THE PROBLEM OF THE CONNECTION BETWEEN NATURAL AND ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN THE WORKS OF D. I. DUBROVSKY

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

In this paper the analysis of the problem of the natural and artificial intelligence which is reflected in works of D. I. Dubrovsky, is done. In the age of technology it is extremely important to ask questions about the nature of human consciousness, and how it is possible to realize its analog with the help of available technological means. The paper provides a brief overview of earlier views on the problems of the spiritual and the physical, which reduces to the problem of consciousness and artificial intelligence, based on the notion of subjective reality as the totality of all conscious states of man. However, in addition to the phenomena of the conscious, there are also phenomena of the unconscious, which are also discussed in this paper.

Full Text

С каждым годом развитие технологий суща только вегетативная душа, животным - и искусственного интеллекта ускоряется, что животная душа, а человеку присущи все три приближает человечество к точке сингуляр- типа душ. Аристотель первым выдвинул ности. В свете этих событий ответы на во- идею о внутренней органической слитности просы о том, возможно ли оцифровать со- духа и тела на фоне платоновской отчуждён- знание человека, как это сделать и что будет ности духовного от телесного, лишавшей представлять собой носитель, содержащий естествознание возможностей её исследо- сознание, являются ключевыми в переходе к вать. Следующий крупный узловой пункт в рукотворной трансгуманистической автоэво- развитии знаний о соотношении духовного и люции человечества. телесного был представлен учением Декарта. Проблема связи психического и физи- Согласно Декарту, душа не имеет протяжён- ческого имеет то же начало, что и проблема ности или объёма и связана со всей совокуп- связи души и тела, о чём пишет в своей кни- ностью органов. Хотя непротяжённая душа и ге «Психические явления и мозг» Д. И. Дуб- вездесуща, она концентрируется в теле и вы- ровский [1]. Первым, кто поднял вопрос о полняет свои функции в мозге через малень- том, что есть душа, был Платон. Он полагал, кую шишковидную железу. В дальнейшем что человеческая душа разделена на три ча- вопросы о духе, теле и их взаимодействии сти: разумную, находящуюся в голове, и две поднимались французскими материалиста- неразумных, чувственных. Следующий шаг ми, чей ответ на эти вопросы заключался в был сделан Аристотелем в трактате «О ду- критике дуализма Декарта, отбрасывании ше», где он обобщил мысли Платона и духовной силы, приводящей в действие ор- накопленные эмпирические сведения о про- ганизм, и предположении, что мысль есть цессах, протекающих в человеческом орга- функция мозга. Стоит упомянуть и взгляды низме. Аристотель различал вегетативную, Л. Фейербаха, который хоть и был материа- животную и разумную душу. Растениям при- листом, но прошёл школу Гегеля [2]. Рас- смотрев вопросы о духовном и физическом с © Давыдов Н. С., 2017. точки зрения гносеологии, он приходит к Давыдов Никита Сергеевич выводу: «В психологии субъект и объект (amail9496@gmail.com), тождественны, в физиологии - различны; магистрант факультета информатики психологическим объектом служу я самому Самарского университета, 443086, Россия, г. Самара, Московское шоссе, 34. себе, а физиологическим - другому». Это 78 Философия подчёркивает то, что психическое и духов- входной сигнал может послужить причиной, ное является субъективным. по которой программа изменит своё поведе- В работе «Сознание, мозг, искусствен- ние или же входной сигнал может быть шу- ный интеллект» Д. И. Дубровский вводит мом, который повлияет на другие входные понятие субъективной реальности [3]. Субъ- сигналы в системе. Однако важен тот фак- ективная реальность - динамический конти- тор, что у машины отсутствует субъективная нуум сознаваемых состояний человека, реальность. Как результат, процесс, проте- включающий в себя множество явлений, кающий в машине, будет иметь другие каче- центрированных нашим Я, взятым в его ре- ства и другую структуру, отличную от флексивных и арефлексивных, актуальных и структуры субъективной реальности. диспозициональных измерениях. Субъек- Однако при анализе явлений субъектив- тивная реальность каждого человека принад- ной реальности требуется помнить о суще- лежит ему самому и является его персональ- ствовании не менее обширного класса психи- ной собственностью. Структура субъектив- ческих феноменов, которые происходят вне ной реальности является динамичной, мно- человеческого сознания - бессознательных гомерной, биполярной и самоорганизующей- явлениях. Бессознательные явления можно ся. Динамичность структуры подразумевает определить как то, что не находится в поле со- постоянное изменение компонент-субъек- знания, не осознаётся личностью в данный тивной реальности и связей между ними. момент, но способно оказывать существенное Многомерность структуры выражается в влияние на текущие субъективные пережива- том, что она «не является линейно упорядо- ния и действия. Сюда можно отнести явления, ченной, представляет собой единство многих которые не осознаются в текущий момент динамических измерений, каждое из кото- времени и явления, которые вовлекаются в рых выражает особое качество, не сводимое процессе, меняя динамику сознания и его со- к другому, ибо обладает своим способом держания. К примеру, процесс дыхания не яв- упорядоченности, организации». Биполяр- ляется осознанным и какие-либо отклонения в ность структуры - единство противополож- этом процессе могут вызвать изменение сер- ных модальностей «Я» и «не-Я». Самоорга- дечного ритма и состояния организма, которое низация структуры - поддержка ценности и в свою очередь повлечёт изменение в явлении сохранности внутренними факторами. субъективной реальности и просигнализирует При создании искусственного интел- сознанию о необходимости решить эту про- лекта требуется понять, что такое естествен- блему. Также бессознательное можно описать ный интеллект или сознание. Сознание обла- как ту сторону психической деятельности, ко- дает качеством субъективной реальности, торая непосредственно не осознаётся лично- следовательно, требуется рассмотреть явле- стью, выступает в сфере осознанного лишь в ние субъективной реальности и его связь с «снятом» виде и может быть выявлена лишь в мозговыми процессами. Связь явления субъ- результате специального психологического ективной реальности и мозгового процесса анализа. Однако для более точного понимания напоминает связь информации и носителя. того, что является бессознательным явлением, Следует отметить, что связь явления и так как моделирование бессознательного явля- нейродинамического носителя является ется одним из ключевых пунктов для создания функциональной и представляет собой кодо- полноценного искусственного интеллекта. вую зависимость. Иными словами, сигнал В заключении требуется отметить, что поступает в систему, кодируется и сохраня- в настоящий момент разработки в сфере ис- ется на носитель. В результате в нейродина- кусственного интеллекта вполне успешно мической системе хранится код явления. Та- демонстрируют самоорганизацию, динамич- ким образом, появляется задача расшифров- ность, многомерность и биполярность струк- ки и преобразования кода психических явле- туры своего поведения, однако происходит ний. Не стоит забывать, что явления субъек- это в узкоспециализированных случаях, тивной реальности могут послужить причи- к примеру, обучение машины какой-либо ной телесных изменений и причиной изме- настольной игре с огромным количеством нения других явлений. Иными словами, различных вариантов развития событий на Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета. 2017. № 2 (11) 79 основе нейронных сетей. Нейронные сети Литература позволяют добиться наиболее динамичной и
×

About the authors

Nikita Sergeevich Davydov

Samara University

Email: amail9496@gmail.com
443086, Russia, Samara, Moskovskoye Shosse, 34

References

  1. Дубровский Д. И. Психические явления и мозг. Философский анализ проблемы в связи с некоторыми актуальными задачами нейрофизиологии, психологии и кибернетики. М.: Наука, 1971. 385 с.
  2. Фейербах Л. Избранные философские произведения. М., 1955. 674 с.
  3. Дубровский Д. И. Сознание, мозг, искусственный интеллект. М.: Стратегия-Центр, 2007. 272 с.
  4. Нестеров А. Ю. Человек и техника в постсингулярном мире // Сборник материалов Всероссийской научной конференции с международным участием памяти С. Лема. Самара: Изд-во Самарского университета, 2016. С. 434-470.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2017 Proceedings of young scientists and specialists of the Samara University

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies