A.Ya. BASS IN THE DEVELOPMENT OF THE ART CULTURE OF THE SAMARA REGION

Cover Page
  • Authors: Surdina E.Y.1, Filimonova E.N.1
  • Affiliations:
    1. «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева» (Самарский университет)
  • Issue: No 1 (18) (2021)
  • Pages: 77-82
  • Section: History
  • URL: https://vmuis.ru/smus/article/view/8879
  • ID: 8879

Cite item

Full Text

Abstract

The article highlights the cultural and educational activities of the Soviet and Russian museum worker A.Ya. Bass (1930 - 2006), which left a deep mark in the history of the spiritual culture of Kuibyshev - Samara in the second half of the XX - early XXI centuries. The role of A.Ya. Bass in the development of the museum business of the Samara region, its contribution to the study of the artistic culture of the region, the collection of works of the avant-garde, the popularization of Kuibyshev artists, etc. is assessed.

Full Text

Анализ культурного наследия Самарской области невозможен без исследования деятельности А.Я. Басс как одной из ярких представительниц профессиональной, научно-исследовательской и общественной жизни Куйбышева – Самары второй половины XX – начала XXI вв. Следует отметить, что множество работ, написанных о А.Я. Басс, не имеют научного характера, так как авторы не дают ссылок на источники. Это говорит о том, что данная проблема практически не изучена.

А.Я. Басс (1930-2006) – советский и российский музейный работник, депутат Куйбышевского городского совета депутатов трудящихся по избирательному округу № 132 Октябрьского района города (с 5 марта 1961 по 3 марта 1963 гг.), член Союза художников СССР и Российской Федерации, член Международной ассоциации искусствоведов, заслуженный работник культуры РСФСР, лауреат Государственной премии России в области литературы и искусства за сохранение и возрождение культурного наследия, творческое развитие музейного дела. 

Аннэта Яковлевна Басс родилась 16 апреля 1930 г. в г. Куйбышеве (Самара) в еврейской семье [3]. Басс носила фамилию своего отца – Якова Вениаминовича Басс. Практически всю жизнь он был инженером-лесоводом. Яков Вениаминович был добрейшим человеком и обожал свою жену и дочь. Елена Львовна Хейфец – мать А.Я. Басс, работала в музыкальном училище, государственной филармонии и библиотеке. После замужества она оставила свою фамилию. В документах личного фонда Р-3590 содержатся письма Аннэты Яковлевны к Елене Львовне [9, оп. 1. Д. 32.]. 

Дед А.Я. Басс по материнской линии, Лев Филиппович Хейфец, был купцом первой гильдии, а также управляющим чайной компании Высоцкого и представителем кондитерской фабрики «Реномэ». Вместе с Анной Григорьевной Хейфец – бабушкой А.Я. Басс, в самом начале XX в. он приехал в Самару из Белоруссии [7]. Ее дед по отцовской линии,  Вениамин Басc, 25 лет прослужил в армии, был кантонистом, участвовал в русско-турецкой кампании (кантонисты — еврейские мальчики, которых брали на царскую службу) [3]. 

Купеческая семья Хейфец принимала активное участие в жизни города, в том числе в строительстве Самарской хоральной синагоги. На мраморной стене синагоги было высечено имя деда А.Я. Басс [5].

Аннэта и ее двоюродная сестра Нэлли росли под присмотром нянек – монахинь Иверского монастыря, которые впоследствии окрестили этих маленьких девочек:  Нэлли как Наталию, а Аннэту как Анну.  Конечно, всё это было сделано втайне, подальше от родительских глаз [5].

Родители Аннэты Яковлевны собирались отдать девочку в еврейскую школу, но ее закрыли, поэтому с 1938 по 1941 гг. она училась в школе № 8, а затем с 1941 по 1948 гг. – в школе № 15, которую закончила с серебряной медалью [3]

Сначала Аннэта Басс занималась в кружке художественного слова Оскара Осиповича Маркова, но вскоре узнала о работе филологического коллектива Василия Павловича Финкельштейна в Куйбышевском Дворце пионеров. Именно здесь она нашла друзей на всю жизнь: Ефима Кнохинова, Лизу Крушину и Юру Щербакова [3].

После окончания школы А.Я. Басс поступила на исторический факультет Ленинградского университета им. А.А. Жданова на первый набор по специальности «Искусствоведение» [9, оп. 1. Д. 45. Л. 2.].

По мнению Н.И. Басс, это были самые лучшие годы Аннэты Яковлевны [5]. В интервью ее как-то спросили: какая самая большая удача в вашей жизни? Аннэта Яковлевна ответила: «Наверное, то, что мне удалось поступить в Ленинградский университет и получить такую профессию» [7]. После успешного окончания университета Аннэта получила предложение остаться работать в Эрмитаже, но была вынуждена его отклонить, так как ее ждали мама, родной край и музей [6].

В соответствии с приказом Аннэта Яковлевна по окончании университета была направлена научным сотрудником в Куйбышевский городской художественный музей, чему в большой степени поспособствовал В. Володин, директор художественного музея в 1947-1953 гг. [9, оп. 1. Д. 48. Л. 2.]. В служебные обязанности молодого искусствоведа входило проведение экскурсий для посетителей музея [8, с. 76].

1 апреля 1958 г. А.Я. Басс, 28-летнего искусствоведа, назначили директором Художественного музея, на тот момент самого молодого в Советском Союзе. В музее она проработала 54 года и 44 из них – на должности его руководителя. За этот долгий период Аннэта Яковлевна внесла огромный вклад в развитие, сохранение и приумножение художественной культуры нашего края, а для Художественного музея это была целая эпоха — «эпоха Басс» [8, с. 76].

В августе 1953 г. по указанию Комитета по делам искусств РСФСР в Куйбышев для «чистки» музейных фондов прибыл старший инспектор. Спрятав подлежавшие уничтожению полотна, А.Я. Басс спасла более четырехсот работ мастеров-авангардистов из «Мира искусства», «Союза русских художников» и «Бубнового валета». Только пришедшая на работу в Художественный музей Аннэта Басс укрыла полотна, которые позднее сделали ему славу. Она хранила их, несмотря на доносы и выговоры [1].

В конце 1950-1960-е гг. под руководством Аннэты Яковлевны сотрудники музея сумели собрать коллекции произведений самарских художников конца XIX – начала XX вв. Главной ее задачей в первые годы работы было комплектование коллекций произведений русского искусства, которые заполнили бы пробелы экспозиционного ряда, первоклассных произведений. В конце 1950-х и в 1960-е годы сотрудники музея сумели разыскать портреты старых мастеров – И. Аргунова, Ф. Рокотова, В. Боровиковского, К. Христинека, Г. Сердюкова, И. Грасси, К. Витберга, М. Лебедева, В. Тропинина, А. Венецианова, И. Репина, В. Сурикова, Н. Касаткина, А. Архипова.

Семьей художника С. Иванова было приобретено свыше 20 работ, связанных с Самарой. В тот же период появилась возможность собирать картины «опальных живописцев» 1920-1930-х гг. – А. Самохвалова,  С. Герасимова, П. Кузнецов, П. Корина. 

С областных и персональных выставок куйбышевских художников, ежегодно проводимых в музее, приобретались лучшие произведения [9, оп. 1. Д. 52. Л. 2.].

Благодаря стараниям Аннэты Яковлевны, в июне 1961 г. была проведена передвижная выставка «Советская Россия», где было представлено более 400 произведений искусства: живопись, графика, скульптура. А уже в сентябре 1962 г. из Парижа в Куйбышевский художественный музей была прислана выставка 44 репродукций зарубежных художников, организованная ЮНЕСКО. Тогда же была проведена была еще одна замечательная выставка – американского художника Рокуэлла Кента, который предоставил музею 30 картин и 100 графических работ [7, с. 76].

В 1966 г. была проведена первая в стране конференция музеев провинций, в которой А.Я. Басс приняла активное участие. Она вступила также вступила в ряды членов Союза художников и Международной ассоциации искусствоведов. В ноябре 1972 г. Государственная Третьяковская галерея привезла в музей выставку живописных полотен русских мастеров XVI-XVIII вв., а в мае 1975 г. – выставку живописи и скульптуры. В апреле 1973 г. в музее была организована выставка фламандских и голландских живописцев XVII в., работы были привезены из Государственного Эрмитажа. В феврале 1982 г. в музее были представлены работы американского художника русского происхождения Антона Рефрежье. В марте этого же года в музее состоялась выставка Николая и Святослава Рерихов, на которой было представлено около 300 картин. В октябре 1982 г. Государственный музей А.С. Пушкина показал в залах Куйбышевского художественного музея гравированные и литографированные портреты пушкинской эпохи в рамках выставки «Спутники Пушкина» [7, с. 76].

Помимо поиска и сбора полотен проводились большие реставрационные работы с привлечением столичных специалистов, что дало возможность устраивать большие выставки из фондов музея в 1960-80-е гг.: «Старые мастера» (западноевропейская живопись, графика и прикладное искусство XVI-XIX вв.), «Искусство Востока XVI-XX вв.», «Художественная культура Древней Руси», «Самарские художники конца XIX – начала XX века», выставки новых поступлений.

К 400-летию города Самары в 1986 г. музей подготовил экспозицию «Русские художники в Самарской губернии» (с произведениями И. Репина, В. Сурикова, Ф. Васильева, С. Иванова, бр. Чернецовых, К. Гуна из ГТГ, ГРМ и других музеев России). Организация этой выставки была связана с научными исследованиями, проводимыми А.Я. Басс. С 1960-х гг. в архивах и музеях она занималась поисками материалов, связанных с творчеством русских художников в Самарской губернии, написала статью «‎По художественным местам» в книге «‎Памятные места в истории и культуры Куйбышевской области» (Куйбышев, 1975).

Концепция «‎Музей и художественная культура края» стала одной из главных в деятельности коллектива [9, оп. 1. Д. 52. Л. 3.]. Еще в 1978 г. была издана книга «‎Из истории художественной жизни г. Самары конца XIX – начала XX века», написанная бывшим директором музея В. Володиным. В 1986 г. вышла книга «‎Изобразительного искусства мастера» с очерками по истории художественной жизни советского периода, где А.Я. Басс на основе исследований и архивных материалов опубликовала статьи «‎Путь в семь десятилетий» и «‎Мастера кисти». 

По концепции «‎Музей и художественная культура края» из фондов музея в 1990 х гг. были организованы выставки, открывающие наследие прошлого Самарской губернии, возвращающие истории имена самарских собирателей и общественных деятелей: «‎Деловая Самара» – мир культуры конца XIX – начала XX вв.», «‎Жизнь и творчество К.Г. Головкина» – основателя коллекции музея, «‎Картины из особняка с атлантами. Коллекционеры Павел и Вера Шихобаловы» (1997), «‎Коллекция Альфреда фон Вакано» (1998), «‎Усольская коллекция графов Орловых-Давыдовых» (1999), «‎П. Алабин и художественная культура Самары» (1999).

Активная профессиональная жизнь Аннэты Яковлевны не ограничивалась проведением выставок. Она постоянно искала новые возможности, чтобы помочь музею стать сердцем города. Картины музея неоднократно экспонировались на выставках в разных странах: на Кубе, в Венгрии, Индии, Великобритании, Испании, Германии, Франции и США [2].

Очень много выставок было организовано Аннэтой Басс, и в каждой директор музея проявила себя не просто как руководитель, но и как человек, искренне любящий искусство и свой музей. Её обаяние, харизма, желание сделать все для города и музея открыли удивительные возможности. А.Я. Басс всегда держала кабинет открытым, ее любовь к людям проявлялась в заботе о каждом, она не выделяла никого из работников музея, относясь тепло и доброжелательно к каждому из них.

Став директором музея, А.Я. Басс постоянно искала возможность пополнить его коллекцию. Именно благодаря этому в отдел советского искусства Куйбышевского художественного музея от Министерства культуры СССР поступали картины с всесоюзных и республиканских выставок, были приобретены лучшие работы куйбышевских художников с областных и персональных выставок. 

Аннэта Яковлевна всячески продвигала свой музей как бренд. Для этого она сделала очень много и помимо выставок. Она была дружна со всеми директорами столичных музеев, устраивала конференции и часто лично ездила с лекциями и докладами.

1990-е гг.оказались катастрофически сложными не только для Аннэты Басс, но и для ее любимого музея – не было денег  на оплату коммунальных услуг, нечем было платить за охрану.  Музей находился буквально на грани гибели. Аннета Яковлевна идет на телевидение и впервые в жизни в прямом эфире просит помощи, просит денег для музея.

Аннэта Яковлевна занималась и наукой. Она подготовила издание следующих книг: «От модерна до Авангарда», «Наследие» к 100-летию коллекции музея, в 1997 г. – сборник «Коллекционеры и меценаты России», в 1998 г. – «Сокровища Самарской Луки. Русская живопись XVIII – начала XX века». 

Благодаря исследованиям А.Я. Басс, посвященным истории художественной жизни Самары первых лет после Октябрьской революции, были найдены архивные материалы об организации Самарского ВХУТЕМАСа и о «‎столичном авангардном десанте» во главе с С. Адливанкиным, Н. Поповым и Б. Ряжским, впоследствии создавшим в Москве Новое общество живописцев (НОЖ).

Аннэта Яковлевна умела открывать двери, которые нужны были музею. Она умела увлекать своим музеем нужных людей, нужных не ей, а музею. Стараниями Анэтты Яковлевны музей переехал в здание на ул. Куйбышева 92, которое является архитектурным памятником. Теперь в этом особняке развернута основная экспозиция русского и зарубежного искусства.

Также самарцам знаком «дом с атлантами», за который Аннэта Яковлевна просила, боролась, судилась. В итоге дом был передан музею. Скульптуры атлантов она сразу отправила на реставрацию, а дом планировала отремонтировать и разместить в нем филиал, посвященный традициям и культуре русской провинции. В настоящее время момент здание все еще находится на реставрации. 

В 1976 г. музеем были приобретены в с. Ширяево два исторических памятника: усадьба крестьянина И. Алексеева (дом, где художники И.Е. Репин и Ф.А. Васильев работали и жили летом 1870 г.) и дом поэта А. Ширяевца с уникальными росписями народных мастеров в интерьере. Эта маленькая и отважная женщина так горела любимым делом, что сумела заинтересовать им В.В. Путина, впоследствии посетившего с. Ширяево. 

Открылись и другие филиалы в музея области – Тольяттинская картинная галерея в 1987 г. и Новокуйбышевский выставочный зал в 1964 г., который из библиотеки в подвальном помещении превратился  в настоящую художественную галерею. 

С 1957 г. Аннэта Яковлевна вела ряд дисциплин в вузах г. Куйбышева:  историю русского и советского искусства в Куйбышевском пединституте, лекции по истории искусства и художественной культуры в Куйбышевском государственном университете.

С 1965 г. А.Я. Басс проявляет себя и как исследователь. В это время она пишет книгу «Художники города Куйбышева» [9, оп. 1. Д. 32.] и множество статей  о творчестве художников Самарской губернии, например: «По художественным местам» (1975 г.); «Путь в семь десятилетий» и «Мастер шести» (1986 г.): о выставках московских художников. Также она является автором нескольких глав в книге «Изобразительного искусства мастера», выпущенной в 1986 г. 

Исследовательские работы А.Я. Басс публиковались в журналах «Искусство» и «Художник». С 1980-х гг. она выступала с лекциями по изобразительному искусству о мастерах Куйбышева на «краеведческих четвергах» музея. 

В путеводителе по Куйбышевскому художественному музею (1961 г.) Аннэте Яковлевне принадлежат главы о русском искусстве второй половины XIX – начала XX вв. и о советском искусстве. 

В 1960-70-е годы Аннэта Яковлевна активно сотрудничала с Куйбышевским телевидением. В это время было написано множество сценариев для телевизионной передачи «Палитра». К 100-летию художественного музея местным телевидением был снят фильм о музее «Дом на Дворянской» в трех частях, автором которого являлась А.Я. Басс. 

Также Аннэта Яковлевна является составителем каталога русской живописи XVIII – начала XIX вв. и альбома «От Модерна до Авангарда», ей же принадлежит вводная статья в данной работе [ 7].

Аннэта Яковлевна Басс — сильная и волевая женщина, достойный представитель самарской интеллигенции. Она прожила долгую, интересную и нелегкую жизнь, но несмотря на все невзгоды, она активно занималась научной, преподавательской, публицистической, общественной деятельностью и много сделала для повышения культурного уровня самарцев. 

Будучи личностью очень интересной и многогранной, она оставила для потомков огромное историко-культурное наследие. Это и ее работы по истории культуры, искусству и художникам, и «отвоевывание» архитектурных памятников для филиалов музея. Этим она способствовала сохранению культурного наследия края.

Подводя итоги, следует отметить, что многие годы неустанного, поистине титанического труда А.Я. Басс на благо Самары и самарцев были не напрасны. Аннэта Яковлевна сделала музей доступным для всех. Благодаря ее стараниям у жителей города появились новые возможности для духовного развития, для знакомства с произведениями искусства, которые когда-то были скрыты от глаз зрителей. 

Аннэта Басс – легендарная фигура в российском музейном мире. Она внесла огромнейший вклад в развитие, сохранение и приумножение  культурного наследия Самарской области. Любовь к музею, людям, Самаре, России прошла через все дела и поступки Аннэты Яковлевны. Её самоотверженное служение музею и искусству является ярким примером патриотизма. Аннэты Яковлевны Басс, выдающегося руководителя, культуролога и достойного гражданина своего города, не стало в 2006 г. Но ее наследие живет, и память о ней бережно хранится в сердцах жителей нашего города.

×

About the authors

Ekaterina Yu. Surdina

«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»
(Самарский университет)

Author for correspondence.
Email: assistantstalina@gmail.com
https://vk.com/prichinarevoliutsii
Russian Federation, 443086, Россия, г. Самара, Московское шоссе, д. 34.

Elena N. Filimonova

«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»
(Самарский университет)

Email: festina@list.ru

к.и.н., доцент кафедры отечественной истории и историографии

Russian Federation, 443086, Россия, г. Самара, Московское шоссе, д. 34.

References

  1. 10 лет со дня смерти Басс // Другой город. URL: https://drugoigorod.ru/anettabass/ (дата обращения: 15.04.2020)
  2. Аннэта Яковлевна Басс. // Самарская лука. URL: http://www.samluka.ru/01213/a_bass.htm (дата обращения: 01.05.2020)
  3. Васюткин С. Аннэта Яковлевна Басс — Почетный гражданин Самары, выпускница Дворца пионеров // Самарский дворец детского и юношеского творчества. URL: http://pioner-samara.ru/index.php/detyam/foto-i-video/8-informatsiya/1028-anneta-yakovlevna-bass-pochetnyj-grazhdanin-samary-vypusknitsa-dvortsa-pionerov (дата обращения: 16.11.2020)
  4. Интервью Басс Н.И. в видеофильме «История. Культура. Имена». URL: https://www.youtube.com/watch?v=RozkOsC0vxg (дата обращения: 15.04.2020)
  5. Интервью Басс Н.И. в видеофильме «История. Культура. Имена». URL: https://www.youtube.com/watch?v=RozkOsC0vxg (дата обращения: 15.04.2020)
  6. Интервью Кожина Б. в фильме «Самарские судьбы». URL: https://www.youtube.com/watch?v=8xRJjGLDnks&t=2s (дата обращения: 15.04.2020)
  7. Почётные граждане города Самары XIX-XX вв.: Биографический справочник. Самара. 2008.
  8. СамКульт [Электронный ресурс] // История, которую надо знать. 2015. URL: https://samcult.ru/heritage/2395 (дата обращения: 25.04.2020).
  9. Фонд Р-3590 – Басс Аннэта Яковлевна, директор Самарского областного художественного музея, заслуженный работник культуры России. 1923-1999. 152 ед. хр.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2022 Proceedings of young scientists and specialists of the Samara University

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies