PROSPECTS OF APPLICATION OF DATABASE IN THE INNOVATIVE REGIONAL CLUSTER OF MEDICAL AND PHARMACEUTICAL TECHNOLOGIES OF SAMARA REGION

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The paper examines the prospects for the use of high-tech results of intellectual activity in the innovative territorial cluster of medical and pharmaceutical technology of Samara Region. Legal regulation in the area of support for database developers in the region is analysis. In the paper is analyzes the regulations of both federal and regional levels and their impact on the development of high-tech intellectual property. The revealed the specificity of the database in the innovation process is analysis, due to the medical and pharmaceutical technologies. The prospects of implementation of intellectual property rights under this cluster are studies.

Keywords

Full Text

Развитие информационных ресурсов и их повсеместное внедрение порождает необходимость их эффективного правового регулирования. Развитие экономических отношений требует оптимизацию не только законодательного регулирования под нужды гражданского оборота, но и создание действующих подзаконных актов, отражающих потребности общества. Самарская область является одним из активно развивающихся инновационных регионов страны и для его поступательного развития требуются нормы права, отвечающие вызовам времени. Следует заметить, что с точки зрения качества нормативных актов, Самарская область является эффективным регионом. Органами законодательной и исполнительной власти регулярно принимаются нормы, затрагивающие хозяйственный оборот в регионе [1]. Так как развитие здравоохранения в регионе является одним из приоритетных задач, данная сфера не стала исключением в части принятие правого регулирования. Так, 05.06.2015 года Правительством Самарской области было принято Распоряжение №435-р «Об утверждении Программы развития инновационного территориального кластера медицинских и фармацевтических технологий Самарской области на 2015-2020 годы». Данное распоряжение положило основу развития инновационной медицине на территории Самарской области. При этом данный нормативный акт создаёт правовую основу для интеграции высокотехнологичных объектов интеллектуальной собственности, к которым относятся, в том числе базы данных, в сфере медицины. Так, в качестве примеров развития IT медицины на территории региона приводятся: система анализа данных в медицине «BigData», под которой подразумевается создание системы экспертного анализа популяционных эпидемиологических показателей, состояние системы здравоохранения. Следовательно, можно говорить о создании на территории региона государственной базы данных, которая призвана решать задачи в области IT медицины. Вероятно, во многом подобные действия органов исполнительной власти региона основаны на тенденциях развития мирового хозяйственного оборота. Так, по мнению авторов, информатизации наиболее подвержена медицина [2]. Подтверждение данного вывода мы находим и на уровне федерального законодательства. В пункте 3 статьи 34 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [3] указано, что высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники. Таким образом, базовый законодательный акт в области охраны здоровья граждан, относит к специализированной медицинской помощи достижения информационных технологий. Подобная регламентация на федеральном уровне, бесспорно, задаёт ориентиры для региональных органов власти. Анализируя структуру и содержание принятого распоряжения Правительства Самарской области, можно отметить, что в целом, данный нормативный акт, отражает требования федерального закона. Отдельного рассмотрения в контексте анализа перспектив применения баз данных в инновационном территориальном кластере медицинских и фармацевтических технологий Самарской области, требует Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [4]. Данный нормативный акт, в настоящее время является одним из основных для определения политики государства в области здравоохранения. Как отмечается в литературе, основной целью государственной политики в области здравоохранения на период до 2020 г., является формирование системы, обеспечивающей доступность медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки. Эта цель развертывается в ряде задач, одной из которых выступает информатизация системы здравоохранения, включая внедрение электронного документооборота в медицинских организациях, и создание медицинского информационного и образовательного ресурса [5]. Так как, базы данных являются одним из основных высокотехнологичных способов депонирования информации на современном этапе развития гражданского оборота, включение в государственную политику развития Российской Федерации, цели создания электронных средств документооборота в медицинских организациях, позволят активизировать спрос на данный объект интеллектуальной собственности. Учитывая, описанные выше перспективы Самарской области в области развития инновационного территориального кластера медицинских и фармацевтических технологий Самарской области, вероятнее всего следует ожидать активного внедрения баз данных в медицинских учреждениях региона в ближайшие годы. Следует заметить, что стимулирование разработки баз данных на территории региона, связано, в том числе, и с оптимизацией процесса предоставления дорогостоящих медицинских процедур. Внедрение баз данных в медицинскую сферу позволят установить надлежащий контроль, за оказанием высококвалифицированной медицинской помощи, а значит, позволит достичь оптимального расходования бюджетных ассигнований на предоставление медицинский услуг в рамках оказания медицинской помощи. Практическим работникам в сфере здравоохранения необходимо учитывать, что внедрение электронного документооборота в области здравоохранения, бесспорно, будет затрагивать информацию о пациентах. В этом случае, при использовании электронного документооборота, а также внедрении соответствующих баз данных, возникающие отношения будут регламентироваться Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» [6]. Необходимо учитывать, что данный нормативный акт вводит специальный правовой режим для информации, содержащей персональные данные. Следовательно, при применении медицинскими работниками, баз данных, содержащих данные о пациентах, необходимо ознакомление с соответствующими правовыми нормами. Следует признать, что в настоящее время уровень осведомлённости среди медицинского персонала о нормативном регулировании электронного документооборота, информации, содержащей персональные данные, находится на низком уровне. Однако, активное внедрение баз данных в инновационном территориальном кластере медицинских и фармацевтических технологий Самарской области, безусловно, позитивно повлияет на данную проблему. В этой связи, вероятно, внедрение электронного документооборота позволит достичь целей, на которые направлена политика государства в области здравоохранения. Совокупный анализ, существующих правовых актов в сфере развития баз данных в здравоохранении Самарской области, позволяет положительно оценить перспективы развития данного объекта интеллектуальной собственности в инновационном территориальном кластере медицинских и фармацевтических технологий.
×

About the authors

Andrey Alexeevich Inyushkin

Samara University

Email: inyushkin_a@mail.ru
443086, Russia, Samara, Moskovskoye Shosse, 34

References

  1. Инюшкин А. А. Анализ правового регулирования государственной поддержки разработчиков баз данных на территории Самарской области // Вестник молодых ученых и специалистов Самарского государственного университета. № 2 (3). 2013. С. 118-120.
  2. Королева Я. Ю..Плюс интернетизация всей страны // Руководитель бюджетной организации. 2016. № 1. С. 42-48.
  3. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 28.11.2011. № 48. ст. 6724.
  4. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. 24.11.2008. № 47. ст. 5489.
  5. Штыкова Н. Н. Сущность и проблемы реализации электронной медицины (на примере Владимирской области) // Медицинское право. 2014. № 5. С. 22-27.
  6. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» // Собрание законодательства РФ. 31.07.2006. № 31 (1 ч.). ст. 3451.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2016 Proceedings of young scientists and specialists of the Samara University

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies