Creepypasta as a genre of modern internet folklore: the problem of fear representation


Cite item

Full Text

Abstract

This article contains answers to the questions about the possibilities and the constitutive features of the genre of creepypasta, as well as about the anthropology of fear. In the article the features of creepypasta as a genre of e-folklore and the techniques for creating a frightening effect in the scary stories of the Internet era are revealed; the classification of creepypasta is constructed and the transformation of the topics of the plots of "horror stories" is traced in connection with the change of human phobias. In addition to the above results, this article presents an answer to the question of the essence of the genre of creepypastas and its origin. Based on the analysis of the Russian and English websites, differences in the themes of Russian and foreign horror stories of the 10s and 20s of the XXI century are revealed, and the leading fears of each period are also noted.

Full Text

Описание проблемы

Крипипаста – сравнительно новый жанр, достигший популярности в начале XXI века. На данный момент он практически не изучен, поэтому информация о нем довольно скудна: в Сети не так много научных исследований, поэтому многие вопросы, касающиеся развития и особенностей данного жанра, остаются без ответа. Также классификация, представленная на специальных сайтах для размещения страшных историй, несколько примитивна: в основе разделения лежит только фигура центрального героя.

Этимология, история происхождения и распространение

Крипипаста – это жанр интернет-фольклора, представляющий собой короткие рассказы, нацеленные вызвать чувство дискомфорта, испуг у читателя.

Сам термин «крипипаста» произошел от английского «creepy» – жуткий и «copypaste» – скопированный.

Развитие данного жанра проследить довольно сложно: первые истории были написаны анонимно и быстро распространились по Сети, что сделало невозможным определение первоисточника. В работе В.В. Субаевой «Крипипаста и ее развитие в качестве интернет-мифологии. Переход из медиапространства в реальность» указано, что происхождение крипипасты связано с городскими легендами, целью которых изначально было предостережение слушателя от событий, которые могли произойти в его жизни в случае воздействия сверхъестественных сил. Позже, когда человек почувствовал себя в относительной безопасности в условиях современной жизни, пугающие истории перешли в разряд развлечений. Часто они использовались в детских лагерях для нагнетания атмосферы ужаса во время вечерних сборов у костра [1, с. 148-149]. Следовательно, до появления Интернета такие истории передавались изустно, что приводило к замене и потере частей сюжета. Технический прогресс, в результате которого эти легенды поддались оцифровке, позволил сохранить их в первоначальном виде и распространить без утери деталей. Были созданы специальные сайты, такие как Creepypasta Wiki [2] и Creepypasta.com [3], где пользователи могли разместить жуткие легенды или поделиться авторскими историями.

Джессика Рой в статье «Behind Creepypasta, the Internet Community That Allegedly Spread a Killer Meme» указывает, что крипипаста приобрела популярность в 2010 году с появлением таких историй, как «Ted the Caver», «Lavender Town Syndrome», «The Russian Sleep Experiment» и таких персонажей, как Слендермен [4]. В русскоязычной части Интернета этот жанр начал активно распространяться только в 2013-2014 годах – в основном благодаря переводу зарубежных историй, хотя были и оригинальные сюжеты.

Жанровые особенности крипипасты

В связи с тем, что крипипаста является интернет-жанром, оформляются некоторые жанровые особенности, которые нам удалось выявить после рассмотрения тридцати четырех историй:

Во-первых, эффект правдоподобности создается за счет формата. Проанализировав и сравнив ранние и современные страшные истории, мы пришли к выводу, что зачастую крипипасты пишутся от первого лица (не важно, говорится о личном опыте нарратора или о пересказанных им событиях, произошедших с его знакомым) и размещаются на разных форумах, блогах, что создает иллюзию достоверности. Таким образом, история кажется более реалистичной, а эта реалистичность, в свою очередь, подталкивает людей к распространению крипипасты.

Во-вторых, удалось выяснить, что, ввиду использования возможностей сети, что отличает е-фольклор от традиционного фольклора, страшные истории зачастую сопровождаются дополнительными механизмами воздействия на читателя.

Исследование показало, что к страшным историям часто прилагаются иллюстрации, в основном с изображением антагониста крипипасты. Отрицательные герои, как правило, имеют неприятный, пугающий вид, что детально описано в историях и позже представлено на фотографиях и рисунках. Таким образом, изображения работают с визуальным восприятием читателя, помогая лучше представить персонажей. Кроме того, некоторые крипипасты были основаны на иллюстративном материале, который являлся «проклятым файлом». Считалось, что один взгляд на него мог привести к необратимым и жутким последствиям. Изображение, как правило, прикрепляется к самому тексту, так что читатель, дойдя до конца, может его видеть и, следовательно, становится следующим в «проклятой цепочке». Это делает проницаемой границу между реальным социо-эмпирическим и художественным миром.

Как выяснилось, крипипаста также может быть записана как аудиофайл («Клоун», «Дорога домой», «Мама ищет меня», размещенные на сайте creepypasta.com.ru [5]), что позволяет добавить к ней звуковое сопровождение для нагнетания атмосферы ужаса: завывание ветра, скрип дверей, крики людей, рычание животных и леденящую кровь музыку. Так осуществляется работа с затекстовой реальностью читателя, что делает границу между социоэмпирическим и художественным миром менее заметной и, следовательно, дает слушателю возможность почувствовать себя героем истории.

Не менее популярный вариант – наложение рассказа на видео. Множество подобных историй размещено на платформе YouTube, в частности – на каналах «Nosferatu» и «Гробовщик». Примерами могут послужить «Тварь из вентиляции…» («Гробовщик») [6] и «Незваный гость» («Nosferatu») [7]. В этом случае происходит воздействие как на визуальное, так и на слуховое восприятие человека, и в результате ощущение страха от иллюстраций, звуков и самого текста суммируется. Автор видеоролика может также вставить внезапно появляющиеся жуткие кадры – скримеры – чтобы напугать зрителя за счет эффекта неожиданности.  Эффект неожиданности, который в меньшей степени может присутствовать в «традиционном» тексте, обеспечивается за счет прерывания видеоряда страшной картинкой и громким звуком (чаще всего – криком), которые оказывают одновременное воздействие и на слуховое, и на визуальное восприятие зрителя.

Классификация

Так как крипипаста – молодой, еще не изученный жанр, истории классифицируются довольно примитивно: в основе разделения лежит только фигура центрального героя, чем такие сайты, как Creepypasta Wiki, пользуются для быстрого поиска интересующей темы [2].

Мы предлагаем иную классификацию крипипаст: основанием для разделения в этом случае становится та фобия, которая является центральной для данного текста. Благодаря такой классификации можно наглядно проследить, как с годами меняются страхи людей и какой из них является ведущим в каждый период. В таком случае крипипасты разделятся на множество групп, и в центре каждой будет расположен объект страха. Выделим несколько таких групп:

1) Сверхъестественные существа. В эту категорию входят все монстры, которых способно породить человеческое воображение, но которых просто не может существовать в реальности;

2) Бытовые предметы, которые получают паранормальные способности. Так, зеркало может стать проводником в загробный мир, а фотография – доказательством присутствия в жизни аномальных существ;

3) Потенциально опасные места. В таких историях главную роль в создании атмосферы страха играет локация: акцент делается не на монстрах, а на самой окрестности;

4) Животные. Живые существа, описанные в таких историях, существуют в реальном мире, однако страх изменяет их облик внутри произведения. Так, животные часто имеют большие размеры, намеренно гиперболизированные острые зубы и когти;

5) Ритуалы. Такие крипипасты включают в себя подробно описанные обряды, позволяющие «призвать» того или иного духа. Иногда они также сопровождаются описанием результата. Самыми яркими примерами являются «Вызов Пиковой Дамы» [8], «Примем гостей» [9] и «Вызов Смеющегося Джека» [10].

6) Люди. Этот страх объясняется тем, что человек не всегда уверен в своем окружении. Он точно не знает, кто из его знакомых абсолютно безобиден, а кто потенциально опасен. Главные отрицательные герои таких историй изначально – обычные люди, вследствие какого-либо происшествия потерявшие рассудок и превратившиеся в кровожадных убийц;

7) Неизвестность. К этой группе относится все, что является неизученным, а потому пугающим. Сюда же можно отнести страх людей перед Интернетом, который повлек за собой появление большого количества историй про компьютеры, социальные сети, проклятые сайты, видеоигры.

Анализ крипипаст, относящихся к разным группам, которые были выделены выше, позволил выяснить, что страх смерти является общим для всех категорий. В каждой истории появление того или иного отрицательного персонажа в результате приводит к убийству главного героя.

Вопрос антропологии страха

Но важнее понять, если ли различия. Итак, мы сравнили две группы крипипаст: тексты 10-х и тексты 20-х годов XXI века. Внутри каждой группы мы анализировали и материал русских крипипаст, и материал англоязычных крипипаст отдельно. Сравнение этих двух срезов позволило выяснить, какие темы крипипаст были наиболее популярны в каждый период, и определить основные отличия современных фобий от более ранних.

Так, в зарубежных сюжетах 10-х годов XXI века чаще других встречались следующие темы: люди («Bloody Painter prequel» [11]), сверхъестественные существа («The Origin of Laughing Jack» [12]) и неизвестность (а именно видеоигры («The Haunted Cartridge» [13]) и вирусные электронные файлы («Smile Dog» [14]), связанные со страхом людей перед виртуальной реальностью). В Рунете, помимо таких же фобий, представленных крипипастами «Стив Потрошитель» [15], «Закрывайте двери» [16] и «:-(.ехе» [17] соответственно, были распространены ритуалы («Вызов Пиковой дамы» [8]), потенциально опасные места («Больница №6» [18]) и бытовые предметы, получающие паранормальные способности («Книга чужой Крови» [19]). Следовательно, можно прийти к выводу, что ведущими в то время были темы, связанные с паранормальными явлениями и существами, техническим прогрессом и окружающим миром: людьми и локациями.

Страшные истории 20-х годов XXI века тематически сходны с ранними крипипастами, однако в современных сюжетах чаще встречаются более бытовые страхи: окружающие люди, животные и их необъяснимое поведение. Истории, связанные с паранормальным, также остаются актуальными, пугая читателей образами сверхъестественных существ и явлений. Так, анализ и сравнение современных крипипаст русскоязычных и англоязычных сайтов позволил выделить три основные темы, характерные для обеих частей Интернета: люди («Шумные соседи» [20] и «My Mom has been acting strange ever since I got back home from a party recently. I think I’m in danger.» [21]), сверхъестественные существа («Кто стучит мне в дверь?» [22] и «LOST DOG» [23]), неизвестность (а именно паранормальные явления («Если вы увидите странное сияние из глубины океана, молитесь» [24] и «Gaston’s Turn» [25]).

Заключение

Таким образом, суммируя результаты анализа крипипаст 10-х и 20-х годов XXI века, можно прийти к выводу, что страхи людей на протяжении этого времени несколько изменились. В связи с тем, что знания об электронной технике в 20-х годах углубились, пропали страхи, связанные с новыми устройствами и Интернетом. Также потенциально опасные места и ритуалы стали менее актуальными темами крипипаст. Можно предположить, что причина – в более скептичном отношении современного поколения к ритуальным формам культуры. Однако темы, связанные с паранормальными явлениями, сверхъестественными существами и окружающими людьми сохраняют свою популярность как в 10-х, так и в 20-х годах. Все эти вещи человечеству не ясны: многие явления, описанные в страшных историях, нарушают законы физики и не поддаются логическому объяснению; существа обладают непривычной анатомией, а окружающие люди, кажущиеся безобидными, не всегда такими являются. Таким образом, можно сделать вывод, что и ранние, и современные крипипасты XXI века в большинстве своем сводятся к страху людей перед неизвестностью.

Также то, что крипипаста является жанром интернет-фольклора, дает авторам возможность напугать читателя не только за счет текстовых приемов, но и за счет использования Интернет-ресурсов. Таким образом, испуг, получаемый от прочтения истории, дополняется жуткой атмосферой фото/аудио/видеосопровождения, что увеличивает пугающий эффект.

×

About the authors

Maria Milutina

Samara State University

Author for correspondence.
Email: candychokolate26@gmail.com
Russian Federation, 443011, Russia, Samara, Potapov Str., 64.

References

  1. Subaeva, V.V. Creepypasta influence on the internet folclore. From the web to the real world / Moscow Pedagogical State University. – 2021. – С. 146-156.
  2. Creepypasta Wiki [Electronic resource]. URL: https://creepypasta.fandom.com/wiki/Creepypasta_Wiki
  3. Creepypasta.com [Electronic resource]. URL: https://www.creepypasta.com/
  4. Jessica Roy. Behind Creepypasta, the Internet Community That Allegedly Spread a Killer Meme / Time. – 2014. [Electronic resource]. URL: https://time.com/2818192/creepypasta-copypasta-slender-man/
  5. Creepypasta.com.ru [Electronic resource]. URL: https://creepypasta.com.ru/audio
  6. The thing from the ventilation... Scary stories from life. Horror stories for the night. Horror. Horror Movies / YouTube.com [Electronic resource]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=RS4AsiIF2FM
  7. An uninvited guest. Scary stories for the night. Horror stories at night / YouTube.com [Electronic resource]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=zqC7j0X02ZA
  8. Summoning the Queen of Spades / Kripipasta.com [Electronic resource]. URL: https://kripipasta.com/story/1373-vyzov-pikovoj-damy.html
  9. We will receive guests / Kripipasta.com [Electronic resource]. URL: https://kripipasta.com/story/1184-primem-gostej.html
  10. Summoning Laughing Jack / Kripipasta.com [Electronic resource]. URL: https://kripipasta.com/story/2405-vyzov-smeyushhegosya-dzheka.html
  11. Bloody Painter prequel / DeviantArt.com [Electronic resource]. URL: https://www.deviantart.com/delucat/art/2013-Bloody-Painter-prequel-407591654
  12. The Origin of Laughing Jack / DeviantArt.com [Electronic resource]. URL: https://www.deviantart.com/snuffbomb/art/The-Origin-of-Laughing-Jack-419616829
  13. The Haunted Cartridge / Jadusable Wiki [Electronic resource]. URL: https://jadusable.withinhubris.com/The_Haunted_Cartridge_(arc)#Original_.2Fx.2F_version
  14. Smile Dog / Creepypasta.com [Electronic resource]. URL: https://www.creepypasta.com/smile-dog/
  15. Steve the Ripper / Kripipasta.com [Electronic resource]. URL: https://kripipasta.com/story/527-stiv-potroshitel.html
  16. Close the doors / Kripipasta.com [Electronic resource]. URL: https://kripipasta.com/story/1693-zakryvajte-dveri.html
  17. :-(.exe / Kripipasta.com [Electronic resource]. URL: https://kripipasta.com/story/1860-exe.html
  18. Hospital №6 / Kripipasta.com [Electronic resource]. URL: https://kripipasta.com/story/1656-bolnitsa-6.html
  19. The Book of Someone Else's Blood / Kripipasta.com [Electronic resource]. URL: https://kripipasta.com/story/1377-kniga-chuzhoj-krovi.html
  20. Noisy neighbors / Kripipasta.com [Electronic resource]. URL: https://kripipasta.com/story/8054-shumnye-sosedi.html
  21. My Mom has been acting strange ever since I got back home from a party recently. I think I’m in danger. / Creepypasta.com [Electronic resource]. URL: https://www.creepypasta.com/my-mom-has-been-acting-strange-ever-since-i-got-back-home-from-a-party-recently-i-think-im-in-danger/
  22. Who's knocking on my door? / Kripipasta.com [Electronic resource]. URL: https://kripipasta.com/story/11812-kto-stuchit-mne-v-dver.html
  23. LOST DOG / Creepypasta.com [Electronic resource]. URL: https://www.creepypasta.com/lost-dog/
  24. If you see a strange glow from the depths of the ocean, pray / Kripipasta.com [Electronic resource]. URL: https://kripipasta.com/story/11738-esli-vy-uvidite-strannoe-siyanie-iz-glubiny-okeana-molites.html
  25. Gaston’s Turn / Creepypasta.com [Electronic resource]. URL: https://www.creepypasta.com/gastons-turn/

Supplementary files

There are no supplementary files to display.


Copyright (c) 2023 Proceedings of young scientists and specialists of the Samara University

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies