Особенности инновационного подхода в формировании региональной промышленной политики

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье фокусируется внимание на феномене размывания границ между отраслями экономики, происходит слияние различных стадий и функций в рамках производственного процесса, что представляет собой отличительную черту современного экономического развития. Авторы обращают внимание на дисбаланс в распределении капитала: в условиях избытка финансовых ресурсов в масштабах национальной экономики, отмечается дефицит средств, выделенных на инновационные проекты. Ключевым аспектом данной проблемы является отсутствие у экономических субъектов долгосрочной перспективы и стратегии развития. Обосновывается, что недостаточное внимание к разработке и реализации стратегий управления рисками приводит к недооценке ценности инноваций с долгосрочной перспективой, и для эффективного преодоления инновационной недальновидности необходимо разработать комплексный подход, включающий улучшение корпоративной культуры, развитие инфраструктуры инноваций и улучшение правового и регуляторного окружения. Рассмотрено понятие инновационной недальновидности, которая отражает недооценку будущих выгод и сужение горизонта планирования экономических агентов. Акцентируется внимание на том, что государственная политика и регулирование также могут оказывать значительное влияние на инновационную активность, несовершенная правовая база в области интеллектуальной собственности или непредсказуемость налоговой политики создают неопределенность для предпринимателей и инвесторов, что может отпугнуть инвестиции в инновационные проекты. Аргументируется, что в контексте формирования промышленной политики наиболее значимыми аспектами являются установление и поддержка экономических субъектов. Подчеркивается, что промышленная политика должна быть сосредоточена на стимулировании первичных звеньев производства, она может быть направлена на обеспечение развития высокотехнологичных секторов экономики, которые могут стать движущей силой инновационного роста и повышения конкурентоспособности национальных производителей на мировых рынках. В контексте инвестиционного процесса особое внимание уделяется выработке требований к использованию методов, способствующих внедрению объектов интеллектуальной собственности в экономическое обращение, учитывая прогнозируемый жизненный цикл продукции.

Полный текст

Введение

При формировании промышленной политики необходимо придерживаться стратегического подхода к ее формированию и реализации, что подразумевает не только изучение и адаптацию лучших практик из мирового опыта, но и активное исследование внутренних факторов, определяющих экономическую динамику региона.

Кроме того, современная промышленная политика должна активно поддерживать инновации и развитие научно-технического потенциала посредством стимулирования инвестиций в исследования и разработки и создания благоприятной среды для коммерциализации новых технологий.

В современной экономике происходит переход от традиционных вертикальных связей к более горизонтальным формам взаимодействия, что способствует усилению интеграции различных сегментов экономики.

Исходя из этого, возрастает актуальность разработки промышленной политики, учитывающей не только аспекты инновационного развития, но и все комплексные факторы, влияющие на производственные процессы.

Однако важно отметить, что эффективная промышленная политика должна также учитывать особенности конкретного региона и его промышленной базы, чтобы обеспечить максимальное соответствие стратегическим целям и потенциалу экономического развития.

  1. Ход исследования

В современной экономической среде России заметно сокращение инвестиций не только в физическую инфраструктуру, но и в развитие нематериальных активов (НМА) предприятий. Это явление не только негативно сказывается на финансовом состоянии компаний, но и приводит к замедлению технологического прогресса.

Одновременно с этим на фоне избытка капитала на макроуровне возникает дефицит средств для инноваций, что свидетельствует о несбалансированности экономической системы. Такое неравновесие, согласно некоторым аналитикам, исходит из неправильного поведения инвесторов.

Для того чтобы разобраться в причинах такого неэффективного инвестирования и снижения вложений в НМА предприятий, а также для выявления факторов, способствующих устойчивому развитию, необходимо провести глубокий анализ явления инновационной недальновидности, вызванной ограниченным временным горизонтом.

На практике это проявляется в приоритете инвестиций в обновление физической инфраструктуры за счет НМА. Иными словами, наблюдается увеличение спроса на материальные ресурсы, что приводит к снижению интереса к интеллектуальному капиталу предприятий.

Несмотря на то, что данный вид капитала является нематериальным, он характеризуется долгосрочной перспективой окупаемости, высокими рисками и сложно предсказуемым доходом. Для изменения ситуации необходимо принять комплекс мер, направленных на стимулирование инвестиций в НМА [1].

В современной экономике инновационная недальновидность становится неотъемлемым элементом институциональной среды, требуя основательных трансформаций на уровне институтов. Решение этой проблемы выходит за рамки простой финансовой поддержки частных инвестиций через монетарную или налоговую политику. Необходимы структурные изменения, направленные на создание благоприятной среды для инновационной деятельности и преодоления недальновидного мышления.

Одним из подходов к решению проблемы инновационной недальновидности может стать повышение эффективности управления НМА, поскольку это позволит предприятиям создавать дополнительные внутренние ресурсы для инвестиций, используя амортизацию нематериальных активов как источник финансирования инновационных проектов.

Более того, следует уделить внимание образованию и развитию культуры интеллектуальной собственности среди персонала предприятий, формированию новых общественных ценностей, признающих важность интеллектуальной собственности и осуждающих незаконные способы обогащения за счет контрафактной продукции [2].

Для более эффективного преодоления инновационной недальновидности может быть предложено внедрение мер по стимулированию долгосрочных инвестиций, например, через налоговые льготы или государственные программы финансирования исследований и разработок, что содействует переориентации внимания инвесторов на инновации с долгосрочной перспективой и увеличивает поток финансирования в эту сферу.

Дополнительные меры могут включать в себя пересмотр судебной системы с целью ужесточения механизмов преследования лиц, нарушающих интеллектуальные права, а также широкомасштабные изменения в правовой сфере, направленные на создание более благоприятного окружения для инноваций [3].

В современной экономической литературе обсуждается проблема недостаточного инвестирования в инновации, что приводит к нарушению устойчивости развития и деградации технического прогресса. Отсутствие стратегического планирования со стороны большинства участников экономики, приводит к ограниченным возможностям вложений в интеллектуальную собственность и инновации и сокращает долгосрочные перспективы развития и замедляет темпы технологического роста. В результате возникает дисбаланс между потенциальными возможностями экономического роста и фактическими инвестициями в инновационные процессы [4].

Ключевым аспектом данной проблемы является отсутствие у экономических субъектов долгосрочной перспективы и стратегии развития. Недальновидность в инвестировании связана с предпочтением физических активов перед интеллектуальными. Это свидетельствует о недостаточном понимании значимости интеллектуального капитала и его вклада в экономический рост.

Решение данной проблемы требует изменений в институциональной сфере, а также в поведенческих и культурных аспектах экономических агентов. Необходимо создание стимулов для инвестирования в инновации, в том числе путем создания правовых механизмов защиты интеллектуальной собственности и развития инновационной инфраструктуры.

В дополнение к предыдущему обсуждению, следует отметить, что инновационная недальновидность также может быть обусловлена неполным пониманием и оценкой рисков, связанных с инвестированием в инновации. Недостаточное же внимание к разработке и реализации стратегий управления рисками приводит к недооценке ценности инноваций с долгосрочной перспективой [5].

Более того, государственная политика и регулирование также могут оказывать значительное влияние на инновационную активность. Несовершенная правовая база в области интеллектуальной собственности или непредсказуемость налоговой политики создают неопределенность для предпринимателей и инвесторов, что может отпугнуть инвестиции в инновационные проекты [6].

Следовательно, для эффективного преодоления инновационной недальновидности необходимо разработать комплексный подход, позволяющий не только улучшить корпоративную культуру и развить инфраструктуру инноваций, но и улучшить правовое и регуляторное окружение. Такой концепция обеспечит стабильность и прозрачность в экономических отношениях, снизит риски для инвесторов и предпринимателей, а также усилит долгосрочные инвестиции в инновационные проекты [7].

В современной экономической парадигме промышленная политика представляет собой сущностный аспект государственного управления, а ее ключевыми аспектами являются не только диверсификация экономической структуры и стимулирование инноваций, но и формирование институциональной среды, способствующей созданию благоприятных условий для развития и эффективного функционирования промышленных отраслей.

Помимо этого, промышленная политика может быть направлена на обеспечение развития высокотехнологичных секторов экономики, которые могут стать движущей силой инновационного роста и повышения конкурентоспособности национальных производителей на мировых рынках. Одновременно с этим, необходимо развитие системы интеллектуальной собственности и поддержке передовых технологических разработок, что способствует созданию условий для интенсивного научно-технического прогресса и развития инновационной инфраструктуры.

Для достижения этих целей необходимо активное взаимодействие государства, региональных органов власти и предпринимательского сообщества всех уровней [8].

Многочисленные исследования указывают на то, что одним из основных факторов, сдерживающих конкурентоспособность промышленных предприятий, является сохранение устаревших информационных систем. Это свидетельствует о неэффективности инновационной деятельности, вызванной отсутствием стратегического планирования в области управления интеллектуальной собственностью. Отдача предпочтения инвестициям в обновление оборудования, модернизацию или материальные активы вместо развития нематериальных активов может привести к дальнейшему отставанию промышленности [9, 10].

В рамках современной концепции промышленной политики выделяются несколько ключевых функций, включая формирование общего стратегического курса развития, стимулирование инноваций и обеспечение юридической защиты контрактов. Кроме того, эффективное регулирование интеллектуальной собственности и управление инновационными процессами играют критическую роль в создании благоприятной среды для развития промышленных отраслей.

Однако, для того чтобы добиться наибольшего успеха в этой области, необходимо также учитывать роль образования и научных исследований в стимулировании инноваций и технологического развития. Инновационная составляющая в стратегии промышленной политики выступает важным фактором координации, помогая сформировать общие ожидания относительно качества продукции и методов достижения этого качества, таких как использование патентов, полезных моделей и промышленных образцов, а также установление ценовой политики [11].

Одним из подходов к разработке стратегии промышленной политики является получение эксклюзивных прав на интеллектуальную собственность путем заключения лицензионных соглашений в целях снижения рисков и трансакционных издержек, способствуя стимулированию инноваций и повышению прибыльности предприятий. Другой подход предполагает активизацию инновационную деятельность и разработку передовых технологий [12].

Инновации при этом могут принимать различные формы, такие как процессные инновации, связанные с усовершенствованием технологических процессов производства, или продуктовые инновации, направленные на создание новых или улучшенных продуктов [13].

Одной из основных проблем, с которой сталкиваются управляющие инновационным развитием, является несовершенство промышленной политики и недостаточная реакция региональных органов власти. Обеспечение адекватной защиты прав на ОИС имеет ключевое значение для стимулирования инновационной активности и повышения доверия субъектов к государственным институтам и способствует созданию устойчивой и продолжительной инновационной среды, способной поддерживать долгосрочное экономическое развитие [14].

Таким образом, в контексте промышленной политики важно уделять особое внимание развитию первичных секторов производства. Этот аспект стратегии предполагает не только расширение производственных мощностей, но и повышение качества производимой продукции, а также оптимизацию производственных процессов с использованием передовых технологий и методов управления.

Данную проблему можно решить, поддерживая важные инвестиционные проекты, которые имеют стратегическое значение для государства. При принятии решения о финансировании проектов необходимо учитывать их конкурентоспособность.

Оценка конкурентоспособности инвестиционного проекта представляет собой многоэтапный процесс, начиная с тщательного анализа его технических параметров.

Среди критериев приоритетности инвестиционных проектов особое значение имеет патентная защита и а интеллектуальная чистота проекта. Патентная защита гарантирует заинтересованным сторонам правовую защиту исключительных прав на интеллектуальную собственность, что является важным фактором при привлечении инвестиций, а интеллектуальная чистота проекта подразумевает отсутствие нарушений патентных прав третьих лиц и обеспечивает стабильность и надежность инвестиционной среды [15–18].

Однако, помимо патентных аспектов, существуют и другие критерии, которые следует учитывать. Инновационная промышленная политика нацелена на коммерциализацию знаний, проходящую через разные этапы, включая формирование НМА.

Организации, ориентированные на инновационное развитие, характеризуются высокой динамикой и разнообразием НМА, связанных с различными этапами жизненного цикла продукции, начиная от процесса создания и разработки продукта до его внедрения на рынок, маркетинг, обслуживание клиентов и т. д.

Однако недостаточное управление этими активами может привести к потере конкурентоспособности и снижению результативности предприятия. Поэтому необходимо разработать эффективные стратегии управления НМА на региональном уровне, которые основаны на их правильном планировании и оценки, а также предусматривают развернутые механизмы контроля и мониторинга.

Заключение

  1. Таким образом, в развитии промышленной политики, направленной на оптимизацию инвестиционного процесса, оказывается критической роль стратегическое управление ОИС в рамках жизненного цикла продукции.
  2. Это предполагает не только выработку методов интеграции таких объектов в экономическую сферу, но и адаптацию к меняющимся рыночным условиям и технологическим инновациям.
  3. Одним из ключевых аспектов данного подхода является создание информационной инфраструктуры, способной отслеживать динамику экономического роста как в прошлом, так и в будущем.
  4. Дополнительно, эффективное управление НМА включает в себя разработку системы планирования, направленной на оптимизацию их использования в различных этапах жизненного цикла продукции.
  5. Важным аспектом также является система учета и анализа, которая позволяет оценивать эффективность использования нематериальных активов и вносить коррективы в стратегии управления в соответствии с изменяющимися условиями.
  6. Для обеспечения успешного управления инновациями необходимо регулярно оценивать эффективность инвестиций и адаптировать стратегии в соответствии с изменениями на рынке и в технологической среде.
  7. Это требует постоянного мониторинга конкурентной среды и внутренних процессов компании, а также гибкости в принятии решений. Также важно поддерживать баланс между стабильностью и изменениями, учитывая как потребности рынка, так и внутренние возможности предприятия.
  8. Все эти аспекты требуют внимательного анализа и стратегического планирования, чтобы обеспечить долгосрочную устойчивость и рост компании.

 

Конкурирующие интересы: Конкурирующих интересов нет.

Competing interests: No competing interests.

×

Об авторах

Елена Александровна Миронова

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Автор, ответственный за переписку.
Email: elena.obrazovanie@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-9645-5717

доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики инноваций 

Россия, Самара

Алексей Витальевич Добрусин

Корпорация "Далимо"

Email: Alexeydobrusin@gmail.com
ORCID iD: 0009-0002-3560-769X

директор по цифровому маркетингу

Россия, Самара

Список литературы

  1. Агафонов В.А. Стратегическое планирование регионального развития, системный подход = Strategic planning of regional development. The system approach: монография. – Москва: Финансовый ун-т, 2014. – 228 с. URL: http://elib.fa.ru/fbook/Agafonov_STRATEGIC PLANNING.pdf
  2. Бухарова Е.Б., Самусенко С.А., Вчерашний П.М. Технологическая многоукладность экономики региона: перспективы и риски инновационного развития / ЭКО. – 2012. – № 5 (455). – С. 60–82. EDN: https://www.elibrary.ru/oxzatx
  3. Вертакова Ю.В., Быковская Е.В. Возможности инновационно-технологического развития промышленных предприятий РФ в условиях цифровой трансформации экономики // Развитие цифровой экономики в условиях деглобализации и рецессии: монография / А.А. Алетдинова, Д.А. Алехина, О.В. Андрухова [и др.]. – Санкт-Петербург: С.-Петерб. политехн. ун-т Петра Великого, 2019. – С. 379–405. doi: 10.18720/IEP/2019.2/14. EDN: https://www.elibrary.ru/joemfv
  4. Власова Н.Ю. Эволюция теории факторов размещения в контексте процессов новой индустриализации // Региональная экономика: вызовы, приоритеты, стратегические ориентиры: монография / под ред. Я.П. Силина. – Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет, 2017. – С. 140–151. EDN: https://www.elibrary.ru/rtftqx
  5. Глезман Л.В., Исаев С.Ю., Урасова А.А. Инновационная инфраструктура региона в новой экономической реальности // Креативная экономика. – 2022. – Том 16. – № 12. – С. 4605–4620. doi: 10.18334/ce.16.12.117165. EDN: https://www.elibrary.ru/rtzqbe
  6. Горький А.С. Теоретические основы управления финансами интегрированных бизнес-структур // Вестник Самарского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2015. – № 2(124). – С 30–35. EDN: https://www.elibrary.ru/tphtyf
  7. Карлик А.Е., Комаров А.Г. Промышленная политика и развитие регионов // Проблемы теории и практики управления. – 2005. – № 3. – С. 66–71. EDN: https://www.elibrary.ru/kvspdh
  8. Киргуев А.Т. Социально-экономическая политика субъекта Российской Федерации в условиях дезинтеграции хозяйственного пространства. Ростов–на–Дону: СКНЦ ВШ, 2016. – 174 с.
  9. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Россия–2050: стратегия инновационного прорыва: монография. 2-е изд., доп. М.: Экономика, 2005. – 337 с. EDN: https://www.elibrary.ru/supzdx
  10. Лексин В.Н, Швецов А.Н. Государство и регионы: теория и практика государственного регулирования территориального развития. – Москва: Издательство Либроком, 2016. – 460 с.
  11. Мирошников С.Н. Государственное управление социально-экономическим развитием субъектов Российской Федерации на основе системы стратегического планирования: дисс. … док. экон. наук: 08.00.05. – 2021. – 399 с. EDN: https://www.elibrary.ru/ccfrwe
  12. Пидоймо Л.П. Модернизация промышленных предприятий: концептуально-методологические основы, ключевые факторы, система планирования: монография. под ред. В.Н. Эйтингона. – Воронеж, 2004. – 206 с. ISBN: 5-9273-0344-7. EDN: https://www.elibrary.ru/qqdzfj
  13. Пестунов М.А. Инновационная близорукость как институциональный ограничитель экономического роста // Экономический анализ: теория и практика. – 2006. – № 13 (70). – C. 37–46. EDN: https://www.elibrary.ru/hsqchj
  14. Полтерович В.М. Институциональные ловушки и экономические реформы // Экономика и математические методы. – 1999. – Т. 35. – № 2. – С. 3–20. EDN: https://www.elibrary.ru/qolebj
  15. Райзберг Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: учебное пособие. – Москва, Издательство: ООО «Научно-издательский центр ИНФРА–М». – 2016. – 384 с. ISBN: 978-5-16-006792-6. EDN: https://www.elibrary.ru/uxyooj
  16. Рисин С.И. Региональная промышленная политика: сущность, целевая функция, принципы // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2009. – № 6 (74). – С. 88–90. EDN: https://www.elibrary.ru/kzsrsl
  17. Самойлов А.В. Интегративный подход к исследованию инновационного потенциала национальной экономики // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2012. – № 4 (90). – С. 67–71. EDN: https://www.elibrary.ru/pcgudx
  18. Сухарев О.С., Ворончихина Е.Н. Структурная политика роста в России: ресурсы, технологичность, риск и индустриализация // Journal of New Economy. – 2020. – Т. 21. – № 1. – С. 29-52. doi: 10.29141/2658-5081-2020-21-1-2. EDN: https://www.elibrary.ru/ulwwyr

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Вестник Самарского университета. Экономика и управление, 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах