LEGAL PROBLEMS OF TREATMENT PROCEDURES FOR CITIZENS PROPERTY PENALTIES IN ENFORCEMENT PROCEEDINGS

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Execution of judicial decisions is an essential process of legal practice, reflecting the efficiency of the mechanism of legal regulation. Imperfect system of enforcement directly reduces the effectiveness and authority of the judiciary as a judgment that can not be implemented, has no real legal value. Failure and delay in the execution of decisions of courts and other competent authorities endangers the state guarantees the protection of constitutional rights and freedoms, the rule of law. This article focuses on the main issues arising in the implementation of enforcement procedures on property of citizens’ bailiffs in enforcement proceedings.

Full Text

Актуальность выбранной темы обусловлена ролью обращения взыскания на имущество должника в процессе исполнения исполнительных документов. Опись, арест имущества, его оценка и его реализация позволяет взыскателю при уклонении должника по исполнению судебных актов и актов других органов получить удовлетворение своих имущественных и неимущественных требований. Практическое применение Федерального Закона «Об исполнительном производстве» реально показало возросшие возможности судебных приставов-исполнителей в деле принудительного исполнения судебных актов и актов других органов. Однако правовое регулирование данной процедуры далеко от идеальности. Процедура обращения взыскания состоит из нескольких составляющих: ареста, изъятия, оценки и реализации. Анализ действующего законодательства, регулирующего данную процедуру, а также обзор правоприменительной практики позволил выявить ряд проблем, которые затрудняют правильное, законное и результативное обращение взыскания на имущество должника в процессе исполнения исполнительных документов. В статье 69 Федерального закона «Об исполнительном производстве» указано, что взыскание на имущество должника обращается в том размере и объёме, которые необходимы для исполнения исполнительного документа [1, ст. 69]. Таким образом, как отмечает К. С. Мельникова, уже на первом этапе оценку имущества должен производить судебный пристав-испол-нитель для того, чтобы определить достаточно ли имущества, на которое налагается взыскание, для выполнения предписаний исполнительного документа и удовлетворения законных требований взыскателя [2, с. 104]. Очевидно, что судебный пристав-исполнитель может не обладать необходимыми познаниями для объективной оценки того или иного вида имущества. Арест имущества должника представляет собой особое процессуальное действие, направленное на установление перечня имеющегося у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, и на недопущение сокрытия или отчуждения должником этого имущества с целью уклонения от исполнения требований исполнительного документа и сбережение имущества от взыскания [3, с. 271]. Как говорит Н. В. Остроумов: «Арест имущества не означает, что это имущество будет в обязательном порядке передано на реализацию. Арест сам по себе - это запрет распоряжаться указанным в акте описи и ареста имуществом, и указывать денежную стоимость такого имущества, по существу, не обязательно. Значение имеют лишь детальные описания имущества, его состояние и местонахождение, имеющие цель идентифицировать данное имущество» [4, с. 114]. Кроме того, в Федеральном Законе № 229-ФЗ ничего не говорится непосредственно об оценке, речь идет только о размере и объёме. Но нигде в законодательстве не указывается, как расшифровываются термины «размер» и «объём», и как их соотнести с задолженностью должника - непонятно. Следовательно, производить оценку имущества необходимо именно на стадии передачи имущества на реализацию с привлечением эксперта-оценщика. Реализация арестованного имущества осуществляется путём его продажи с торгов. Глава 9 Закона № 229-ФЗ регламентирует данный процесс и устанавливает двухмесячный срок для осуществления такой продажи, который зачастую невозможно соблюсти. В связи с тем, что реализация арестованного имущества составляет два месяца, на всё исполнительное производство отводится также два месяца, в которые входят три дня для возбуждения исполнительного производства, до пяти дней для добровольного его исполнения. Кроме того, в настоящее время выручается лишь малая часть денежных средств от общей суммы стоимости имущества, переданного на принудительную реализацию. Это главным образом обусловлено отсутствием упрощённых способов реализации малоценного арестованного имущества должников, а также эффективных форм продажи имущества с аукционов. Действующая система принудительной реализации имущества должников по исполнительным производствам не учитывает возможности и преимущества электронных форм продажи. В свою очередь введение электронных форм принудительной реализации арестованного имущества обеспечит не только привлечение более широкого круга потенциальных покупателей, но и открытость и прозрачность процедур продажи арестованного имущества в рамках исполнительного производства. Таким образом, несмотря на значительные успехи в обеспечении надлежащего исполнения требований судебных и иных актов, на современном этапе развития российской системы принудительного исполнения ещё имеются некоторые проблемы, требующие разрешения именно на законодательном уровне.
×

About the authors

Pavel Sergeevich Kadatsky

Samara University

Email: pkadackiy@mail.ru
443086, Russia, Samara, Moskovskoye Shosse, 34

References

  1. Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 30.03.2016) «Об исполнительном производстве» // Собрание законодательства РФ. 08.10.2007. № 41.
  2. Мельникова К. С. Обращение взыскания на имущество должника. Какие препятствия могут возникнуть при его реализации // Арбитражная практика. 2013. № 5. С. 102-109.
  3. Комментарий к Федеральному закону «Об исполнительном производстве» (постатейный) / Д. Б. Абушенко, А. М. Безруков, С. К. Загайнова [и др.]. М.: ИНФРА-М, 2014. 640 с.
  4. Остроумов Н. В. Защита прав законных владельцев при наложении ареста на имущество // Журнал российского права. 2014. № 11. С. 114-120.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2016 Proceedings of young scientists and specialists of the Samara University

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies