INFLUENCE OF CONTAMINATIONON THE HYDRAULIC SYSTEMS WORK FLUID VISCOSITY

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article deal with the main property of the hydraulic system work fluid - viscosity. The effect of the viscosity values changes on the hydraulic systems performance is studied. It is found, that maintaining the optimum value of viscosity is extremely important to ensure the accuracy of processes in an aircraft control system. Furthermore, in the case of deviations from normal values of viscosity, deteriorating the stability of the oil film, because of which there may be unacceptable chemical reactions and increased wear of the rubbing surfaces as a result of dry friction. The existing methods for measuring the viscosity are analyzed. Theoretical investigations of the mechanical impurities concentration changes impact to change of its viscosity is studied.

Full Text

Современный летательный аппарат (ЛА) - это сложнейший технический объект, состоящий из множества агрегатов и узлов, совокупность которых в свою очередь образу- ет комплекс отдельных систем на его борту. Для приведения в действие систем управления самолётом и двигателем, других систем и аг- регатов на самолёте используют различные виды энергии со значительными потребителя- ми мощности. В зависимости от вида исполь- зуемой энергии системы бывают гидравличе- ские, газовые (пневматические) и электриче- ские. Гидравлические системы (ГС) активно используются на борту ЛА ещё с 60-х годов 20 века в качестве одной из энергетических сис- тем, имеющих жизненно важные агрегаты систем управления ЛА. Принцип действия та- ких систем основан на свойствах текучести и несжимаемости жидкости, которая, будучи заключённой в жёсткий трубопровод, способ- на передавать усилия как жёсткий стержень. Их широкое применение объясняется рядом преимуществ по сравнению с другими энерге- тическими системами. image © Попельнюк И. А., 2016. Попельнюк Илья Александрович (iap.ssau@gmail.com), аспират кафедры эксплуатации авиационной техники Самарского университета, 443086, Россия, г. Самара, Московское шоссе,34. ГС относятся к жизненно важным сис- темам ЛА, то есть правильность её функцио- нирования оказывает прямое влияние на безопасность полётов. В связи с этим конст- рукцией предусматривается две, а иногда и три независимых друг от друга ГС. Испол- нительные агрегаты могут работать как па- раллельно от двух систем, так и от каждой по отдельности. Кроме того, проектирова- ние, производство и эксплуатации ГС регла- ментируется множеством требований, опи- санных в различных мировых и отечествен- ных стандартах. Любую ГС можно предста- вить в виде совокупности механической её части (агрегатов, трубопроводов, арматуры) и «живой» части - рабочей жидкости (РЖ), состояние которой в значительной степени влияет на правильное функционирование всей системы. Известно, что работоспособность ГС в значительной степени зависит от: давления жидкости; температуры жидкости; расхода жидкости; частоты колебаний жидкости; вязкости жидкости; антикоррозионных свойств жидкости; противоизносных свойств жидкости; противопенных свойств жидкости; антиокислительных свойств жидкости; сти; плотности жидкости; модуля объёмной упругости жидко- коэффициента поверхностного натя- Отсюда динамическая вязкость равна: image    dy (H  c / м2 ), dv жения жидкости; испаряемости жидкости; загрязнения жидкости. Совокупность значений этих параметров в любой момент времени определяет состояние РЖ. При этом все их можно условно разделить на внешние и внутренние. Внеш- ние параметры (давление, температура, плотность, концентрация загрязнений и т.д.) изменяются под воздействием внешней экс- плуатационной среды. Внутренние парамет- ры (вязкость, антикоррозионные, антиокис- лительные, противопенные свойства и т.д.), характеризующие физико-химические свой- ства, закладываются на этапе производства и, что очень важно, изменяются с течением времени под воздействием внешних пара- метров. В условиях эксплуатации ГС не представляется возможным оценить весь комгде τ - касательные напряжения жидкости, τ = T/S. При течении вязкой жидкости вдоль твёрдой стенки происходит торможение по- тока, обусловленное вязкостью. Скорость уменьшается по мере уменьшения расстоя- ния y от стенки. При этом у поверхности стенки скорость падает до нуля, а между слоями происходит проскальзывание, сопро- вождающееся возникновением касательных напряжений τ. Величина обратная динамическому коэффициенту вязкости (1/μ) называется теку- честью жидкости. Отношение динамического коэффици- ента вязкости к плотности жидкости называется кинематическим коэффициентом вязко- сти: плекс параметров РЖ. Поэтому на практике состояние РЖ определяют преимущественно по содержанию механических примесей и     (м2 / с) значению вязкости. Целью данной статьи является изучение всестороннее изучение понятия вязкости, влияния этого свойства РЖ на работоспособность гидравлических агрегатов, а также исследование влияния ме- ханических примесей на вязкость РЖ ГС ЛА. Вязкость - свойство жидкости сопро- тивляться скольжению или сдвигу её слоёв. Она зависит от температуры и от давления жидкости. Суть её заключается в возникновении внутренней силы трения между дви- жущимися слоями жидкости, которая определяется по формуле Ньютона: Вязкость измеряется в Стоксах. Так 1см²/с = 1 Ст, а 0,01 Ст - 1 сантистокс (сСТ).Помимо оценки вязкости с помощью динамического и кинематического коэффи- циентов пользуются условной вязкостью - градусы Энглера (Е). Вязкостью, выражен- ной в градусах Энглера, называется отноше- ние времени истечения 200 см³ испытуемой жидкости через капилляр d = 2,8 мм к време- ни истечения такого же объёма воды при t = 20 С. При этом t image T  S d (H ), dy image Е  tводы , где tводы  51, 6 с где S - площадь слоёв жидкости или стенки, соприкасающейся с жидкостью, м2; μ - динамический коэффициент вязкости, или сила вязкостного трения; d /dy - градиент скорости, перпендикуляр- ный к поверхности сдвига. Одна из основных функций РЖ в ГС обеспечение смазки трущихся поверхностей агрегатов. Вследствие этого к ней предъяв- ляются существенные требования по обеспе- чению на поверхности трущихся деталей прочных и устойчивых плёнок, исключаю- щих возможность возникновения сухого трения и связанного с ним повышенного из- носа деталей. Кроме того, изменение вязкости оказывает существенное влияние на точ- ность системы управления ЛА. Так, слишком вязкая жидкость течёт медленнее и в управ- ляющих каналах возникают недопустимые задержки и мёртвые зоны, а жидкость с низ- кой вязкостью, наоборот, ускоряет свое те- чение, что вызывает рассогласование управ- ляющих устройств. По существующим нор- мам вязкость АМГ-10 не должна быть ниже 8,0 сСт. В то же время проведённые в Гос- НИИ ГА исследования показали, что удовле- творительная смазывающая способность АМГ-10, при которой практически не уско- ряется процесс изнашивания деталей агрега- тов, сохраняется при вязкости, равной 6,7 сСт [1]. При эксплуатации РЖ подвергается температурным воздействиям, действию мощных звуковых полей и продавливается через зазоры в агрегатах. Всё это приводит к её деструкции и снижению вязкости. Для поддержания вязкости в требуемых пределах в процессе эксплуатации отечественных ВС предусмотрена периодическая её замена (полная или частичная). Такая замена обыч- но приурочивается к тяжелой форме ТО. Процесс определения вязкости называется вискозиметрией, а приборы, которы- ми она определяется - вискозиметрами, ко- торых на сегодняшний день существует не- сколько видов [2]. Ротационный. В таком вискозиметре исследуемая вязкая среда помещается в зазор между двумя соосными телами правильной геометрической формы (цилиндры, конусы, сферы или их сочетания). Одно из тел, назы- ваемое ротором, приводится во вращение с постоянной скоростью, другое остаётся не- подвижным. Принцип действия ротационно- го вискозиметра основывается на нескольких положениях. Вращательное движение от од- ного тела (ротора) передаётся жидкостью к другому телу. Теория ротационного метода вискозиметрии предполагает отсутствие проскальзывания жидкости у поверхностей тел. Следовательно, момент вращения, пере- даваемый от одной поверхности к другой, является мерой вязкости жидкости. Суть опыта при определении вязкости состоит в измерении крутящего момента при заданной угловой скорости или по угловой скорости при заданном крутящем моменте. Для этих целей вискозиметр ротационный снабжён динамометрическим устройством. Устройст- ва, применяемые в вискозиметрах ротацион- ных для измерения моментов и угловых ско- ростей, подразделяются на механические и электрические. Дальнейшие расчёты ведутся на основании теории метода ротационной вискозиметрии. Вискозиметры ротационные используются для измерения вязкости сред при температурах от -60 °C (масла) до +2000 °C (расплавы металлов и силикатов) и позволяют вести измерения с погрешностью в пределах ±3-5 %. Вискозиметр Гепплера относится к вискозиметрам с движущимся в исследуемой среде шариком. Действие вискозиметра Геп- плера основано на законе Стокса о шарике, падающем в неограниченной вязкой среде. Прибор представляет собою трубку, выпол- ненную из прозрачного (или непрозрачного) материала, в которую помещается вязкая сре- да. Вязкость определяется по скорости про- хождения падающим шариком промежутков между метками на трубке вискозиметра, ис- ходя из формул метода падающего шарика вискозиметрии. При использовании вискози- метра Гепплера возникают трудности, свя- занные с непрозрачностью вязкой среды либо трубки вискозиметра. В этом случае сложно определить местонахождение шарика; с це- лью преодоления такого характера трудно- стей были сделаны попытки внедрения в ша- рик вискозиметра материалов, излучающих рентгеновские лучи. В настоящее время в та- кого рода вискозиметрах применяется способ регистрации магнитных полей. Вискозиметр Гепплера и подобные ему используются для измерения вязкости различных сред и позво- ляют вести измерения с погрешностью в пре- делах 1-3 %. Вибрационный вискозиметр в самом простом случае представляет собой резерву- ар с вязкой жидкостью и некоторое тело (пластина, шар, цилиндр), называемое зон- дом вискозиметра, которое производит вы- нужденные колебания в вязкой среде. Сущ- ность эксперимента заключается в определе- нии изменений параметров вынужденных колебаний зонда вискозиметра при погруже- нии его в вязкую среду. Руководствуясь тео- рией метода вибрационной вискозиметрии, по значениям этих параметров определяют вязкость среды. Вибрационный вискозиметр имеет значительно большую чувствитель- ность и также может быть применён для сред температурой до 2000 °C в инертной атмо- сфере или вакууме при наличии как боль- ших, так и сравнительно малых масс распла- вов. В настоящее время для измерения дина- мической вязкости широко применяют элек- тронные вибрационные вискозиметры, в ко- торых зонд совершает вынужденные колеба- ния под воздействием импульсов электро- магнитного вибратора со встроенным датчи- ком амплитуды. Вибрационные высокотем- пературные вискозиметры с электронным дистанционным управлением могут исполь- зоваться в условиях агрессивных средств. Относительная погрешность измерений при использовании вибрационного вискозиметра составляет ± 0,5-1 %. Капиллярный вискозиметр представ- ляет собою один или несколько резервуаров Однако кроме прямых методов для из- мерения вязкости можно использовать и косвенные. Наиболее перспективным с этой точки зрения выглядит оценка вязкости РЖ по содержанию в ней механических приме- сей, так как этот показатель обладает высо- кой степенью информативности (загрязнения содержатся в РЖ на всех этапах эксплуата- ции [3]) и прост в определении (на сего- дняшний день существует множество разно- образных средств, реализующих различные методы оценки чистоты РЖ). На макроуровне вязкость влияет на два параметра РЖ. В первую очередь - на её расход. Исходя из формулы Пуазейля, рас- ход РЖ находится в прямой зависимости от разности давлений на входе и выходе трубы, четвёртой степени её радиуса, плотности жидкости и в обратной зависимости от ко- эффициента вязкости и длины трубы [4]. с отходящими трубками малого круглого се- чения, или капиллярами. Принцип его действия заключается в медленном истечении image Q   P1  P2  R4 8L (1) жидкости из резервуара через капилляр определённого сечения и длины под влиянием разности давлений. В автоматических ка- пиллярных вискозиметрах жидкость посту- пает в капилляр от насоса постоянной произ- водительности. Суть опыта при определении вязкости состоит в измерении времени про- Рассмотрим объём РЖ (V) массой (М), в который вносится некоторое количество загрязнений массой (m) общим объёмом (v). Тогда плотность загрязнённой жидкости можно найти по формуле: M  m текания известного количества жидкости при известном перепаде давлений на концах капилляра. Дальнейшие расчёты ведутся на image 2  V  , (2) v основании закона Пуазейля. Капиллярный где 2 - плотность объёма РЖ с загрязневискозиметр за счёт простоты устройства и возможности получения точных значений вязкости нашёл широкое распространение в вискозиметрии жидкостей (масел, распла- вов). Относительная погрешность измерений при использовании капиллярного вискози- метра составляет 0,1-2,5 %. Анализируя современные вискозиметры можно сделать вывод о том, что главным, объниями. Изменением объёма в виду малости можно пренебречь (V  V  v ) и сделать вы- вод о том, что плотность РЖ при её загряз- нении увеличивается. Подставляя (2) в (1) при прочих равных параметрах и выполнив необходимые преобразования, получим: единяющим их всех, недостатком является Q2  M  m (3) большая трудоёмкость работ по определению вязкости РЖ. Практически отсутствует возможность встроенного контроля вязкости, так как серийные ротационные вискозиметры, ко- торые теоретически возможно монтировать в гидравлическую магистраль, не устойчивы к шуму и вибрациям, создаваемым ЛА в полёте. Q1 M Из формулы (3) видно, что внесение загрязнений в РЖ вызывает увеличение расхода и соответственно снижение её вяз- кости. Таблица 1 Исходные данные и результаты расчёта изменения массы и объёма пробы при загрязнениях РЖ с 7 до 9 класса Размерная фракция, мкм Число частиц Средний размер частиц, мкм Радиус частицы, м Изменение объёма, Изменения массы, кг 5 -10 6000 7,5 0,00000375 10 -25 3000 17,5 0,00000875 25 - 50 300 37,5 0,00001875 50 - 100 38 75 0,0000375 100 - 200 8 150 0,000075 ИТОГО image В качестве примера рассмотрим измене- ние плотности жидкости при увеличении кон- центрации загрязнений (табл. 1). При расчётах использовались данные о содержании частиц загрязнения различных размерных фракций при изменении их концентрации с 7 до 9 клас- са чистоты по ГОСТу 17216-91 в стандартной пробе 100 см3. Кроме того, из того же ГОСТа были взяты справочные данные о средней плотности частиц загрязнений 4000 кг/м3 и средней плотности РЖ 1000 кг/ м3. Изменение объёма пробы в результате загрязнений рассчитывалось по формуле: V  4  r3 N , 3 где N - число частиц загрязнений, посту- пающих в РЖ. Изменение массы пробы в результате загрязнений рассчитывалось по формуле: m   V , где  - средняя плотность частиц загрязнения. Анализируя представленные в таблице 1 данные, можно сделать несколько важных выводов. Попадание частиц загрязнения вы- зывает изменение как массы пробы, так и её объёма. При этом изменение массы почти в два раза превосходит изменение объёма, а значит, вышеизложенный тезис о возможно- сти пренебрежения величиной изменения объёма при расчётах верен. Величины изменения массы и объёма под воздействием загрязнений малы и на практике существенного изменения расхода РЖ не вызовут (во всяком случае в пределах соседних классов). Однако, если рассматри- вать изменение чистоты жидкости от исход- ного уровня (4-5 класс чистоты) до предот- казного (10-11 класс), то изменения расхода, а значит и вязкости, будут значительные. С другой стороны, вязкость влияет на толщину и стабильность смазывающей плен- ки, состояние которой, как упоминалось выше, крайне важно для обеспечения правильного функционирования гидравлических агрегатов. Механические примеси изменяют структуру потока, вызывая его турболизацию (рис. 1). Рассмотрим участок трубопровода, в кото- ром поток РЖ вместе с частицами загрязнений перемещается в направлении Q. Эти частички обтекаются потоком с разными скоростями (там, где путь от А до В больше, с большими скоростями и наоборот). Вследствие разности скоростей градиенты давлений на верхней и нижней поверхностях частички неодинаковы (следует из уравнения неразрывности). Под действием перепада давлений происходит движение частицы в направлении потока и вверх (позиции 1-2). При этом одновременно частица вращается вокруг своей оси, и в неко- торый момент времени (позиция 3) характер её обтекания меняется на противоположный. Да- лее движение происходит в направлении по- тока и вниз (позиции 4-5). image Рис. 1. Механизм турболизации потока РЖ частичками загрязнений Заключение Таким образом, механические при- меси, двигаясь с потоком РЖ и одновременно в радиальном направлении, до- полнительно турболизуют поток и способствуют повышенному пенообразова- нию и возникновению такого опасного явления, как кавитация. Частички за- грязнений нарушают состав масляной плёнки на поверхностях трения, тем са- мым повышая вязкость РЖ. Вследствие нарушения стабильности пленки химиче- ские реакции окисления и коррозии на этих поверхностях протекают гораздо интенсивнее. Недостаточная толщина и равномерность смазывающей плёнки (в том числе и из-за низкой вязкости) спо- собствует повышенному износу трущих- ся поверхностей гидравлических агрега- тов. Таким образом, можно утверждать, что кроме ухудшения вязкости механи- ческие примеси снижают антиокисли- тельные, антикоррозионные, противоиз- носные свойства РЖ [5]. Также загрязнения способствуют ухудшению термостабильности и увеличе- нию такого важного показателя, как сжи- маемость РЖ, что, в конечном счете, оказы- вает существенное влияние на точность ра- боты ГС. Таким образом, в рамках данной рабо- ты были рассмотрены понятие вязкости РЖ и методы её измерения. Кроме того, иссле- довано влияние вязкости на работоспособность ГС, а также изучена зависимость по- ступления механических примесей в РЖ на её вязкость. По результатам работы можно утверждать, что загрязнения оказывают все- стороннее деструктивное влияние на все свойства РЖ, а в особенности на её вяз- кость, что способствует ухудшение её со- стояния и снижению надёжности и безот- казности всей ГС. В продолжение этой работы планиру- ется провести практические исследования изменения вязкости РЖ в зависимости от содержания в ней механических примесей различных размерных фракций и концен- траций.
×

About the authors

Ilia Alexandrovich Popelniuk

Samara University

Email: iap.ssau@gmail.com
443086, Russia, Samara, Moskovskoye Shosse, 34

References

  1. Кузнецова Г. В. Диагностирование состояния гидромашин в течение приработки по загрязнённости // Изв. вузов: Машиностроение. 1983. № 8. С. 81-84.
  2. Методы визкозиметрии. URL: http://www.viskozimetr.ru/info/6.html (дата обращения: 01.07.2016).
  3. Коновалов В. М., Скрицкий В. Я., Рокшевский В. А. Очистка рабочих жидкостей в гидроприводах станков. М.: Машиностроение, 1976. 288 с.
  4. Некрасов Б. Б. Гидравлика и её применение на летательных аппаратах. М.: Машиностроение, 1967. 368 с.
  5. Кондаков Л. А. Рабочие жидкости и уплотнения гидравлических систем. М.: Машиностроение, 1982. 216 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2016 Proceedings of young scientists and specialists of the Samara University

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies