положительно коррелирует со спросом на услуги управленческого консалтинга.

Компании, прибыль которых растет, делают крупные долгосрочные инвестиции и с большей вероятностью нанимают консультантов для помощи в стратегическом планировании. По мере роста государственного финансирования здравоохранения в США, доходы медицинских учреждений увеличиваются, что облегчает организациям возможность позволить себе консультационные услуги.

Кроме того, растущие затраты оказывают давление на поставщиков медицинских услуг и компании медицинского страхования. Консультанты по управлению в здравоохранении оказывают услуги по сокращению расходов. Многие медицинские учреждения полагаются на компенсационные выплаты от государственных программ здравоохранения.

При снижении финансирования по этим программам необходимость адаптироваться к более низкому уровню оплаты также стимулирует спрос на медицинских консультантов.

Обзор отрасли отечественного менеджмент-консалтинга свидетельствует о том, что до 20% российских предприятий обращаются за экспертными услугами консалтинговых фирм. Рынок консалтинговых услуг растет во многих сферах экономики.

В нескольких отечественных научных публикациях анализируются причины слабого развития отрасли консалтинга в российской медицине, сведения о стоматологии отсутствуют. Среди причин перечисляются несформированность традиций обращения к внешним экспертам по менеджменту, недостаточность информации об их эффективности и компетентностях консультантов, отсутствие обоснований рентабельности консультирования, опасения в нарушении конфиденциальности.

Развитие этой сферы деятельности требует активного информирования потенциальной целевой аудитории, особенно руководителей медицинских организаций, ознакомления с преимуществами и возможностями управленческого консультирования.

Н.Н. Федулова, В.В. Шматкова при проведении консалтингового аудита учреждений здравоохранения отмечают высокую степень “ручного” управления. Внедрение автоматизации и контроля процессов работы клиники в режиме онлайн является первостепенной задачей российского консалтинга. Процессный подход позволяет увидеть слабые места и повысить оперативность управления и экономическую эффективность предприятия на 30–35%, а производительность труда в клинике – до 40–50%.

Профессиональная международная консалтинговая организация MEDSTEG & MedPharmConsulting & medSeven сообщает, что самые распространенные обращения к управленческому консультированию на отечественном рынке это критическая финансовая ситуация или резкий спад количества пациентов, экономическая стагнация и потребность в стимуляции роста бизнеса, открытие нового структурного подразделения или реструктуризация.

Поводами для найма консультантов являются разработка стратегий ценообразования, профессиональные услуги в области технологий и аналитики данных [4].

Отечественный рынок консультационных услуг демонстрирует тенденцию к повышению их доступности для структур среднего и малого бизнеса а также бюджетных учреждений, вопреки распространенным стереотипам о дороговизне и недоступности консультирования.

Менеджмент-консалтинг обеспечивает рост эффективности организации, повышает конкурентоспособность, но для современной экономики этого недостаточно. Управленческие тренды включают человекоцентричную составляющую. Необходима системная трансформация и переход медицинских учреждений к новым моделям менеджмента. Как для государственных, так и для коммерческих организаций здравоохранения концепциями выбора являются ценностно ориентированный подход и цели устойчивого развития. Сложность задач по обеспечению требований и стандартов модели устойчивого развития для внедрения в практику стоматологии требует экспертного консультирования.

Стоматологическая отрасль имеет специфику, для которой необходимы дополнительные управленческие компетенции. Это связано с характером потребительских требований, высокой конкуренцией и юридическими рисками. Указанные особенности делают управленческий консалтинг катализатором роста для стоматологических организаций.

Тема управленческого консультирования недостаточно освещена в российских научных публикациях. При этом предложения бизнес-консалтинга для стоматологических организаций в интернет"=источниках популярны. Преобладают предложения маркетинговых стратегий, IT-решений для оптимизации ключевых показателей эффективности (key performance indicators, KPI), внедрения систем управления взаимоотношениями с клиентами (customer relationship management, CRM).

Распространена реклама тренингов персонала и экспертного юридического консультирования. Сведения в научных публикациях об актуальности управленческого консалтинга для страховых медицинских компаний и бюджетных учреждений здравоохранения отсутствуют, несмотря на низкую эффективность использования ресурсов и недостаточное качество медицинских услуг в системе обязательного медицинского страхования.

Описан ряд широко применяемых за рубежом методов управленческого консалтинга. Т.В. Чибикова классифицирует методы консультирования на базе этапов консультационного процесса. Представлена типология и структура системы методов на основе технических и человеческих аспектов управленческого консультирования.

Kamath и соавторы описывают стандартизированную модель бизнес-консультирования, программу управления талантами и систему сбалансированных показателей [8].

IBIS Healthcare Consultants консультируют страховые медицинские компании и организации системы здравоохранения по стратегиям найма и удержания, разрабатывают компенсационные и льготные пакеты, предлагают решения по вопросам трудовых отношений, обучения и развития сотрудников. По сведениям авторов, внедрение информационных технологий составляет примерно 4,9% дохода медицинских консультантов. Доля этого сегмента в общей прибыли отрасли в последние годы выросла из-за спроса на помощь в ведении цифровых медицинских карт.

Управленческие IT-решения от Healthcare Business Intelligence используются медицинскими организациями для аналитики потребительских характеристик пациентов с целью улучшения качества медицинской помощи и повышения удовлетворенности пациентов.

Дж. Пурдехнад предложен трансляционный тип консалтинга, который практикует междисциплинарные исследования с целью более успешного решения проблем организаций и общества в целом.

Merisalu и др. описывают опыт внедрения системы управления качеством ISO 9000 в крупнейшей региональной стоматологической клинике в Эстонии, которой не хватало опыта поддержания управленческой деятельности и оказания стоматологических услуг на высоком уровне. Авторы публикации дополнительно отмечают, что, несмотря на повышенную нагрузку на психосоциальную среду в связи с изменениями, сотрудники также стали более удовлетворены и склонны меньше воспринимать негативное влияние экономического кризиса на свою работу, поскольку результат преобразования был положительным.

Информирование о состоянии отрасли медицинского управленческого консультирования в отечественных научных источниках ограничено. З.Р. Магамадова отмечает необходимость привлечения консультантов для управления современными организациями. Были обозначены типовые кейсы, в которых необходим и целесообразен управленческий консалтинг. Российская практика показывает, что наиболее эффективным является привлечение специалистов по управленческому консалтингу для стратегического планирования бизнеса, при прогнозе изменений в деятельности предприятия, с целью выявления слабых сторон ведения бизнеса.

Ю.И. Бравве с соавторами представили применение в консультировании рейтингование медицинских организаций, выявили группы показателей, влияющих на эффективность работы учреждений здравоохранения с точки зрения потребителей медицинских услуг и государственных органов управления здравоохранением. Примененный метод анализа иерархий по Т.Л. Саати и концепции устойчивого развития стандарта ISO 9004 позволил перевести не измеряемые субъективные мнения в математические данные и обеспечил сравнительный анализ аналогичных видов деятельности в разных организациях и сопоставимость полученных данных.

Г. Орлов, А. Власова предложили типовую медицинскую информационную систему персонифицированного учета показателей для массовой автоматизации медицинских учреждений на базе свободного программного IT-обеспечения.

Т.А. Синенко описывает реализацию использования SWOT-анализа в процедуре оценки медицинского персонала, которая дает возможность скоординировать полученные результаты с долгосрочными задачами развития медицинской организации.

Метод управленческого консультирования, предлагаемый С.М. Васиным и С.М. Нестеровой, направлен на обеспечение эффективности функционирования системы управления организацией на основе системы сбалансированных показателей. Потребность в ее внедрении основана на особенностях рынка российских коммерческих стоматологических услуг, проявляющихся в необходимости специализации на одной из рыночных ниш, масс-маркете или VIP-секторе. Специфика взаимодействия с клиентами в обоих вариантах требует принципиально разных подходов к управлению стоматологической клиникой.

Д.Д. Мамаевой разработан авторский функциональный показатель работы сайта и инструментов формирования положительной репутации медицинского бренда в интернет-среде. Управленческие решения, развивающие позитивную коммуникацию с пациентами медицинских учреждений в цифровой среде, являются одним из факторов развития и напрямую влияют на увеличение ключевых показателей экономической эффективности.

Т.А. Гробер и соавторы обосновывают эффективность научного метода создания и изучения имитационной модели массового обслуживания, полезной с экономической точки зрения целью существенно упростить владельцу компании процесс принятия решений.

А.Ю. Штей описана модель внедрения единого информационно-аналитического центра с целью повышения эффективности управления малыми предприятиями сферы здравоохранения на основе информационно"=аналитических технологий, для оперативного управления и консультационной помощи при принятии управленческих решений по развитию стоматологических предприятий.

С.И. Овсянниковой, Н.И. Лыгиной разработаны показатели качества консалтинговых услуг, которые можно обеспечить путем анализа и учета факторов влияния.

Для реализации управленческих трендов здравоохранения актуальным является экспертное консультирования в области трансформации менеджмента организаций здравоохранения в рамках ценностно ориентированной концепции. Благодаря внедрению альтернативных методов оценки качества и системы оплаты медицинской помощи модель здравоохранения, основанная на ценности, стимулирует профилактику и персонализацию помощи. Ю.А. Зуенкова приводит данные о том, что по результатам внедрения альтернативной системы оплаты по сравнению с оплатой, основанной на объеме услуг, затраты на одного пациента остаются ниже, а использование услуг остается выше и пациенты чаще получают профилактическую помощь.

И.Э. Гергиев и соавторы отмечают, что услуга управленческого консультирования стала частью практической деятельности многих компаний среднего и крупного бизнеса. Однако научное обсуждение этой дисциплины требует дальнейшего развития.

Менеджмент-консалтинг может служить инструментом интерактивной передачи знаний между учеными и лицами, принимающими решения. N. Jacobson и др. провели ряд тематических исследований реализованных проектов для создания модели консалтинга, ориентированного на передачу знаний, и определили приоритетные факторы эффективной передачи научной доказательной базы знаний в консалтинговых проектах.

Модель передачи знаний определена как “ориентированный консалтинг”. Доказательная передача актуальных знаний стала требованием для академических исследователей, особенно для проектов, финансируемых государственными грантовыми агентствами. Использование консалтинга в качестве стратегии передачи знаний полезно для служб здравоохранения и исследователей политики, работающих в университетах и других традиционных академических учреждениях.

 

Конкурирующие интересы: Конкурирующих интересов нет.

Competing interests: No competing interests.

×

Об авторах

Сергей Николаевич Яшин

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского

Автор, ответственный за переписку.
Email: jashinsn@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-7182-2808

Доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента и государственного управления

Россия, 603022, Нижний Новгород, пр-т Гагарина, 23

Ирина Николаевна Авдеева

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского

Email: dentissimo2017@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0002-4577-9559

Старший преподаватель кафедры клинической стоматологии

Россия, 603022, Нижний Новгород, пр-т Гагарина, 23

Список литературы

  1. Федулова Н.Н., Шматкова В.В. Ключевые факторы успешной клиники // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучения. Вестник ВШОУЗ. – 2017. – № 2 (8). – С. 53–54. EDN: https://www.elibrary.ru/zbtmjd
  2. Dan Spitzer. Doctor’s orders: Healthcare companies will demand consultants to manage risk and handle reform // INDUSTRY REPORT OD5496Healthcare Consultants February 2021. URL: https://cboh.unc.edu/wp-content/uploads/2021/07/OD5496-Healthcare-Consultants- Industry-Report-1.pdf
  3. Литовченко М.В., Завалько Н.А. Ключевые показатели эффективности управленческого консультирования // Известия Уральского государственного экономического университета. – 2011. – № 4 (36). – С. 21–26. EDN: https://www.elibrary.ru/ovycfx
  4. Что такое медицинский консалтинг и почему он нужен клинике? // MEDSTEG & MedPharmConsulting & medSeven [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://med.medsteg.ru/medical-marketing/medical-consulting (дата обращения: 03.11.2023)
  5. Яшин С.Н., Туккель И.Л., Кошелев Е.В. Экономика и финансовое обеспечение инновационной деятельности: учебное пособие. – Санкт-Петербург. – Издательство: БХВ-Петербург, 2014. – Т. 1. – 688 с. ISBN: 978-5-9775-3335-5. EDN: https://www.elibrary.ru/vndzph
  6. Лузгина Т.А., Цыганова О.А. Причины возникновения конфликтов в стоматологической практике, пути их предотвращения и разрешения // Социальные аспекты здоровья населения. – 2021. – Т. 67. – № 5. – С. 7. doi: 10.21045/2071-5021-2021-67-5-7. EDN: https://www.elibrary.ru/ozsylh
  7. Чибикова Т.В. Классификация и оценка методов управленческого консультирования // Вестник Сибирского государственного автомобильно-дорожного университета. – 2017. – № 6 (58). – С. 207–216. EDN: https://www.elibrary.ru/ynhndh
  8. Janine R. Kamath, Olivia P. Peavler, Fay L. Steffens, Gene C. Dankbar, Amerett L. Donahoe-Anshus MA. Seventy Years of Management Engineering and Consulting: Integrating Health Care Delivery for an Enduring Mission // Elsevier. Mayo Clinic Proceedings, Volume 92, Issue 10, October 2017, Pages e139-e145 doi: 10.1016/j.mayocp.2017.08.001
  9. Healthcare Business Intelligence Report 2023-2030 // Market Scope & Overview. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://market.us/report/healthcare-business- intelligencemarket/#: :text=Key%20Takeaways,In%202022%2C%20the%20global%20 healthcare%20business%20intelligence%20market%20was%20valued,of%20total%20 revenue%20in%202022. (дата обращения: 03.11.2023)
  10. Пурдехнад Джон. Новый этап в управленческом консалтинге // Проблемы управления в социальных системах. – 2013. – Т. 6. – № 9. – С. 17–21. EDN: https://www.elibrary.ru/ruyeof
  11. Merisalu E., Männik G., Polluste K. Quality management and job related factors predicting satisfaction of dental clinic staff in Estonia // Stomatologija. – 2014. – Vol. 16. – №. 4. – pp. 144–152.
  12. Магамадова З.Р. Роль и значение управленческого консалтинга в современном бизнесе // Экономика и социум. – 2016. – № 5–2 (24). – С. 107–111. EDN: https://www.elibrary.ru/widvrx
  13. Бравве Ю.И., Щепин В.О., Толстова К.С., Латуха О.А. Современные подходы к рейтингу медицинских организаций на основе стратегии устойчивого развития учреждения здравоохранения. // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2021. – Т. 29. – № 5. – С. 1171–1178. doi: 10.32687/0869-866X-2021-29-5-1171-1178. EDN: https://www.elibrary.ru/hqxlnt
  14. Орлов Г.М., Власова А. Типовая медицинская информационная система персонифицированного учета оказания медицинской помощи в вопросах и ответах // Врач и информационные технологии. – 2009. – № 4. – С. 54–61. EDN: https://www.elibrary.ru/kuthgh
  15. Синенко Т.А. SWOT–анализ персонала как основа стратегического развития стоматологической поликлиники // Фундаментальные исследования. – 2020. – № 10. – С. 86–90. doi: 10.17513/fr.42860. EDN: https://www.elibrary.ru/hxvvoe
  16. Васин С.М., Нестерова С.М. Особенности менеджмента на основе системы сбалансированных показателей в стоматологических клиниках // Лидерство и менеджмент. – 2020. –Т. 7. – № 4. С. 717–732. doi: 10.18334/lim.7.4.111323. EDN: https://www.elibrary.ru/rohzhn
  17. Мамаева Д.Д. Исследование практики применения инструментов Digital–маркетинга в сфере здравоохранения с целью формирования лояльности к бренду стоматологической клиники // Вестник евразийской науки. – 2020. – Т. 12. – № 6. – С. 9. EDN: https://www.elibrary.ru/gcdrfs
  18. Гробер Т.А., Дегтярёв И.А. Оптимальное управление некоторой модели стоматологической компании // Инженерный вестник Дона. – 2020. – №7 (67). – С. 155–173. EDN: https://www.elibrary.ru/eilvxe
  19. Штей А.Ю. Консалтинговое обеспечение принятия решений по развитию малых предприятий на рынке стоматологических услуг // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5. – С. 420. EDN: https://www.elibrary.ru/rrjvxr
  20. Овсянникова С.И., Лыгина Н.И. Содержание, формы и методы управленческого консультирования // Международный экономический форум 2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://be5.biz/ekonomika1/r2012/1207.htm (дата обращения: 03.11.2023)
  21. Зуенкова Ю.А. Ценностно–ориентированный подход: анализ руководства европейского института инноваций и технологий // Медицинские технологии. Оценка и выбор. – 2021. – № 1 (43). – С. 28–35. doi: 10.17116/medtech20214301128. EDN: https://www.elibrary.ru/wxhhfu
  22. Гергиев И.Э., Железова А.Е., Позмогов А.И. Необходимость управленческого консалтинга в условиях цифровизации российского бизнеса // Вопросы управления. – 2019. – № 2 (38). – С. 182–188. doi: 10.22394/2304-3369-2019-2-182-188. EDN: https://www.elibrary.ru/mtbneu
  23. Nora Jacobson, Dale Butterill, and Paula Goering. Consulting as a Strategy for Knowledge Transfer // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/ articles/PMC2690143/ (дата обращения: 03.11.2023)

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Вестник Самарского университета. Экономика и управление, 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах