RESEARCHES OF DEPENDENCE OF INTELLECTUAL EFFICIENCY OF STUDENTS ON THEIR BIOTYPE AND BIORHYTHMS

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

During this work it was revealed that the intellectual biorhythm is not the only thing, and even not the basic, a factor defining intellectual efficiency of students. Actually, the set of all three biorhythms (intellectual, emotional, physical) has where a greater influence on intellectual efficiency of the person and also on his organism in general. Besides, results of work showed that the emotional biorhythm or, even, physical which, apparently, externally are to a lesser extent connected with intellectual working capacity is capable to have a greater influence on an intellectual condition of «pigeons». And, this circumstance took place and with some representatives of other chronotype.

Full Text

В настоящее время многие студенты ста- самовоспроизводятся в любых условиях. киваются с проблемой рациональной органи- Согласно теории «трёх биоритмов», ав- зации своего дня. В силу разных причин они торами которой являются Герман Свобода, часто не успевают сделать запланированные Вильгельм Флисс и Фридрих Тельчер, мо- дела, откладывая их на потом, как правило, не мент рождения человека является пусковым успевают и испытывают нервные и физиче- механизмом, при котором они возникают [1]. ские перегрузки от того, что приходится вы- Физический биоритм, характеризую- полнять работу в последний момент. щий физическое состояние и энергию чело- Однако спланировать рациональный ре- века, длится 23 дня. жим дня не составит труда, если человек будет Эмоциональный биоритм равен 28 дням прислушиваться к своему организму и его внут- и обусловливает состояние нервной системы ренним ритмам. Ведь ритмичность процессов и настроение человека. прослеживается во всем и везде: по закону Интеллектуальный биоритм составляет ритма живут Космос, Земля, природа и человек. 33 дня и характеризует работу полушарий го- Биоритмы - периодические изменения ловного мозга и ядер гипоталамуса, которые интенсивности и характера биологических определяют мыслительные способности че- процессов, которые самоподдерживаются и ловека, его интуицию и интеллект (рис. 1). Рис. 1. Визуальное представление теории трёх биоритмов [2] © Рябикина М. А., 2019. Рябикина Мария Алексеевна (marusya.riabikina@yandex.ru), студент IV курса института авиационной техники Самарского университета, 443086, Россия, г. Самара, Московское шоссе, 34. 94 Биология Таблица 1 Сфера воздействия каждого из трёх биоритмов в различных фазах [3] Критические Сфера Подъём - расход Спад - накопле- Биоритм точки (состояние воздействия энергии ние энергии нестабильности) Прилив сил и физи- Фаза покоя, Нежелание рабо- ческой выносливо- усталости. Не- тать, недоволь- сти (спорт, работа). Физическая го- желание рабо- ство собой, ухуд- Физиче- Благоприятный пе- товность, вынос- тать, подвержен- шения при забо- ский био- риод для путеше- ливость, вы- ность заболева- леваниях, осо- ритм. 23 ствий, операций. В держка, сопро- ниям. В этот пе- бенно выражен- дня, смена этот период отме- тивляемость, риод отмечается ные последствия фаз через чается удаления зу- уверенность в сильно воздей- алкоголя. Воз- каждые бов, прививок. В себе, жажда дея- ствие медика- можны несчаст- 11,5 дня этот период сопро- тельности. ментов, чувстви- ные случаи, нане- тивляемость орга- тельность к сение ущерба здо- низма самая высо- боли. ровью. кая. Сфера психики, Негативные эмо- характер, душев- Позитивный ции обременяют ный мир, подсо- настрой, хорошая работу «в ко- Психиче- знание, интуи- гармония с окружа- манде» и сотруд- Острые споры, ский био- ция, коммуника- ющим миром, кон- ничество. Пред- бессмысленная ритм. 28 бельность, гар- тактность. Благо- расположен- нервозность. Дней, мония, способ- приятное время для ность к замкну- Ухудшение бо- смена фаз ность к сотруд- сдачи экзаменов, тости, монотон- лезненного состо- через каж- ничеству, мо- участия в соревно- ности, иногда к яния. Замедлен- дые 14 ральные силы, ваниях, публичных депрессии. Сле- ная реакция. дней творческие спо- выступлений, зна- дует контроли- собности, комств, радость от ровать отноше- настроение, са- общения ния с окружаю- мообладание. щими. Духовная раскрепо- Недостаток мыс- Слабая память, Умственная ин- щенность, воспри- лительных спо- предрасположен- теллектуальная имчивость к но- собностей, кон- ность к ошибкам сфера, мысли- вому, хорошая па- центрированно- Интеллек- и заблуждениям. тельные способ- мять, приспособля- сти. Ухудшение туальный Духовная диском- ности, приспо- емость. Благопри- памяти, недоста- биоритм. фортность невни- собляемость, ло- ятное время для ток выразитель- 33 дня, мательность, не- гика, рассудок, выполнения новых ности. Благопри- смена фаз достаток присут- внимание, спо- задач, заграничных ятное время для через каж- ствия духа и спо- собность к реа- поездок, изучения выполнения ру- дые 16,5 собности к реаги- гированию, па- трудных предме- тинной работы, дней рованию. Подвер- мять (жизненная тов, составления сбора и упорядо- женность сила, жизне- планов, принятия чения информа- несчастным слу- утверждение). решений, сдачи эк- ции, повторений чаям. заменов. (репетиций). У каждого биоритма есть 3 критические середине (при смене фазы с позитивной на точки, когда кривая биоритма пересекает ну- негативную) и в конце цикла, который одно- левую отметку. Это дни в начале цикла, в его временно является началом следующей Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета. 2019. № 1 (14) 95 позитивной фазы [2]. Характерно, что по тео- общего режима дня студентов, позволяющей рии «трёх биоритмов» их критические точки снизить административные, интеллектуаль- влияют на человека негативно (табл. 1). ные, психологические и соматические риски, Особенностям влияния биоритмов на связанных с их учебной деятельностью в работников различных профессий, возможно- вузе. сти учета ритмов при составлении рабочих графиков посвящён ряд работ [4]. Условия и методы исследования Хронотип человека определяет харак- В ходе исследования в тестировании тер его суточной активности. приняли участие 16 студентов-очников Принятая в 1970 году классификация группы 3405. Занятия в ней проходили в хронотипов человека подразумевает разделе- первую смену. Тестирование и анкетирова- ние людей на три категории: жаворонки, ние проходило с 12 ноября по 12 декабря. совы, голуби [5]. Показатели циклов биоритмов (в %) Интересным является тот факт, что рассчитывались для каждого дня экспери- среди городского населения промышленно мента для каждого студента и были неиз- развитых стран около 40-45 % составляют менны на протяжении дня. «совы», около 25 % - «жаворонки», оставши- Инструмент расчёта биоритмов имеет еся 30-35 % приходятся на «голубей». При следующий вид: B = (sin (2π*t/P))*100 %, где этом, однако, по другим исследованиям среди B - состояния биоритмов в % либо может приведённых 45 и 25 % «сов» и «жаворонков» выражаться как состояние относительно представителей чистых хронотипов всего не- нуля, а также состояния нарастания или сни- сколько процентов (причём среди женщин их жения; π - число, принимаем равным 3,14; t больше, чем среди мужчин), а остальные от- - количество дней, прошедших с даты рож- носятся к смешанным типам, переходным дения до текущего момента, т.е. фаза био- между «совами» и «голубями» или между ритма; P = {23, 28, 33} - период соответству- «жаворонками» и «голубями». ющего биоритма. «Жаворонки» - группы людей, имею- Существует множество инструментов, с щих сдвинутый вперед циркадный ритм. помощью которых можно оценить работо- Предпочитают ложиться с наступлением тем- способность. Основными из них являются: ноты, вставая при этом с первыми лучами метод исследования работоспособности с по- солнца. Лучше работают в утренние часы, к мощью стандартной таблицы Анфимова и вечеру требовать от них совершения ответ- счёт Крепелина [7]. ственных поступков нецелесообразно. Первый метод предполагает исследова- «Совы» - категория людей, у которых ние произвольного внимания и оценки темпа наблюдается систематическое отставание психомоторной деятельности и работоспо- фазы отдыха. В темное время суток они не собности на поверхностном уровне без учёта могут заснуть, т.к. у них отмечается состоя- корригирующих факторов. Поэтому в данной ние повышенной физической активности. Си- работе выбран второй метод - счёт Крепе- стематически ложатся спать после 2-3 часов лина. Так как именно в нём в наибольшей сте- ночи, поэтому о раннем пробуждении гово- пени учитывается временной фактор, кото- рить не приходится. рый важен для данного исследования. Дан- «Голуби» - промежуточный вариант ный метод позволяет судить о степени утом- хронотипа, к которому относятся люди днев- ляемости или упражняемости внимания, а ного склада. Они становятся обобщенным ви- также давать общую оценку работоспособно- дом, предпочитающим вставать позже «жаво- сти и выявлять установку исследуемого на ронков», но ложиться раньше «сов». скорость или на точность работы. В ходе данной работы были рассчитаны По результатам данного теста нахо- циклы трёх биоритмов для испытуемых [6], а дился коэффициент работоспособности также проведено их тестирование для разде- (Краб), имеющий следующие особенности: ления на хронотипы и исследования их рабо- Краб = S2/S1, где S2 - сумма правильно вы- тоспособности. Всё это было необходимо для полненных действий в течение второй ми- разработки рекомендаций по рационализации нуты эксперимента; S1 - сумма правильно 96 Биология выполненных действий в течение первой ми- 13 баллов - аритмик, или «голубь», который нуты эксперимента. время от времени впадает то в одну, то в дру- Если Краб << 100% то это говорит о сни- гую крайность; 14-20 баллов - явно выра- жении внимания и работоспособности. женные «совы». Краб  100% свидетельствует о медленной Кроме того, в анкетах к каждому экспе- врабатываемости, росте работоспособности. рименту испытуемые указывали, воздей- Если Краб  100% (диапазон  10%) то это ствию каких факторов из предлагаемого пе- означает, что утомления практически не про- речня они были подвержены на протяжении исходит, а работоспособность относительно последних 24 ч (рис. 3). стабильна. В процессе исследования испытуемых Определение хронотипов испытуемых разбивали на 6 групп по принципу «от силь- происходило по следующему тесту (рис. 2). ных к слабым». Критерием объединения яв- Согласно результатам, испытуемые, ко- лялся усреднённый дневной показатель ин- торые набрали: 0-7 баллов - «жаворонки»; 8- теллектуального биологического цикла испы- туемого (табл. 2). Рис. 2. Тест на определение биологического типа испытуемого Рис. 3. Корригирующие параметры влияния Таблица 2 Алгоритм деления испытуемых на группы работоспо- Цикл интеллек- Цикл эмоцио- Цикл физи- Коэффициент № туального био- нального био- ческого био- собности, % группы ритма, % ритма, % ритма, % 8:00 15:00 1 65,26 10,85 -36,67 88,14 80,06 2 54,06 -27,05 60,6 88,42 58,25 3 28,17 -43,39 39,84 29,23 50 4 -45,82 78,18 -99,77 110,34 88,89 5 -84,89 9,88 -34,14 72,21 92,44 6 -96,12 -11,85 -17,45 72,47 64,65 Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета. 2019. № 1 (14) 97 Таким образом, лидирующими парамет- ности на протяжении дня имеет высокое зна- рами анализа являются циклы каждого из чение. трёх биоритмов. Остальные параметры явля- Причём, данное обстоятельство при те- ются корригирующими. стировании имело место и с некоторыми представителями других хронотипов, что от- Результаты и их обсуждение части нашло отражение в имеющихся в насто- Результаты исследования хронотипов ящее время материалах [8]. испытуемых показали, что в группе к «жаво- Выявленные нами по результатам те- ронкам» относятся 4 человека (25 %), «со- стирования особенности аритмии «голубей» вам» - 4 человека (25 %), остальные 8 человек заставили разделить их на два подтипа - «яв- (50 %) - «голуби». ные голуби» и «неявные голуби». В ходе анализа результатов проведен- «Явные голуби» - проявляют наиболее ных тестов было выявлено, что интеллекту- нестандартную интеллектуальную работо- альный биоритм является не единственным, и способность, которая не была ожидаема при даже не основным, фактором, определяющим имеющихся обстоятельствах; то есть они интеллектуальную работоспособность (как труднопредсказуемы по проявлению своего предполагалось до начала работы). На самом интеллектуального потенциала в будущем. деле совокупность всех трёх биоритмов «Неявные голуби» - показывают ре- имеет куда большее влияние на интеллекту- зультаты, которые вполне ожидаемы при альную работоспособность человека, а также наличии определённых обстоятельств, что на его организм в целом. позволяет прогнозировать их грядущее ин- Более того, результаты работы пока- теллектуальное состояние по аналогии «жа- зали, что на интеллектуальное состояние «го- воронков» и «сов». лубей» большее влияние способен оказывать Следует отметить, что данное деление эмоциональный биоритм или, даже, физиче- «голубей» нами в литературе не обнаружено. ский, которые, казалось бы, внешне в мень- Кроме того, подтвердилось положение шей степени связаны с интеллектуальной ра- теории о том, что в общем случае критические ботоспособностью. Например, в пятой фазы циклов биоритмов имеют негативный ха- группе, где преобладает хронотип «голубь», рактер значимости для интеллектуальной рабо- цикл интеллектуального биоритма находится тоспособности. Одновременно нами выявлено, в отрицательной фазе (рис. 4). Но из-за поло- что для «явных голубей» это влияние непред- жительных фаз эмоционального и физиче- сказуемо, т.е. может иметь как положительный, ского биоритмов коэффициент работоспособ- так и отрицательный характер (табл. 3). Рис. 4. Специфическое влияние эмоционального и физического биоритмов на «голубей» 98 Биология Таблица 3 Влияние критических дней биоритмов на определённый хронотип Фактор влияния критического дня Хронотип Негативный Позитивный Совы V Жаворонки V Неявные голуби V Явные голуби V V Заключение же дел постоянно в одной и той же последо- Результатом данной работы является ал- вательности - это приводит к выработке ди- горитм разработки студенческого распорядка намического стереотипа, позволяющего эко- дня на основании анализа влияния биологиче- номить силы; ских ритмов на различные хронотипы. Для - выполнение сложной части задания в корректного составления режима дня необхо- периоде своей биоритмической и хронотипи- димо: ческой умственной активности; 1. Определить свой хронотип. - выполнение домашних заданий в при- 2. Произвести расчёт биоритмов для способленном для этого месте, отвечающем определения благоприятных временных пе- всем необходимым требованиям; риодов с учётом особенностей своего хроно- - выполнение домашних заданий сле- типа. дует начинать с не очень трудного предмета, 3. Особо учесть критические фазы задания по наиболее сложным предметам своих биоритмов (например, не нужно плани- надо делать следом, а в конце работы перехо- ровать выполнение в это время сложных ум- дить к самым легким предметам; ственных заданий, а также тяжёлых физиче- - для обеспечения качественной релак- ских работ). сации в период ночного отдыха непосред- Самое неоднозначное время в вынуж- ственно перед отходом ко сну не рекоменду- денном ритме жизни - утро. Для «жаворон- ется напряженная умственная работа, чтение ков» и «голубей» оно не представляет про- с гаджетов, подвижные шумные игры и иные блемы, а вот «совы» - страдают. И часто, пы- умственно и физически активные действия; таясь проснуться, взбодрить организм они со- - рекомендуется спать не менее 8 часов вершают ошибки. Так, принятие холодного в сутки. душа утром для организма является стрессом, Благодаря определению своих биорит- лучше принять контрастный душ. Вторая мов представитель каждого хронотипа может ошибка - злоупотребление кофе, так как при качественно планировать свою деятельность этом сильно возбуждается мозг и снижается на каждый день. Сложности с этим могут воз- концентрация внимания. Проснуться «сове» никнуть только у представителей одного хро- помогут такие процедуры, как растирание ла- нотипа, точнее его подтипа - «явных голу- доней и мочек ушей ладонями, расчесывание бей». В связи с выявленными особенностями волос. Все это элементы массажа, который их аритмии им следует научиться в большей действует на организм бодряще. Помогают степени прислушиваться к состоянию своего также психологические приемы, например, организма, нежели опираться на кривые рас- сразу после душа одеваться в рабочую считанных биоритмов. одежду, которая настраивает на нужный лад. Используя данные рекомендации, сту- Кроме того, соблюдение общего ре- денты смогут составить для себя рациональ- жима дня способствует повышению работо- ный общий режим дня и режим активной его способности в целом у представителей всех части и, соблюдая их в течение семестра, до- хронотипов: стичь положительной динамики по набору - выполнение утренних действий без следующих показателей: сокращение количе- спешки, в умеренном темпе; ства опозданий на занятия, уменьшение забо- - выполнение совокупности одних и тех леваний, повышение работоспособности, Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета. 2019. № 1 (14) 99 рост качества выполнения заданий, улучше- их адаптационная динамика // Современные ние показателей абсолютной и качественной проблемы науки и образования. 2014. № 2. успеваемости по результатам проведения те- URL: http://www.science-education.ru/ru/arti- стов и сессий. Это гарантированно снизит ад- cle/view?id=12338 (дата обращения: 30.05. министративные, интеллектуальные, психо- 2019). логические и соматические риски, связанные 5. «Жаворонки», «совы» и «голуби»: с учебной деятельностью студентов в вузе. хронотипы человека. URL https sun- : :// mag.me/sovety/02-02-2014-zhavoronki-sovy-i- Литература golubi-khronotipy-cheloveka.html (дата обра- 1. Биоритмы и их биологическое значе- щения: 30.05.2019). : ние для организма. URL http://www. 6. Правильный алгоритм расчёта био- grandars.ru/college/medicina/bioritmy-chelove- ритмов. Самая полная методика расчета био- ka.html (дата обращения: 30.05.2019). ритмов. URL: https://lyna.info/pravilnyj- 2. Фазы биоритмов, уровни биоритмов, algoritm-rascheta-bioritmov/ (дата обращения: : критические дни биоритмов. URL 30.05.2019). https://lyna.info/biophase/ (дата обращения: 7. Психодиагностические методы. Ме- 30.05.2019). тодика «Счёт по Крепелину». URL : 3. Реализация и организация: Как овла- http://u4isna5.ru/pedagogika/41-2011-02-02-13- деть трудовым процессом и реализовать тру- 25-41/165-karelin (дата обращения: 30.05. довую активность. URL: http://www.time- 2019). save.ru/pg/menedzhment_na_osnove_bioritma. 8. Как настроение влияет на работу htm (дата обращения: 30.05.2019). мозга. URL: http://www.psychologies.ru/arti- 4. Берестнева О. Г., Уразаев А. М., Ше- cles/kak-nastroenie-vliyaet-na-rabotu-mozga/ велев Г. Е. Биологические ритмы человека и (дата обращения: 30.05.2019).
×

About the authors

Maria Alekseevna Riabickina

Samara University

Email: marusya.riabikina@yandex.ru
Russia, Samara

References

  1. Биоритмы и их биологическое значение для организма. URL: http://www.grandars.ru/college/medicina/bioritmy-cheloveka.html (дата обращения: 30.05.2019).
  2. Фазы биоритмов, уровни биоритмов, критические дни биоритмов. URL: https://lyna.info/biophase/ (дата обращения: 30.05.2019).
  3. Реализация и организация: Как овладеть трудовым процессом и реализовать трудовую активность. URL: http://www.timesave.ru/pg/menedzhment_na_osnove_bioritma.htm (дата обращения: 30.05.2019).
  4. Берестнева О. Г., Уразаев А. М., Шевелев Г. Е. Биологические ритмы человека и их адаптационная динамика // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=12338 (дата обращения: 30.05.2019).
  5. «Жаворонки», «совы» и «голуби»: хронотипы человека. URL: https://sunmag.me/sovety/02-02-2014-zhavoronki-sovy-igolubi-khronotipy-cheloveka.html (дата обращения: 30.05.2019).
  6. Правильный алгоритм расчёта биоритмов. Самая полная методика расчета биоритмов. URL: https://lyna.info/pravilnyjalgoritm-rascheta-bioritmov/ (дата обращения: 30.05.2019).
  7. Психодиагностические методы. Методика «Счёт по Крепелину». URL: http://u4isna5.ru/pedagogika/41-2011-02-02-13-25-41/165-karelin (дата обращения: 30.05.2019).
  8. Как настроение влияет на работу мозга. URL: http://www.psychologies.ru/articles/kak-nastroenie-vliyaet-na-rabotu-mozga/ (дата обращения: 30.05.2019).

Copyright (c) 2019 Proceedings of young scientists and specialists of the Samara University

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies