SOCIAL INTERPRETATION CONSTRUCTION OF THE PHENOMENON OF POVERTY AN EXAMPLE OF INTERNET PHOTOGRAPHIC MATERIALS

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article reveals the peculiarities of the social interpretation of the phenomenon of poverty in the visual information on the Internet. In this paper an example of this phenomenon demonstrated methodological potential group participatory analysis of photography: photographic material becomes the text during its interpretation of a group of researchers. Therefore, it becomes possible analysis of the text as the subject of construction of social reality.

Full Text

В российской социологии существует научно-практический интерес к феномену бед- ности, к объяснению его сущности и причин, к многообразию вариантов его конструирования. Проблема бедности, в силу ее специфики, дли- тельности и распространенности, в нашей стра- не носит не только социально-экономический, но и общественно-политический характер. Феномен бедности долгое время изучал- ся в рамках классической количественной мето- дологии «с высоты птичьего полета», между тем, качественные исследования позволяют детально изучить проблемы его конструирова- ния. Наш исследовательский интерес направлен на изучение конструирования бедности с по- мощью визуальных образов, создания значений и смысла этого феномена, социальной интер- претации конструктов бедности, представлен- ных в фотоматериалах Интернета. Для этого применена методология социального конструк- тивизма и герменевтический анализ (последова- тельное осуществление интерпретации текстов). Основополагающие описания бедности в зарубежной социологии принадлежат М. Ве- беру, Г. Зиммелю, Г. Спенсеру, Ф. Теннису, П. Бурдье. Идеи социального конструктивизма представлены в трудах П. Бергера, Т. Лукмана, А. Шюца, Д. Фридмана. Методология работы с фотоматериалами описывается в работах © Волынкина А. В., 2015. Волынкина Анна Владимировна (annaimse@ya.ru), магистрант социологического факультета Самарского государственного университета, 443011, Россия, г. Самара, ул. Академика Павлова, 1. Р. Барта, Ж. Бодрийяра, П. Штомпки, П. В. Ро- манова, Е. Р. Ярской-Смирновой. Бедность можно определять в узком и широком значении. При узком подходе в рас- смотрение берутся только материальные лише- ния (депривации). Широкое определение бедно- сти явилось неизбежным результатом осознания того факта, что бедность есть результат эконо- мических, политических и социальных процес- сов, взаимодействующих и взаимоусиливаю- щих друг друга, усугубляя лишения и трудно- сти, переживаемые бедными людьми [1, c.147]. Само содержание феномена бедности, его сложность предполагают наличие целого ряда концепций бедности: личностная, струк- турная, субкультурная, наконец, концепция двойной бедности, которая явно доминирует как в научном, так и общественном дискурсах современного российского общества. В соответствии с положениями индиви- дуалистической концепции, бедность является следствием недостатков личности. Согласно структурному подходу, бедность - следствие несовершенства общественной системы, связан- ного с конкурентной социальной структурой, неизбежно порождающей социально неблагопо- лучные группы людей. В концепции субкульту- ры бедности акцент сделан на том, что бедность воспроизводит себя посредством механизма перманентной трансгенерационной передачи установок, норм поведения и системы ценно- стей. Ряд исследователей выделяют субъектив- ный подход как самостоятельный в изучении феномена бедности, согласно данному подходу, бедность определяется на основании самооценки респондентами своего материального положения [2, с. 15]. Согласно концепции двойной бедности, существует абсолютная и относительная бед- ность: существует некий минимальный набор продуктов и предметов, необходимый для физи- ческого выживания человека [3]. В концепции относительной бедности подчеркивается, что все в этом мире познается в сравнении, не ис- ключение из правил и определение бедности [4]. Условия и методы исследования Социальный конструктивизм как методология нашего исследования - это совокуп- ность правил исследования феномена бедности. «Трактат по социологии знания» П. Бергера и Т. Лукмана представляет собой классический труд по социальному конструктивизму. Как пи- шут ученые, «Повседневная жизнь представляет собой реальность, которая интерпретируется людьми и имеет для них субъективную значи- мость в качестве цельного мира» [5, с. 38]. Что касается интереса современных ученых к мето- дологии социального конструктивизма в аспекте изучения феномена бедности, то он обусловлен, на наш взгляд, рядом обстоятельств: прежде все- го, возможностью «примирения» объективист- ского и субъективистского подходов. Во- вторых, человек, согласно социальному конст- руктивизму, и «творец» социального мира и его «жертва», ибо находится в плену у созданных им когда-то значений, символов, институтов [6, c. 89]. Методология социального конструкти- визма позволяет включать изучаемую группу в производство нового знания. Если в основе социального конструиро- вания лежат такие процессы, как типизация, институционализация и легитимация, то фото- графию мы определяем именно как типизацию, поскольку она является активным процессом сортировки нашего восприятия по типам или классам. Идея типизации лежит в самой фото- графии, которая селективна, но и «само рас- сматривание также селективно. Это - всегда тип субъективной презентации» [7, с. 8]. Согласно социальному конструктивиз- му, бедность - социальный конструкт, изуче- ние которого предполагает акцентацию внима- ния на контекстах конструирования данного феномена. Необходимость рассмотрения кон- текста связана с тем, что то или иное состояние человека может быть по-разному воспринято им самим и его окружением и иметь разные последствия для участников взаимодействия [8]. В нашем исследовании полем социального взаимодействия выступает Интернет, который сегодня не просто удобный способ поиска ин- формации, но и пространство социальной ре- альности. Сегодня Интернет-пространство от- личается широким разнообразием фотомате- риалов на тему бедности. Для интенсивной вы- борки и с учетом специфики изучаемого объек- та, на наш взгляд, достаточное количество объ- ема материалов содержит пять фотоснимков. Это обуславливается спецификой Интернет- контента, в котором после определенного числа изображений возникают информационно не значимые случаи, повторы. Определившись с объемом выборки, обозначим принципы, ко- торыми мы воспользовались в дальнейшем: выбор только фотографий, а не каких-либо дру- гих изображений; наличие социального взаи- модействия в данном фотоматериале: как пря- мого, так и опосредованного; наличие подписи к фотографии и слова «бедность» в ней. При анализе фотоматериалов, отобранных для решения исследовательских задач с помощью герменевтического анализа, была применена тех- ника партисипативного анализа. Его базовые принципы: свобода от контекста, дословность, экстенсивность (исчерпанность), экономность. Стратегия отбора фотоматериалов основана на значимых случаях, которые в наибольшей степе- ни представляют интересующее нас явление. Объектами нашего эмпирического ис- следования выступают рассказанные участни- ками группы истории в соответствии с ключе- вым исследовательским вопросом: в чем суть феномена бедности. Исследовательская работа в рамках партисипативного анализа выполняется группой, включающей в себя студентов- социологов в количестве трех человек. При от- боре участников группы мы руководствовались принципом триангуляции и следующими пра- вилами: примерно одинаковый возраст, наличие практик участия в социологических исследова- ниях и наличие интереса к данной проблеме. Интерпретация фотоматериалов невоз- можна без описания и другого рода контекстов, выявленных нами в ходе групповой работы уча- стников конструирования феномена бедности. Выделяем два типа таких контекстов. Первый - часть фотографии, рассматриваемая как текст за исключением анализируемого фрагмента. Такая установка помогает раскрыть более глубокие смыслы, скрытые в тексте. Второй - социальный контекст описания феномена бедности участни- ками группы, который для нас является контек- стом понимания. Типы контекстов представле- ны достаточно широко - выявлены ситуацион- ный, культурный и исторический контексты. Ситуационный контекст предполагает исполь- зование как повседневных наблюдений (люди на улицах, пробки на дорогах), так и анализ тех си- туаций, которые являются отличными от повсе- дневности (пребывание в другом городе, в дру- гом культурном пространстве). Элементами культурного контекста для нас, во-первых, бу- дут символы, которые понятны участникам взаимодействия, например: «кусок хлеба - сим- вол нищеты», «протянутая рука - прошение», а во-вторых, совокупность практик (одежда, еда, предметы быта и т.д.). Последним типом кон- текста будет исторический контекст, ведь бед- ность в этом контексте тесно связана с благотво- рительностью, сочувствием, подаянием. Процедура исследования выглядела следующим образом. В начале работы над фо- томатериалами группа разделяла каждую фото- графию на фрагменты. Затем участниками рас- сказывались истории по каждому фрагменту фотографии в контексте ключевого исследова- тельского опыта, исходя из личного опыта уча- стников группы. Ключевой исследовательский вопрос при этом определялся так: как конструи- руется бедность в фотоматериалах Интернета? На этапе завершения работы с каждым отдель- ным фрагментом фотографии группа отбирала ту историю, которая в наибольшей степени представлялась логичной и естественной с пози- ций повседневного опыта. Затем, руководству- ясь данным правилом, один рассказ наклады- вался на другой, в итоге рисовалась результи- рующая история, с наполнением ее наиболее интересными и содержательными моментами, взятыми из нарративов участников группы. На- конец, итоговый рассказ налагался на текст фо- тографии и соотносился с ним и с подписью к фотографии на предмет их конфронтации или соответствия. Только после этого происходит выявление типичных конструктов бедности. В данной статье в качестве иллюстра- ции приведем один из исследованных фотома- териалов - снимок, взятый в электронной вер- сии журнала «Русский репортер» в статье «Ловушки бедности» с подписью: «Деревня Золотово. Семья обрусевшего цыгана». Результаты и их обсуждение Участники группы разделили фотографию на две части. На первой изображена моло- дая женщина на фоне дома, а на второй - иг- рающие дети. Опишем истории, рассказанные участниками группы в связи с первым фрагмен- том анализируемой фотографии. «Если честно, сложно сказать, что это очень бедная семья. Просто она деревенская, видно, что дом доб- ротный, кирпичный, новый, да и женщина оде- та вполне приемлемо». Другая история: «Не знаю, мне кажется это малообеспеченная се- мья, поскольку женщина одета не богато, вещи, которая она носит явно не очень новые, дом... да может это вообще не ее дом. Может это ма- газин где она работает продавцом». «Безуслов- но, это не лучшие условия жизни, но жить можно». Наконец, третьим участником группы была рассказана такая история: «В таких домах очень часто живут мигранты. Возможно, они уехали из своей страны в поисках лучшей жизни. Но на городскую квартиру не хватило денег и им пришлось купить дом в пригороде». Истории, рассказанные в связи со вторым фрагментом фотографии: играющие дети. «Дети вполне опрятные, чистые, причесанные, у них есть какие-то игрушки, я если честно не могу сказать, что это дети бедных или малообеспе- ченных родителей». Другая история: «Я в дерев- не очень часто вижу таких детей. Они играют себе друг с дружкой, общаются... в деревне бы- вает, что дети и более потрепанные, чем эти». Наконец: «я не могу сказать, что родители этих детей бедняки, алкоголики или у них какие- то серьезные проблемы. Да, все не так хорошо, но все же родители заботяться о своих детях, одевают их, игрушки покупают». Общий прото- кол: «Ситуация, изображенная на снимке, от- нюдь не говорит об очень тяжелом положении бедняков. Однако их условия жизни нельзя на- звать уж очень комфортными. Тем не менее, дети выглядят опрятно, женщина тоже... оде- та она, конечно, не по последней моде, но вполне прилично. Тем более, что это деревня». В соответствии со сказанным выше, смысл, заложенный в подписи к анализируемой фотографии и смысл историй, рассказанных участниками группы, оказались разными. Уча- стники группы единодушны лишь в одном: на фото изображена семья мигрантов, а они, как известно зачастую переживают бедность, но, все же, не нищету. Тем не менее, бедными названы те, кто имеет двух и более детей в семье, поскольку содержание большого числа детей создает финансовые трудности. Таким образом, выявляется новый кон- структ бедности - сельская бедность, бедность в многодетных семьях. Помимо этого конструкта, по итогам нашего исследования выявлен ряд следующих: «пространство бедности», «про- странство отчуждения», «серость», «исключе- ние», «детская бедность», «обезличенность бед- няка», «бедность связана с нуждой, с отчаяни- ем», «бедные - это пожилые женщины», «бед- ность - не всегда то, что мы видим» и др. Заключение Вышеперечисленные конструкты были выявлены из текстов информантов-исследова- телей в рамках коллаборационного исследова- ния. Партисипативный анализ предполагает разделение исследователем или группой иссле- дователей фотографии на части. Каждая фото- графия интерпретируется группой, в результате чего получаются новые смыслы изучаемого явления. Предметом анализа социолога в таком случае выступают полученные тексты группо- вого обсуждения. Партисипативный анализ, его удобство и эффективность позволяют нам в ка- честве одного из выводов исследования обо- значить его методологический потенциал для изучения широкого круга социальных явлений.
×

About the authors

Anna Vladimirovna Volynkina

Samara State University

443011, Russia, Samara, Academic Pavlov Str., 1

References

  1. Воронкова О. В. Подходы к определению и измерению бедности // Экономический вестник Ростовского государственного университета, 2007. Т. 5. № 3. С. 147-154.
  2. Ярошенко С. С. Четыре социологических объяснения бедности (опыт анализа зарубежной литературы) // Социологические исследования. 2006. № 7. С. 34-42.
  3. Овчарова Л. Н. Бедность в России // Мир России. 2001. № 1. С. 171-178.
  4. Давыдова Н. М. Депривационный подход в оценках бедности // Методы социологических исследований. 2003. № 1. С. 88-96.
  5. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. 323 с.
  6. Руткевич Е. Д. Феноменологическая социология знания. М.: Наука, 1993. 272 c.
  7. Штомпка П. Введение в визуальную социологию // INTER (интеракция, интервью, интерпретация). 2007. № 4, С. 6-12 [Электронный ресурс]: URL: http://sociologist.nm.ru/articles/schtompka_01.htm (дата обращения: 1.03.2015).
  8. Балабанова Е. С., Бурлуцкая М. Г. Маргинальность в современной России [Электронный ресурс]. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Margin/_10.php (дата обращения: 1.03.2015).

Copyright (c) 2015 Proceedings of young scientists and specialists of the Samara University

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies