THE IMPACT OF THE PANDEMIC ON THE PHARMACEUTICAL INDUSTRY AND THE RUSSIAN MARKET


Cite item

Full Text

Abstract

The pharmaceutical market is one of the most important markets, as it affects the level and quality of life of the population. This market is extremely affected by external factors, such as the Covid-19 pandemic. During the entire time of the pandemic, many changes have occurred in this market, including its stagnation, accelerated development, the emergence of new technologies and the beginning of the import substitution process, which is developing into a phase of economic development. These changes will continue in the future, as they have influenced the legislative framework and have become the basis for a new state program in the field of healthcare. This paper examines various unique economic phenomena that occurred during this period, their subsequent development and prospects.

Full Text

Условия и методы исследования

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют труды отечественных ученых в сфере развития фармацевтической отрасли в стране, нормативно-правовые акты РФ, материалы из периодических изданий и научно-практических конференций по теме исследования. Методологическую основу исследования составляют системный подход, анализ и синтез, методы общенаучного, экономического, логического и статистического анализа.

Результаты и их обсуждение

Во время распространения коронавирусной инфекции весь мир следил за новостями, связанными с числом заболевших, методами лечения и экономическими последствиями. Важность этой темы обуславливалась стремительным распространением инфекции и высокой смертностью. Пандемия COVID-19 безусловно стала главным фактором, оказавшим огромное влияние на развитие фармацевтического рынка РФ и всего мира в целом. В результате российская фармотрасль показала рост выше, чем прогнозировалось в начале года. Динамика рынка в денежном эквиваленте составила 9, 8% вместо прогнозируемых ранее 5,6%. И его суммарный объем достиг 2 040 млрд руб. против 1 858 млрд руб. годом ранее (рис.1).

 


Рис. 1. Динамика фармрынка в России, млрд руб. [1]

За прошедший год прибыль российской фармотрасли от продаж увеличилась почти в 2 раза – с 126,3 млрд до 244,4 млрд рублей. Данный рост прибыли обусловлен повышением цен на различные группы медикаментов, превалированием спроса на импортные лекарства по сравнению с российскими, более бюджетными препаратами.[1]

Пандемия повлияла на то, как население покупало различные лекарственные средства: население стало отдавать предпочтение большим упаковкам, с лекарствами, рассчитанными на несколько курсов лечения, с целью экономии, предупреждения контактов с людьми в процессе покупки новых лекарств (в случае опустошения бытовых запасов медикаментов), а также из-за ожиданий будущего их дефицита, повышения цен. В связи с данным явлением продажи (в натуральном выражении) снизились за относительно короткий срок.

Эпидемия коронавируса вызвала усиленный рост спроса на лекарственные препараты, что привело к дефициту фармакологической продукции. Особенно сильное влияние на данное явление оказали несколько факторов, такие как:

  1. Возникновение новых штаммов коронавирусной инфекции
  2. Неутвержденный, постоянно пополняющийся список лекарственных средств, предотвращающих заболевание COVID-19
  3. Стереотипное мышление населения, которое было уверено в том, что такие медицинские препараты, как витамины, жаропонижающие и прочие распространённые средства помогут в поддержании иммунитета и предотвратят возможность заболевания коронавирусной инфекцией.

В 2021 году ситуация на фармрынке значительно изменилась. Население стало настроено более скептично по отношению к различным информационным источникам, отдавая предпочтение проверенным медицинским источникам информации. В связи с этим «центр потребительского внимания» был смещен на такие группы препаратов, как противомикробные препараты, иммуномодуляторы и препараты, разжижающие кровь (рис.2).

Все это повлияло на цены на лекарственные препараты. В марте 2020 года (начало пандемии) лекарственная продукция подорожала в среднем на 50%, БАДы же возросли в цене на 32-35%. Но в таких городах как Москва и Санкт-Петербург цены же возросли в 1,5-3 раза (от 150% до 287%) – это обусловлено высоким уровнем массовой паники в данных городах, которая была вызвана их многолюдностью и большим количеством социальных связей между людьми в них. Апрель в свою очередь отличился резком спадом на большую часть препаратов, за исключением противовирусных средств и иммуномодуляторов. Стоит заметить, что при данных изменениях цен аптечная наценка на лекарственные препараты стремительно падала с первых дней пандемии – с 30% до 9% (среднее значение по РФ).

Рис. 2. ТОП-10 препаратов по объему закупок в денежном выражении в России, январь 2021 г., млн руб. [2]

За 2020 год на развитие и укрепление фармацевтической отрасли было выделено 177,8 млрд.руб. из государственного бюджета, что на 21% больше, чем в 2019 году.

Также пандемия коронавируса оказала значительное влияние на законодательную базу в области фармакологии. Так, например, были ужесточены правила купли-продажи рецептурных препаратов, частные клиники были принуждены присоединиться к всероссийскому порталу «Госуслуги», с целью координации действий по борьбе с коронавирусной инфекцией различных медицинских организаций, при этом процесс регистрации препаратов был значительно сокращен. Частично были сняты ограничения с производственных аптек, с целью оптимизации и усиления эффективности фармакологической промышленности. Все это привело к тому, что в 2021 году на рынок вышло 43 новых препарата.

С середины 2019 года сильное развитие получили различные маркетплейсы, имеющие право на продажу медицинских препаратов: «Почта России», «Сбермаркет», «Яндекс. Аптека» «Аптека.ru». Это обуславливается тенденцией на минимизацию человеческих контактов в процессе покупки медикаментов и ускорения получения лекарств.

Стоит отметить, что разработка российских вакцин от коронавируса («Гам-КОВИД-Вак», «Спутник Лайт», «ЭпиВакКорона», «КовиВак») дало возможность развития создания новых международных экономических связей по продаже данных вакцин в различные страны. Также вакцины от коронавируса повлияли на создание других лекарственных препаратов, например, научный центр «Вектор» создал «КомбиВИЧвак-Ново» - инновационный препарат для болеющих ВИЧ. [3]

        Дальнейшая стратегия развития фармрынка была изложена в стратегии «Фарма-2030». Приоритетными задачами в фармакологической отрасли были названы:

  1. Импортозамещение и как следствие импортонезависимость;
  2. Создание условий, позволяющих производить новые препараты и совершенствовать уже существующие на рынке
  3. Развитие института обеспечения качества лекарственных препаратов и медицинских изделий для национальной системы здравоохранения;
  4. Обеспечение необходимого роста производственных мощностей фармацевтической и медицинской промышленности для достижения цели государственной программы, в том числе с помощью адресного финансирования объектов капитального строительства за счет средств федерального бюджета;
  5. Увеличение количества высококвалифицированных кадров в области фармакологии, так как именно от уровня образования специалистов зависит развитие отрасли и качество выпускаемой продукции
  6. Совершенствование подхода к процессу ценообразования

Стоит отметить, что нынешняя политическая ситуация несколько изменила ситуацию, сложившуюся после пандемии. В настоящее время центром экономической силы стала Азия, а именно Китай и Индия. Это привело к тому, что объем лекарств, поставляемых их данных стран в Россию возрос в несколько раз. Отечественные производители получили льготные кредиты, которые помогут избежать дефицита медикаментов, а также в максимально короткие сроки создать лекарства, замещающие импортные, ушедшие с рынка.

На конец апреля 2022 можно утверждать, что на рынке лекарственных препаратов стали преобладать отечественные производители, объем производства которых достиг 500-700% в группе безрецептурных препаратов и 70-200% в группе рецептурных лекарств. Данные показатели являются крайне высокими, что говорит независимости отечественного производителя от зарубежных ресурсов и поставок, тем самым показывает результаты уже действующей стратегии «Фарма 2030»»

Заключение

 Таким образом мы можем наблюдать, что в период пандемии фармакологическая отрасль претерпела существенные изменения, которые оказали негативное влияние на начальном этапе, но все же имели большее количество позитивных аспектов. Стратегией развития данных отрасли и рынка является импортозамещение и выход на мировую арену в данном сегменте рынка с целью экспорта медицинской продукции, а также поддержание отечественных инновационных разработок в данной области.

×

About the authors

Mariya Denisovna Verevkina

Author for correspondence.
Email: mariaverevkina03@gmail.com

References

Supplementary files

There are no supplementary files to display.


Copyright (c) 2023 Proceedings of young scientists and specialists of the Samara University

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies