The formation and functioning of color designations in child speech

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

This work is a study of the formation and functioning of color designations in the ontogenesis of the child's speech ability. As a result of the analysis and systematization of the collected material, two lines of classification of color names and their shades in child speech were determined: lexical-grammatical and functional-pragmatic, reflecting the level of speech and cognitive development of the child. It is established that in child speech adjective names naturally is dominated among color lexemes. Children are able to create occasional color nominations and use color vocabulary to express an emotional assessment of an object or phenomenon. Typologization of the age stages of the development of color vocabulary in child speech is carried out. It is established that the child learns colors and their shades for 10 years.

Full Text

Детская речь представляет собой уникальный объект для наблюдения и анализа. Она дает возможность изучения законов развития речи и мышления, формирования коммуникативной компетенции языковой личности, «возникновения неповторимого речевого портрета человека» [1, с.86].

Цель настоящей работы – исследование формирования и функционирования цветообозначений в детской речи.

Цветовые номинации играют важную роль в процессе концептуализации окружающей действительности, в формировании языковой картины мира, обладают способностью выражать не только эмпирически воспринимаемые признаки, но и широкий спектр экспрессивных, оценочных, эстетических, символических значений. Система цветообозначений отражает знания социума «об устройстве мира, опыт жизни, накопленный не одним поколением», социальные и культурные характеристики народа, его менталитет [2].

В ходе работы нами собран языковой материал в количестве 500 цветовых лексем. Источником послужил «Словарь современного детского языка» В. К. Харченко [3].

В результате систематизации собранного материала нами выделены две группы, по которым можно классифицировать цветообозначения в детской речи: лексико-грамматическая и функционально-прагматическая.

Лексико-грамматическая классификация представляет собой распределение цветовых лексем с точки зрения их частеречной принадлежности с последующим делением на подгруппы в зависимости от выражаемых значений. Соответственно, к наименованиям цветов, используемых в речи детей, относятся имена прилагательные: жёлтый, зеленоватый, беленький, дымчато-серый; имена существительные: зеленца, белость, коричневость, синька, красняк, серинка; глаголы: белеть, краснеть, чернеть, бирюзеть, пожелтеть, узеленить.

В собранном материале закономерно преобладают имена прилагательные, поскольку цвет – это в первую очередь признак предмета. Прилагательные обозначают основные цвета и обладают большим потенциалом для обозначения всевозможных цветовых оттенков, в то время как имена существительные используются для обозначения отдельных оттенков или индивидуально воспринимаемых цветов. Нельзя не сказать и о том, что существительные и глаголы с семантикой цвета носят более абстрактный характер по сравнению с прилагательными и поэтому усваиваются детьми относительно поздно и употребляются гораздо реже.

Группа прилагательных настолько обширна, что в ней можно выделить несколько подгрупп: 1) лексемы, обозначающие основные цвета спектра; 2) лексемы, обозначающие неосновные цвета; 3) слова, обозначающие оттенки цветов; 4) окказиональные словообразования.

Лексемы, обозначающие основные цвета спектра, делятся на хроматические: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый и ахроматические: чёрный, белый, серый. Как и в узусе, эти слова преобладают в детской речи. Кроме того, для детей характерно употребление производных прилагательных с суффиксом субъективной оценки: беленький, зелёненький, синенький, жёлтенький, а также удвоение слов с префиксацией с целью передать насыщенность цвета: зелёный-презелёный, красный-прекрасный.

Лексемы, обозначающие неосновные цвета, ряд учёных относит в разряд оттеночных [4]. Мы рассматриваем эти лексические единицы как особую подгруппу, ориентируясь на их словообразовательную модель (это однокорневые цветовые лексемы), смысловую близость к основным цветам, общеупотребительность и частотность: алый, бордовый, бурый, болотный, золотой, коричневый, кремовый, малиновый и др. По словам А. П. Василевича, такие номинации цветов, как салатовый, малиновый, бордовый и подобные, приближаются к основным цветам на основании их «психологической важности» [5, с. 19]. Отметим, что дети расширяют круг вторичных номинаций неосновных цветов за счет соотнесения с самими разными предметами: черешневый, павлиний, снежный, яблочный, солнечный.

Неожиданно многочисленной в собранном материале оказалась подгруппа прилагательных, обозначающих оттенки цветов. Во-первых, ее образуют производные прилагательные с суффиксом -оват- со значением приближения к цвету, оттенка: беловатый, желтоватый, зеленоватый и др. Во-вторых, в нее входит большое количество сложных прилагательных. Кроме узуальных лексем, обозначающих оттенок одного цвета: бледно-голубой, светло-зелёный, тёмно-красный либо привычное сочетание нескольких цветов: жёлто-зеленый, сине-зелёный, серо-белый, в детской речи отмечены устойчивые образные единицы художественной речи: васильково-синий, небесно-голубой, дымчато-серый. Помимо этого, дети, усвоив рассматриваемую словообразовательную модель, формируют множество уникальных, неожиданных сочетаний цветов, демонстрируя своеобразие восприятия и креативность мышления: зелёно-мраморный, малиново-фиолетовый, золотисто-шоколадный, оранжево-песочный, бежево-стальной, горчично-желтоватый, кремово-жёлтый, бело-бирюзовый и др.

Особый интерес представляет употребление слов-интенсификаторов, которые отличают детские цветовые номинации от узуальных моделей цветообозначений: вместо слов тем-но- или ярко- дети часто используют слово сильно-: сильно-зелёный, сильно-жёлтый, сильно-бледно-зелёный, наречия очень и чуть-чуть: очень светло-зелёный, чуть-чуть сиреневый, чуть-чуть розоватый.

Нельзя не отметить и такую особенность детского языка, как способность с помощью цветовой лексики выражать эмоциональную оценку предмета или явления: солнечно-золотой, золотисто-яркий, странно-розовый, грязно-голубой, грязно-чёрный, мутно-жёлтый, мраморно-мрачный.

Среди прилагательных зафиксированы и окказиональные цветообозначения: волковый (в значении цвета шкуры волка), зайчиковый (цвета заячьего меха), кожевый (цвета кожи; возможно, по аналогии с бежевый), золотный (цвета золота), полунебесный (светло-голубой), угленный (цвета угля). Окказионализм – это индивидуально-авторское слово, созданное согласно уже существующим словообразовательным моделям. Так как ребёнок ещё не знает большого количества слов, но слышит многие в повседневной речи, он проводит параллели между их моделями. Выявив некоторые закономерности, он создаёт индивидуальные слова, подобных которым нет в общеупотребительной речи.

Подавляющее большинство имен существительных в нашем материале являются окказиональными наименованиями цветов: белость, бежинка, коричневость, серинка, фиолетинка. Кроме того, для словаря ребенка характерны лексемы, производные от наименований цветов, обозначающие носителя цветового признака: синяк (синица мужской особи; синий цветок), красняк (след от ушиба на теле красного цвета; красный цветок), серебринка (фольга у шоколадных конфет), желтинка (мандаринка), белка (белая кошка), черняк (чёрный кролик), темнолес (тёмный, густой лес).

Вторая линия классификации – функционально-прагматическая. Она представляет наибольший интерес с точки зрения когнитивного развития ребёнка и освоения им цветовой лексики. При этом мы ориентировались на время появления и закономерности употребления тех или иных цветообозначений в детской речи. На основании этого нами выделены 4 возрастных этапа освоения цветовой лексики.

I этап: 1–4 года – в этот период в речи детей появляются основные цветообозначения: белый (1, 5); красный (2); зелёный (2, 1); жёлтый (2, 4). На наш взгляд, последовательность усвоения ребёнком цветовых лексем свидетельствует о важности того или иного цвета в национальной языковой картине мира. Освоение цветов происходит, главным образом, в процессе научения в ходе развивающих игр, при помощи которых родители учат детей различать и запоминать простые цвета, которые могут обобщить многие оттенки. Интересно, что в этот период цветообозначения часто реализуют номинативную функцию, поскольку восполняют лакуны в лексиконе ребенка:

– хочу красный суп (3, 8) – о борще.

II этап: 4–6 лет – в этот период лексикон ребёнка пополняется. В него постепенно включаются цветовые лексемы, обозначающие распространенные оттенки, а также наименования, выходящие за рамки основного спектра: коричневый (4, 1); золотой (5, 2); мраморный (6). Появляются индивидуальные слова, такие как голубота (4); угленный – чёрный, цвета угля (4, 1); волковый и зайчиковый – о серых и белых облаках (4, 5); грязнота (5,8 ); полунебесный (5, 8); золотный (5, 9). Активно образуются глаголы: покраснеть, побирюзеть (4, 2), покоричневеть (5), позеленеть (4, 2).

Вместе с тем контекстуальное употребление цветовой лексики свидетельствует, что на данном этапе ребёнок ещё не всегда действительно различает оттенки цветов. Так, например, цвет огня он определяет как красный или оранжевый. В нашем материале зафиксированы цветообозначения, образованные от трех корней: зелёно-тёмно-белый (5, 8). Взрослый человек, услышав это слово, воспримет его как оттенок, однако контекст это опровергает:

– Какие у меня глаза? Зелёные, наверное. Сейчас сама посмотрю в зеркало. Я понимаю… зелёно-тёмно-белые.

Становится понятно, что девочка обозначает не сложный цвет одного предмета (радужной оболочки глаза), а объединяет несколько цветов разных элементов (зрачка, радужной и белковой оболочки).

III этап: 6–10 лет – в этот период дети активно осваивают оттенки цветов, состав которых приближается к уровню взрослого носителя языка, а также образуют цветообозначения с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -еньк-: алый (7, 5); изумрудный (7); бирюзовый, малиновый (7, 5); кремовый (8, 11); рыженький (6, 1); беленький (6, 2); серенький (7, 2); коричневенький (7, 5); зелененький (6, 6).

Интересно, что, по данным словаря, девочки начинают различать оттенки цветов гораздо раньше мальчиков. Доказательством тому служат такие цветообозначения, как золото-коричневый, золотисто-шоколадный, бледно-коричневый, беловато-зелёный, активно употребляемые девочками в возрасте примерно 9-ти лет.

IV этап: 10–15 лет – это возраст, когда вся основная цветовая база уже освоена, дети употребляют в речи редкие, «экзотические» наименования цветов, а также составляют сложные конструкции с использованием этих слов для обозначения оттенков. Так, например, если в возрасте 4–6 лет цвет молнии определялся ребёнком только как белый, но теперь на вопрос о том, какого цвета молния, можно получить разнообразие ответов, вызванное индивидуальным восприятием и богатством лексикона: жёлтый с оранжевым оттенком, серебристый, серебристо-белый, розово-белый. Именно в этот период создаются уникальные цветовые сочетания: зелёно-мраморный, коричнево-бордовый, кремово-розовый, мраморно-серый, горчично-желтоватый, васильково-синий, голубой морской, бело-бирюзовый, бежево-стальной. Словообразовательные окказионализмы постепенно исключаются из лексикона, так как дети начинают узнавать и применять закрепленные в узусе цветообозначения.

Таким образом, можно прийти к выводу, что ребёнок осваивает цвета и их оттенки на протяжении более 10 лет. На раннем этапе развития ребенок усваивает только основные цвета. Начиная с 4-х лет, в его речи появляются наименования некоторых распространенных в речи взрослых цветовых оттенков, однако ребенок не вполне их различает. С 6 лет дети начинают различать оттенки, которые ранее не дифференцировали и либо смешивали в речи, либо обобщали их, обозначая лексемой со значением основного цвета. В старшем возрасте появляется потребность охарактеризовать всё большее количество узнаваемых предметов и сделать это как можно точнее и разнообразнее, возникают необычные, редкие, выразительные цветообозначения, уникальные сочетания цветов.

Освоение того или иного пласта цветовой лексики отражает определенный этап языкового и когнитивного развития человеческой личности.

×

About the authors

Nadezhda Anatolievna Chernyavskaya

Samara University

Author for correspondence.
Email: Chia20081@yandex.ru

associate professor of the Department of Russian Language and Mass Communication

Russian Federation, 443086, Samara, Moskovskoye Shosse, 34

Daria Andreevna Yarygina

Samara University

Email: donum130@yandex.ru

student II course of the Faculty of Philology and Journalism of the Samara University

Russian Federation, 443086, Samara, Moskovskoye Shosse, 34

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 1970 Proceedings of young scientists and specialists of the Samara University

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies