О развитии высшего инженерно-экономического образования в российских технических университетах
- Авторы: Бухалков М.И.1, Кузьмина Н.М.2, Мельников М.А.3
-
Учреждения:
- Самарский государственный технический университет
- Самарский государственный медицинский университет
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
- Выпуск: Том 15, № 1 (2024)
- Страницы: 151-164
- Раздел: УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
- URL: https://journals.ssau.ru/eco/article/view/27318
- DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0461-2024-15-1-151-164
- ID: 27318
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В своем историческом развитии высшее российское инженерное и экономическое образование прошло многовековой путь реформаторских преобразований. Началом его явилось учреждение в 1830 году Московского ремесленного училища для подготовки искусных мастеров фабрично-заводских ремесел. Вскоре оно превратилось по решению царствующего правительства в Императорское техническое училище, предназначенное предоставлять учащимся высшее образование по механическим специальностям со сроком обучения 5 лет. В течение длительного периода времени Императорское техническое училище представляло собой в России передовой мировой рубеж творческой инженерной мысли выдающихся отечественных ученых-машиностроителей. Оно всегда было и до сих рыночных пор остается первым в стране высшим техническим учебным заведением университетского типа, готовящим инженеров и экономистов широкого профиля на основе сочетания теоретического и практического обучения студентов в реальной научной и экономической деятельности на действующих промышленных предприятиях. В Московском высшем техническом училище под руководством Д.К. Советкина была впервые разработана и с широким успехом использована в учебном процессе новая система профессиональной подготовки будущих инженерных кадров, получившая мировое признание как «русский метод обучения ремеслам». Обязательным для всех инженеров было в то время овладение столярным, кузнечным, токарным, слесарным и модельным искусством, каждое из которых изучалось в порядке возрастания сложности. В последующие годы основные научные принципы формирования комплексных теоретических знаний и практических умений будущих инженеров машиностроительного производства были в систематизированном виде изложены в учебнике профессора Московского императорского технического училища Н.Г. Чарновского «Организация промышленных предприятий по обработке металлов». Изданный более 100 лет назад учебник, по оценке организаторов современных научных «Чарновских чтений», является первым в мире учебным пособием по производственному менеджменту. Самарский государственный технический университет был также учрежден, как и много лет ранее Московский технический университет имени Н.Э Баумана, императорским Законом, подписанным собственноручно Николаем II со словами «Быть по сему» 3 июля 1914 года. В одобренном Государственным советом и Государственной думой «Законе об учреждении в Самаре политехнического института» были определены место его расположения, структура подразделений, общий статус, штат сотрудников, источники финансирования и время начала учебной деятельности: I. Учредить в городе Самаре Политехнический институт в составе двух факультетов: коммерческо-экономического с отделениями экономическим и коммерческо-техническим и сельско-хозяйственного с разделением отделений коммерческо-экономического и сельско-хозяйственного факультетов в подотделы по специальностям. Отнести означенный институт к числу высших учебных заведений. II. Установить прилагаемый штат политехнического института и ввести его в действие с 1 июля 1915 года. В статье рассматривается на примере известных в стране Бауманского, Самарского и других технических университетов исторический опыт развития инженерно-экономического образования в российской высшей школе в период становления новых рыночных отношений. Раскрываются также основные направления и результаты сотрудничества кафедры производственного менеджмента СамГТУ с Волжским автомобильным заводом ПАО «АвтоВАЗ» в выполнении научных исследований и совершенствовании подготовки организаторов труда и производства.
Полный текст
Введение
В российском образовательном пространстве с давних советских пор существует множество научных школ подготовки различных специалистов высокой квалификации инженерного и экономического профиля. В свое время в стране была создана широкая сеть технических, экономических, педагогических, медицинских, юридических и многих других отраслевых и политехнических типов высших учебных заведений, включая и широко известные так называемые «нархозы» – существовавшие много лет в плановой экономике институты народного хозяйства. В них на бесплатной основе обучались тысячи студентов по самым разным специальностям для всего планового народного хозяйства страны. В число особых категорий высших учебных заведений входили немногочисленные ведущие союзные университеты, столичные инженерно--экономические институты и соответствующие вузовские факультеты для подготовки инженеров-экономистов, организаторов производства и плановиков-управленцев.
Первые специализированные инженерно-экономические институты появились в нашей стране примерно сто лет назад в Ленинграде, Москве и Харькове путем преобразования ранее функционировавших в те годы различных учебных заведений для обучения квалифицированных инженеров-экономистов и организаторов производства. В период рыночного реформирования высшей школы все они стали университетами и получили свое новое наименование. ЛИЭИ имени П. Тольятти долгое время назывался «ИнжЭкон» и теперь входит в состав СПбГУЭФ - Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов или «ФинЭк». МИЭИ имени С. Орджоникидзе сменил не только свое прежнее наименование, но и место расположения и стал ГУУ – Государственным университетом управления, крупнейшим высшим учебным учреждением страны. ХИЭИ имени С.Кузнеца действовал под прежним названием много лет и в рыночные годы превратился в Харьковский национальный экономический университет [1–5].
Помимо трех созданных в свое время в крупных промышленных центрах страны ведущих – Ленинградского, Московского и Харьковского инженерно-экономических институтов, профессиональная подготовка дипломированных инженеров-экономистов осуществлялась тогда во многих политехнических и отраслевых институтах, а также в Московских – Авиационном институте и Высшем техническом училище имени Н.Э. Баумана на специальных инженерно-экономических факультетах. Среди политехнических институтов были Воронежский - ВПИ, Ленинградский – ЛПИ и Уральский – УПИ. В рыночные годы такие факультеты были впервые открыты и в Самарских государственных – аэрокосмическом и техническом университетах и других вузах для подготовки в регионе квалифицированных экономических кадров.
Основными целями и задачами настоящего исследования являются перспективное планирование, стратегическое развитие и непрерывное совершенствование инженерно-экономического образования выпускников высшей школы, а также обеспечение на этой основе решения существующих в отечественной промышленности проблем повышения эффективности ее функционирования, дальнейшего подъема производства конкурентоспособной продукции с целью насыщения своего внутреннего рынка и последу-
ющего продвижения товаров на мировой рынок.
Ход развития инженерно-экономического образования
Советское правительство всегда было заинтересовано в повышении экономической эффективности собственной отечественной промышленности и в обеспечении своевременной подготовки молодых дипломированных инженеров-экономистов и организаторов-управленцев производства и многих других категорий специалистов с высшим образованием. Все экономические специальности в течение долгого времени были объединены в одну XVII группу «Экономика». В ее состав в первоначальный период входило всего четыре планово-экономических специальностей: 1701 «Планирование народного хозяйства», 1702 «Планирование промышленности», 1703 «Планирование и организация материально-технического снабжения» и 1704 «Экономика труда» с присвоением всем выпускникам одной квалификации - «Экономист». Свыше 50 специальностей и более 100 специализаций относились в те годы по своему отраслевому предназначению к промышленным предприятиям и организациям по конкретным видам производственной деятельности с получением единой квалификации – «Инженер-экономист». К примеру, в рамках широкой отраслевой специальности 1709 в отрасли машиностроительного производства были предусмотрены три специализации: две отраслевых – «Экономика и организация машиностроительной промышленности», «Экономика и организация авиационной промышленности» и одна межотраслевая – «Организация и нормирование труда».
В последнем перечне специальностей, утвержденных еще в период плановой экономики бывшим союзным Министерством высшего и среднего специального образования, предусматривалась две группы подготовки специалистов в сфере финансово-экономической и организационно-управленческой деятельности на всех предприятиях и в учреждениях: VI - шестая и VII – седьмая: к ним соответственно были отнесены все существовавшие общеэкономические и инженерно-экономические специальности. В таблице 1 для сравнительного примера представлен полный состав экономических специальностей, действовавших в период массового расширения подготовки в нашей стране экономистов в государственных технических и экономических университетах, а также в многочисленных частных институтах в период развития новых свободных рыночных отношений [5, с. 23].
Подготовка инженеров-экономистов для народного хозяйства страны, как видно из таблицы 1, осуществлялась во многих высших учебных заведениях по конкретным отраслям промышленности, что позволяло вузам наряду с широкими общетеоретическими и экономическими научными знаниями сформировать у молодых специалистов глубокие профессиональные знания и практические умения в соответствующей отрасли производства. Приведенная в перечне новая специальность «Организация производства» была открыта уже в самое «предрыночное» время специальным решением Минвуза и Совмина СССР правительственным постановлением о подготовке в эпоху массового внедрения на предприятиях бригадных форм организации труда инженеров-организаторов с высшим образованием из состава мастеров и бригадиров промышленных предприятий по сокращенным срокам обучения.
Таблица 1 – Состав экономических и инженерно-экономических специальностей
Table 1 – Composition of economic and engineering-economic specialties
06. | 00. | Общеэкономические специальности |
06. | 01. | Политическая экономия |
06. | 02. | Экономика и управление производством |
06. | 03 | Экономическое и социальное планирование |
06. | 04. | Финансы и кредит |
06. | 05. | Ценообразование |
06. | 06. | Экономика и социология труда |
06. | 07. | Статистика |
06. | 08. | Бухгалтерский учет, контроль и анализ хозяйственной деятельности |
06. | 09. | Экономическая кибернетика |
06. | 10. | Международные экономические отношения |
07 | 00. | Инженерно-экономические специальности |
07 | 01. | Экономика и управление в машиностроении |
07 | 02. | Экономика и управление в металлургии |
07 | 03. | Экономика и управление в отраслях топливно-энергетического комплекса |
07 | 04. | Экономика и управление в отраслях химико-лесного комплекса |
07 | 05. | Экономика и управление издательским делом и полиграфией |
07 | 06. | Экономика и управление в отраслях агропромышленного комплекса |
07 | 07. | Экономика и управление в текстильной и легкой промышленности |
07 | 08. | Экономика и управление в строительстве |
07 | 09. | Экономика и управление в торговле и общественном питании |
07 | 10. | Экономика и управление в связи |
07 | 11. | Экономика и управление на транспорте |
07 | 12. | Экономика и управление в социальной сфере |
07 | 13. | Экономика и управление научными исследованиями и проектированием |
07 | 14. | Экономика и управление в отраслях горной промышленности и геологии |
07 | 15. | Экономическая информатика и автоматизированные системы управления |
07 | 16. | Организация производства |
В учебных планах обучения инженеров-экономистов значительное место отводилось изучению предметов политической экономии, отраслевой экономики и технологии производства, организации труда и производства, нормирования и оплаты труда, планирования и управления производством в основных и вспомогательных цехах предприятия. Все эти и многие другие изучаемые вопросы предстояло будущему инженеру-экономисту научиться решать на конкретном предприятии после завершения обучения и защиты дипломного проекта. Срок подготовки дипломированных специалистов в зависимости от выбранной формы обучения составлял: 5 лет на дневной и соответственно на вечернем и заочном отделениях – 6. Многие выпускники-экономисты дневных отделений получали направление на гарантированное место работы по распределению на передовые промышленные предприятия в разные производственно-технические и планово-экономические подразделения: организации и планирования производства, организации и нормирования труда, организации материально-технического снабжения и сбыта, а также в проектно-технологические институты, в научные экономические лаборатории и другие научные организации и учреждения.
Как предусматривается в действующих должностных требованиях [6], основными функциональными обязанностями в работе инженера-экономиста на промышленных предприятиях и в коммерческих учреждениях тогда и сейчас является постоянное осуществление технико-экономического анализа результатов производственно-хозяйственной деятельности организации и ее структурных подразделений. К наиболее важным обязанностям любого экономиста промышленного предприятия также можно отнести такие из них, как расчет и обоснование материальных, трудовых и финансовых издержек; анализ экономической эффективности работы организации по различным показателям; разработка мероприятий по экономии расходуемых на производстве трудовых, материальных и других ресурсов; выявление основных организационно-технологических резервов производства и реальных возможностей увеличения объема выпускаемой продукции; расширение масштабов предоставляемых по заказам рыночных услуг и выполняемых работ. Кроме того, инженер-экономист должен принимать участие в разработке и обосновании перспективных научно-технических и инженерных проектов развития своей организации, уметь осуществлять оперативный учет и текущий контроль за ходом производственных процессов, составлять бизнес-планы и организационно-технологические проекты на производство новой продукции и оценивать их экономическую эффективность и результаты основной деятельности.
Открытие подготовки инженеров-экономистов в СамГТУ
В Самарском государственном техническом университете существуют на официальном уровне три достоверные исторические даты о важнейших этапах развития высшего инженерного и экономического образования студентов. Первая подлинная дата была связана с принятием еще Царского закона от 3 июля 1914 года об учреждении в городе Самаре Политехнического института в составе двух факультетов с отделениями по экономическим и коммерческо-техническим специальностям. Вторая дата соответствует решениям Высшего Совета народного хозяйства СССР от 18 июля 1930 года об открытии в Средне-Волжском крае новых Самарских высших технических учебных заведений – Механического, Химического и Энергетического, которые были объединены сначала в Индустриальный, а затем в Политехнический институт. Третья относится уже к периоду недавних рыночных преобразований, когда Президиумом УМО по инженерно- экономическому образованию при Государственном комитете СССР по народному образованию и Министерстве науки, высшей школы и технической политики РФ было принято 21 мая 1992 года постановление: «Поддержать предложение Самарского политехнического института об открытии с нового учебного года подготовки кадров по специальности 0701 «Экономика и управление в машиностроении» в количестве двух групп студентов дневного обучения» [7].
В соответствии с предметом исследования авторам статьи представляется необходимым более подробно рассмотреть содержание и ход осуществления основных организационно-методических кафедральных решений, связанных с открытием в СамГТУ подготовки инженеров-экономистов и организацией работы нового инженерно-экономического факультета. В таблице 2 приводятся важнейшие результаты настоящего исследования, которые в организации научно-учебного процесса стали реальной основой ключевых административно-управленческих решений, направленных на развитие инженерно-экономического образования и совершенствование подготовки специалистов-организаторов производства. Это наиболее полный многолетний перечень выполненных кафедрой «Организация машиностроительного производства» основных стратегических и оперативных организационно-методических мероприятий, способствовавших открытию подготовки экономистов и созданию экономического факультета в Самарском государственном техническом университете.
В стратегическом плане вся текущая работа руководства и сотрудников общеинститутской кафедры «Экономика промышленности и организация производства» была всегда направлена на постоянное решение следующих весьма важных для подготовки молодых специалистов первосрочных и перспективных задач [5]:
- обеспечение на лекционных и практических занятиях непрерывной экономической, организационной и управленческой подготовки студентов;
- установление с выпускающими кафедрами межпредметных методических связей в преподавании на факультетах профильных и экономических дисциплин;
- расширение тематики экономических исследований на основе развития хоздоговорных отношений с передовым Волжским автомобильным заводом производственного объединения «АвтоВАЗ» и промышленными предприятиями Самарской области;
- развитие широких научных и творческих контактов с высшими учебными заведениями страны и экономическими факультетами, прежде всего, с базовыми кафедрами Ленинградского инженерно-экономического института для консультаций и защиты нашими сотрудниками диссертаций;
- открытие в политехническом институте новых специальностей по подготовке инженеров-экономистов, будущих организаторов производства и управленцев-менеджеров для отечественных предприятий;
- подготовка и издание авторских отечественных учебников и учебных пособий с грифом Минобразования и науки РФ для обучения будущих инженеров-экономистов.
Таблица 2 – Организационно-методическое обеспечение подготовки экономистов
Table 2 – Organizational and methodological support for the training of economists
1. Избрание Ученым советом Куйбышевского политехнического института на конкурсной основе заведующего межфакультетской кафедрой «Экономика промышленности и организация производства» |
1977 |
2.Расширение тематики кафедральных научно-исследовательских работ по заказам Волжского автозавода ПО «АвтоВАЗ» и других промышленных предприятий Куйбышевской области | 1978 |
3. Проведение в Куйбышевском политехническом институте Всесоюзного научного координационного совещания вузов страны по проблемам экономики, организации, нормирования и оплаты труда в народном хозяйстве | 1979 |
4. Создание в Министерстве высшего, специального и профессионального образования технико-экономического Совета по специальности «Организация и нормирование труда» | 1980 |
5. Стратегическое планирование развития научных связей кафедры с ведущими экономическими учебными заведениями и передовыми факультетами для организации подготовки будущих инженеров экономистов в политехническом институте | 1982 |
6. Решение Минвуза РСФСР об открытии в Куйбышевском политехническом институте кафедры «Организация машиностроительного производства» для подготовки специалистов производства из состава мастеров и бригадиров промышленных предприятий | 1985 |
7. Разработка учебного плана и составление рабочих программ подготовки инженеров-экономистов по специальности «Экономика и управление в машиностроении» и их согласование с экономической дирекцией ПО «АвтоВАЗ» | 1991 |
8. Постановление президиума УМО по инженерно-экономическому образованию об открытии в Самарском политехническом институте подготовки инженеров-экономистов по новой специальности 0701 «Экономика и управление в машиностроении» | 1992 |
9. Основание инженерно-экономического факультета в Самарском государственном техническом университете и организация набора студентов по двум отраслевым специальностям: экономики и управления в машиностроении и в отраслях ТЭК | 1992 |
10. Участие кафедры производственного менеджмента СамГТУ в Международной олимпиаде высших учебных заведений по менеджменту в СПбИЭА и награждение студентов Д. Борисова и М. Мельникова дипломами победителей | 1995 |
11. Первый выпуск и свободное распределение в Самарском техническом университете новых дипломированных инженеров-экономистов по специальности «Экономика и управление в машиностроении» | 1997 |
12. Подготовка и издание сотрудниками кафедры производственного менеджмента СамГТУ первых рыночных авторских учебников по экономическим специальностям «Внутрифирменное планирование», «Управление персоналом», «Производственный менеджмент» и других с грифом Минобразования РФ | 1996–2005 |
13. Признание по итогам университетского конкурса коллектива кафедры менеджмента в научной, учебной и методической деятельности победителем среди выпускающих кафедр и награждение денежной премией и золотой статуэткой «Лучшая кафедра» | 2005 |
14. Формирование научной школы организаторов труда и производства на кафедре производственного менеджмента инженерно-экономического факультета СамГТУ. Презентация к 30-летию организации факультета | 2005–2022 |
15. Реформирование в Самарском техническом университете двух факультетов и их преобразование в новый «Институт инженерно-экономического и гуманитарного образования» | 2020–2022 |
Впервые предложение об открытии в Куйбышевском политехническом институте новой экономической специальности появилось у сотрудников кафедры еще в далеком 1979 году, когда по их инициативе были проведены Всесоюзное координационное совещание и Региональная научно-практическая конференция по проблемам экономики, организации, нормирования и оплаты труда. Проведение этих крупных научных мероприятий укрепило связи кафедры с вузами и предприятиями, в частности с учебно-методическими объединениями. При согласовании с ними были приняты первые рекомендации участников областной конференции об открытии в политехническом институте новой специальности 1709 «Организация и нормирование труда» для подготовки дипломированных инженеров-экономистов.
В скором времени в высшей школе Постановлением Совета Министров СССР была открыта новая специальность 0716 «Организация производства» для подготовки по сокращенным срокам обучения инженеров-организаторов с высшим образованием из состава мастеров и бригадиров промышленных предприятий. Заручившись поддержкой Волжского автозавода ПО «АвтоВАЗ» и Министерства автомобильной промышленности, кафедра второй раз решила выйти на ректорат с двумя предложениями: открыть эту новую специальность; создать профилирующую кафедру.
Ректор политехнического института, профессор С.М. Муратов это предложение тогда активно поддержал и наш министр И.Ф. Образцов подписал по Минвузу РСФСР 12 июня 1985 года приказ об открытии кафедры «Организация машиностроительного производства». Первый заказ она получила на подготовку по сокращенным срокам с отрывом и без отрыва от производства свыше 200 мастеров и бригадиров со средним техническим образованием от Министерства автомобильной промышленности СССР и машиностроительных предприятий Куйбышевской области и Среднего Поволжья.
В связи с преобразованием в начале рыночных реформ политехнического института в технический университет возникла необходимость расширить перечень экономических специальностей. Все подготовленные кафедрой организации машиностроительного производства и согласованные с представителем экономической дирекции ПО «АвтоВАЗ» Б.А. Крупенковым лицензионные материалы были представлены на заседание УМО по инженерно-экономическому образованию при ЛИЭИ имени П.Тольятти проректором по учебной работе И.В.Карговым. В результате их обсуждения президиум отметил наличие трех важных условий для подготовки в политехническом институте новых специалистов инженерно-экономического профиля [5]:
– долговременная потребность в подготовке специалистов в регионе составляет более 40 человек в год, что подтверждается договорами с ПО «АвтоВАЗ», ГПЗ-4 и ГПП «ЗиМ»;
– соответствие в институте материальной базы и квалификации преподавательских кадров экономического профиля, среди которых 3 доктора и свыше 10 кандидатов наук;
– своевременное проведение руководством института и профилирующей кафедрой организационно-методической работы по подготовке к открытию новой специальности.
Принятое решение об открытии в 1992 году новой специальности «Экономика и управление в машиностроении» стало для технического университета важным историческим событием. Ректорат установил план приема студентов-экономистов на первый курс в количестве 80 человек по двум отраслевым направлениям: машиностроение и нефтепереработка – соответственно каждой выпускающей кафедре ровно 40 студенческих мест. На кафедру организации машиностроительного производства после сдачи вступительных экзаменов и собеседования с абитуриентами было зачислено 40 круглых отличников [5].
Реформирование системы инженерно-экономического образования
В архитрудных условиях начинал свою учебную и научную деятельность открытый в годы рыночных преобразований наш инженерно-экономический факультет. С прекращением существования Советского Союза распалась государственная система и все органы управления, включая отраслевые Министерства, целые отрасли промышленности и, прежде всего, машиностроительного и оборонного комплекса. Система высшего и профессионального образования также была подвержена непрерывному административному реформированию. В таких новых условиях сотрудники выпускающей кафедры долгое время старались обеспечить высокое качество подготовки инженеров-экономистов в основном за счет сохранения в предлагаемых реформаторами учебных планах еще пока существующие основные производственные и технологические дисциплины. Вместе с включением в учебный процесс новых предметов – «Маркетинг», «Менеджмент», «Микроэкономика, «Управление инвестициями» и других с чисто рыночными видами деятельности, мы сохранили до лучшего времени в своих учебных планах такие фундаментальные научные дисциплины, как «Экономика машиностроения», «Организация производства», «Планирование на предприятии», «Технология машиностроения», «Организация и нормирование труда», «Управление производством» и ряд других важных учебных дисциплин. Но с появлением новых поколений так называемых «ГОС» – Государственных образовательных стандартов производственные дисциплины стали постепенно исчезать из учебных планов подготовки инженеров-экономистов во многих частных технических вузах. В настоящее время университетская общественность активно выступает за восстановление в стране инженерно-экономического образования и повышение качества подготовки экономистов [ 8].
В соответствии с действующим Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» освоение выбранной образовательной программы сопровождается промежуточной и итоговой аттестацией всех обучающихся [9]. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы, а также непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признается академической задолженностью: обучающиеся должны ликвидировать ее в установленные сроки. К итоговой аттестации допускаются студенты, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный график, если иное не установлено порядком ее проведения.
Важной стадией итоговой аттестации и самым сложным для многих студентов этапом их профессионального обучения явились такие необходимые составляющие качественного обучения инженеров-экономистов, как реальное прохождение преддипломной практики на предприятии, выбор темы дипломного проекта или выпускной работы и главное – самостоятельное их написание и своевременная публичная защита. Выпускная квалификационная работа бакалавра производственного менеджмента должна быть тесно связана с видами и задачами его профессиональной деятельности. Прежде всего, с выполнением на предприятиях и в учреждениях таких творческих и разнообразных функций в работе молодых специалистов [10], как планово-экономическая, финансово-учетная, организационно-управленческая, информационно-аналитическая, научно-исследовательская, оперативно-регулирующая и, естественно, преподавательская.
ВКР – это комплексная самостоятельная работа студентов, которая должна свидетельствовать о наличии у выпускника требуемых теоретических знаний, профессиональных компетенций и практических умений решать бакалавром менеджмента на соответствующем рабочем месте самые разнообразные стратегические и оперативные задачи по основным функциям планирования, организации и управления производственными процессами. Совместно со своим персоналом менеджер должен уметь создавать новые высокоэффективные организационные проекты производства товаров, работ и услуг и руководить их выполнением при минимальных затратах экономических ресурсов при существующих рыночных ограничениях [11].
В Министерстве высшего образования и науки Российской Федерации сейчас существует примерно 10 основных направлений экономического образования студентов по всей группе профиля «Экономика и управление». В таблице 3 содержится перечень действующих в настоящее время экономико-управленческих направлений подготовки молодых специалистов на инженерно-экономическом факультете Самарского государственного технического университета по образовательным программам бакалавров и магистров [5].
Таблица 3 – Подготовка бакалавров и магистров экономики и управления
Table 3 – Training of bachelors and masters of economics and management
38.00.00 | Сфера деятельности в экономике и управлении | Квалификация |
38.03.01 | Экономика | Бакалавр |
38.03.02 | Менеджмент | Бакалавр |
38.03.03 | Управление персоналом | Бакалавр |
38.03.04 | Государственное и муниципальное управление | Бакалавр |
38.03.05 | Бизнес-информатика | Бакалавр |
38.03.06 | Торговое дело | Бакалавр |
38.03.07 | Товароведение | Бакалавр |
38.03.10 | Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура | Бакалавр |
Как видно из таблицы, в приведенном перечне теперь совсем отсутствуют когда-то широко востребованные на промышленных предприятиях многие отраслевые специальности инженерно-экономические профиля. Ведется сейчас только подготовка экономистов в Институте инженерно-экономического и гуманитарного образования СамГТУ [12] по специальности «Экономическая безопасность» на бывшей кафедре политической экономии. Вузовские преподаватели теперь более активно выступают за развитие инженерно-экономического образования и совершенствование в высшей школе качества экономической подготовки инженерных кадров всех категорий [13].
Профессиональный стандарт инженера-экономиста машиностроения
Новый профессиональный стандарт «Инженер-экономист машиностроительной организации» утвержден Министерством труда и социальной защиты РФ 14 апреля 2021 года, №245н. Зарегистрирован Министерством юстиции РФ. Регистрационный №1447. Срок его действия установлен с 1 сентября 2021 года по 1 сентября 2027 года [14].
В рыночные годы профессия инженеров-экономистов стала самой востребованной на действующих российских промышленных предприятиях [15]. Вызвано это было тем, что в плановой экономике их подготовка в вузах велась по отраслевой специализации промышленности: машиностроение, металлургия, полиграфия, торговля и многим другим, с сокращением которых исчезла в новых рыночных отношениях и специальность «Инженер-экономист». В российскую высшую экономическую школу в те годы надолго пришли, как справедливо заметил профессор «ФинЭка» А.Е. Карлик, популярные и прибыльные для многих вузов зарубежные образовательные программы по двум укрупненным направлениям подготовки бакалавров и магистров – «Экономика» и «Менеджмент». Но внимательное изучение этих учебных программ ясно дает понять, что в определенной степени это также - лукавство и, строго говоря, инженеров-экономистов в советском понимании мы тоже пока не готовим [16].
Основная цель профессиональной деятельности инженеров-экономистов в современных условиях хозяйствования заключается в информационно-аналитическом сопровождении принимаемых управленческих решений, направленных на подъем машиностроительного производства, эффективное использование ресурсов и достижение плановых показателей отраслевых промышленных предприятий и коммерческих организаций и их подразделений.
В соответствии с целевым назначением профессионального стандарта его требования о планово-экономическом обеспечении эффективной производственно-хозяйственной деятельности машиностроительных предприятий распространяются в первую очередь на организацию планово-учетной и планово-аналитической работы всех категорий инженеров-экономистов, а также на оперативное руководство и управление персоналом всех планово-экономических подразделений. В связи с этим представляется важным рассмотреть здесь описание некоторых обобщенных трудовых функций инженера-экономиста, входящих в профессиональный стандарт или карту видов деятельности [14].
К планово-учетной деятельности в машиностроительной организации и в ее подразделениях относятся следующие обобщенные трудовые функции:
- расчет нормативных и фактических технико-экономических показателей машиностроительной организации (подразделений) на основе данных первичного управленческого учета;
- формирование цен и затрат на производимую продукцию, выполняемые работы и услуги в машиностроительной организации и в ее подразделениях;
- разработка тематических разделов текущих планов и бюджетов машиностроительной организации и всех ее подразделений.
В состав обобщенных трудовых функций планово-аналитической деятельности в машиностроительной организации и ее подразделений входят следующие виды работ:
- технико-экономический и финансовый анализ деятельности машиностроительной организации и ее производственных подразделений;
- разработка прогнозов и планов экономического развития машиностроительной организации и основных ее подразделений
Руководство планово-экономической деятельностью в машиностроительной организации предусматривает осуществление следующих организационно-управленческих функций:
– организационно-методическое обеспечение планово-экономической деятельности в машиностроительной организации;
– оперативное планирование и организация деятельности специалистов по экономическому обоснованию целевых показателей развития машиностроительных предприятий;
– мониторинг выполнения основных показателей производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности машиностроительной организации.
Рассмотрим в соответствии с требованиями профессионального стандарта более подробно трудовые функции по расчету нормативных и фактических технико-экономических показателей на основе данных первичного управленческого учета. В таблице 4 дается перечень и состав основных расчетных показателей плановой деятельности машиностроительных организаций в зависимости от таких квалификационных требований к специалистам, как трудовые действия, необходимые умения и необходимые знания [14].
Таблица 4 – Профессиональные требования к знаниям, умениям и действиям
Table 4 – Professional requirements for knowledge, skills and actions
Содержание трудовых функций, необходимых знаний и умений |
Трудовые действия |
Проверка и обработка поступающей информации о фактах производственно-экономической деятельности подразделений машиностроительной организации |
Формирование обобщенных групп достоверных данных первичного учета результатов деятельности подразделений машиностроительной организации |
Расчет нормативных и фактических показателей использования трудовых ресурсов подразделений машиностроительной организации |
Расчет нормативных и фактических показателей использования материальных ресурсов подразделений машиностроительной организации |
Расчет нормативных и фактических показателей использования основных фондов подразделений машиностроительной организации |
Необходимые умения |
Соотносить показатели хозяйственных операций с объектами бухгалтерского и управленческого учета |
Определять источники получения первичной учетной информации, оценивать полноту и достоверность предоставляемых отчетных данных |
Выбирать инструменты и опции программного обеспечения для отражения первичных данных и формирования документов управленческого учета |
Группировать в соответствии с классификационными признаками трудовые и материальные ресурсы, активы машиностроительной организации |
Определять нормы труда на выполнение различных работ расчетно-аналитическими и опытно-статистическими методами |
Производить расчет фактических и нормативных показателей состояния, движения и использования основных фондов и материальных ценностей |
Необходимые знания |
Принципы построения организационной структуры, состав технологических переделов машиностроительной организации |
Принципы и методы организации, планирования и управления производством с учетом серийности и сложности продукции |
Содержание операционной, инвестиционной и финансовой деятельности машиностроительной организации |
Классификационные группы производственных ресурсов и активов машиностроительной организации |
Порядок и методы расчета нормативных и фактических показателей использования основных фондов и товарно-материальных ценностей |
Состав конструкторской и технологической документации, порядок ее использования при проведении организационно-экономических расчетов |
Статистические методы обработки экономической информации, в том числе с использованием информационных технологий |
Ответственной организацией-разработчиком профессионального стандарта явился Уральский федеральный университет – ректор Кокшаров Виктор Анатольевич, кафедра «Организация машиностроительного производства», город Екатеринбург. Проявленная инициатива УрФУ была поддержана в Уральском полпредстве, в Совете по профессиональным квалификациям, в Союзе машиностроителей России, в коллегии Военно-промышленной комиссии, на Екатеринбургских машиностроительных предприятиях, в Российских технических и экономических университетах [16], в том числе и авторами настоящей статьи. Новый профессиональный стандарт будет способствовать расширению подготовки квалифицированных инженеров-экономистов машиностроительного производства в технических вузах страны.
Общие выводы и заключение
За недолгие годы своего существования инженерно-экономический факультет СамГТУ занял достойное место в подготовке экономистов предприятий, организаторов труда и управления производством не только среди технических университетов, но и профильных высших экономических учебных заведений Самарской области, Поволжского региона и всей Российской Федерации. Преподаватели кафедры производственного менеджмента старались всегда научить студентов правильному выбору лучших решений и честных ответов на сложные жизненные вопросы. В своей работе со студентами многие из них руководствовались принципами взаимной требовательности и ответственности, относительной честности и справедливости, а также допустимой свободы в рамках морально-этических отношений. Наш самый главный философский и дидактический подход к обучению и воспитанию студентов гласит: «Хорошему делу не помешать, а плохому не дать случиться». Каждый из соавторов статьи в свое время был тому живым свидетелем. Профессорско-преподавательский коллектив кафедры за свои достижения в научной, учебной, методической и публикационной деятельности был признан еще при ректоре В.В. Калашникове победителем традиционного конкурса среди всех выпускающих кафедр технического университета и награжден денежной премией и золотой статуэткой «Лучшая кафедра».
Об авторах
Михаил Ильич Бухалков
Самарский государственный технический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: melnikov_maksim@mail.ru
заслуженный деятель науки РФ, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой производственного менеджмента
Россия, 443100, Самара Ул. Молодогвардейская, 244Наталья Михайловна Кузьмина
Самарский государственный медицинский университет
Email: melnikov_maksim@mail.ru
доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента, институт профессионального образования
Россия, 443079, Российская Федерация, г. Самара, ул. Гагарина, 18Максим Анатольевич Мельников
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Email: melnikov_maksim@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7680-3369
кандидат экономических наук, доцент
Россия, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34Список литературы
- Подготовка инженеров в Московском высшем техническом училище имени Н.Э. Баумана / под ред. Е.И. Бобкова. Москва: Высшая школа, 1983. 199 с.
- Фалько С.Г. Экономика и организация производства: научные школы ИМТУ – МММИ – МВТУ – МГТУ. Москва: МГТУ имени Н.Э. Баумана, 2009. 256 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32432086. EDN: https://elibrary.ru/yotgdh.
- Бухалков М.И. Вклад русских ученых в развитие мировой науки организации производства и высшего образования специалистов // Вторые Чарновские чтения. Сборник трудов II Международной научной конференции по организации производства. 7–8 декабря 2012 года. Москва: МГТУ имени Н.Э. Баумана, 2013. С. 33–39. URL: https://drive.google.com/file/d/1UJ5MGTA39j7XBgYxAg7MwmlZTtp2Ebyd/view.
- Курятников В.Н. История СамГТУ от эпохи правления Николая II до ХХI века. Самара: ООО «БМВ и К», 2014. З68 с.
- Бухалков М.И., Кузьмин М.А. Научная школа организаторов труда и производства. Презентация к 30-летию организации инженерно-экономического факультета. Самара: СамГТУ, 2022. 80 с.
- Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих. Утвержден постановлением Минтруда РФ, № 37 от 21 августа 1998 года. В редакции от 27.03.2018.
- URL: https://alfaseminar.ru/kvalifikatsionnyy-spravochnik-ekonomistov-i-finansistov (дата обращения: 09.01.2024).
- Экономический придел. Как рождался один из самых молодых факультетов Политеха // Инженер. 2022. № 8 (3213). С. 4–5. URL: https://samgtu.ru/uploads/gazeta-file/INGR_08_22.pdf?ysclid=ltwo3niaxt838926359.
- Косматов Э.М., Овчарова Е.Э. Восстановление подготовки инженеров-экономистов-энергетиков в политехническом университете // Х1Х Международная научно-практическая конференция 15–16 мая 2017 года. Санкт-Петербург: СПбПУ Петра Великого. 2017. URL: https://www.researchgate.net/publication/315576341_vosstanovlenie_podgotovki_inzenerov-ekonomistov-energetikov_v_politehniceskom_universitete.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ. В редакции от 19.12.2023. URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=462735&ysclid=ltwoppr0x2275284905 (дата обращения: 09.01.2024).
- Батова Т.Н., Васюхин О.В., Павлова Е.А. Проблемы экономической подготовки инженеров нового поколения // Фундаментальные исследования. 2008. № 8. С. 67–68. URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=3580&ysclid=ltwovput1k581788120; https://elibrary.ru/item.asp?id=11582097. EDN: https://elibrary.ru/jtlsur.
- Чудаева А.А. Подготовка специалистов по экономике с высшим образованием для промышленности РФ: проблемы и возможности их решения // Концепт. 2023. № 6. С. 131–149. URL: https://e-koncept.ru/2023/231053.htm. DOI: http://doi.org/10.24412/2304-120X-2023-11053.
- Институт инженерно-экономического и гуманитарного образования СамГТУ // Инженер. 2022. № 4. С. 5. URL: https://samgtu.ru/uploads/gazeta-file/INGR_04_22.pdf?ysclid=ltwpikkh3z626080658.
- Бухалков М.И. Опыт подготовки инженеров-экономистов в техническом университете // Нормирование и оплата труда в промышленности. 2023. № 4. С. 175–186. URL: https://panor.ru/en/articles/opyt-podgotovki-inzhenerov-ekonomistov-v-tekhnicheskom-universitete/92303.html?ysclid=ltwq1bumgu878851529#.
- Профессиональный стандарт «Инженер-экономист машиностроительной организации». Регистрационный № 1447. Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 14 апреля 2021 года, №245н. URL: http://sudact.ru/law/prikaz-mintruda-rossii-ot-14042021-n-245n (дата обращения: 09.01.2024)
- Иванова О. Самая востребованная профессия: почему инженеров-экономистов сразу берут на работу [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://businessman.ru/post/samaya-vostrebovannaya-professiya-pochemu-injenerov-ekonomistov-srazu-berut-na-rabotu.html (дата обращения: 21.12.2023).
- Карлик А.Е. Посчитать и не просчитаться. Чем занимаются инженеры-экономисты? // Санкт-Петербургские ведомости. 2020. № 37. URL: https://spbvedomosti.ru/news/financy/poschitat-i-ne-proschitatsya-chem-zanimayutsya-inzhenery-ekonomisty/?ysclid=ltwyhyihhj897379585.