BLOG'S MAIN FEATURES AND ITS ROLE IN MODERN PEOPLE'S LIFE

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

This study reviews the basic features of a blog in the virtual space. It describes the impact the Internet has on the communication in the society, which new opportunities does modern media virtual space give for interaction between Internet users. Another phase of this research also involves describing different approaches to the history of the definition of «blog», its structure, functions and possible creation motives. This study also provides a portrait of the average blogger and discussion about their gender distinctions, main similarities and differences between blogs and traditional personal diaries, precursors of blogs. In addition, special attention is paid to the comparison of traditional media and blogs, which gradually begin replace them.

Full Text

В обществе стремительно развиваю- контента, но и в тех, кто его создаёт [3]. щихся технологий невозможно не замечать, Виртуальный мир предоставляет массу воз- а тем более отрицать значимость сети Ин- можностей для решения проблемных ситуа- тернет. Это самый быстроразвивающийся ций реального мира, например, повышает медиа-ресурс в мире. В России около 40 млн. информационную мобильность, понижает пользователей глобальной сети, что состав- финансовые траты на информационное ляет примерно 35 % населения старше 16 лет обеспечение [4]. [1]. Стирая территориальные барьеры и со- В обыденном понимании под «вирту- здавая собственное уникальное простран- альным» зачастую понимают нечто «вы- ство, Интернет перестает быть «роскошью», мышленное», «несуществующее в реально- доступной немногим, а, напротив, объединя- сти» [5]. Если говорить о научном понима- ет вокруг себя целые классы пользователей. нии «виртуальности», то она выступает как Речь идёт о виртуальном пространстве. один из видов реальности. Непосредственно Безусловно, с появлением «всемирной о виртуальности начали говорить ещё много паутины» трансформируется традиционный веков назад, одним из первых к данной теме поиск информации, появляется бесчисленное обратился Фома Аквинский. Но если рас- количество сайтов, форумов, электронных сматривать такой терминологический союз библиотек, где можно найти ответ практиче- как «виртуальная реальность», то он стал ис- ски на любой вопрос. Кроме того, Интернет- пользоваться и изучаться относительно не- ресурсы дают возможность получить ту ин- давно. В научный оборот данный термин формацию, которая не транслируется на те- ввёл американский специалист в области левидении или в газетах [2]. Вместе с этим компьютерных технологий Дж. Ланьер в рождается новая возможность для коммуни- 1984 г. Он определил виртуальную реаль- каций. Современное медийное виртуальное ность как создаваемый на основе компью- пространство превращает Интернет- терных технологий искусственный мир, с пользователей не просто в потребителей которым человек входит в непосредственный контакт [6]. © Нарушева П. Ю., 2017. В современном научном дискурсе при Нарушева Полина Юрьевна, трансформации общественной коммуника- (narushevapolina@gmail.com), ции виртуальная реальность рассматривается магистрант социологического факультета как вид социальной реальности (субъектив- Самарского университета, 443086, Россия, г. Самара, Московское шоссе, 34. ная реальность). Понятия «социальная ре- Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета. 2017. № 1 (10) 39 альность» и «виртуальная реальность» свя- менной значимости, отсортированные в об- заны между собой основываясь на принципе ратном хронологическом порядке (последняя взаимодополнения, то есть данные категории запись сверху)» [7]. нельзя противопоставлять друг другу. С этой В целом, все исследователи согласны с точки зрения, наиболее верно будет опреде- тем положением, что: блог - это Интернет- лять виртуальную реальность как «интерак- сайт, на котором блогер может высказывать тивную технологию, вызывающую впечат- личное мнение. С точки зрения структуры ление контакта с подлинными субъектами, коммуникации блог всегда имеет одного ав- создающую полную иллюзию взаимодей- тора и множество комментаторов. ствия с миром, существующим только внут- По мнению редакции газеты ри генерируемой компьютером среды» [6]. «Washington Profile» создателем первого Заметный переход в виртуальное про- блога является американец Тим Бернерс-Ли, странство мы можем наблюдать в сфере который с 1992 г. делал свои заметки в сети коммуникаций с населением. К одному из и публиковал новости. По другой версии наиболее популярных способов информиро- первым блогером можно считать американ- вания людей о важных событиях, происхо- ского журналиста Джастина Холла, который дящих как в мире в целом, так и в жизни начал публиковать в Интернете идеи в конкретных Интернет-пользователей, можно 1994 г. [9]. Третьи считают, что первые бло- отнести блоги. Как отмечает Балакина Ю. В., ги появились в конце 1990-х гг., когда про- сегодня практически каждый руководитель граммисты начали создавать для пользовате- государства, региона, города ведёт свой блог лей простые способы размещения информа- [7]. И стоит отметить, что такой способ пе- ции в сети. В это время возникли такие веб- редачи информации становится всё популяр- сайты, как LiveJournal и OpenDiary. С их по- нее среди Интернет-аудитории. Одна из осо- мощью пользователи могли создавать сете- бенностей ведения блога заключается в том, вые журналы, просто заполняя электронный что публиковать тексты может любой жела- шаблон. Необходимо было лишь набрать ющий, имеющий выход в сеть, ведь для того, текст, не заботясь о том, как его нужно зако- чтобы вести свой блог не нужно иметь спе- дировать в HTML. Такая форма коммуника- циального образования. ции стремительно завоёвывала Интернет. В Термин «блог» происходит от англий- 2006 г. во всероссийской сети насчитывалось ского слова «weblog» (веб-журнал), автором более 30 млн. блогов, а в 2010 г. их число которого считается Джорн Барджер (1997 г.) приблизилось к 126 млн. [10] и сейчас про- Совокупность всех блогов Интернета приня- должает расти, во многом за счёт появления то называть блогосферой, а людей, ведущих новых форматов и площадок для ведения блоги - блогерами. личной Интернет-страницы. В научном сообществе существует Прототипом блога является традици- множество определений понятия «блог». онный личный дневник, в котором также со- Одни авторы считают, что «блог - это сете- блюдается хронология и неизменность запи- вой журнал, с короткими записями: ссылка сей. Но вместе с тем, блог несёт в себе зна- на место в сети, содержащая субъективный чимые отличия. В первую очередь, разница комментарий. В блоге контент постоянно обусловливается самой средой. Во вторую, обновляется и пополняется. Записи, разме- блог ведётся не только для создателя запи- щаемые в блогах, содержат небольшой текст сей, но даже в большей степени для его чи- с фотографией или мультимедиа. Блоги тателей. Виртуальное пространство видоиз- обычно публичны и предполагают полемику меняет структуру «интимного» и «публично- с автором» [8, c. 1]. го». Переживания Интернет-пользователей Существует другое определение поня- выносятся во вне, становятся доступными тия, согласно которому: «блог - веб-сайт, другим пользователям, то есть перестают основное содержимое которого - регулярно быть личными. Такие изменения происходят добавляемые записи, включающие текст, не только в блогосфере, но и в различных изображения или объекты мультимедиа. Для социальных сетях, которые предполагают блогов характерны недлинные записи вре- фиксирование жизнедеятельности пользова- 40 Социология теля с помощью текста или фотографий. Та- что реже наблюдается у блогеров-мужчин. кой переход к «публичной интимности» объ- Женский блог сложнее отличить по жанру и ясняется тем положением, что Интернет- чаще всего в нём реализуется несколько мо- пользователи находятся в поиске Другого Я, тивов одновременно: представление себя, пытаются получить ответы о себе и хотят, коммуникация с друзьями, ведение личного чтобы виртуальный социум дал им некую дневника [12]. оценку [3]. В исследовании, проведённом учёными Если попробовать составить усреднён- из Стенфордского университета на основа- ный портрет блогера, можно отметить в нии глубинных интервью, были выделены первую очередь то, что большинство из них, пять возможных мотивов ведения блогов: находятся в возрасте от 16 до 30 лет, как 1) документирование жизни; правило, с уровнем образования от колледжа 2) сбор комментариев и мнений; и выше. В зависимости от возраста, автор 3) ощущение глубоких эмоций; выбирает проблематику своего блога. Но 4) формулировка идей через написание стоит подчеркнуть, что нельзя выделить их в блоге (поиск музы); определённый возраст для блогеров, бывают 5) создание общественных форумов для случаи, когда возраст значительно выше обсуждения каких-либо проблем [13]. среднего, а бывает, наоборот, от 0-3 лет. Та- Блог имеет определённую структуру, в кая ситуация возможна в тех случаях, если частных случаях она может отличаться, но блог ведётся родителем от имени своего ре- всегда остаются неотъемлемые составляю- бенка или даже питомца. Сегодня эта тема щие любого блога. Можно выделить следу- весьма распространена по всему миру, суще- ющие элементы: личная информация о со- ствует множество популярных блогов зна- здателе блога, календарь записей, архив, менитых кошек, собак, вымышленных пер- друзья, гостевая книга, поиск по блогу и сонажей и т. д. ссылки. Как правило, в центре располагают- В городах-мегаполисах число блогеров ся сами записи, которые вызывают непо- значительно выше, чем в провинциях, здесь средственный интерес читателей, но вместе с существует прямая зависимость между чис- тем, нельзя приуменьшать значимости ленностью населения и количеством блоге- остальных элементов, которые помогают ве- ров. Темы, на которые обращают свое вни- сти блог, делать его более привлекательным мание блогеры, зависят не только от возрас- и популярным. та, но, зачастую, и от их наличия собствен- В своей статье «Блоги - новое явление ного дохода и места проживания, а уровень в текстовой лингвистики» Балакина Ю. В. дохода блогеров в большинстве своём опре- выделяет ряд особенностей, характерных для деляется выше прожиточного минимума. блога. Исследования показывают, что блогеры из Во-первых, в блоге присутствует ги- крупных городов чаще обсуждают, напри- пертекст, помогающий читателям легко ори- мер, новые гаджеты, а блогеры из средних ентироваться. Гипертекст многомерен, нели- городов пишут о религии [11]. неен и, строго говоря, такой текст невозмож- Оценивая гендерные характеристики но напечатать. Такой текст может существо- блогеров, часть исследователей считает, что вать только в сети Интернет. Так, гипертек- в блогосфере практически нет гендерных от- стом выделяются основные элементы блога личий. Однако есть и те, кто данные отличия (личная информация о создателе блога, ар- всё же замечают и считают их значимой чер- хив, поиск и т. д.). той профиля блога. Прежде всего, разница Во-вторых, блоги относятся к мульти- заключается в самой подаче информации в медийным текстам, так как большинство из блоге. Можно отметить тот факт, что жен- них имеют графическое сопровождение. щины внимательней относятся к внешнему В-третьих, язык написания блога имеет виду своего блога и чаще используют его для свою специфику. Блог пишется на языке, поддержания связей с друзьями. Плюс ко принятом для использования в Интернете, а всему, женщинам свойственно давать эмо- именно: разговорный стиль, игнорирование циональную оценку описываемым событиям, знаков пунктуации, сокращение слов, ис- Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета. 2017. № 1 (10) 41 пользование большого количества англи- ресными людьми, для поиска новых знако- цизмов. мых. Стоит отметить, что одни авторы ведут Гасан Гусейнов в работе «Заметки к блог для общения со своими знакомыми, антропологии русского Интернета» выделил другие - непосредственно для поиска новых несколько типов совмещения латиницы и людей. кириллицы: 5) Функция развлечения. Эта функция - включение в текст фрагмента на чу- относится скорее не к самим блогерам, а к жом языке; пользователям, которые в свободное время - полная латинская транслитерация предпочитают читать блоги [10]. русского текста («Nashli internet i zavisli v Количество блогов и их читателей рас- seti»); тёт большими темпами, и, зачастую, они - использование русских букв вместо представляют собой более серьёзное явле- латинских, которые «принадлежат» тем же ние, чем можно себе представить. Самых ак- клавишам (так, З.Ы. означает P.S.); тивных блогеров, имеющих более тысячи - создание слов из фрагментов кирил- подписчиков на языке интернет- лицы и латиницы («Все покрылось пле- пользователей принято называть «блогера- сЕnew...»); ми-тысячниками». Такие блоги больше всего - симуляция кириллицы с использова- похожи на СМИ, так как они не только рас- нием 12 букв латинского алфавита и созда- пространяют информацию, но и имеют ние текстов на этом симулянте («A Y BAC определённую аудиторию. Однако, несмотря KAK?») [14]. на то, что между ними есть много общего, их Говоря о языке написания блогов, особое цели различны. Если в блоге автор публику- внимание стоит обратить на то, что важную роль ет тексты на наиболее интересные для него в передаче эмоций играют смайлы и звукопод- темы, подбирает эксклюзивную информа- ражательные средства. Они помогают воссо- цию, то СМИ делают акцент на привлечении здать атмосферу живого общения. В связи с большего количества читателей, для которых этим, можно говорить о том, что по содержа- публикуют свежие новости на регулярной нию, в отличие от формы, каждый блог обладает основе. своей индивидуальностью и направленностью. Отечественные исследователи Му- Как и любое явление, блоги реализуют ха А. В. и Кихтан В. В. дают целый ряд от- ряд функций. Сегодня принято выделять личительных признаков блога от СМИ: во- следующие их функции. первых, блоги представляют собой форму 1) Самопрезентация. В блоге автор де- любительского дневника; во-вторых, язык лится с читателями своей личной жизнью, написания блога значительно отличается от результатами своего творчества, информиру- языка СМИ. Блогеры излагают свои мысли в ет об интересных ему событиях. свободной форме, часто прибегают к жарго- 2) Саморазвитие / рефлексия. Эта низмам, чего не могут себе позволить СМИ; функция даёт возможность автору создать в-третьих, если блог ведётся по усмотрению образ второго «Я». В большинстве случаев автора, то СМИ публикуют новости по ходу авторы такого рода блогов используют псев- поступления событий; в-четвертых, блог не донимы или, говоря на языке Интернет- подчиняется законодательству, блогер не пользователей «никнеймы». Благодаря пись- имеет никаких прав и обязанностей. Основ- менному изложению своих мыслей блогер ное отличие между блогерами и журнали- имеет возможность провести более глубокий стами заключается в разной степени их от- анализ написанного. ветственности перед государством и обще- 3) Функция мемуаров. Автор записыва- ством. ет события, как и в традиционном дневнике, Сегодня, получив широкую популяр- о которых ему хотелось бы не забыть. Запи- ность, блоги начинают вытеснять традици- си позволяют построить блогеру коммуни- онные СМИ. По данным онлайн-опроса кацию с самим собой. MASMIRussia 2010 г., 18,5 % опрошенных 4) Непосредственно коммуникативная определяют для себя блоги как основной ис- функция. Блог ведётся для общения с инте- точник получения информации и новостей в 42 Социология культурной, политической, экономической и Интернет-пользователям самим создавать общественной сферах. Информационная контент, а не просто быть его потребителя- функция блогов определяется как одна из ми. В отличие от традиционного личного наиболее важных, после чтения рассказов о дневника, который является прототипом судьбе интересных респондентам людей. По блога, последний создается не только для одной из версий, к 2020 г. блоги могут прий- самого блогера, а даже в большей степени, ти на замену СМИ. Уже сегодня многие для других пользователей. Сфера личных журналисты всё чаще ссылаются на инфор- переживаний выносится на общее обозрение, мацию блогов. Однако здесь возникает про- появляется такое понятие как «публичная блема достоверности транслируемой инфор- интимность», которое объясняется тем фак- мации. В связи с тем, что блогеры не всегда том, что пользователи Интернет-сети пыта- проверяют подлинность публикуемой ин- ются собрать свой образ через оценку дру- формации, а иногда и намеренно её искажа- гих. Можно говорить о том, что блогосфера ют, многие общественные деятели выступа- оказывает влияние как на отдельного блоге- ют за то, чтобы 51 статья закона о СМИ рас- ра, так и на общество в целом. С каждым го- пространялась и на блоги [8]. дом всё больше пользователей, которые рас- Вопрос соотношения традиционных сматривают блоги как источник получения СМИ и блогов волнует сегодня многих ис- информации. Сегодня остро стоит вопрос о следователей. В статье «Блоги как форма том, нужно ли приравнивать блоги к СМИ. общественной коммуникации» Мамуто- Ведь, несмотря на то, что между ними есть ва Д. С. даже выделяет такой термин как различия, и те и другие способны конструи- «блоговая журналистика», понимая под ним ровать общественное сознание и влиять на возможность людей оперативно и без огра- поведение людей. ничений получать актуальную информацию и высказывать своё собственное мнение, Литература гражданскую позицию. Блоги сделали про-
×

About the authors

Polina Yuryevna Narusheva

Samara University

Email: narushevapolina@gmail.com
443086, Russia, Samara, Moskovskoye Shosse, 34

References

  1. Широкова И. Online-коммуникации: от классики до Web 2.0-технологии // Ремедиум: журнал о рынке лекарств и медицинской техники: ежемесячный специализированный информационно-аналитический журнал. М.: Ремедиум, 2010. № 7. С. 26-31.
  2. Романов А. А., Малышева Е. В., Данилкина Е. А. Блоги как медийные коммуникативные практики посткризисного региона // Медиалингвистика. Речевые жанры в массмедиа. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций, 2014. С. 212-217.
  3. Барановская М. В. Блоги-публичная интимность // Учёные записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология. 2015. № 2. С. 27-32.
  4. Романова А. П. Якушенков С. Н. Виртуальное культурное наследие в реальном и виртуальном мире // Научный журнал Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2010. № 3. С. 77-81.
  5. Монографии, изданные в издательстве Российской Академии Естествознания. URL: http://www.rae.ru/monographs/23-644 (дата обращения: 04.12.2016).
  6. Мальчёнков И. Е. Виртуальная реальность в сети Интернет: социологический аспект // Философия и социальные науки. 2014. № 1. С. 53-57.
  7. Балакина Ю. В. Блоги - новое явление в текстовой лингвистике // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2012. С. 101-104.
  8. Муха А. В., Кихтан В. В. Блоги и СМИ: сходства и различия // Международный студенческий научный вестник. 2014. № 1. URL: http://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=11814 (дата обращения: 03.12.2016).
  9. Петросян В. Г. Блоги: СМИ или платформа свободного выражения? // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2014. Т. 1. № 5. С. 134-137.
  10. Стародубцев В. А., Горохова Л. А., Киселёва А. А. Блоги в учебном процессе // Народное образование. 2011. № 4. С. 232-240.
  11. Небыков И. А., Ефимов Е. Г. Блоги как вид социальных интернет-сетей // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7. Философия. Социология и социальные технологии. 2012. № 2 (17). С. 119-124.
  12. Ефимов Е. Г. Блоги как вид социальных Интернет-сетей: гендерный аспект // Известия ВолгГТУ. Серия «Проблемы социально-гуманитарного знания»: межвуз. сб. науч. ст. 2012. Вып. 10. № 3 (90). C. 50-53.
  13. Nardi B. A., Schiano D. J., Gumbrecht M., Swartz L. Why we blog // Communication of the ACM. 2004. Vol. 47. №. 12. P. 43-48.
  14. Гусейнов Г. Заметки к антропологии русского Интернета: особенности языка и литературы сетевых людей // НЛО: независимый филологический журнал. 2000. № 43. URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2000/43/main8.html (дата обращения 23.11.2016).
  15. Мамутова Д. С. Блоги как форма общественной коммуникации // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2012. № 2. URL: http://www.vestnik.vsu.ru/ pdf/phylolog/2012/02/2012-02-46.pdf (дата обращения 23.11.2016).

Copyright (c) 2017 Proceedings of young scientists and specialists of the Samara University

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies