Моделирование процесса управления организационной культурой на предприятиях топливно-энергетического комплекса
- Авторы: Васильчиков А.В.1, Нигматуллин А.Р.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный технический университет
- Выпуск: Том 13, № 2 (2022)
- Страницы: 15-22
- Раздел: ЭКОНОМИКА
- URL: https://journals.ssau.ru/eco/article/view/10547
- DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0461-2022-13-2-15-22
- ID: 10547
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена изучению процесса моделирования организационной культуры в контексте деятельности предприятий промышленного комплекса, в частности отраслевой структуры предприятий топливно-энергетического комплекса. В условиях стратегического развития предприятия организационная культура выступает эффективным механизмом и инструментом развития в современных трансформационных экономических процессах. Рассматриваются основные критериальные подходы к определению организационной культуры, исходя из практики управления предприятиями топливно-энергетического комплекса. Охарактеризованы основные модели организационной культуры, а также разработан методологический аппарат алгоритма формирования организационной культуры на предприятиях топливно-энергетического комплекса в условиях глобализационного реформирования современной экономической системы. Разработанная модель планомерного перехода к формированию организационной культуры основана на ролевом и инновационном типе культуры, что является приемлемым для промышленных предприятий в целом и отраслевых предприятий топливно-энергетического комплекса в частности. Модель формирования организационной культуры предприятий топливно-энергетического комплекса направлена на реализацию плана работы с учетом формирования предпочтительных типов организационной культуры. Предлагаются оптимизационные пути и направления совершенствования развития культуры организации в целях повышения ее конкурентоспособности и эффективности деятельности. Исследование имеет ценность для научно-педагогических работников сферы образования и в сфере управленческого консультирования.
Полный текст
Введение
В числе актуальных вопросов, волнующих современные науки, находится исследование особенностей организационной культуры. Данная тема актуальна для крупных и средних корпораций, а также промышленных предприятий, в частности предприятий топливно-энергетического комплекса (ТЭК)
в контексте их функционирования и специфических черт, присущих организации их производственного процесса.
Организационная культура – это составляющая функционирования любого предприятия, оказывающая сильное влияние как на внутреннюю жизнь организации, так и на ее положение во внешней среде, в том числе на формирование определенного имиджа в современной экономической системе, выступающая главным фактором конкурентоспособности.
Многие ученые и специалисты рассматривают организационную культуру как инструмент управления, обеспечивающий достижение поставленных целей организации [1].
Особую важность представляет организационная культура для предприятий ТЭК, где содержится большое количество аспектов, охватывающих не только управление людьми, характер взаимодействия их между собой и с руководством, но и все сферы деятельности предприятия, тем самым образуется фундамент эффективного его функционирования, обостряются вопросы совершенствования организационной культуры в условиях конкуренции на современном рынке.
Ход исследования
Организационная культура – понятие достаточно обширное и сложное.
Одним из самых широко известных и признанных подходов для описания типов организационной культуры является классификация, предложенная Дж. Сонненфельдом и П.М. Сенге. Группировка Сонненфельда («описательная»), Сенге – «формализованная матричная» [2]. Их с успехом используют совместно для описания типов корпоративной культуры той или иной организации.
Классификация П.М. Сенге построена на противопоставлении и представляет собой три матричные пары [2]:
1) Демократичность – авторитарность;
2) Креативность – регламентированность;
3) Открытость – закрытость.
Надо сказать, что среди сторонников моделирующего подхода выделяется один из «пионеров» изучения организационной культуры – Э. Шейн. Еще в начале 80-х годов он назвал три уровня существования организационной культуры: глубинный, внутренний и поверхностный. Изучение организационной культуры всегда берет начало на «поверхностном» уровне, на котором важное место занимают различные символы. Однако интерпретировать их значение точно невозможно без затрагивания второго уровня, внутреннего. Здесь изучаются убеждения и моральные нормы, которые присущи всем членам организации, а также их соответствие уже увиденным и выделенным символам. Самый серьезный уровень, «глубинный», содержит фундаментальные вещи, которые зачастую даже не осознаются сотрудниками организаций. Здесь Э. Шейн выделяет отношение к бытию, восприятие пространства и времени, отношение человека к коллективу (и наоборот) и т. д. [3].
Б. Карлофф выделил в корпоративной культуре элемент, находящийся в центре. Это некие идеальные цели, которые помогают формироваться и остальным элементам [4].
В.А. Спивак полагает, что для изучения организационной культуры российских корпорация и организаций необходимо обратить внимание на опорные точки организационной культуры – это культура условий труда, культура средств труда и трудового процесса, культура коммуникаций в трудовом коллективе [5].
О.С. Виханский и А.И. Наумов кроме введения понятия множественности аспектов организационной культуры упоминают сложившуюся классификацию типов организаций, существующих в нашей стране. В ней выделены типы «друзья», «семья», «культура начальника», возникшая в годы перестройки и характеризующаяся наличием конфликта интересов [6].
Моделируя процесс организационной культуры, отечественные исследователи, среди которых такие как М.А. Иванов, Д.М. Шустерман, описывают организационную культуру как совокупность различных внешних проявлений. Среди них выделены следующие пункты [7]:
1) Поведение людей в организации, сленг, отношение к новичкам и незнакомцам;
2) Вопрос структурирования времени и пространства (соотношение рабочего и свободного времени, содержательность и конфигурация пространства);
3) Писаные и неписаные правила и нормы, санкции;
4) Корпоративные мифы и герои (истории, сплетни, принятые на веру байки и рассказы);
5) Система поощрений и наказаний;
6) Ритуалы, символы и табу (запретные темы).
В.И. Веретенов отмечает, что невозможно не учитывать фактор лидерства при описании и моделировании типа организационной культуры. Именно поведение руководства определяет поведение членов организации, формирует культуру, и только потом процесс запускается в обратную сторону. Автор выделил шесть характеристик организационной культуры. В них входят [6]:
1) Регулярные формы поведения;
2) Нормы и ценности (реальные стандарты поведения, которые иллюстрируют отношение к труду);
3) Основные ценности в организации;
4) Философия организации;
5) Правила, регламентации;
6) Организационный климат [8].
Большинство подходов сводятся к модели, предложенной В. Сате, отражающей принципы формирования организационной культуры, где основным постулатом являются требование соблюдения правил и ценностей компании, включение и социализация новых людей в организации, а также увольнение сотрудников, не удовлетворяющих требованиям культуры [9].
Модель Р. Морана и Ф. Харриса обусловлена характерологическими особенностями и спецификой содержания организационной культуры, прежде всего взаимодействия и иерархии, веры в какой-то аспект жизни организации (в мудрые действия руководства, в собственные силы и т. д.), развития работников и процесса их обучения новому [6].
Модель Харрисона Р. описывает четыре вида организаций и присущих им организационных культур. Основные объекты его анализа: моральные ориентации личности, отношения индивида в коллективе, структура организации, характер деятельности компании на разных этапах развития [6].
«Названия типов следующие: культура власти, культура роли, культура задачи, культура человека» [10]. Первый тип зависит от централизованной власти, через которую осуществляется основная часть контроля. Компании с подобным типом функционирования достаточно сильно зависят от решений, которые принимает центральная власть. Второй тип – «культура роли» – гораздо более строго спланированная организация, где все на своем месте (или пытается быть таковым). Если первый вариант культуры подходит для небольших организаций, связанных с финансами и торговлей, то этот больше характерен для госструктур с достаточно сильной долей бюрократии [11].
Большую роль играют стандартизация и автоматизация всех процессов. В третьем типе, культуре задачи, легко можно проследить так называемую «матричную структуру» или сетку, в которой некоторые нити более мощные, чем другие, а власть сосредоточена в центральных «узлах» – на пересечении этих нитей. Такая организационная культура характерна для проектной работы. Здесь командный результат важнее результата каждого отдельного работника. Последний тип – «культура личности». В центре нее находится не власть, не организация, а именно личность. Компании и структуры такого типа встречаются нечасто, влияние в ней распределяется между всеми сотрудниками, и контроль с властью возможны только на основании полюбовного соглашения всех сторон.
Рассмотренные параметры моделей корпоративной культуры трансформируются вместе со средой, как и сама культура, что требует детализации анализа с учетом требований времени, постоянного критического анализа взаимоотношений в коллективе в современном контексте развития функционирования организации и вида ее деятельности [12].
Таким образом, формулируя авторское определение организационной культуры, обозначим ее как инструмент управления, способ формирования определенной модели поведения, выступающей социально-психологическим регулятором и инструментом формирования профессиональной идентичности с предприятием, среди которых доминирующими являются: история организации, виды коммуникации, системы и процедуры постановки задач, история и мифы, убеждения и ценности, роль руководства организации, базовые установки внутри организации, отличающие ее от других и разделяемые коллективом организации, а также факторы, зависящие от внешней среды (специфика отрасли, природа конкуренции), имеющие ключевые составляющие в современной рыночной среде [13].
Среди перечисленных характеристик основных компонентов организационной культуры можно заметить много сходств. Во-первых, элементы можно поделить на условно внутренние и внешние [14]. Так, ценности, ритуалы, стратегия, мотивация являются сугубо внутренними факторами, способствующими поддержанию внутреннего взаимодействия в организации. Во-вторых, подтверждением того факта, что данные характеристики составляют основу организационной культуры, является наличие большого числа преуспевающих компаний, четко отличающихся друг от друга и имеющих свои особенности.
Рассмотренные выше определения, типы и модели организационной культуры влияют на эффективность деятельности предприятия, способствуя формированию ключевых параметров. Таковыми являются [15]:
1) Поддержка творческой и новаторской деятельности сотрудников;
2) Создание у работников заинтересованности в реализации целейорганизации;
3) Соотнесение внутреннего состояния предприятия и текущего состояниярынка с целью своевременной проработки стратегии организации.
Исследование организационной культуры промышленного предприятия, и предприятия ТЭК в частности, подразумевает рассмотрение имеющихся типов культуры.
Авторская модель формирования организационной культуры предприятия ТЭК отражена на рисунке 1.
Современные представления о коллективе предприятия ТЭК как субъекте управления и саморазвития свидетельствуют о том, что в современных условиях необходимо формирование организационной культуры предприятия с помощью эффективного процесса моделирования, соответствующей задачам развития предприятия ТЭК [16].
Являясь пилотным проектом, данная модель планомерного перехода к формированию организационной культуры основана на ролевом и инновационном типе культуры, что является приемлемым для промышленных предприятий в целом и отраслевых предприятий ТЭК в частности. Административный персонал должен быть готов к деятельности по изменению существующего типа организационной культуры [17].
Рассмотрим все модули модели более подробно.
- Проблемно-целевой модуль включает:
– проведение мониторинговых исследований;
– внедрение методик тестирования и анкетирования, позволяющих точно определить социальный запрос организации для формирования и развития организационной культуры;
– создание проектных групп для разработки и планирования программы формирования и развития организационной культуры;
– разрабатываются мероприятия, фиксирующие ключевые моменты принятия программы перехода к приемлемому типу организационной культуры.
- Организационно-программный модуль основан на:
– проведении оперативных, административных совещаний, целью которых является детальная проработка вопросов планирования деятельности и осуществления финансирования;
– определении сроков реализации проектных мероприятий;
– разработке системы взаимодействия с коучем, тренерами, специалистами по аудиобрендингу, занимающихся профессиональными коммуникациями, в ходе которых обозначаются проблемы и пути решения, связанные с формированием и развитием организационной культуры;
– написании программы формирования организационной культуры;
– реализации проектных работ по разработке программы формирования организационной культуры.
III. Исполнительский модуль предполагает (рис. 2):
– организацию работы с учетом потребностей коллектива, основанную на профессиональном и социальном взаимодействии.
- IV. Рефлексивно-оценочный модуль является завершающим этапом, в ходе реализации которого проводятся повторные мониторинги организационной культуры с применением тех же методик и платформ, по результатам которых:
– формируется представление о расхождении существующего типа организационной культуры с предпочтительным;
– показывается прочность диадных и симмелианских связей, свидетельствующих о благоприятной или негативной социальной обстановке на предприятии.
Выводы
Таким образом, модель формирования организационной культуры предприятий ТЭК направлена на реализацию плана работы с учетом формирования предпочтительных типов организационной культуры. В данном плане отражены приоритетные направления предприятия ТЭК по формированию организационной культуры.
Содержание работы по формированию организационной культуры на предприятиях ТЭК формируется на основе нормативных документов, инструкций, приказов, Устава организации, локальных актов образовательной организации.
Управленческий совет в формате фокус-групп |
Выявление потребностей персонала |
Анализ ситуации: мониторинг |
Написание программы развития с включением ОК |
Определение бюджета, сроков, ответственных |
II. Организационно-программный модуль |
Организация работы
|
Консультирование со специалистами |
Тип ОК 1: ролевой инновационный |
Тип ОК 2: семейный инновационный |
Социальное взаимодействие |
III. Исполнительский модуль |
IV. Рефлексивно-оценочный модуль |
Профессиональное взаимодействие |
Анализ процесса и результатов |
Анализ ситуации: мониторинг |
I. Проблемно-целевой модуль |
Рисунок 1 – Модель формирования организационной культуры предприятия ТЭК1
Figure 1 – Model of the formation of organizational culture of enterprises of fuel and energy complex
работа по: – аттестации персонала; – повышению квалификации; – передового опыта; – по реализации адаптационных программ развития персонала;– инновационная деятельность предприятий ТЭК (инновационный тип ОК) |
реализация системы мероприятий, направленных на: – установление личностных связей в коллективе предприятия ТЭК; – проведение тренингов, выездных мероприятий и ряда других мероприятий, направленных насплочение административного состава и коллектива производственного предприятия ТЭК, формирующие семейный, инновационный тип организационной культуры |
Социальное взаимодействие |
Профессиональное взаимодействие |
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ |
Рисунок 2 – Схема взаимодействия в рамках «исполнительского модуля»2
Figure 2 – Scheme of interaction within the «executive module»
Модель формирования организационной культуры на предприятиях ТЭК представляется эффективным инструментом, позволяющим реализовать модель эффективной организационно-промышленной системы взаимодействия, что является главным фактором конкурентоспособности предприятия в условиях мировых глобализационных экономических процессов.
1 Авторская разработка.
2 Авторская разработка.
Об авторах
Алексей Валерьевич Васильчиков
Самарский государственный технический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: vav309@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-2797-7837
доктор экономических наук, профессор кафедры экономики промышленности и производственного менеджмента
Россия, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244Альмир Рафаэлевич Нигматуллин
Самарский государственный технический университет
Email: nar63samgtu@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-8857-1155
младший научный сотрудник научно-исследовательского сектора кафедры экономики промышленности и производственного менеджмента
Россия, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244Список литературы
- Грошев И.В., Краснослободцев А.А. Организационная культура. Москва: ЮНИТИ, 2015. 535 c.
- Senge P.M. Creating, Schools for the Future, not the Past for All Students // Leader to Leader. 2012. Vol. 2012. Issue 65. Pp. 44–49. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/ltl.20035.
- Шейн Э. Организационная культура и лидерство. Санкт-Петербург: Питер, 2012. 352 с.
- Карлоф Б. Деловая стратегия / пер. с англ. Москва: Экономика, 1998. 390 с.
- Спивак В.А. Корпоративная культура. Санкт-Петербург: Питер, 2001. 376 с.
- Андреева И.В., Бетина О.Б. Организационная культура. Санкт-Петербург: СПбГИЭУ, 2011. 200 с.
- Иванов М.А., Шустерман Д.М. Организация как ваш инструмент. Российский менталитет и практика бизнеса. Москва: Альпина Паблишер, 2006. 400 с.
- Грошев И.В., Емельянов П.В., Юрьев В.М. Организационная культура. Москва: ЮНИТИ, 2014. 239 с.
- Лебедева Н.Ю., Широнина Е.М. Методологические вопросы изучения организационной культуры // Фундаментальные исследования. 2012. № 9–3. С. 729–733. URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=30343&; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17909250. EDN: https://www.elibrary.ru/pbxptb.
- Ворохоб О.Б. Особенности подбора персонала в компании с различными типами культур // Управление корпоративной культурой. 2009. № 4. С. 274–280. URL: https://grebennikon.ru/article-blj3.html?.
- Камерон К.С., Куинн Р.Э. Диагностика и изменение организационной культуры. Санкт-Петербург: Питер, 2001. 310 с. URL: http://ludmila-petrashko.com.ua/assets/files/kurs/Traning-CMP/Literatura/kameron_kuin_ok.pdf.
- Дагаева Е.А. Методологические подходы к изучению организационной культуры вуза // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2015. № 1 (21). С. 95–97.
- Стеклова О.Е. Организационная культура. Ульяновск: УлГТУ, 2007. 297 с.
- Шапиро С.А. Организационная культура. Москва: КНОРУС, 2017. 256 с.
- Макеев В.А. Национальные особенности корпоративных культур // Власть. 2011. № 8. С. 74–75.
- URL: https://cyberleninka.ru/article/n/natsionalnye-osobennosti-korporativnyh-kultur/viewer; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16562514. EDN: https://www.elibrary.ru/nyljpr.
- Чечина О.С. Корпоративная культура. Самара: Самарский государственный технический университет, 2009. 52 с.
- Герасимов К.Б. Влияние культуры на инновационную деятельность // Креативная экономика и социальные инновации. 2020. Т. 10, № 3 (32). С. 52–61. URL: https://readera.org/vlijanie-kultury-na-innovacionnuju-dejatelnost-142225758?.