LEXICAL REPRESENTATION OF THE MAN AND WOMAN IMAGES IN CONTEMPORARY SONGS OF RUSSIAN PERFOMERS

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

This article is dedicated to revealing and analysis of lexical units, representing the image of a man and a woman in contemporary song texts of Russian performers. In the investigation revealed units are grouped in two ways, depending on the offered characteristics - socio-demographic and qualitative one. The meanings of these lexemes are examined through contextual comparison.

Full Text

Изучение мужских и женских номина- ций в поп-культуре имеет теоретическую значимость для современной лингвистики, так как современная русская поп-культура - недавно зародившееся и стремительно раз- вивающееся течение, имеющее мощное влияние на развитие молодежной культуры в целом. Поп-музыка является одним из веду- щих музыкальных течений ХХI века, она влияет на развитие языкового сознания под- растающего поколения, что доказывает акту- альность данного исследования [1, 2]. Цель настоящей работы - выявление и анализ лексических единиц, репрезентирующих образ мужчины и женщины в современных пе- сенных текстах российских исполнителей. Условия и методы исследования Материал исследования составляют более 800 языковых единиц, извлеченных из музы- кальных текстов российских поп-исполнителей методом сплошной выборки. В работе исполь- зовались различные методы и приемы общена- учного анализа: описательный подход, контек- стуальный и количественный анализ. Результаты и их обсуждение Выявленные единицы были распреде- лены по двум группам: социально- © Ульченко T. C., 2015. Ульченко Екатерина Сергеевна (kate_ulchenko@mail.ru), магистрант филологического факультета Самарского государственного университета, 443011, Россия, г. Самара, ул. Академика Павлова, 1. демографические и качественные характери- стики. К социально-демографическим мы от- несли следующие характеристики: половая принадлежность, родственная принадлеж- ность, собственные имена. Остановимся подробнее на этих подгруппах. Половая принадлежность. В группу наименований, отражающих половую принадлежность входит 9 % наименований - 6 % (35) женских номинаций и 4 % (26) муж- ских, а именно: мужчина, парень, паренек, мальчик, пацан, женщина, девушка, девочка, девчонка, детка. Эта группа немногочислен- на. Все проанализированные примеры реали- зовывали свое основное словарное значение. Как видим, большинство лексем имеют ней- тральный характер, но отметим, что яркую характеристику им придают эпитеты. На- пример: Но я не пролью ни единой слезы, про- щай, мой любимый, любимый мужчина!; Ты - настоящая женщина, больше добавить мне нечего. Несмотря на это, есть другие лексемы, которые изначально обладают оценочной характеристикой, такие как: пацан, детка: Не буду плакать, я же пацан! (Карина М. и группа Подъем, «Кораблики»). Пример имеет безусловное сходство со словарным определением - идет указание на лицо мужского пола. Исполнитель акценти- рует внимание на маскулинности, поэтому словарное значение передано не точно - ав- тор употребляет пацан в значении мужчина, а не мальчик. Это подтверждает контекст, в котором обыгрывается стереотип о том, что мужчины не плачут. Фразу Я же пацан ис- полнитель наделяет оттенком гордости и са- моуважения, подчеркивая сильную натуру своей персоны. Родственная принадлежность. Из найденных лексем сюда входит 7 % (43) на- именований - 4 % (23) женских номинаций и 3 % (20) мужских, такие, как: папа, папаша, муж, сын, отец, дедушка, дедуля, брат, дя- дя, мать, мама, жена, дочь, дочка, сестра, сестрица. В песнях чаще всего употребляются самые основные наименования - мама, папа, дочь, сын, частотны также антонимические пары. Ведущими среди наименований явля- ются образы родителей, а именно отца и ма- тери. Эти образы одни из доминантных в культуре, поэтому актуальности не теряют и в наши дни. Собственные имена. Из 600 найден- ных лексем в данную подгруппу входит 10 % наименований - 5,5 % (33) женских номи- наций и 4,5 % (26) мужских. Среди примеров с мужскими именами найдены только русские распространенные имена и их производные: Андрей, Александр, Владимир. Среди женских собственных имен употребляются как русские имена (в основ- ном распространенные: Анастасия, Светла- на, Мария), так и зарубежные (Лейла, Мэри). Зарубежные имена фигурируют в песнях бо- лее позднего времени, когда началось посте- пенное влияние западной культуры на рос- сийскую поп-индустрию. Также частотны сравнения с образами конкретных женщин, например: Ты словно видишь сон в облаках, где я твоя Венера в шелках (Виктория Дайнеко, «Девушка на миллион»). Безусловно, Венера является собствен- ным именем, но в данном контексте оно употреблено с определенной отсылкой к об- разу римской богини красоты, любви и пло- дородия. Женщина отождествляет себя с са- мой красивой и лучшей богиней, показывая, что ее образ утонченный и изящный. Также этот пример является прецендентным фено- меном. Среди лексем частотны уменьшительно-ласкательные и шутливые преобразования имен. Тексты песен с такими лексемами преимущественно простые и легко воспри- нимаются слушателем: У меня есть друг Илюша, он купил се- бе пол-суши (Пропаганда, «Елки-палки»). Группа качественной характеристи- ки более многочисленна. Из 600 примеров, которые были проанализированы, 74 % (445) относятся именно к этой группе. Ее мы также разделили на подгруппы: описание внеш- ности, описание внутренних качеств, отношение говорящего. Номинации, описывающие внеш- ность. При анализе данных номинаций мы сделали вывод, что исполнители часто под- черкивают одинаковые внешние черты: кра- соту, изящность, стройное или спортивное телосложение. Такие наименования, как правило, не конкретны и представлены обобщенно: Постараюсь тише, чтоб не услышал: «О, Боже, он красив» (Ажур, «Пин-пин»); Ах, эта милая школьница, девчонка просто красавица (Нэнси, «Школьница»). Стоит отметить, что для мужчинисполнителей очень важно подчеркнуть ми- лый и нежный образ женщины, в то время как сами исполнительницы стараются под- черкнуть мужественность облика. Со временем тенденции меняются, и в песнях последних десятилетий акцент дела- ется не только на приятной внешности муж- чин и женщин, но и на их сексуальности: Долго не верила, а он торопил, мой са- моуверенный герой, сексопил (ВИА Гра, «Стоп. Стоп. Стоп»); Подумай, этот badboy - он настоящий playboy (Тимати, Алекса, «Когда ты ря- дом»). В постсоветской России уходят преж- ние предрассудки, и тема сексуальности перестает быть запретной. Авторы текстов не стесняются подчеркивать данную черту у мужчин, считая это важной характеристикой для создания яркого облика. Стоит отметить, что мужчины реже обращаются к данной внешней черте и предпочитают воспевать облик нежным [3, 4]. Несмотря на то, что создается общая модель, каждый автор старается детализиро- вать облик воспеваемого объекта. Кроме то- го, через детализацию мы можем понять, какие идеалы красоты преобладают у каждого исполнителя. Это относится к общей уста- новке на то, что через воспеваемый объект можно проанализировать и субъект, который поет о своих чувствах и возлюбленном. Внутренние качества. В песнях ис- полнители упоминают такие черты характе- ра, как добрый, хороший. В основном воспе- вают стандартные положительные качества: Чтобы ты не смог уйти к другой, ми- лый, добрый, нежный, дорогой. Привет, хорошая моя, как настрое- ние? Решил написать это после сообщения (АК 47, «Привет, хорошая моя»); Я тебе желаю счастья, добрая моя, долгая любовь моя! (Иосиф Кобзон, «Ноктюрн»). Обычно авторы совмещают несколько функций, используя данные лексемы. Во- первых, подчеркиваются положительные черты характера женщины, а во-вторых, лек- семы частотны в виде обращений. Исполнители говорят не только о таких качествах, как доброта. Используются раз- ные интересные детали, которые помогают индивидуализировать образ: И простодушная, и непослушная, только такая и нравится мне (Игорь Бра- славский, «Лучшая женщина»). Несмотря на то, что авторы стараются подчеркнуть лучшие качества, были найдены примеры, где отмечались отрицательные черты: Ты сам себе, любимый, лгал, ты сам себя любил (Анита Цой, «Я не звезда»). В этом примере акцент делается в первую очередь на эгоизме героя. Несмотря на то, что исполнительница песни говорит об отрицательных чертах характера, она назы- вает мужчину любимым. Это показывает ее настоящие чувства к объекту обожания, не- смотря на отрицательные характеристики. Но в данном обращении чувствуется горечь и некоторая обида на мужчину: эгоизм не приводит ни к чему хорошему, и исполни- тельница это осознает. Отношение говорящего. В данной подгруппе (как и в остальных) прослежива- ется тенденция к идеализации образа, а, зна- чит, по-прежнему создается общая модель. Характер и качества раскрываются с поло- жительных сторон. Мужчина и женщина всегда любимы, желанны: Помнишь, любимый, как подарил ты, мне свою любовь (Таисия Повалий, «Ты мой»); Единственная моя, с ветром обручен- ная (Филипп Киркоров, «Единственная»). Очень часто отношения говорящего выражается через ряд тропов: метафоры, сравнения. Они делают образ ярче, инте- реснее и придают песне разнообразные оттенки: Ты - мой снег, ты - мой дождь, жду, когда ты придешь, мы с тобой вместе по- мечтаем (Жанна Фриске, «Ты мой снег») - образ сравнивается с природными явления- ми. Осадки сложно спрогнозировать, снег и дождь могут появляться абсолютно неожи- данно - героиня не может предугадать, когда придет ее возлюбленный, поэтому она ждет его и мечтает о нем. Возможно, здесь рас- крывается архаическое значение погодных явлений. В древности дождь означал жизнь, так как влага спасала от засухи и помогала процветанию урожаю. Для исполнительницы мужчина и есть самое необходимое, без него невозможна жизнь. Чаще всего в современных песенных текстах авторы используют простые мета- форы, состоящие из одного слова или про- звища: Пупсик, мой сладкий пупсик, я на край света уйду с тобой (Тина Кароль, «Пупсик») - в словаре: Пупсик - это кукла маленького ребенка. Чаще всего ласкательные прозвища типа малыш, пупсик обозначают неравные отношения в паре: один партнер исполняет роль родителя, другой же - ребенка. Мужчи- ну сравнивают с куколкой - его внешние черты идеальны, но вместе с этим он не об- ладает каким-либо характером и вся ответст- венность ложится на женщину. В данном контексте указание скорее идет на весь образ в целом. Эпитет сладкий обозначает некото- рую сладость, внешние приятные черты, ак- цента на безвольность мужчины нет. Также песня имеет иронический и шутливый харак- тер, что делает образ легким. Несмотря на простоту и примитивность данных метафор, они не выражают отрица- тельной оценки образа. Наоборот, исполни- тели стараются оригинально назвать свой объект любви, чтобы подчеркнуть свое от- ношение к нему и показать свою натуру. Заключение Таким образом, проанализировав со- временные эстрадные песни российских исполнителей, мы делаем вывод, что соз- дается некая общая модель, по которой воспевается образ мужчины и женщины. Несмотря на это, есть и яркие примеры, которые детализируют образ, делают его ярче и интереснее. Важным фактом в нашем исследовании является то, что через репрезентацию мужского и женского образа можно рассмотреть личность испол- нителя, его характер и отношение к той или иной контекстной ситуации.
×

About the authors

Ekaterina Sergeevna Ulchenko

Samara State University

Email: kate_ulchenko@mail.ru
443011, Russia, Samara, Academic Pavlov Str., 1

References

  1. Ажгихина Н. И. Гендерные стереотипы в современных масс-медиа // Гендерные исследования. 2000. № 5. С. 261-273.
  2. Дьяконова Л. А. Авторская песня как коммуникативный жанр // Вестник Воронежского государственного университета. 2007. № 1. С. 32-35.
  3. Ильиных С. А. Женский пол в калейдоскопе образов // Идеи и идеалы. 2013. Т. 1. № 2 (16). С. 123-130.
  4. Ильиных С. А. Концепты маскулинности и фемининности в русле гендерного подхода // Идеи и идеалы. 2011. Т. 1. № 4. С. 131-144.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2015 Proceedings of young scientists and specialists of the Samara University

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies