ANALYSIS OF PROBLEMS AND SOLUTIONS IN THE PENSION (RUSSIAN FEDERATION AS AN EXAMPLE)

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

In this article the basic problems of modern pension system and presented possible solutions to them, and also examined the conditions under which it becomes obvious and clear process of reforming the pension system in the Russian Federation. The results of the research can be used to develop the main directions of improvement of the pension system in Russia. The state and actual problems of the current pension system, the following conclusions: the last time is not observed appreciable improvement in the material position of pensioners. Thus, the main problems of the existing pension system are: increasing the budget deficit of the Pension Fund and the low level of compulsory pension insurance. Therefore, pension every year is becoming more urgent. As conditions change in pension provision requires its improvement, otherwise the company will face serious social problems, the scale of which can not be overestimated.

Full Text

Существующая в настоящий момент нормативно-правовая база в области пенсионного обеспечения населения РФ, которая, так или иначе, сложилась благодаря реформаторской деятельности в 90-х годах, позволяет сформировать многоуровневую систему пенсионного обеспечения с участием как государственного, так и не государственного элементов. Чтобы понимать особенности развития современной пенсионной системы РФ необходимо знать процесс ее становления. Так, развал СССР и переход страны на рыночную форму хозяйственных отношений, сделали невозможным дальнейшее функционирование механизма распределения пенсионного страхования, действовавшего ранее. В связи с этим, началось коренное преобразование пенсионной системы. Следует отметить, что толчком к данным преобразованиям так же послужил и демографический кризис, обусловленный повышением смертности в трудоспособном возрасте и снижением рождаемости. На данном этапе существовали следующие варианты решения проблемы дефицита пенсионных денежных средств: увеличить возраст выхода на пенсию; сделать пенсионную систему постоянным реципиентом федерального бюджета, при этом каждый год повышая ставки страховых взносов; или использовать финансовые ресурсы самой пенсионной системы. В итоге был выбран вариант перехода на накопительные принципы страхования прав пенсионеров, который устанавливал взаимосвязь между величиной вознаграждения и трудовым стажем [1]. Пенсионная система накопительного типа обеспечивает работнику формирование социальных гарантий с учетом принципа соответствия социальной поддержки его вкладу в общественный результат. Помимо этого, негосударственное пенсионное обеспечение является еще и дополнительным финансовым инструментом для развития хозяйства работодателя. Это достигается за счёт реинвестирования пенсионных резервов в долгосрочные проекты. Современная пенсионная система России представляет собой многоуровневую систему, сочетающую в себе элементы как распределительной модели существовавшей ранее, так и накопительной модели формирования пенсионного обеспечения населения. Как уже было отмечено ранее, необходимость перехода от распределительной модели (которая была исключительной прерогативой государства) была вызвана неспособностью государства сфор-мировать достойный размер пенсионных выплат. Начиная с 2015 года, с обязательных страховых отчислений в пенсионный фонд каждого работающего гражданина формируется страховая пенсия, которую он может по собственному желанию дополнить пенсионными накоплениями. На сегодняшний день государством выделяется три вида пенсий: во-первых, это трудовая пенсия по старости; во-вторых - трудовая пенсия по инвалидности, и в-третьих - пенсия, получаемая согласно потери кормильца. В этом году страховая пенсия по старости в среднем составляет порядка 12900 рублей; накопительная же пенсия - 6%. Таким образом, налицо проблема маленького размера пенсий, и это не смотря на увеличившиеся в последние годы расходы на их выплату. Плохо то, что пенсии практически неотличимы от прожиточного минимума и достаточно далеки от средней зарплаты. К тому же, такие пенсии не способны возместить хотя бы часть утраченного заработка для ранее высокооплачиваемых работников, которые теперь вышли на пенсию [2]. Решить данную проблему не разрушив и без того шаткого баланса пенсионной системы можно за счет увеличения процента финансирования пенсионной системы, для чего необходимо наладить внутренние механизмы распределения ВВП и управления страховыми взносами. Так же можно провести разделение страховой и базовой части пенсии согласно источникам финансирования, действующим условиям назначения и правилам и особенностям индексации. Современное состояние российской экономики характеризуется как достаточно неустойчивое. Рост курса валют и существенное падение цен на нефть наш госбюджет не выдержал, что как следствие, привело к недополучению доходов. Большую рисковую ситуацию создает смещение индексационного плана на 2016 год, хотя он был запланирован на 2018. Постоянный прирост социальных обязательств сопровождается сокращением страховых отчислений из-за отсутствия роста заработной платы у населения. Пенсионеры представляются одной из самых незащищенных категорий населения в социальном плане. Каждый год их количество увеличивается, так, по приблизительным подсчетам на сегодняшний 2016 год пенсии получают около 42,5 млн. человек (включая население республики Крым) - основная часть приходится на выплаты пенсии по старости - их получают 80 % населения пенсионного возраста. В тоже время современная пенсионная система не в силах справиться с такими тенденциями, обозначившийся дефицит в ней становится все более очевиден. При этом единого мнения и комплекса мер по разрешению возникших проблем в пенсионной системе на федеральном уровне не разработано. Основные исполнительные инстанции все чаще призывают решать вопрос с помощью повышения пенсионного возраста. Сегодня данный возраст зафиксирован на отметке 55 лет у женщин и 60 лет у мужчин. В данном направлении высшее руководство страны планирует произвести повышение пенсионного возраста на 3 года, т.е. до 58 и 63; более радикальный вариант предполагает прибавку к существующим нормам еще 5 лет; или же ввести уравнение пенсионного возраста для мужчин и женщин на уровне 60 лет. Так же из вариантов присутствует повышение пенсионного возраста каждый год на 6 месяцев в течение нескольких лет. Данная мера имеет место быть и, думается, вполне себе способна принести определенные плоды, если пообещать населению более высокую пенсию при таком раскладе. Такие изменения были бы в полной мере оправданы с позиции их экономической эффективности. Повышение пенсионного возраста представляется реальной возможностью устранения дефицита бюджета для Пенсионного фонда нашей страны. Однако для введения таких преобразований на сегодняшний день есть непреодолимые барьеры, на устранения которых могут уйти годы. Это, в первую очередь категорическое не поддержание таких мер среди населения, что может в последующем негативно повлиять на социально-политическую сферу. И, кроме этого, низкий уровень жизни и здоровья населения, а так же отсутствие должных стандартов медицинского обслуживания, по сравнению со странами, где действует норма пенсионного возраста выше наших. Таким образом, для реализации такой меры, как повышение пенсионного возраста, вкупе необходимо провести довольно существенные экономические и социальные реформы, которые в нашей стране, как правило, продвигаются чрезвычайно медленно. В связи с чем, прогноз не утешительный. Ситуацию подогревает все еще действующая заморозка пенсионные накоплений. Обозначившийся бюджетный дефицит пенсионного фонда России (ПФР) не является следствием реформ пенсионной системы, а представляется результатом иных преобразований, и, прежде всего, в налоговой политике. Так же, это результат действия государства по принятию на себя дополнительных социальных обязательств, которые находятся вне пенсионной системы, например, как выплаты по дополнительному ежемесячному материальному обеспечению (ДЕМО) и ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ). Но это никак не результат появления такого элемента, как накопительная часть пенсии, на что уже много раз хотели возложить всю ответственность за образовавшийся дефицит [3]. Например, в 2013 г. выпадающие доходы Пенсионного фонда, связанные с изъятием средств на формирование источников для финансирования накопительной части, составляет 83,7 млрд. руб. Так как на государство возложена субсидиарная ответственность по обязательствам ПФР, то планировалось покрыть этот дефицит из средств федерального бюджета. Однако, данному действию помешало одно обстоятельство, которое так же связано с возникновением дефицита в том же бюджете ПФР, который почти в два раза превосходил первый. Этот второй дефицит возник как результат снижения ставок по страховым выплатам и выразился в недостаче средств на выплату базовой и страховой части пенсий. Скорее всего, сложившаяся ситуация - результат несогласованности действий разных структур исполнительной власти, нестыковки их приоритетов. Важным условием для дальнейшего эффективного преобразования российской пенсионной системы является исследование теоретических и методологических вопросов и проблем функционирования негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Проблемы в данной сфере, на сегодняшний день, в основном связаны с неопределенностью роли субъектов негосударственного пенсионного сектора в социально-экономической сфере, а так же с дефицитом информации о пенсионных преобразованиях. К этому можно добавить существующие пробелы в пенсионном законодательстве, недостаточную конкретизацию функций НПФ и государства в части пенсионного обеспечения населения, неразвитость процедур информационного обмена между пенсионными фондами, потребность в минимизации рисков и расширении гарантий надежности НПФ и неэффективность системы пенсионного налогообложения граждан. Отсутствие концепции развития дополнительного пенсионного страхования, не принятие государством мер по созданию статуса НПФ, который бы позволял гражданам воспринимать его как равноправного участника пенсионного рынка, наравне с Пенсионным фондом России (ПФР), не позволяет создать эффективный механизм пенсионного обеспечения населения, что успешно практикуется в экономически развитых странах мира. В качестве мер для совершенствования деятельности НПФ, можно предложить следующие рекомендации: - повышение надежности НПФ через развитие риск-менеджмента; - формирование в обязательном пенсионном страховании системы гарантирования прав застрахованных лиц при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счёт средств пенсионных накоплений; - способствование созданию ситуации выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения и места формирования пенсионных накоплений, гарантирование соблюдения прав и волеизъявления граждан при его осуществлении; - развитие корпоративных пенсионных систем; - повышение эффективности инвестирования пенсионных средств, развитие системы контроля за инвестированием пенсионных накоплений за счет внедрения показателей оценки качества инвестирования и стандартов осуществления указанной деятельности. - повышение финансовой грамотности граждан. Разумеется, что все эти меры будут эффективны только на фоне повышения общего уровня жизни граждан, что позволит увеличить вложения в систему негосударственного пенсионного обеспечения. К тому же, стоит отметить, что предложенный комплекс мер по повышению эффективности деятельности НПФ не может быть реализован без активного участия со стороны государства. Учитывая ограниченные возможности по поддержанию относительно высокого размера государственной пенсии в перспективе, очевидно, что государство должно более активно поддерживать становление добровольного пенсионного обеспечения. С учётом бюджетных ограничений и пока скромной динамики масштабов участия в программе государственного софинансирования дополнительных пенсионных накоплений, представляется, что больше усилий следует сконцентрировать на развитии по-настоящему добровольных корпоративных и индивидуальных планов негосударственного пенсионного обеспечения. С точки зрения стимулирования участия работодателей и работников, речь должна идти об увеличении налоговых вычетов работодателям и гражданам [4]. Каковы же ближайшие тенденции развития пенсионной сферы? Здесь, согласно заявлениям исполнительной власти на начало текущего года можно выделить следующие пункты. 1) Увеличение размера пенсий на 4 %. Но так как наблюдается серьезный рост цен, то покупательная способность пенсии снижается, а большинство людей не может себе позволить приобрести даже рационный минимум. Наибольший прирост ожидается для ветеранов войны и государственных служащих. 2) Минфин пытается провести отмену пенсий для работающих (их отличие от обычных пенсионеров только в отсутствии надбавки). 3) Планируется к 2025 году, что страховой стаж составит не менее 15 лет. Таким образом, в современной российской реальности сложилась такая ситуация, при которой положение граждан пенсионного возраста, да и всех, для кого единственным средством к существованию являются социальные выплаты, достаточно шаткое. Большинство пособий и компенсационных выплат, которые сегодня существуют, очень мало. Проблема пенсий в этом списке выходит на одно из первых мест, ведь достойное пенсионное обеспечение является важнейшим элементом социального благополучия населения. Поэтому пенсионная система России требует дополнительного реформирования. В свою очередь успех этого реформирования зависит от множества условий и факторов, и в частности от экономической ситуации в стране и грамотной экономической политики. Задача государства в данном случае заключается в разработке и реализации комплекса мер, призванных отрегулировать пенсионную систему с целью повышения эффективности её функционирования.
×

About the authors

Olga Vjacheslavovna Semyonova

Samara University

Email: helga87.10@mail.ru
443086, Russia, Samara, Moskovskoye Shosse, 34

References

  1. Колесник А. П. 10 лет на защите пенсионных прав граждан // Пенсия. 2012. № 9. С. 64-67.
  2. Роик В. Д. Пенсионная система России: трудный путь становления страховых институтов // ЭКО. 2015. № 3. С. 5-20.
  3. Соловьёв А. К. Пенсионное страхование. М.: НОРМА, 2014. 400 с.
  4. Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации // Налоговая политика и практика. 2013. № 12 (96). С. 33-34.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2016 Proceedings of young scientists and specialists of the Samara University

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies