Some features of the regulation of crowdlending platforms in Russia and other countries

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article deals with the peculiarities of the legislative regulation of crowdlending relations in Russia and other countries. Despite the fact that the Russian market of crowdfunding is only being formed, the legal norms governing crowdlending have been formed. At the same time, the study of foreign experience allows us to identify advantages and disadvantages in Russian regulation, to see gaps in legislation that do not allow us to fully implement this lending tool. The article provides an overview of the regulation of crowdlending in the United States, selected European countries, and some Asian countries. On the basis of the conducted research, the main directions of improving the regulation and development of crowdlending relations in Russia are proposed.

Full Text

Краудлендинг – это альтернативный финансовый инструмент, с помощью которого можно заработать проценты на займах другим людям или бизнесу.

И хотя рынок в России сейчас оценивается менее чем в 15 мдрд. рублей, в целом, интерес банковского сектора и крупного бизнеса к этой сфере может говорить о росте привлекательности этого относительного нового для России рынка.

02 августа 2019 г. принят и вступил в силу с 1 января 2020 г. Федеральный закон № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Закон регулирует отношения, возникающие в связи с инвестированием и привлечением инвестиций с использованием инвестиционных платформ, определяет правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ, требования к инвестиционной платформе, участникам, способы инвестирования и порядок регулирования и надзора за деятельностью инвестиционной платформы и пр. Согласно закону оператор инвестиционной платформы должен быть внесен в реестр Банка России, размер его капитала должен быть не менее 5 миллионов рублей, он не отвечает по обязательствам лиц, привлекающих инвестиции, один неквалифицированный инвестор не может инвестировать за год более 600 тыс. рублей.

 Согласно данному закону инвестором может выступать физическое лицо (гражданин) или юридическое лицо, лицом, привлекающим инвестиции, в нашем случае заемщиком может являться юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, или индивидуальный предприниматель. Таким образом, закон регулирует отношения в сфере Р2В (займы компаниям от физических лиц) и В2В (займы между компаниями)

В течение календарного года заемщик может привлечь через платформу займов на сумму до 1 млрд. руб.

Оператор платформы обязан раскрыть на своем сайте информацию о себе и своей деятельности, правила инвестиционной платформы, порядок присоединения к договору об оказании услуг по привлечению инвестиций и к договору об оказании услуг по содействию в инвестировании, порядок инвестирования с использованием инвестиционной платформы, свой годовой отчёт о результатах деятельности по организации привлечения инвестиций и иную информацию, предусмотренную Федеральным законом.

Оператор платформы не имеет права совмещать свою деятельность с иной финансовой деятельностью, за исключением деятельности организатора торговли, клиринговой деятельности, брокерской деятельности, дилерской деятельности, деятельности по управлению ценными бумагами; депозитарная деятельности, деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг и прочих видов деятельности финансовых организаций, если возможность такого совмещения предусмотрена федеральным законом.

Контролирует деятельность операторов Банк России.

Поскольку краудлендинговая деятельность во многих странах уже регулируется, рассмотрим законодательство по краудлендингу других стран в следующем разрезе:

– органы и основные принципы регулирования деятельности краудлендинговых платформ,

– раскрытие информации и меры по защите инвесторов,

– поддержка государством данной сферы деятельности.

  1. Органы и основные принципы регулирования деятельности краудлендинговых платформ

1.1. Франция

С 01.10.2014 г. во Франции действует положение, регулирующее краудлендинг. Краудлендинговые платформы имеют статус финансового посредника (Intermdiaire en Financement Participatif, FIP) и должны быть зарегистрированы в регулирующем органе, занимающейся ведением единого государственного реестра финансовых посредников (Organisme pour le Registre des Intermediaires en Assurance, ORIAS).

 В рамках саморегулирование большая часть краудплатформ являются членами национальной ассоциации – Financement Participatif France (FPF).

1.2. Германия

В Германии в августе 2015 года вступили в действие законодательные акты, регулирующие краудлендинговую деятельность

1.3. Нидерланды

В Нидерландах регулирующими органами краудлендинговой деятельности являются Управление финансового рынка (AFM) и Нидерландский национальный банк (DNB). Краудлендинговые площадки обязаны проходить лицензирование в AFМ.

1.4. Италия

Итальянское законодательство о краудфандинге требует лицензирования краудлендинговых площадок в Банке Италии.

1.5. Литва

В 2016 г. принят Закон о краудфандинге (The Law on Crowd funding), который регулирует отношения, возникающие при привлечении финансировании с помощью краудфандинговых платформ, определяет правила работы краудлендинговых и краудинвестинговых площадок. Регулирование деятельности краудлендинговых площадок осуществляется и другими законодательными актами: Закон о юридической защите персональных данных Республики Литва (Law on the Legal Protection of Personal Data of the Republic of Lethuania), Закон об электронных деньгах и институтах электронных денег Республики Литва (Law on E-money and E-money Institutions of the Republic of Lithuania). В 2016 г. были внесены поправки в Закон о потребительском кредитовании (Law on Consumer Credit), направленные на снижение рисков кредиторов.

В соответствии с действующим законодательством требуется размещение на сайте центрального банка Литвы информации о краудлендинговых платформах.

1.2. Япония

Значительную роль играет саморегулировние рынка краудинвестинга. Japan Securities Dealers Association осуществляет скрининг компаний, привлекающих финансирование, и мониторинг иных вопросов, связанных с безопасностью инвесторов и функционированием платформ.

1.6. Китай

Правовые нормы предусматривают необходимость регистрации краудплатформ в местных органах финансового регулирования и размещение средства кредиторов и заемщиков Р2Р-площадок в банке-партнере, а не на счетах площадки.

1.7. Индия

Механизмы регулирования деятельности краудплатформ в настоящее время только зарождаются. Так, Совет по ценным бумагам и биржам Индии предлагает поделить платформы на три типа и выработать для каждого дифференцированное регулирование. Первый тип – фондовые биржи; второй тип – технологические бизнес-инкубаторы (предусматривает наличие поддерживаемого государством или правительством штата организации, функционирующей более пяти лет и имеющей капитал более 100 млн. рупий); третий тип — ассоциации и сети прямых и ангельских инвестиций (некоммерческая организация, имеющая опыт работы более трех лет, объединяющая 100 и более участников (бизнес-ангелов, институциональных инвесторов, фондов) и имеющая капитал в размере не менее 20 млн рупий.

1.8. Индонезия

В рамках создания нормативной базы, регулирующей сектор финансовых технологий Управлением по финансовым услугам Индонезии (OJK) в 2016 году опубликован Регламент о краудфандинге капитала.

Регламент требует, чтобы краудлендинговая платформа (Провайдер) являлась компанией, который имеет центр данных, расположенный в Индонезии, и индонезийское доменное имя. Кроме того, Провайдер должен получить лицензию в Управлении по финансовым услугам и зарегистрироваться в качестве провайдера электронных систем в Министерстве связи и коммуникаций, а также иметь минимальный капитал на момент подачи заявки на получение лицензии в OJK. не менее 2,5 млрд. рупий (178 000 долл. США).

Механизм краудлендинга включает два отдельных соглашения или контракта:

– соглашение между Провайдером и Эмитентом (должно быть изложено в форме договора – допускается электронное соглашение); а также

– соглашение между Провайдером и Инвестором (должно быть изложено в форме договора – допускается электронное соглашение).

Кроме того, по Регламенту краудплатформы должны быть членами индонезийской Ассоциации Fintech Association (AFPI) и соблюдать Кодекс этики Ассоциации.

1.11. США

Регулятором краудлендинговых площадок выступает Комиссия по ценным бумагам и биржам (U.S.Securities and Exchange Commission).

Привлечение денег для кредитования осуществляется через размещение ценных бумаг номиналом 25 долл. США, выпускаемых под каждую конкретную ссуду. При этом инвесторы имеют возможность реализовать свои ценные бумаги через электронную площадку – FOLIOfn.

5 апреля 2012 года президентом Бараком Обамой был принят Акт по ускорению развития бизнес-стартапов (Jumpstart Our Business Startups (JOBS) Act), в рамках которого Комиссией по ценным бумагам и биржам разработаны правила, определяющие порядок предложения и продажи ценных бумаг при привлечении краудфандингового финансирования. Данные правила были приняты 30 октября 2015 года и определяют:

– максимальный размер привлечения средств в акционерный капитал стартапов посредством краудтехнологий – 1 млн долларов США;

– необходимость аккредитации платформы Комиссией по рынкам и ценным бумагам США (SEC);

– краудфандинговые площадки объединяются на базе саморегулируемой организации, подотчетной Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC);

– осуществление мониторинга за исполнением новых законодательных требований, с периодическими отчетами президенту, включающими предложения по совершенствованию правоприменительной практики.

1.12. Великобритания

В Великобритании работа краудлендинговых площадок регулируется Законом о финансовых услугах и рынках от 2000 г. (вступил в силу с апреля 2014 г.).

Регулятором выступает Управление по финансовому регулированию и надзору (англ. – Financial Conduct Authority, далее – FCA). Но краудлендинговые компании могут осуществлять свою деятельность и в рамках регуляторной песочницы, которая создана FCA в рамках программы развития финтех-компаний.

В Великобритании также действует UK Crowdfunding Association (UKCFA), членство в которой является добровольным. Эта организация активно участвует в разработке нормативных актов, регулирующих деятельность краудфандинговых платформ.

  1. Мировая практика раскрытия информации и защиты инвесторов

2.1. Италия

В Италии предусмотрена необходимость привлечения финансирования и от институциональных инвесторов в качестве гарантии для розничных инвесторов. В целях минимизации вероятности реализации мошеннических схем предусмотрена обязательная привязка платформы к финансовому учреждению.

2.2. Израиль

В Израиле установлены лимиты для непрофессиональных инвесторов по объёмам индивидуальных инвестиций в одну компанию – 10 000 шекелей, и общих годовых инвестиций – 20 000 шекелей. Максимальная размер средств, который компания может привлечь с помощью краудплатформы составляет 1 000 000 шекелей в год.

Требуется обязательное раскрытие на платформе информации о рисках инвестирования и конфликте интересов.

2.3. Германия

Закон о защите малых инвесторов определяет лимит инвестиций для розничных инвесторов в размере 10 000 евро, при условии наличия и подтверждения объема активов или уровня доходов в размере более 100 000 евро. В случае невозможности подтверждения установленного объема активов и доходов лимит в один проект составляет 1 000 евро.

2.4. Литва

 Лимит инвестирования в один проект на краудлендинговой площадке составляет не более 500 евро в течение года, а общий лимит инвестирования – не более 5 000 евро в год.

2.5. Греция

Лимит инвестирования для розничного инвестора составляет не более 5 000 евро в один проект и не более 30 000 евро на одной площадке (эта сумма не должна превышать 10% от среднего дохода за последние три года). Лимит привлекаемых средств на одну компанию составляет не более 500 000 евро в год.

2.6. Индия

Предложения Совета по ценным бумагам и биржам Индии включают в себя следующие ограничения: объем привлекаемых средств в один проект должен составлять не более 100 млн. рупий; привлекать средства могут только непубличные компании, которые функционируют не менее 48 месяцев; Непрофессиональные краудинвесторы (имеющие годовой доход от 1 млн рупий, пользующиеся услугами инвестиционного консультанта, успешно сдавшие тест соответствия в аккредитованном Национальным институтом рынков ценных бумаг учреждении или в краудлендинговой платформе могут инвестировать не более 60 000 рупий в один проект и не более 10 % размера активов.

2.7. Китай

Ассоциация ценных бумаг Китая установлены следующие ограничения:

– минимальный размер инвестиций в один проект – не более 1 000 юаней;

– инвесторами могут выступать профессиональные инвесторы; пенсионные фонды; компании с чистыми активами более 10 млн юаней; физические лица с активами более 3 млн юаней, физические лица со среднегодовым доходом за последние 3 года более 500 тысяч юаней, обладающие знаниями в области управления рисками инвестирования; иные соответствующие требованиям Ассоциации инвесторы. Максимальный размер инвестиций – 1 млн. юаней.

2.8. Гонконг

В Гонконге рассматривается вопрос привлечения страховых компаний для запуска финансовых продуктов, которые направлены на минимизацию рисков для участников краудлендинговых отношений.

2.9. Малайзия

Согласно консультационного документа Комиссии по ценным бумагам Малайзии лицами, привлекающими инвестиции, могут выступать только малые и средние компании, зарегистрированные в соответствии с Companies Act 1965 года. Максимальный размер инвестиций в одну компанию составляет 5 млн долл. США в год. Инвесторы типа Sophisticated Investors, то есть аккредитованные инвесторы, компании с высоким уровнем чистой прибыли и физические лица с высоким уровнем активов, не имеют ограничений для инвестиций через краудплатформы. Прочие инвесторы (Retail Investors) могут инвестировать не более 3 000 малазийских ринггитов в один проект и в год – не более 30 000 малазийских ринггитов.

2.10. Индонезия

Инвестиционный лимит в течение 12 месяцев для инвесторов с годовым доходом менее 500 млн. рупий (35 600 долл. США) составляет 5 % годового дохода, для инвесторов с годовым доходом более 500 млн. рупий – 10 % годового дохода.

Максимальный объём заимствования в течение 12 месяцев – 10 млрд. рупий (708500 долл США).

2.11. США

Независимо от того, что отдельными штатами разработаны собственные правила, предусмотрена необходимость обязательного раскрытия на платформе информации о рисках инвестирования. Платформа также обязана проявлять должную осмотрительность в отношении стороны, привлекающей средства.

Инвестор самостоятельно выбирает проекты для вложения или сформированные портфели проектов, которые могут дифференцироваться по степени риска. Лимит инвестирования составляет 1 000 долл. США.

Инвесторы с ежегодным доходом до 100 000 долл. США могут инвестировать до 2 000 долл. США или 5 % от своего дохода. Инвесторы с ежегодным доходом более 100 000 долл. США могут инвестировать до 10 % от своего дохода. Максимальная сумма займа – 40 000 долл. США.

2.12. Великобритания

Согласно нормам, регулирующим деятельность краудлендинговых площадок, для запуска краудлендинговой платформы потребуется разработать адекватные механизмы управления рисками и внутреннего контроля, комплаенс-контроля. FCA обязывает платформы представлять инвесторам максимум сведений, которые помогут им с принятием решения. Сервисам придется представить гарантии того, что вся информация, которая передается инвесторам, абсолютно достоверна.

Также платформы обязаны раскрывать следующую информацию:

– Роль платформы;

– Порядок ликвидации платформы;

– Сведения об инвестициях.

В целях защиты инвесторов от ущерба регулятор также регламентирует правила ликвидации краудлендинговых платформ. Прекращение деятельности платформ должно проводиться по строгому плану. С 9 декабря 2019 года сервисы обязаны сообщать инвесторам о прекращении деятельности. Это необходимо для того, чтобы у займодателей оставались инструменты контроля над компанией, которая привлекает средства, несмотря на ликвидацию краудфандингового сервиса.

При регистрации новой площадки необходимо создать резервный фонд, который обеспечит оплату услуг по возможной ликвидации платформы, а также выполнения требований, предусмотренных процедурой. Однако, еще в 2010 году на британском рынке компания RateSetter, выйдя на краудлендинговый рынок по собственной инициативе создала резервный фонд для защиты кредиторов от дефолтов заемщиков. Фонд финансируется из «хороших» кредитов, а накопленными средствами оплачиваются задолженности по «плохим» кредитам.

С 9 декабря 2019 года P2P-платформы смогут продавать продукты только тем, кто сертифицирован как сложные или высокодоходные инвесторы. Если инвестор не является сертифицированным инвестором, он должен самостоятельно подтвердить и исключить возможность инвестирования более 10 % своего инвестиционного портфеля в «краудлендинговые» кредиты.

III. Мировая практика в сфере государственной поддержки краудфандинговой деятельности.

3.1. Австралия

В рамках программы, реализуемой государственной структурой Arts Tasmania и краудфплатформой Pozible, получают от государства дополнительное финансирование до 2 000 австралийских долларов проекты, собравшие необходимую сумму на краудплатформе.

3.2. Великобритания

В Великобритании существуют различные программы, реализуемые краудплатформами совместно с государственными структурами. В рамках таких программ компании, привлекающие займы, могут получить от государства до 20 % от требуемой суммы по более низкой процентной ставке, чем на платформе. Законодательством Великобритании также предусмотрены налоговые вычеты для инвесторов, вкладывающих средства в стартапы в области высоких технологий, на подоходный налог в размере 50 % от стоимости приобретённой доли компании, но не более 100 000 фунтов стерлингов.

Доходы налогоплательщиков от инвестирования на краудлендинговых площадках до 20 000 фунтов стерлингов в год освобождаются от налогообложения.

3.3. Франция

Во Франции предусмотрен льготный налоговый режим для площадок посреднического участия.

3.4. Швеция

В Швеции государственные структуры, выступая соинвесторами на краудплатформах, способствуют распределению региональных бюджетов на социально-значимые проекты.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы.

Российский закон, регулирующий деятельность краудплатформ, предусматривает включение платформ в специальный реестр, то есть лицензирование не предусмотрено также, как и во многих европейских странах.

Однако российским законом не предусмотрено регулирование крауд-кредитования между физическими лицами (Р2Р-кредитование). В этом направлении необходимо изучить опыт Франции, где достаточно на высоком уровне регулируется данный вид краудлендинга.

Многие страны уделяют большое внимание защите инвесторов и развитию данной сферы обращения финансов, например Великобритания, к опыту в области регулирования и поддержки краудплатформ которой необходимо в дальнейшем присмотреться.

×

About the authors

Liliya Akryamovna Salahova

Samara University

Author for correspondence.
Email: salahovala@yandex.ru

graduate student of the Law Faculty of the Samara University

Russian Federation, 443086, Samara, Moskovskoye Shosse, 34

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 1970 Proceedings of young scientists and specialists of the Samara University

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies