"TRADING HOUSES" AS REPRESENTATIVES OF FAMILY BUSINESS: THE EXAMPLE OF THE SAMARA PROVINCE


Cite item

Full Text

Abstract

The article considers "trading houses" as an organizational form of family business in the Samara province during late 19th - early 20th centuries. The paper presents the history of the emergence of entrepreneurship in the Russian Empire and shows the legal status of an entrepreneur. The article also reflects the state of family business in the Samara province in the second half of the 19th and early 20th centuries; to do this the activities of several "Trading Houses" were discussed. It is noted that there were three forms of the organization of capital: equal shares among the enterprise participants, autonomous capital, the presence of investors and partners. The article attempts to reveal the role of the religious aspect in the organization of a family business. The advantages of this form of business organization are identified in the conclusion.

Full Text

Во второй половине XIX в. в Российской империи наблюдается рост экономического благосостояния: страна вступает на капиталистическую ступень своего развития, и уже к 90-м гг. в стране завершается промышленный переворот, который оказал значительное влияние на развитие торгово-промышленного предпринимательства не только в столице государства, но и в регионах. Период с момента отмены крепостного права и до 1913 г. называют «золотым веком предпринимательства» [1].

Развитию отечественного бизнеса способствовал ряд законодательных актов 60-х гг., согласно которым право на занятие торговлей и «другими промыслами» предоставлялось лицам всех сословий без различия пола. В июне 1860 г. был издан закон «О новых правах иностранцев, постоянно или временно в России пребывающих», по которому иностранные подданные в сфере предпринимательской деятельности фактически были уравнены в правах с российскими подданными. В этом же аспекте стоит упомянуть «Положение о пошлинах на право торговли и других промыслов» от 1 января 1863 года. Им было признано всеобщее право на предпринимательство в России. Окончательно законодательство по вопросу предпринимательства было оформлено в 1898 г., когда вышло «Положение о государственном промысловом налоге» [2, с.40].

Одной из наиболее распространенных и традиционных форм организации капитала в России были торговые дома [3, с.88]. Участие в торговом доме влекло за собой полную имущественную ответственность каждого из участников предприятия. Именно такая форма организации бизнеса привлекала семьи, поэтому одной из особенностей развития отечественного предпринимательства в Российской империи в конце XIX - начале XX вв. являлся семейный характер. Стоит подчеркнуть тот факт, что деятельность торгового дома регламентировалась не законодательными актами, а основывалась на положениях и уставах.

Одним из экономически развитых регионов было Среднее Поволжье, что было обусловлено его выгодным географическим положением и благоприятными климатическими условиями. Это способствовало формированию внутрирегионального бизнеса, а также интересу предпринимателей из других регионов и даже иностранных капиталистов [4, с.99]. Особое положение занимала Самарская губерния, которая во второй половине XIX века показывала высокие экономические показатели. Связано это было с тем, что в связи с развитием волжского пароходства и сооружением железных дорог Самара становится одним из важнейших транспортных узлов Российской империи [5, с.145].

В начале XX века в Самаре было зарегистрировано около 38 торговых домов и товариществ [6, с.100]. Активность проявляли также предприниматели уездных городов и посадов. Особенностью регионального предпринимательства был его комплексный характер: отдельный предприниматель или сложившаяся фирма вкладывали свои капиталы в несколько отраслей хозяйства (мукомольную, лесопильную, пивоваренную, винокуренную и другие) [4, с.107]. Так, Челышовы получали доходы от торговли крупчаткой, эксплуатации бань, добывали асфальт, но при этом основным направлением их деятельность были строительные работы [7, с.127], Башкировы специализировались на продаже и переработке зерна, но при этом имели собственный речной пассажирской и грузовой флот. Марковы, предприниматели посада Мелекесс, занимались винокурением, пивоварением, переработкой зерна, имели в собственности литейный завод [8, с.74].

Стоит отметить, что чаще всего семейные фирмы представляли собой полное товарищество: во главе компании стоял глава семейства, товарищами были остальные члены семьи, чаще всего сыновья. Это проявилось в названиях торговых домов: «Торговый дом Г. М. Марков с сыновьями», «Торговый дом М. Л. Боберман с сыновьями», «Торговый дом Д. Е. Челышов с сыновьями», «Торговый дом Н. Е. Башкиров с наследниками» и т.д. Однако были и другие варианты, когда во главе семейства была женщина: «Торговый дом Надежда Ромашева с сыновьями» или же вариант, когда во главе дела стояли 2 человека, а их товарищами были брат и внук—«Торговый дом Ромашевых и К».

Как правило, капиталы товарищей были равны, сумма капитала главы торгового дома могла быть значительно больше. Например, в начале XX в. оборотный капитал семейного дела Челышовых составлял 700 тыс. рублей, и делился он на 10 равных паев [9, с.302]. Глава торгового дома Дмитрий Ермилович оставил себе 4 пая, остальные 6 паев распределялись так: Михаилу Дмитриевичу досталось 2,5 пая, Дмитрию Дмитриевичу предоставили 2 пая, Александр Дмитриевич довольствовался долей в 1,5 пая. Все управление фирмой сосредотачивалось в руках главы семейства Дмитрия Ермиловича. Его сыновья, являвшиеся полноправными соучредителями, фактически же выступали в качестве наемных сотрудников, каждому обеспечивалось годовое жалованье: Михаил Дмитриевич – 9 тысяч рублей, Дмитрий и Александр – по 6 тысяч рублей. Также для них существовали ограничения: никто из соучредителей не имел права вводить в свою долю посторонних лиц, и братья не могут забрать свой капитал при жизни главного хозяина Дмитрия Ермиловича [10].

Организация капитала в «Торговом доме Г.М. Марков с сыновьями» существенно отличалась. Купеческая семья Марковых была одной из самых богатых семей Мелекесса.  Особенность их торгового дома состояла в том, что у каждого из сыновей главы семейства были собственные производства, которые были взаимосвязаны между собой и в совокупности представляли собой Торговый дом. Общий капитал семьи к концу XIX века составлял более двух миллионов рублей.

Третий вариант управления делом представлен «Торговым домом Ромашевых и К». Константин Ефимович и Мария Ефимовна выступали вкладчиками, Стефан Ефимович и Владимир Иванович—товарищами.  Общий капитал фирмы составлял 100 тысяч рублей, каждый из членов торгового дома внес по 25 тысяч рублей. Управление фирмой было возложено на Стефана Ефимовича и Владимира Ивановича, за что они получали вознаграждение в размере 10% от чистой прибыли [11, л.41]. Контора торгового дома находилась на углу Николаевской и Симбирской улиц, семейная фирма специализировалась на продаже муки. Торговля осуществлялась из лавок на углах улиц Николаевской и Заводской, Панской и Самарской, Николаевской и Александровской. Имелось также отделение торгового дома в Нижнем Новгороде.

Большое значение в организации торговых домов семьи играл религиозный фактор. Многие представители самарского бизнес-сообщества исповедовали старообрядческую веру—Марковы, Челышовы. Старообрядцем присуще прагматизм, расчетливость, предпринимательская хватка, бережливость, осторожность [12, с.60]. Появляется даже определение «старообрядческая этика».

Активными в торгово-промышленной деятельности были евреи. М. Л. Боберман вместе с сыновьями основал торговый дом. Они выступали представителями Нобеля, осуществляли торговлю керосином и нефтью. Свое дело в Самарской губернии открыл представитель поволжских немцев Ю. Б. Христензен. В 1860 г. им был образован «Торговый дом Христензен», в котором активное участие принимал он сам, его жена, а позже и дети.  Их семейный бизнес состоял из Сарептского магазина и владения гостиницами [13, с.73].

Таким образом, можно сделать вывод, что одной из форм предпринимательства были торговые дома, которые представляли собой объединения из вкладчика и товарищей. Эта форма была популярна для организации семейного бизнеса, что можно проследить на основе анализа деятельности нескольких торговых домов Самарской губернии конца XIX-начала XX вв. Главой Торгового дома был глава семейства, товарищами—его родственники, чаще всего сыновья. Доля каждого члена могла быть равно, что отражено в деятельности торговых домов Ромашевых, Марковых, или же большая часть принадлежала учредителю. Успешность семейного бизнеса было обусловлена тем, что все решалось внутри коллектива, существовали доверие и взаимоподдержка.

×

About the authors

Anastasia Mikhailova

Samara National Research University

Author for correspondence.
Email: mixajlova2014@yandex.ru
Russian Federation

References

Supplementary files

There are no supplementary files to display.


Copyright (c) 2023 Proceedings of young scientists and specialists of the Samara University

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies