THE INTERNATIONAL COOPERATION IN THE MUSEUMS OF THE SAMARA UNIVERSITY AT THE PRESENT STAGE


Cite item

Full Text

Abstract

In article the speech about history and state of the Samara University museums. Features of activity of the museums in institutions of education are affected. A key subject of article is the international cooperation and integration of scientific community through museum spaces. In the conclusion top trends of activity of the universities' museums are removed. To improve cooperation between the scientific community and universities, the following are needed: planned technical training, negotiations on the inadmissibility of differences in information, commercial secrecy, the creation and creation of favorable conditions for the work of already trained specialists.

Full Text

Развитию темы исследования универ-ситетских музеев посвящены работы М. И. Бурлыкиной [1]. По истории и современно-му состоянию музеев высшей школы Запад-ной Сибири написана диссертация Н. А. Бе-лоусовой [2]. Статьи по теме публиковались в журналах MUSEUM [3, С. 45-48], Вопросы музеологии [4, С. 97-103] и в других науч-ных журналах и вестниках. В целом тема истории и современного состояния универ-ситетских музеев в научных работах доста-точно проработана. Однако это - одна из тем, в которой изучение регионального и местного развития является превалирующим над исследованиями общих мест истории и развития университетских музеев в России. В Самаре тема университетских музеев ис-следовалась поверхностно. Исследования носят разовый характер. Стоит отметить, что в России первый университетский музей появился в Москов-ском государственном университете в сере-дине XVIII веке. В дальнейшем практически в каждом влиятельном университете появля-лись музеи истории университета или музеи научных коллекций университета [1, С. 45]. Университетские музеи визуализировали и представляли для массового изучения науч-ную работу сотрудников университетов. Со-временные университетские музеи помимо образовательной, эстетической и хранитель-ной функции являются местом интеграции университетского научного сообщества. В частности, они становятся центром развития международного, регионального и межуни-верситетского сотрудничества. Проанализи-руем значение университетских музеев в международном сотрудничестве и оценим его влияние на интеграцию научного сооб-щества. Обратимся к уточнению основного по-нятия в этом вопросе - международного со-трудничества. Согласно статье пятой Декла-рации принципов международного культур-ного сотрудничества «Культурное сотруд-ничество является правом и долгом всех народов и стран, поэтому они должны де-литься друг с другом знаниями и опытом» [5]. Также согласно статье восьмой «Куль-турное сотрудничество должно осуществ-ляться на основе взаимной выгоды всех участвующих в нём народов; соответствую-щие обмены должны быть проникнуты ду-хом максимальной взаимности» [5]. Таким образом, сотрудничество в музеях Самарско-го университета отвечает нормам междуна-родного законодательства. Обратимся непосредственно к основ-ному вопросу статьи - истории и современ-ности музеев Самарского университета. В настоящее время произошли значительные изменения в деятельности институтского сообщества Самарского университета. В 2015 году произошло объединение двух Са-марских университетов: Самарского госу-дарственного университета и Самарского государственного аэрокосмического универ-ситета имени академика С. П. Королёва. Это событие не могло не повлиять на деятель-ность музейного сообщества университета. На данный момент реорганизация повлияла на деятельность четырёх музеев: авиации и космонавтики, центра истории авиационных двигателей, музея археологии, истории и эт-нографии и музея истории Куйбышевского авиационного института. В настоящее время музеи привлекли более 500 иностранных по-сетителей Запада, Европы и Азии. Популярными музеями для иностран-ных студентов стали: музей авиации и кос-монавтики имени академика С. П. Королёва и созданный на базе бывшего Самарского государственного университета межвузов-ский гуманитарный музейный центр. Отме-тим, что согласно данным официального сайта музея истории авиации и космонавти-ки он входит в число ведущих авиакосмиче-ских музеев России и уникальных объектов высшей школы [6]. Музей авиации и космонавтики, осно-ванный в 1977 г., стал площадкой для про-ведения летних научных школ, международ-ных конференций и семинаров. В 2016 г. в Самарском университете было проведено пять международных летних школ в области квантовой химии, космических технологий, двигателестроения, менеджмента высоких технологий и русского языка. Работа велась совместно со специалистами и студентами научного сообщества США, Германии, Франции, Великобритании, Нидерландов, Китая и Индии. Средняя численность участ-ников летних школ составляла 150 человек. Среди основных участников: студенты, пре-подаватели, учёные и специалисты в своей отрасли (рис. 1). Сотрудники университета делились опытом и знаниями с иностранными колле-гами в различных отраслях и направлени-ях деятельности музеев через проведение лекций, мастер-классов и семинаров. Фонды музея насчитывают более 2500 уникальных предметов и документов: модели авиацион-но-космической техники (капсулы с орби-тальной станции «Мир», скафандры, ракеты, автографы учёных и конструкторов, уни-кальные исторические документы конца XIX - начала XX века, рекордные дела со-ветских космонавтов 60-70 гг. XX века, ар-хив фотографий, в том числе архива ТАСС и др.). Музей взаимодействует с Международ-ным советом музеев (ICOM) и Международ-ным комитетом по сохранению индустри-ального наследия (TICCIH), поддерживает контакты с зарубежными научно-техническими музеями, входящими в ассо-циацию CIMUSET [6]. Рис. 1. Соотношение посетителей музеев Самарского университета Такая работа соответствует принципам международного сотрудничества. В частно-сти, один из принципов гласит: «При осу-ществлении культурного сотрудничества следует уделять особое внимание нрав-ственному и интеллектуальному воспита-нию молодёжи в духе дружбы, международ-ного взаимопонимания и мира. Это сотруд-ничество должно помочь государствам осо-знать важность пробуждения дарований в самых различных областях и облегчения профессиональной подготовки новых поко-лений» [5]. Сотрудники музея археологии, этно-графии и истории бывшего Самарского гос-ударственного университета поддерживают рабочие контакты с коллегами из Нидерлан-дов (реконструкция экспозиции 2009 г., вы-ставка «Тибетский буддизм в Самарском крае: история и современность»), археолога-ми из Канады (выставка в СОИКМ им. П. В. Алабина 2008 г. «Хозяева степей: древние кочевники России и Канады»). В фондах Самарского университета находятся архео-логические, этнографические и биологиче-ские коллекции. Кроме этого, на биологиче-ском факультете д.б.н., профессором С. А. Сачковым была создана крупнейшая в реги-оне научная коллекция чешуекрылых насе-комых (более 3500 видов), известная на международном уровне. Для выявления результатов междуна-родного сотрудничества обратимся к запи-сям Книги отзывов и предложений музея авиации и космонавтики 2015-2018 гг. (да-лее - Книга). Самым запоминающимся от-зывом стала подпись работников металлур-гического завода: «Посещение музея вызы-вает чувство гордости за прошлое, грусть за настоящее, но вселяет надежду на будущее». Нельзя не сказать, что это те чувства, с кото-рыми должны выходить посетители музея, однако в этой фразе мысль, объединяющая в себе чувства людей и время - прошлое, настоящее, будущее. А это именно то дей-ствие, к которому стремится каждый музей - затронуть чувства людей, заставить заду-маться о времени и истории, ценности жиз-ни, а не вещей. В Книге на трёх сотнях стра-ницах множество отзывов с благодарностя-ми сотрудникам музея, пожеланиями удачи и дальнейшего развития, многие иностран-ные посетители благодарят за интересный рассказ экскурсоводов, что свидетельствует о взаимопонимании. В книге от общего ко-личества отзывов 30-40 % - от иностранцев. Таким образом, примерно на семь русско-язычных отзывов один - иностранный, что показывает стабильный интерес к музею ис-тории авиации и космонавтики в Самарском университете у иностранных посетителей [7]. Теперь определим статус университет-ских музеев. Профессиональные музейщики задаются вопросом, что это такое: музей в университете или университетский музей? Есть ли различия в определении [8]? На эти вопросы ответим следующим образом. В определении статуса музея в образова-тельных учреждениях важную роль играет их правовое положение, прописанное во внутренних организационных документах. Музеи университета функционируют на ос-нове положений о деятельности, директора вузовских музеев подчиняются непосред-ственно ректору. Поэтому самостоятель-ность у университетских музеев практиче-ски отсутствует. Университетские музеи со-храняют полученные знания в высшей шко-ле, углубляют и визуализируют историю, развивают тенденции взаимодействия, а экспозиция и атмосфера музейных помеще-ний способствует погружению посетителей в исследуемую в университете среду. Работа в музейном пространстве помогает выстро-ить более многоуровневый и углубленный диалог между участниками тематического общения. Положительным эффектом слияния двух университетов явилось увеличение ко-личества иностранных посетителей и упрочнение важных межнациональных и международных научных связей в области авиационной техники, двигателестроения, квантовой химии, физики и культуры. Однако существуют и проблемы взаи-модействия, среди которых: изолирован-ность музеев объединённых университетов; проблематичная логистика между двумя корпусами; слабая техническая оснащён-ность музеев и музейных центров; малочис-ленность музейного персонала; возможное разглашение информации ограниченного доступа; отток подготовленных специали-стов за границу. Естественным образом возникает во-прос: что нужно для улучшения междуна-родного сотрудничества научного сообще-ства университета? Во-первых, плановая техническая подготовка помещений для проведения встреч с иностранными партнё-рами, во-вторых, проведение бесед о недо-пустимости разглашения информации, со-держащей коммерческую тайну, тайну со-здания и изобретения, в-третьих, создание благоприятных условий для работы уже подготовленных специалистов. Подведём итог: музеи являются ме-стом, способным объединять научное сооб-щество, устанавливающее и укрепляющее международные связи, местом культивиро-вания и обобщения знаний, а тезисно - «площадкой мира и знаний».
×

About the authors

Dina Vasilyevna Zheltoukhova

Samara University

Email: dina-pomelova@mail.ru
Samara, Russia

References

  1. Бурлыкина М. И. Музеи высших учебных заведений дореволюционной России (1724-1917 гг.). Сыктывкар, 2000. 277 с.
  2. Белоусова Н. А. Музеи высшей школы западной Сибири: История и современное состояние (конец XIX - начало XXI в.): дис. … канд. культурологии. Кемерово, 2009. 449 с.
  3. Белл Дж. Формула ЮНЕСКО - университет и наследие // Museum, 2001. № 1 (207). С. 45-48.
  4. Муравская С. В. Особенности университетских музеев и коллекций в культурно-образовательном пространстве: на примере Украины // Вопросы музеологии, 2014. № 2 (10). С. 97-103.
  5. Декларация принципов международного культурного сотрудничества. Генеральная конференция Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, XIV сессия. Париж, 1966. 14 с.
  6. Музей авиации и космонавтики имени С. П. Королёва. URL: http://museum.ssau.ru/index.php/o-muzee (дата обращения: 04.12.2018).
  7. Книга отзывов и предложения Музея авиации и космонавтики имени С. П. Королёва [рукопись]. Самара, 2015-2018. 300 с.
  8. University Museums and Collections as Cultural Hubs: The Future of Tradition: 19th Annual UMAC Conference. 2019. URL: http://umac.icom.museum/umac-2019-call-for-proposals/ (дата обращения: 06.12.2018).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2018 Proceedings of young scientists and specialists of the Samara University

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies