The education of a morally holistic personality in a modern school

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

In this paper, the question of moral education in the conditions of a modern school is raised. This is a particularly significant and urgent task, the solution of which contributes to the formation of a holistic personality. The upbringing process is considered as an active interaction of the teacher and student in a common joint activity. The article reveals the need for the formation of such qualities of moral development of a person as responsibility, independence, self-esteem, the conclusion is made about the need for students to develop real self-esteem, to replenish their knowledge about themselves. The result of a diagnostic study on the level of moral education of modern schoolchildren of different ages is given.

Full Text

В сегодняшнем мире вокруг человека множество разнообразных источников, которые оказывают сильное влияние, причём как позитивного, так и негативного характера. Они сильно воздействуют на ещё неокрепший интеллект, сознание ребёнка и его только формирующуюся нравственность.

Актуальность проблемы воспитания нравственно целостной личности в условиях современной школы возникает в связи с тем, что современное общество нуждается не только в подготовке широко образованных, обладающих знаниями, но и высоконравственных людей с прекрасными чертами характера.

А. М. Руденко даёт понятие личности, как совокупность индивидуальных особенностей человека, которые делают его существом нравственным и определяют его как члена общества… Личность возникает в результате культурного и социального развития. Это социально-психологическая сущность человека, совокупность уникальных черт, которые позволяют ему вносить вклад в развитие общества и культуры. Личность формируется в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия) [1]. Быть личностью – это значит обладать личностной свободой, иметь четкую жизненную позицию, принципиальность, способность к самоанализу, целенаправленность, уметь осуществлять необходимый выбор, прогнозировать последствия своих действий или бездействий и отвечать за последствия от принятых решений.

В воспитании подрастающего поколения на первый план выходит его нравственное определение, способность достойно строить свою жизнь. Г. М. Коджаспирова в Педагогическом словаре дает определение нравственному воспитанию, как процессу «целенаправленного формирования системы нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом общественных моральных требований и норм, прочной системы привычного повседневного морального поведения» [2, с. 32–33]. Значимость обладания нравственными знаниями велико еще и потому что, они дают школьнику не только понимание о нормах поведения, установленных в современном обществе, но и учат прогнозировать последствия нарушения этих норм, для него и окружающих его людей.

Л. П. Крившенко в своих научных трудах раскрывает сущность нравственного воспитания: «Нравственное воспитание оперирует такими понятиями, как нравственное сознание и нравственные потребности. Нравственное сознание предполагает наличие у субъекта воспитания определенной иерархии ценностей, в значительной степени отражающей ту, что признана обществом идеальной. Нравственная потребность – это бескорыстное стремление творить добро» [3, с. 192].

Задачами воспитания в современной школе является формирование нравственного сознания, этического поведения, развитие чувств и выработка нравственных привычек. Ученик, делая свободный выбор, должен понимать, что несет ответственность за результат своего выбора. Выполнение моральных правил учеником должно быть основано на не принуждении, а на сознательности самого школьника, на его способности определять свои нравственные обязательства, осуществлять самоконтроль.

Нравственное развитие личности – комплексный процесс. На него оказывают влияние возрастные особенности детей. Он зависит от педагогического воздействия, влияния общества в целом. Заключается в развитии положительных черт личности и способности противостоять негативным проявлениям.

Для воспитания морального духа в ребенке, его нравственного развития, нужны идеалы. Идеалы являются основными ориентирами жизни человека, целью воспитания. Первоначально они возникают непроизвольно. Например, дети младшего школьного возраста подражают, копируют манеры педагога. В связи с этим учителя начальных классов должны показывать пример нравственного поведения. При переходе детей в среднюю и старшую школу управление процессом воспитания усложняется. Идет возрастание социализации школьников. Классный руководитель уже не может быстро реагировать на педагогические ситуации, возникающие во время обучения. При этом он не только организует учебный процесс, но оказывает и психологическую поддержку детям. Учитель должен помочь ученику выбрать для подражания нравственный образец.

Ребёнка надо подбадривать и поддерживать, тогда он доверит педагогу свои мысли и переживания. Беседа с учителем, который выслушает и поймет, позволяет ученику разобраться в себе, в своих поступках. Нравственный образ, который был представлен ребенку учителем, должен стать его внутренним идеалом. Важнейшая задача школы в наше время – формирование идейных убеждений, которые проявлялись бы в делах, поступках. Убеждения возникают, когда они прочувствованы, пережиты. В школе должны разъясняться не только нормы поведения, но и создаваться условия для их осознания учениками через личный опыт. Ребёнку надо дать возможность самовыражаться и развиваться.

Нравственные чувства, ценности, суждения, понятия, а также степень их сформированности являются основными критериями морального воспитания целостной личности. Отечественный ученый А. А. Реан отмечает, что «развитие человека в школе как личности – это обязательно:

1) развитие интеллекта,

2) развитие эмоциональной сферы,

3) развитие устойчивости к стрессорам,

4) развитие уверенности в себе и самопринятия,

5) развитие позитивного отношения к миру и принятия других,

6) развитие самостоятельности, автономности,

7) развитие мотивации самоактуализации, самосовершенствования.

В том числе и мотивации учения как важнейшего элемента мотивации саморазвития.

Все эти идеи, вместе взятые, можно назвать позитивной педагогикой» [4, с. 17].

Школа должна воспитывать в учениках самоуважение, чувство собственного достоинства – важные средства самоконтроля, которые становятся мотивами поведения. В детях нужно развивать оптимизм и веру в себя. Развитие чувства собственного достоинства связано с воспитанием в учениках уверенности в себе. Это чувство придает человеку силу для достижения поставленной цели и является залогом успеха во всех начинаниях. При этом эмоции и мысли учащихся должны быть настроены на благополучный исход дела. Педагог должен научить детей радоваться собственному прогрессу, не отступать перед трудностями и двигаться вперёд к поставленной цели.

С. Л. Соловейчик, теоретик педагогики прошлого века, писал, что одним из самых необходимых качеств нравственного развития личности является самостоятельность. Она не только обозначает свободу, но подразумевает и воспитание ответственности. Свобода поведения – это, прежде всего, нравственная жизнь и мерилом здесь выступает совесть.

Задача учителя – развить в детях стремление к совершенству, создать в их душах внутреннюю потребность «быть лучше». Нужно воспитывать прежде всего сильный дух, человечность, принципиальность в вопросах чести, правдивость. Расти цельным, подлинным, искренним человеком – значит расти без страха перед людьми, их укорами и насмешками, не бояться выглядеть глупым, смешным, отстающим [5].

Учитель в процессе образования оказывает внутреннее и внешнее влияние на развитие духовной составляющей личности ученика. Моральный облик учителя раскрывается школьникам в его отношении к своему делу, к ученикам, к людям. Увлеченный педагог, ответственно относящийся к работе, принципиальный, заботливый и чуткий даёт детям образец морального поведения.

Воспитывать – значит учить детей относиться к окружающим по-человечески. У детей отношение к тому, что произносят, какие требования выдвигаются перед ними, зависят от отношения к говорящему, требующему. Если школьники уважают личность учителя, то произносимую им информацию они будут воспринимать как значимую, нужную. Педагог выступает посредником между детьми и нравственными ценностями, накопленными прошлыми поколениями, поэтому важна атмосфера доброжелательности и сотрудничества.

Другим основным источником морального развития школьников является учебная деятельность. На уроках через организацию урока, правильно подобранный программный дидактический материал, его подачу преподавателем, происходит переосмысление у учеников духовных ценностей. Учебная деятельность позволяет ребенку при помощи учителя переживать чувство радости от процесса обучения.

Важным источником нравственного развития школьников является внеклассная работа. В ней происходит самовыражение детей в коллективе. Индивидуальные черты характера, творческие способности раскрываются и развиваются именно во внеклассной работе. Она создает условия для включения детей в совместную общественную деятельность. Через нее воспитываются такие личностные черты характера, как единство слова и дела, ответственность, активность. Этому способствуют жизненные ситуации, возникающие в процессе внеурочной деятельности. Моральные установки, которые изучались на уроках, испытываются во внеклассной деятельности. Происходит переход знаний в навыки.

На поведение учеников оказывают огромное влияние чувства, при этом их воспитание идет в процессе совершенствования уже имеющихся. Для работы по формированию того или иного чувства необходимо создать соответствующую обстановку, в которой у ребенка могут возникнуть соответствующие переживания. Воздействие на чувства идет через приобщение школьников к музыке, живописи, театру, творческой деятельности. Искусство позволяет насыщать душу ребенка чувством сопереживания, расширяет нравственное восприятие окружающего мира. Воздействуя на эмоции ребенка, педагог учит ребенка управлять своими чувствами.

При проведении диагностического исследования уровня нравственной воспитанности детей разного школьного возраста были использованы методики: изучения социализированности личности учащегося (методика М. И. Рожкова) [6], методика оценки и самооценки школьниками нравственных качеств личности (по З. И. Васильевой) [6], методика Т. А. Фалькович «Диагностика нравственной самооценки» [7]. Базой исследования явились учащиеся разных школ: 8 человек 4 класса в возрасте 10–11 лет и 8 человек 10 класса в возрасте 15–16 лет.

В таблице 1 представлены в процентах результаты изучения социализированности личности учащегося (методика М. И. Рожкова): уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся разного школьного возраста.

 

Таблица 1

Результаты диагностики уровня социальной адаптированности, активности,  автономности и нравственной воспитанности

Возраст

Количество учащихся

Социальная

адаптация

Автономность

Социальная

активность

Приверженность

гуманистическим

нормам

жизнедеятельности

высокая

средняя

низкая

высокая

средняя

низкая

высокая

средняя

низкая

высокая

средняя

низкая

человек

%

человек

%

человек

%

человек

%

человек

%

человек

%

человек

%

человек

%

человек

%

человек

%

человек

%

человек

%

10-11 лет

8

6

75

1

12,5

1

12,5

4

50

4

50

0

0

4

50

4

50

0

0

5

62,5

3

37,5

0

0

15-16 лет

8

2

25

4

50

2

25

1

12,5

7

87,5

0

0

4

50

3

37,5

1

12,5

3

37,5

5

62,5

0

0

 

Таблица 2

Результаты диагностики уровня социальной зрелости учащихся

Возраст

Количество учащихся

Уровень социализированности

высокий

средний

низкий

человек

%

человек

%

человек

%

10–11 лет

8

2

25

6

75

0

0

15–16 лет

8

2

25

6

75

0

0

 

Анализ полученных результатов показал высокое значение социальной адаптации учащихся 1–11 лет. Дети этого возраста стремятся вести себя в соответствии с принятыми ценностями и нормами в группах. Они осознают себя носителями позитивных, социально желательных характеристик. У учащихся 15–16-летнего возраста этот показатель принимает среднее значение.

Среднее значение автономности личности учащихся обеих групп говорит о том, что дети зависимы от мнения и воли других и не совсем способны оказывать сопротивление внешним влияниям. Они испытывают переживания по поводу себя в коллективе.

Социальная активность определяет уровень проявления способностей и возможностей в коллективе. Среднее значение показателей говорит о недостаточной самостоятельности и инициативности личности в достижении целей. Приверженность гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) учащихся 10–11 лет выше, чем у учащихся 15–16 лет.

В целом высокий процент среднего уровня социальной зрелости (табл. 2) учащихся говорит о неопределенности жизненного выбора, о неустойчивости в поведении и отношениях. Дети находятся под влиянием ситуации по причине неуверенности в себе, низкой самооценки. Учащиеся не в полной мере готовы к принятию самостоятельных решений, на них оказывает влияние внешние обстоятельства.

Методика оценки и самооценки школьниками нравственных качеств личности (по З. И. Васильевой) может быть использована для различных диагностических целей, например, для осознания школьником себя как ученика. В таблице 3 представлены степени значимости нравственных качеств личности по мнению учащихся разных возрастных групп. Рисуя образ «примерного ученика», учащиеся разного возраста выделяют прежде всего трудолюбие, дисциплинированность и ответственность. Они отмечают у себя такие ценные качества личности для окружающих как доброта и честность. Своим «слабым местом» ученики обеих групп считают дисциплинированность, при этом 10–11-летние добавляют – трудолюбие и ответственность, а ученики 15–16-лет – честность и самостоятельность. В образ «хорошего товарища» все испытуемые включают такую черту характера, как честность и доброта, при этом учащиеся 15–16 лет добавляют в этот образ такое качество личности как самостоятельность.

Анализ результатов учащихся обеих возрастных групп при изучении уровня сформированности коммуникативной культуры школьников, их нравственно-этической ориентации, по методике Т. А. Фалькович «Диагностика нравственной самооценки» (табл. 4), показал высокий уровень самооценки детей 10–11 лет и средний уровень сформированности нравственной самооценки у детей 15–16 лет. Таким образом, можно сделать вывод о том, что учащиеся знают о нормах и этике поведения, но не всегда поступают в соответствии с ними.

Высокий результат уровня нравственного воспитания учащихся младшего школьного возраста определяется присутствием желания учиться. У детей 10–11 лет ещё сильны те нравственные догмы, которые были заложены родителями: быть послушными и выполнять то, что говорит учитель.

 

Таблица 3

Результаты оценки и самооценки школьниками нравственных качеств личности

Качество личности

Какие из перечисленных ниже качеств важны в учебной работе?

Как ты думаешь, какие из этих качеств ценят в тебе товарищи?

Какие из этих качеств ты ценишь у товарищей?

Какие из этих качеств тебе хотелось бы приобрести в ближайшее время?

10–11 лет

15–16 лет

10–11 лет

15–16 лет

10–11 лет

15–16 лет

10–11 лет

15–16 лет

Дисциплинированность

2

3

8

7

3

7

2

1

Трудолюбие

1

1

5

4

5

5

1

8

Ответственность

3

2

7

8

6

6

3

5

Общественная

активность

7

5

7

6

8

8

7

7

Честность

5

4

2

1

1

1

4

2

Отзывчивость

6

8

3

5

4

4

6

9

Самостоятельность

4

6

6

3

7

3

8

3

Доброта

8

7

1

2

2

2

5

6

Стремление отстоять своё мнение

9

9

9

9

9

9

9

4

 

Таблица 4

Результаты диагностики уровня нравственной самооценки

Возраст

Количество учащихся

Уровень нравственной самооценки

высокий

средний

низкий

человек

%

человек

%

человек

%

10–11 лет

8

5

62,5

3

37,5

0

0

15–16 лет

8

0

0

8

100

0

0

 

У учащихся младшего школьного возраста в школе идет процесс развития, они стараются стать лучше. Учащимся старшего школьного возраста требуется реализация, развитие их личностных качеств. Таким образом, у старшеклассников появляется цель не стать лучше, не развиваться, не соответствовать каким-либо нормам, а «показать себя». Школа же, пытаясь загнать учеников в определенные рамки, этому не способствует. Учителя навязывают свои стереотипы и не поддерживают индивидуальность детей, поэтому и показатели уровня нравственного воспитания учеников старшего школьного возраста ниже. Запал нравственного поведения, который присутствовал у детей, пришедших в школу, со временем постепенно угасает, так как в школе мало времени уделяется воспитанию нравственных качеств. 

Заключение

Подводя итог диагностической работе, можно сделать вывод о необходимости воспитания реальной самооценки школьников, пополнению их знаний о себе. Педагог в ходе учебной деятельности должен способствовать воспитанию у детей нравственных качеств, выработке реальной самооценки, создавать ситуации, которые дают ученикам возможность почувствовать уверенность в себе, дадут радость от успеха, помогут осознать нравственность своих и чужих поступков. При этом процесс воспитания должен быть индивидуальным, чтобы раскрыть все лучшие черты характера ребенка, а урок и внеклассная совместная деятельность должны стать местом накопления нравственных отношений, где дети принимают и сами оказывают помощь, отстаивают своё мнение, учатся слушать и понимать одноклассников и учителей.

×

About the authors

Anastasia Vasilievna Radevich

Samara University

Author for correspondence.
Email: nastya20006290@mail.ru

student I course of the Psychological Faculty of the Samara University

Russian Federation, 443086, Russia, Samara, Moskovskoye Shosse, 34

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2020 Proceedings of young scientists and specialists of the Samara University

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies