Метод определения экономической безопасности предприятий по производству автокомпонентов по совокупности наборов показателей

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье предлагается комплексный метод определения экономической безопасности предприятий по производству автокомпонентов, основанный на анализе определения набора показателей. Актуальность исследования обуславливается высокой конкурентоспособностью и динамичностью развития рынка автокомпонентов, что требует от предприятий пристального внимания к вопросам обеспечения своей экономической безопасности. Теоретическое исследование основано на труде отечественных ученых в области экономической безопасности, теориях антикризисного управления, финансового анализа и оценки стоимости бизнеса. Цель статьи – разработка метода определения экономической безопасности предприятий по совокупности наборов показателей, таких как: финансовая устойчивость, диверсификация, конкурентоспособность и др. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования предложенного метода для оценки современного уровня экономической безопасности предприятия и разработки мер по ее обеспечению. В статье приведены расчеты показателей экономической безопасности и даны рекомендации по ее обеспечению. Результаты исследования могут быть использованы руководителями и собственниками предприятий по производству автокомпонентов для принятия обоснованных управленческих решений, специалистами в области экономической безопасности для разработки систем защиты предприятий от внешних и внутренних угроз, преподавателями и студентами экономических вузов в учебном процессе. Данная статья представляет интерес для широкого круга читателей, интересующихся вопросами обеспечения экономической безопасности предприятий в условиях конкурентной среды.

Полный текст

Введение

В настоящее время предприятия по производству автокомпонентов столкнулись с значительными трудностями, вызванными санкциями со стороны США и других недружественных стран. В качестве характерных видов санкций выступают:

  • Технологические санкции: ограничения на доступ к новейшим технологиям и оборудованию, что препятствует модернизации производства и выпуску конкурентоспособной продукции.
  • Прекращение поставок автокомпонентов: многие зарубежные компании отказались от поставок комплектующих в Россию, что привело к дефициту запчастей и сбоям в производственных цепочках.
  • Финансовые санкции: ограничения на доступ к капиталу и международным платежным системам делают закупку импортных комплектующих и оборудования сложной и дорогостоящей.
  • Нарушение сроков поставок оборудования: из-за санкций и логистических проблем сроки поставки оборудования увеличились, что негативно влияет на темпы производства.
  • Уход зарубежных компаний с российского рынка: многие иностранные автопроизводители приостановили или полностью прекратили свою деятельность в России, что сократило спрос на автокомпоненты.

Для преодоления этих трудностей и повышения экономической безопасности предприятий, производящих автокомпоненты, требуется комплексный подход, включающий: разработку новых подходов к импортозамещению - необходимо найти альтернативные источники поставок комплектующих и материалов, а также развивать собственные производства; диверсификацию рынков сбыта - необходимо искать новые рынки для экспорта продукции, чтобы не зависеть от внутреннего рынка; повышение конкурентоспособности продукции - необходимо повышать качество и технические характеристики продукции, чтобы она могла конкурировать с импортными аналогами; снижение зависимости от иностранных технологий - необходимо инвестировать в разработку собственных технологий и оборудования; совершенствование системы управления - необходимо повышать эффективность управления предприятием, оптимизировать расходы и повышать производительность труда.

Исходя из вышеуказанных факторов, становится понятным, что в условиях санкционного давления, предприятиям по производству автокомпонентов необходимо адаптироваться к новым условиям и использовать различные методы для повышения своей экономической безопасности. Разработка и использование комплексных мер, включающих импортозамещение, диверсификацию рынков сбыта, повышение конкурентоспособности продукции, снижение зависимости от иностранных технологий, совершенствование системы управления, а также использование методов оценки и прогнозирования экономической безопасности, позволит предприятиям сохранить свою устойчивость и конкурентоспособность на долгосрочную перспективу.

В условиях глобализации и динамично меняющейся внешней среды вопросы обеспечения экономической безопасности предприятий приобретают особую актуальность. Особенно для предприятий, работающих в высокотехнологичных отраслях, таких как производство автокомпонентов.

И здесь особую роль играют такие меры как: разработка и реализация программ импортозамещения в сфере производства автокомпонентов, поддержка отечественных производителей со стороны государства, поиск новых рынков сбыта для продукции российских предприятии, повышение конкурентоспособности российской продукции.

В научном плане важную роль приобретает разработка новых подходов по повышению экономической безопасности при выборе эффективных решений. Традиционные методы оценки экономической безопасности, основанные на анализе одного или нескольких интегральных показателей, не всегда дают полную картину и не позволяют в полной мере учитывать требования потребителей [1], [7].

С учетом вышеизложенного, в настоящей работе предлагается метод определения экономической безопасности предприятий, производящих автокомпоненты с учетом различных наборов показателей: экономических, социальных, экологических и др. [2].

Принципы исследования

Предлагаемый подход к оценке экономической безопасности предприятий по производству автокомпонентов основан на следующих принципах:

  • Комплексность: оценка экономической безопасности должна проводиться с учетом всех основных аспектов деятельности предприятия, таких как финансовая устойчивость, производственная безопасность, кадровый потенциал, информационная безопасность и т.д.
  • Системность: все показатели экономической безопасности должны рассматриваться во взаимосвязи друг с другом.
  • Динамичность: оценка экономической безопасности должна проводиться регулярно, с учетом изменения внешней и внутренней среды предприятия [3].

Сущность предлагаемого подхода определения экономической безопасности предприятий по производству автокомпонентов заключается в следующем:

  1. Для определения экономической безопасности принимаемых решений формируется и анализируется не один, а несколько групп показателей экономический безопасности. На первом этапе необходимо сформировать группы показателей, характеризующие различные аспекты экономической безопасности [4].
  2. Для каждой группы показателей определяются показатели удовлетворения требований потребителей, государственных органов власти, предприятий, входящих в различные объединения, и других заинтересованных сторон. Удовлетворение требований заинтересованных сторон – это важный фактор успеха компании в долгосрочной перспективе. Комплексный подход к оценке и анализу показателей удовлетворения требований позволяет компании повысить свою эффективность, улучшить отношения с заинтересованными сторонами и добиться устойчивого развития [5].
  3. Устанавливаются отношения между анализируемыми показателями экономической безопасности предприятий и показателями, характеризующими требования потребителя [6].
  4. Осуществляется ранжирование анализируемых предприятий по уровню экономической безопасности.
  5. Разрабатываются мероприятия по повышению экономической безопасности предприятий, не удовлетворяющих предъявляемым требованиям.

2. Анализ экономической безопасности предприятий

Перечислим основные этапы анализа экономической безопасности предприятий.

1. Формирование необходимых групп показателей экономической безопасности предприятий по производству автокомпонентов и их анализ [8].

Для оценки экономической безопасности предприятий автокомпонентной отрасли используются следующие группы показателей:

  • Финансовые показатели (рентабельность продаж, доля собственного капитала в структуре пассивов, коэффициент текущей ликвидности, уровень дебиторской и кредиторской задолженности).
  • Технологические показатели (уровень обновления основных фондов, доля инновационной продукции в общем объеме производства, затраты на НИОКР, уровень автоматизации производства).
  • Экологические показатели (уровень выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, сбросы сточных вод, образование и утилизация отходов, энергоемкость продукции).
  • Социальные показатели (уровень оплаты труда, условия труда, текучесть кадров, социальные инвестиции).
  • Иные показатели (уровень конкурентоспособности продукции, доля рынка, имидж компании).

Для проведения сравнительного анализа экономической безопасности предприятий необходимо отобрать набор сравнимых компаний.

Критериями отбора могут являться объем выручки предприятия, численность его сотрудников, отраслевая принадлежность, географическое расположение, финансовое состояние.

2. Формирование и анализ показателей удовлетворения требований потребителей.

При анализе экономической безопасности предприятий необходимо учитывать требования потребителей. Это означает, что помимо традиционных показателей, таких как рентабельность и конкурентоспособность, необходимо также учитывать такие показатели, как качество продукции, безопасность продукции, экологичность продукции, социальная ответственность компании [9].

В современном мире, где бизнес-среда постоянно меняется, а конкуренция возрастает, компаниям необходимо ориентироваться на потребности различных заинтересованных сторон. К ним относятся: потребители, кто непосредственно использует товары или услуги компании; государственные органы власти, которые регулируют деятельность компании и устанавливают требования к ее продукции, услугам и работе; предприятия, входящие в различные объединения, с которыми данная компания сотрудничает, а также те, которые входят в отраслевые ассоциации, союзы и другие объединения; другие заинтересованные стороны: инвесторы, кредиторы, партнеры, местное сообщество, СМИ и т.д.

Для каждой группы заинтересованных сторон ( stakeholders) определяются показатели удовлетворения требований, представленные в таблице 1.

 

Таблица 1. Показатели удовлетворения требований заинтересованных сторон.

Table 1:Stakeholder Satisfaction Indicators.

Группы

Потребители

Государственные органы власти

Предприятия, входящие в различные объединения

Другие заинтересованные стороны

Показатели удовлетворения требований

Уровень удовлетворенности качеством продукции/услуг.

Соблюдение законодательства и нормативных требований.

Выполнение договорных обязательств.

Уровень корпоративной социальной ответственности.

Показатели удовлетворения требований

Уровень лояльности к бренду.

Уровень безопасности продукции/услуг.

Уровень сотрудничества и партнерства.

Прозрачность деятельности компании.

Показатели удовлетворения требований

Готовность рекомендовать компанию другим.

Влияние компании на окружающую среду.

Вклад в развитие отрасли.

Инвестиционная привлекательность.

Показатели удовлетворения требований

Количество жалоб и претензий.

Уплата налогов и сборов.

 

 

 

Для каждой группы stakeholders необходимо разработать систему оценки и анализа показателей удовлетворения требований. Это позволит компании понимать, насколько она соответствует ожиданиям заинтересованных сторон, и своевременно принимать меры по улучшению своей работы. В качестве методов оценки можно использовать опросы, анкетирование, интервью, фокус-группы, анализ социальных сетей, мониторинг СМИ.

Использование комплексного подхода дает ряд преимуществ - это повышение конкурентоспособности компании, укрепление лояльности клиентов, улучшение отношений с государственными органами власти, повышение инвестиционной привлекательности, развитие устойчивого бизнеса. Удовлетворение требований заинтересованных сторон –важный фактор успеха компании в долгосрочной перспективе. Комплексный подход к оценке и анализу показателей удовлетворения требований позволяет компании повысить свою эффективность, улучшить отношения с заинтересованными сторонами и добиться устойчивого развития.

3. Формирование матрицы экономической безопасности.

Для каждой группы показателей формируется матрица экономической безопасности, которая представляет собой таблицу, где строки соответствуют анализируемым предприятиям, а столбцы – значениям показателей.

Для проведения сравнительного анализа экономической безопасности предприятий необходимо отобрать набор сравнимых предприятий. Критерии отбора могут включать: отраслевую принадлежность, размер предприятия (выручка, количество сотрудников), географическое расположение, финансовое состояние, конкурентная позиция.

Анализ матриц экономической безопасности позволит определить уровень экономической безопасности каждого предприятия и сравнить, выявить слабые и сильные стороны каждого предприятия и разработать рекомендации по улучшению экономической безопасности предприятий.

В качестве примера рассмотрим анализ экономической безопасности m предприятий по производству автокомпонентов по n группам показателей.

Для показателей группы с номером  формируется матрица, представленная в виде таблицы 2.

 

Таблица 2. Матрица показателей группы с номером i.

Table 2. Matrix of group indicators with number i.

 Предприятия

   K1s

   K2s

   ...

   Kns

   Rs

P1

   K11s

   K12s

   ...

   K1ns

   R1s

P2

   K21s

   K22s

   ...

   K2ns

   R2s

...

   ...

   ...

   ...

   ...

   ...

Pm

   Km1s

   Km2s

   ...

   Kmns

   Rms

 

 Здесь

Kjs – показатель с номером j, для группы с номером s;

Rs – ранги предприятий для группы с номером s;

Kijs – значение показателя с номером j для группы с номером s для предприятия с номером i;

Ris – значения ранга предприятия с номером i, для группы с номером s;

индексы i,j,s пробегают значения (i=1,2,,m); (j=1,2,,n); (i=1,2,,n).

4. Ранжирование анализируемых предприятий.

Для ранжирования предприятий по уровню экономической безопасности формируется матрица рангов, состоящая из m строк и n столбцов (m – количество предприятий, n – число групп показателей экономической безопасности).

В каждой ячейке матрицы указывается ранг предприятия по соответствующему показателю. Формируется матрица рангов в виде таблицы 3.

 

Таблица 3. Матрица рангов.

Table 3ю Rank matrix.

 Предприятия

   R1

   R2

   ...

   Rn

P1

   R11

   R12

   ...

   R1n

P2

   R21

   R22

   ...

   R2n

...

   ...

   ...

   ...

   ...

Pm

   Rm1

   Rm2

   ...

   Rmn

 

После формирования матрицы рангов необходимо проверить, совпадают ли ранги предприятий по разным группам показателей. В случае несовпадения ранжирований проводится анализ причин и принимается согласованное решение о ранжировании предприятий.

В качестве методов согласования решений можно использовать метод средневзвешенного ранга: каждому рангу присваивается вес, а затем вычисляется средневзвешенный ранг для каждого предприятия; метод конкордации, который основан на подсчете числа совпадений и несовпадений рангов предприятий; метод ранговой корреляции позволяет определить степень связи между ранжированиями предприятий по разным группам показателей.

Метод ранжирования предприятий с использованием матриц экономической безопасности позволяет провести комплексную оценку и сравнительный анализ предприятий. Применение данного метода позволяет cформировать объективную картину экономической безопасности предприятий, выявить предприятия с низким уровнем и разработать меры по повышению экономической безопасности предприятий.

5.Разработка мероприятий.

Для предприятий, не удовлетворяющих предъявляемым требованиям, разрабатываются мероприятия по повышению экономической безопасности.

Например, для предприятия с низкой рентабельностью рекомендуются мероприятия, направленные на снижение себестоимости продукции, повышение цены продукции, расширение ассортимента продукции.

Для предприятия с низкой долей рынка разрабатывается план мероприятий, направленный на увеличение затрат на маркетинг, повышение качества продукции, улучшение сервиса.

Применим рассмотренный подход определения экономической безопасности предприятий по производству автокомпонентов по абсолютным и удельным экономическим показателям.

  1. Рассмотрим группу показателей
    • Группа 1: Финансовая безопасность.

 - Выручка.

 - Себестоимость продаж.

 - Валовая прибыль.

 - Прибыль до налогообложения.

 - Чистая прибыль.

 - Рентабельность продаж.

    • Группа 2: Производственная безопасность.

 - Производительность труда.

 - Себестоимость продукции.

 - Качество продукции.

  1. Определеним показатели удовлетворения требований потребителей.

В качестве таких показателей рассмотрим качество продукции, цену продукции, сроки поставки, уровень сервиса.

Установим соотношения между показателями разных групп. Для этого, для каждого показателя экономической безопасности определим, как он влияет на удовлетворение требований заинтересованных сторон.

Например:

  • Выручка: чем выше выручка, тем больше возможностей у предприятия для инвестирования в НИОКР, повышение качества продукции и улучшение сервиса [662].
  • Рентабельность продаж: чем выше рентабельность, тем устойчивее финансовое положение предприятия, что повышает его привлекательность для инвесторов.
  1. Формирование матрицы экономической безопасности.

Для каждой группы показателей формируется матрица экономической безопасности, которая представляет собой таблицу, где строки соответствуют анализируемым предприятиям, а столбцы – значениям показателей. Данные по абсолютным экономическим показателям за 2023 год приведены в таблице 4.

 

Таблица 4. Абсолютные экономические показатели предприятий.

Table 4: Absolute economic indicators of enterprises.

ПРЕДПРИЯТИЯ

Выручка тыс. руб.

Себестоимость продаж тыс. руб.

Валовая прибыль тыс. руб.

Прибыль до налогообложения, тыс. руб.

Чистая прибыль, тыс. руб.

АО САПТ

3 403 415

3 028 850

374 565

328 050

261 888

ЗАО ПК АВТОКОМПОНЕНТ НИЖНИЙ НОВГОРОД

3 605 531

3 461 887

143 644

-25 921

-18 478

ООО СОСНОВСК АВТОКОМПЛЕКТ

348 514

345 709

2 805

1 828

1 740

ООО ЛАДА–ЛИСТ

2 578 032

2 269 659

308 373

218 354

173 892

 

Для сравнительного анализа экономической деятельности предприятий необходимо от абсолютных показателей перейти к удельным [11].

Это позволяет сравнивать компании разного размера, оценивать эффективность использования ресурсов и выявлять проблемные области.

Определение единицы измерения: Выручка, себестоимость продаж, валовая прибыль, прибыль до налогообложения, чистая прибыль: делим на количество сотрудников. Данные по удельным экономическим показателям приведены в таблице 5.

 

Таблица 5. Удельные экономические показатели предприятий.

Table 5. Specific economic indicators of enterprises.

ПРЕДПРИЯТИЯ

TPIndex тыс.руб. /чел.

Себестоимость продаж тыс.руб. /чел.

Валовая прибыль тыс.руб. /чел.

Чистая прибыль, тыс.руб. /чел.

Рентабельность продаж.%

АО САПТ

3 815

3 395

419

293

7,7

ЗАО ПК АВТОКОМПОНЕНТ НИЖНИЙ НОВГОРОД

5 405

5 190

219

0

0

ООО СОСНОВСК АВТОКОМПЛЕКТ

2 507

2 487

20

12

0,5

ООО ЛАДА–ЛИСТ

7 650

6 735

915

516

6,7

 

Интерпретация показателей:

  • TPIndex: показывает, сколько рублей выручки приносит один сотрудник.
  • Себестоимость продаж/количество сотрудников: показывает, сколько рублей тратит компания на производство продукции в расчете на одного сотрудника.
  • Валовая прибыль/количество сотрудников: показывает, сколько рублей прибыли получает компания с одного сотрудника.
  • Чистая прибыль/количество сотрудников: показывает, сколько рублей чистой прибыли получает компания с одного сотрудника.
  • Рентабельность продаж: показывает, какую прибыль получает компания с каждого рубля выручки.

Из проведенного анализа видно, что удельные показатели являются более информативными, чем абсолютные, так как позволяют сравнивать компании разного размера и оценивать эффективность использования ресурсов и отслеживать изменения показателей в течение времени. Но надо также учитывать тот факт, что для интерпретации показателей необходима дополнительная информация, т.к. на них могут влиять внешние факторы, такие как отрасль, экономическая ситуация и т.д.

  1. Ранжирование предприятий.

На основании значений показателей экономической безопасности, предприятия ранжируются по уровню безопасности:

  • 1 место: АО "САПТ";
  • 2 место: ООО "ЛАДА–ЛИСТ";
  • 3 место: ООО "СОСНОВСКАВТОКОМПЛЕКТ";
  • 4 место: ЗАО "ПК АВТОКОМПОНЕНТ НИЖНИЙ НОВГОРОД".

Анализ данных по абсолютным показателям показывает, что:

  • АО "САПТ" имеет наибольшие значения выручки, прибыли и рентабельности продаж.
  • ЗАО "ПК АВТОКОМПОНЕНТ НИЖНИЙ НОВГОРОД" имеет отрицательную прибыль.
  • ООО "СОСНОВСКАВТОКОМПЛЕКТ" имеет самые низкие значения всех показателей.
  • ООО "ЛАДА–ЛИСТ" занимает второе место по выручке, прибыли и рентабельности продаж.

Анализ данных по удельным показателям показывает, что:

  • ООО "ЛАДА–ЛИСТ" имеет наибольшую производительность труда и рентабельность продаж.
  • ЗАО "ПК АВТОКОМПОНЕНТ НИЖНИЙ НОВГОРОД" имеет самую низкую рентабельность продаж.
  • ООО "СОСНОВСКАВТОКОМПЛЕКТ" имеет самые низкие значения всех показателей.

На основании проведенного анализа можно сделать выводы, что наиболее устойчивым финансовым положением обладает предприятие АО "САПТ".

Предприятие ООО "ЛАДА-ЛИСТ" имеет высокую производительность труда и рентабельность продаж.

Предприятие ЗАО "ПК АВТОКОМПОНЕНТ НИЖНИЙ НОВГОРОД" находится в сложном финансовом положении.

Предприятию ООО "СОСНОВСКАВТОКОМПЛЕКТ" необходимо принимать меры по улучшению своих показателей.

  1. Разработка мероприятий.

Для предприятий, не удовлетворяющих предъявляемым требованиям, нужно разрабатывать мероприятия по повышению экономической безопасности [11].

Для предприятий с низкой рентабельностью необходимо снижать себестоимости продукции, повышать цены на продукцию, расширять ассортимента продукции.

Для предприятий с низкой долей рынка необходимо увеличивать затраты на маркетинг, повышать качество продукции, улучшать сервис.

Проанализирванным выше предприятиям по результатам ранжирования по уровню безопасности, можно рекомендовать:

  • ЗАО "ПК АВТОКОМПОНЕНТ НИЖНИЙ НОВГОРОД" необходимо провести анализ причин низкой прибыли и разработать план мероприятий по ее увеличению.
  • ООО "СОСНОВСКАВТОКОМПЛЕКТ" необходимо провести анализ причин низких показателей (например, устаревшее оборудование, низкая квалификация сотрудников, неэффективная маркетинговая стратегия). Разработать план мероприятий по улучшению показателей (например, модернизация оборудования, повышение квалификации сотрудников, разработка новой маркетинговой стратегии). Привлечь инвестиции для реализации плана мероприятий [12].

Всем обследованным предприятиям можно рекомендовать:

  • Постоянно отслеживать изменения в законодательстве и требованиях заинтересованных сторон.
  • Разрабатывать и внедрять системы менеджмента качества, безопасности труда, охраны окружающей среды.
  • Проводить регулярный анализ своей деятельности и принимать меры по повышению эффективности.

Заключение.

  1. Предлагаемый в данной работе комплексный подход к оценке экономической безопасности предприятий по производству автокомпонентов позволяет повысить эффективность управления, оценить текущее состояние экономической безопасности предприятий, выявить проблемные места. И на основании этого разработать план мероприятий по повышению экономической безопасности.
  2. Данный метод может быть использован руководством предприятий для принятия управленческих решений, инвесторами для оценки привлекательности инвестиций.
  3. Важно отметить, что данная методика является лишь одним из инструментов оценки экономической безопасности предприятий. Для получения более полной картины необходимо использовать разные методы, такие как SWOT-анализ, PEST-анализ, сценарный подход.
  4. В дополнение к вышесказанному, необходимо проводить регулярный мониторинг показателей экономической безопасности, своевременно реагировать на изменения внешней и внутренней среды, разрабатывать и внедрять комплексные меры по повышению безопасности.
  5. Только при комплексном подходе к обеспечению экономической безопасности предприятия могут добиться устойчивого развития в долгосрочной перспективе.
  6. Следует отметить, что экономическая безопасность предприятий является важной составляющей их устойчивого развития. Использование различных методов оценки и разработки мероприятий по повышению безопасности позволит предприятиям повысить свою конкурентоспособность и добиться долгосрочного успеха.

 Конкурирующие интересы: Конкурирующих интересов нет.

×

Об авторах

Феликс Федорович Юрлов

Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева

Автор, ответственный за переписку.
Email: ffyurlov@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-6026-0408

Доктор технических наук, профессор кафедры цифровой экономики

Россия, 603950, г. Нижний Новгород, ул. Минина, 24

Сергей Николаевич Яшин

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского

Email: jashinsn@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-3039-4146

Доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента и государственного управления

Россия, 603022, Нижний Новгород, пр-т Гагарина, 23

Ирина Дмитриевна Андрианова

Академия лидерства и администрирования бизнес-процессов ФНС России – Волга

Email: aid-5200@mail.ru
ORCID iD: 0009-0001-9380-9380

Кандидат экономических наук, зав.кафедрой информационных технологий

Россия, г. Нижний Новгород, ул. Грузинская, 48

Анна Феликсовна Плеханова

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского

Email: docplekhanova@gmail.com
ORCID iD: 0009-0002-4577-9559

Доктор экономических наук, профессор кафедры финансов и кредита

Россия, 603022, Нижний Новгород, пр-т Гагарина, 23

Список литературы

  1. Юрлов Ф.Ф., Плеханова А.Ф., Колесов К.И., Маркитанов М.Ю. Методы и модели в экономике и финансовой деятельности: учебное пособие. Нижний Новгород: НГТУ им. Р.Е. Алексеева, 2021. – 186 с. ISBN: 978–5–502–01485–4. EDN: https://elibrary.ru/luvaru
  2. Юрлов Ф.Ф., Плеханова А.Ф., Яшин С.Н. Методы оценки эффективности и выбора предпочтительных инвестиционных проектов. Нижний Новгород, 2021. – 277 с. ISBN: 978–5–6046390–8–5. EDN: https://www.elibrary.ru/glyhvx
  3. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования (вторая редакция). Утверждены Минэкономики РФ, Минфином РФ и Госстроем РФ от 21 июня 1999 г. № ВК 477. Москва: Официальное издание, 2000. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=8730 (дата обращения: 12.01.2024)
  4. Бирман Г., Шмидт С. Капиталовложения: Экономический анализ инвестиционных проектов. Москва: Юнити-Дана, 2003. – 631 с. ISBN: 5-238-00591-1. URL: https://altairbook.com/books/1472503-kapitalovlojeniya-ekonomicheskiy- analiz-investicionnyh-proektov
  5. Брыкалов С.М. Оценка эффективности инвестиционных проектов на основе многокритериального подхода: на примере проектов в атомной электроэнергетике: дис. … канд. экон. наук // Нижегор. гос. техн. ун-т им. Р.Е. Алексеева. Нижний Новгород, 2009. – 214 с. EDN: https://www.elibrary.ru/qeljep
  6. Бекетов Н.В., Федоров В.Г. Традиционные методы оценки эффективности инвестиционных проектов // Финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2008. – № 3 (3). – С. 75–83. EDN: https://www.elibrary.ru/iizaad
  7. Леонтьев Н.Я. Оценка проектной деятельности инжиниринговой компании атомной отрасли: монография. Нижний Новгород: Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, 2017. – 145 с. ISBN: 978-5-87941-669-5. EDN: https://www.elibrary.ru/xssdul
  8. Усов Н.В. Оценка эффективности инновационно-инвестиционных проектов с учетом многокритериальности и интересов заинтересованных сторон: дис. … канд. экон. наук / Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева. Нижний Новгород, 2013. – 169 с. EDN: https://www.elibrary.ru/suubol
  9. Яшин С.Н., Туккель И.Л., Кошелев Е.В., Иванов А.А. Управление проектами и технологиями: учебник. Санкт Петербург: БХВ Петербург, 2020. – 388 с. ISBN: 978-5-9775-6669-8. EDN: https://www.elibrary.ru/famvxf
  10. Яшин С.Н., Туккель И.Л., Кошелев Е.В. Экономика и финансовое обеспечение инновационной деятельности: учебник // Том 1 Экономика. – Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2014. – 688 с. ISBN: 978-5-9775-3335-5. EDN: https://www.elibrary.ru/vndzph
  11. Яшин С.Н., Туккель И.Л., Кошелев Е.В., Захарова Ю.В. Экономика и финансовое обеспечение инновационной деятельности: учебник. Рекомендовано Учебно-методическим объединением по университетскому политехническому образованию в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки бакалавров «Инноватика» и специальности «Управление инновациями» // Том 2 Финансовое обеспечение. Нижний Новгород: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2016. – 709 с. ISBN: 978-5-91326-348-3. EDN: https://www.elibrary.ru/yqwuhr
  12. Яшин С.Н., Кузнецов В.П., Охезина Г.М. Оценка перспективности и реализуемости процессных инноваций на промышленном предприятии: монография. Нижний Новгород: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», 2016. – 152 с. ISBN: 978-5-85219-454-1. EDN: https://www.elibrary.ru/tmfvwd

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Вестник Самарского университета. Экономика и управление, 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах