THE PEDAGOGICAL SYSTEM ELEMENTS OF FORMING THE UNIVERSITY TEACHER READINESS TO USE E-LEARNING TOOLS IN PROFESSIONAL ACTIVITIES

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article describes the content of pedagogical system structure elements of forming the university teacher readiness to use e-learning tools in professional activities which integrates the target, content, process and result elements. The content of structure elements was obtained on the ascertaining and forming experiments basis in case of studying the forming the university teacher readiness to use e-learning tools in professional activities.

Full Text

Масштабные процессы модернизации электронного обучения, что может препят- образовательных технологий, внедрения ин- ствовать профессиональному развитию педа- новационных средств обучения в образова- гога в условиях развивающейся информаци- тельный процесс, новые траектории форми- онно-образовательной среды. Традиционная рования компетенций участников образова- выработанная подготовка к повышению ква- тельного процесса ставят значимую задачу лификации преподавателей вузов, к качеству подготовки преподавателей вуза, обладаю- которой предъявляются высокие требования щих качественно новыми профессиональны- со стороны контролирующих органов, обра- ми качествами и компетенциями, способно- зовательной среды, стейкхолдеров образова- стями к применению знаний и умений в ситу- тельного процесса, не обеспечивает в полном ации всесторонних изменений, готовых к са- объёме подготовку преподавателей вуза к мосовершенствованию, самореализации в применению средств электронного обучения, профессиональной деятельности, повышению учебно-методической деятельности, предпо- качества взаимодействия «преподаватель- лагающей постоянное профессиональное со- обучающийся», и как следствие - к внедре- вершенствование. Остаётся неразрешимым нию электронных средств обучения в образо- противоречие между необходимостью овла- вательный процесс, в профессиональную дея- дения инновационным педагогическим ин- тельность [1, 2, 3]. струментарием, обеспечивающим формиро- Результаты констатирующего экспери- вание знаний, умений, навыков и опыта для мента показали низкие значения показателей решения профессиональных задач, и отсут- сформированности компонентов готовности ствием научно обоснованной системы подго- преподавателя вуза к применению средств товки преподавателя вуза к применению средств электронного обучения в профессио- нальной деятельности. © Дмитриев Д. С., 2017. Дмитриев Денис Сергеевич Разрешение данного противоречия вы- (denisdmitriev000@gmail.com), явило необходимость разработки системы, аспирант кафедры теории обеспечивающей формирование готовности и методики профессионального образования преподавателя вуза к применению средств Самарского университета, электронного обучения в профессиональной 443086, Россия, г. Самара, Московское шоссе, 34. Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета. 2017. № 2 (11) 51 деятельности, что возможно решением задачи самообучения, при помощи тьютора или пре- развития показателей в структуре данной го- подавателя-модератора. товности. Для разработки научно-обосно- Методологические основы содержа- ванной системы формирования готовности тельного элемента системы формирования преподавателя вуза к применению средств готовности преподавателя вуза к примене- электронного обучения в профессиональной нию средств электронного обучения в про- деятельности необходимо спроектировать фессиональной деятельности позволяют структурные элементы системы, определить обоснованно отбирать модули учебных дис- дидактическое содержание и отобрать педа- циплин [8]. На этапе формирования содер- гогические средства. При создании системы жательного элемента системы подготовки формирования готовности преподавателя вуза преподавателя вуза к применению средств к применению средств электронного обуче- электронного обучения в профессиональной ния в профессиональной деятельности нами деятельности необходима комбинация прин- учитывались все признаки системы [4, 5]. ципов матричного и средового методологи- Разрабатываемая система формирования го- ческих подходов. Принципы матричного товности преподавателя вуза к применению подхода (учёт функциональных взаимоот- средств электронного обучения является от- ношений и взаимодействий, опережающего крытой образовательной системой, так как педагогического содержания, системность) она основывается на принципах системности, ориентируют на построение системы взаи- целеполагания, целостности, интегрирования мосвязанных модулей в структурах учебных структурных элементов; принципы матрично- дисциплин повышения квалификации, каж- го и деятельностного подходов позволяют дый из которых ориентирован на развитие выбрать траекторию повышения квалифика- определённого компонента готовности и ции и адекватные методы и технологии обу- определённого уровня готовности, что поз- чения [6, 7]. воляет выбирать индивидуальную траекто- Целевой элемент системы, являясь её рию обучения [9]. Содержательный элемент стратегией, определяет главные задачи систе- спроектирован на основе общих принципов мы, источником развития которой является отбора содержания образования, позволяю- противоречие между реальным формировани- щих реализовать процесс формирование го- ем готовности преподавателя вуза к примене- товности на основе стартовых компетенций нию средств электронного обучения и модер- преподавателя вуза [10]. Гибкость траекто- низирующимися требованиями к профессио- рии обучения в процессе повышения квали- нальной деятельности преподавателя вуза и фикации позволяет производить моделиро- личности преподавателя. Одним из ведущих вание образовательного процесса и создавать методологических подходов при разработке необходимые условия для формирования го- курса повышения квалификации, направлен- товности преподавателя вуза к применению ным на разработку целевого элемента подго- средств электронного обучения. товки преподавателя вуза к применению Применение принципов средового под- средств электронного обучения в профессио- хода при проектировании содержательного нальной деятельности, стал андрагогический элемента системы позволяет дополнительно подход, предполагающий применение прин- интегрировать в образовательный процесс ципов оптимальности и безоценочности при программно-технические и оптимизировать обучении взрослых - преподавателей. Такой обучающие возможности образовательной подход позволяет убрать психологические ба- организации. Формирование контента со- рьеры при изучении возможностей работы с держательного элемента проведено на базе инновационным педагогическим инструмен- принципов средового подхода: ситуатив- тарием - средствами электронного обучения, ность, естественность, актуальность, адап- создать комфортные условия в системе повы- тивность и другое. Так, например, принцип шения квалификации, способствующие разви- естественности позволяет оптимально ис- тию мотивационных убеждений преподавате- пользовать все ресурсы, предоставленные лей, выбрать траектории, методы и технологии для формирования готовности, а принцип обучения преподавателей: в группах, в режиме ситуативности позволяет учитывать теку- 52 Педагогика Социология щую динамичность ситуации и подстраи- обучающие мероприятия, направленные на ваться под неё. повышение интенсивности и заинтересован- При отборе содержания учебных дисци- ности обучения при работе над проектирова- плин курсов повышения квалификации, вы- нием средств электронного обучения, ориен- ступающих средством формирования готовно- тировать на создание продукта - электронного сти преподавателя вуза к применению средств образовательного курса (дисциплины) с по- электронного обучения, нами были учтены мощью средств электронного обучения. показатели компонентов, входящих в структу- Принципы практико-ориентированности и ру готовности. За дидактическую основу формирования практических умений позволя- учебных дисциплин взяты требования профес- ют достичь образовательного результата. сиональных стандартов преподавателей, тре- Процессуальный элемент системы фор- бования образовательных стандартов к уров- мирования готовности преподавателя вуза к ню развития информационно-образовательной применению средств электронного обучения среды и методологические особенности обра- требует ориентации на специальные формы зовательного процесса в системе повышения обучения - групповые и интерактивные, тради- квалификации преподавателей вуза. ционные и электронные (инновационные), ко- Учебные дисциплины содержательного торые позволят организовать совместную обу- элемента системы моделировались на основе чающую деятельность. В рамках совместной матричного и системного подходов. Принци- деятельности преподаватели становятся субъ- пы системного подхода к формированию го- ектами профессионального развития и самораз- товности позволяют сохранять необходимую вития, способными к результативной, активной взаимосвязь между всеми этапами професси- профессиональной деятельности. Формирова- онального самосовершенствования и повы- ние готовности к применению средств элек- шения квалификации преподавателей вуза тронного обучения ориентируется на развитие (принцип преемственности системы), выяв- показателей, входящих в структуру готовности лять и принять во внимание слабые и сильные к применению средств электронного обучения. методические умения обучаемого преподава- С данной целью нами произведен отбор дисци- теля в рамках подготовки к применению плин, форм, методов реализации преподавания. средств электронного обучения (принцип Средствами выступают учебные дисциплины, структурности системы). которые обеспечивают развитие компонентов, Система формирования готовности пре- входящих в структуру готовности: ценностно- подавателя вуза к применению средств элек- мотиваци-онного, когнитивного, методико- тронного обучения интегрирует содержатель- операцио-нального, оценочно-рефлексивного; ный и процессуальный элементы. Процессу- методы и технологии преподавания, домини- альный элемент системы формирования го- рующим среди которых являются интерактив- товности на основе принципов продуктного и ные и электронные средства образовательного деятельностного подходов. Деятельностный процесса. подход в рамках процессуального элемента Таким образом, целостность содержа- системы позволил направить обучающие ме- ния и средств обучения при формировании роприятия на организацию методической дея- готовности преподавателя вуза к применению тельности (как ведущего вида профессиональ- средств электронного обучения обеспечива- ной деятельности преподавателя вуза), в кото- ется посредством учета базовых правил про- рой постоянно повышается интенсивность и ектирования: выбор средств преподавания в уровень сложности. Через отбор средств и ме- рамках формирования готовности определя- тодов обучения производился учет специфики ется целями обучения и структурными ком- и особенностей методической деятельности понентами. преподавателей вуза при работе со средствами электронного обучения, что позволяет произ- Литература водить управление процессом подготовки на
×

About the authors

Denis Sergeevich Dmitriev

Samara University

Email: denisdmitriev000@gmail.com
443086, Russia, Samara, Moskovskoye Shosse, 34

References

  1. Кунаковская Л. А. Самосовершенствование педагога высшей школы // Педагогическое образование и наука. 2014. № 6. С. 89-93.
  2. Маруев С. А. Компетенции специалиста: модели и методы исследования: проблемная лекция. М.: Рос. гос. аграр. заоч. ун-т, 2005. 32 с.
  3. Печерская Э. П., Кочеткова Н. В. Модель корпоративного университета как основа формирования системы бизнесобразования // Наука XXI века: актуальные направления развития, 2016 № 1-2. С. 91-98.
  4. Беспалько В. П. Проблемы развития современных педагогических систем. М.: Педагогика, 1980. 172 с.
  5. Горшенина М. В., Кривушкин Ю. Н., Сухинин В. П. Основы проектирования образовательных систем с позиций качества. М.: Открытый мир, 2007. С. 198-202.
  6. Дмитриев Д. С. Исторический аспект проблемы применения средств электронного обучения преподавателями вузов // Вестник Самарского государственного университета. 2015. № 4 (126). С. 192-196.
  7. Дмитриев Д. С. Системы E-learning. Самара: Самарский университет, 2014. 32 с.
  8. Соловова Н. В. Управление методической работой вуза в условиях реализации инновационных методических задач. Самара: Самарский университет, 2012. 548 с.
  9. Дмитриев Д. С. Критерии выбора средства электронного обучения при реализации сетевого образования // Сетевое взаимодействие как эффективная технология подготовки кадров: матер. Всерос. научно-метод. конф. Самара: Поволжский государственный технологический университет, 2015. С. 40-43.
  10. Дмитриев Д. С., Соловова Н. В. Информационно-образовательное поле средств электронного обучения // Образование в современном мире: роль вузов в социально-экономическом развитии региона: сб. научн. тр. Самара: Самарский университет, 2014. С. 303-307.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2017 Proceedings of young scientists and specialists of the Samara University

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies