Digital technologies as a vector of transformation of the principle of justice and efficiency in the tax system of the modern state

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article is devoted to a close analysis of digitalization in the life of the state and its citizens in the field of taxation. The article shows that digitalization affects relations in all spheres of life, from the educational process to taxation. The author focuses on the fact that the state should first of all apply the principles of fairness and effective taxation in digitalization, so that the taxpayer can receive the necessary advice and convenience of digital services, services and payment of taxes according to fair criteria, and the state can effectively monitor tax revenues. The novelty of the research lies in the fact that despite the theoretical research work on the subject in general, this problem is poorly studied and requires further research in the formation of the concept of the principle of efficiency and fairness in the field of tax digitalization, which shows the relevance of the work and the need for study. The article is devoted to a detailed analysis of tax efficiency statistics together with the implementation of the principle of fairness in the modern tax system through digitalization on the example of property taxation in the Rostov, Moscow and Samara regions in digital activities through the taxpayer's personal account. Considerable attention is paid to the formation of the concept of digitalization based on the principles of efficiency and fairness through analysis, statistical data, court decisions and relations between the taxpayer, tax authorities and the state due to the lack of sufficient research in the scientific community. The author substantiates the idea that the principle of fairness and efficiency of property taxation in the process of digitalization should take into account the features of modern social reality.

Full Text

Технологии и цифровизация быстро меняют способ функционирования жизни граждан во всех сферах жизни, помогая улучшить коммуникацию и повысить их вовлеченность. Так, например, если сравнивать с предыдущими статистическими периодами [1, c. 94; 2, c. 78], наблюдается сокращение и числа внутренних мигрантов – россиян, переезжающих в другие регионы из-за распространения дистанционного формата работы, так как на рынке труда произошли системные изменения, что поспособствовало ускоренному созданию удаленных рабочих мест и снижению территориального неравенства, росту открытости рынка, где цифровизация сделала практически безграничными доступность и возможности конкретного рабочего места. При этом изменилась структура спроса и предложения на рынке труда, из-за необходимости быстрой цифровизации бизнеса появились новые рабочие места с ранее не востребованным функционалом. Более того, данные области защищены как от нелегальной внешней [3, с. 10], так и внутренней трудовой миграции [4, с. 50], что повышает правосознание и дает большие перспективы как для работника, так и для работодателя. Электронное голосование по поправкам в Конституцию Российской Федерации в прошлом году показало, что для работы с избирателями и их голосами используется технология блокчейн, благодаря которой заменить данные, однажды помещенные в сеть, невозможно, как и невозможно получить доступ одновременно ко всем существующим данным, так как за ростом данных можно следить в режиме реального времени, а эти данные являются прозрачными и общедоступными. Однако, несмотря на развитие данной отрасли, здесь также возникает и ряд проблем. Так, например, цифровизация в регионах не всегда отвечает критериям современности [5, с. 60]. Например, у гражданина есть доступ к онлайн-площадкам, где он может что-то заказать в интернете, но доставить товар пользователю домой еще не могут по причине несовершенства логистической системы. В связи с этим считаем, что в ближайшие пять-десять лет государство будет работать над тем, чтобы цифровая логистика дошла до каждого человека. Касаемо области медицины, у гражданина не всегда есть возможность записать на прием к врачу через сервисы электронной записи с авторизацией посредством портала государственных услуг по причине отсутствия закрепления того или иного врача в данной системе, из-за чего пользователю медицинских услуг приходится проводить запись в очном режиме. Цифровизация образования также подвергается критике по причине несовершенства адаптации учебного процесса и технического обеспечения во многих регионах, несмотря на то что цифровые технологии сегодня приобрели статус востребованных инструментов современного образовательного процесса. Слаборазвитая система цифровизации в системе индивидуального жилищного строительства России останавливает ее развитие, так как к барьерам совершенствования индивидуального жилищного строительства относятся отсутствие стандартов индивидуального домостроения и гарантий для участников рынка вместе с высокой стоимостью обеспечения участков необходимой инфраструктурой и низким развитием ипотеки. Дальнейшее формирование рынка в стране возможно при соблюдении стандартизация сегмента, роста уровня защищенности граждан и кредиторов, развития ипотеки и повышения прозрачности рынка за счет цифровизации. Следовательно, цифровизация ключевых жизнеобеспечивающих отраслей должна совершенствоваться вместе с проведением широкополосного Интернета в удаленные от столиц и областей регионы, подключать к сети социально значимые объекты. Второй важной проблемой является уязвимость общественного сознания. Любые технологические проблемы легко преодолеть, однако текущая ситуация сопровождается инфодемией, и как результат – общественные страхи растут. На данный момент главная уязвимость при реализации любых инфраструктурных программ в том, что в обществе нарастает недоверие к использованию технологий как во всем мире, так и в нашей стране. Однако здесь мы задаемся логичным вопросом: а что же происходит в цифровизации налогообложения, так важной для нас? Влияние цифровизации на сферу права – одна из наиболее актуальных и широко обсуждаемых в науке тем [6, с. 36], с чем вполне можно согласиться, так как цифровизация затронула все без исключения институты финансового права, обусловив необходимость научного исследования и оценки происходящих процессов [7, с. 185]. Цифровизация налоговой сферы способствует формированию системы добровольного исполнения налоговых обязательств, для которой характерны практически полная прозрачность экономики и новый уровень доверия между государством и обществом, вместе с тем цифровые технологии играют очень важную роль в предоставлении выплат и льгот социально незащищенным слоям населения [8, с. 76]. Отступление от правовых принципов может негативно отразиться на социальной и экономической сферах со всеми вытекающими последствиями, а потому для обеспечения поступательного и стабильного экономического развития государства необходим учет данных принципов, и, следовательно, государство при построении национальной налоговой системы должно делать все возможное для их соблюдения. Считаем, что прежде всего государство должно применять принципы справедливости и эффективного налогообложения, чтобы налогоплательщик мог получать не- обходимые ему консультации, услуги и уплату налогов по справедливым критериям, а государство могло эффективно следить за налоговыми поступлениями. Вместе с тем стоит отметить, что технологии и цифровизация налогообложения так же, как и в других сферах, быстро меняют способ функционирования финансового сектора и помогают улучшить коммуникацию с потребителями и повысить их вовлеченность. Однако, налогоплательщики обычно рассматривают процесс подачи налоговой декларации как ненужную и неприятную рутину. Это осложняется сезонной спешкой данной подачи в сжатые сроки, что неизбежно «напрягает» службы поддержки, что приводит к разочарованию и плохому обслуживанию. Налогоплательщики мотивированы не только на уплату суммы налога в срок, которую они могут уплатить в рамках закона, но при этом они также хотят иметь простой и понятный путь взаимодействия с налоговой системой. Следовательно, цифровизация российской экономики становится одним из важнейших приоритетов государственной политики и имеет большие перспективы, в том числе для национальной системы налогового администрирования. Несмотря на то что цифровизация общества является относительно новой областью научного знания и разворачивается под влиянием ускоренных темпов развития информационных и коммуникационных технологий [9, с. 695], проблемы цифровизации в последние годы занимают важное место в различных исследовательских проектах. Несмотря на популярность и динамичное развитие российских разработок, недостаточное внимание в этом контексте уделяется потребителям налоговых услуг, в том числе оценке их готовности использовать цифровой формат с учетом всех объективных и субъективных факторов. Цифровизация налоговых услуг означает не только создание общих баз данных, которые сейчас достаточно активно развиваются, но и поддержку существующих онлайн-сервисов. Улучшение объема и качества имеющихся данных должно использоваться не только для лучшего выявления несоответствующих налогоплательщиков для целевых аудитов, но и для снижения частоты ложных срабатываний, с тем чтобы соответствующие налогоплательщики реже подвергались затратам и неудобствам проверок. Улучшение обслуживания налогоплательщиков должно также распространяться на более простые процессы соблюдения требований, полезные индивидуальные консультации и большую прозрачность налоговых дел в режиме реального времени. Конечно, амбиции и технологии сами по себе не позволят достичь целей цифровизации – для достижения этих целей у любого налогового органа есть серьезные проблемы. В связи с этим представляется актуальным оценить тенденции развития принципа справедливости налогообложения в современных условиях цифровой экономики. Начиная с 2010 года в России ведется работа по цифровизации налогообложения, возглавленная Михаилом Мишустиным. В настоящее время интернет-сайт Федеральной налоговой службы разработан с учетом удобства использования и вся информация доступна буквально в пару кликов. Например, можно с легкостью узнать о действующих налогах и сборах и их особенностях на территории каждого региона, а также воспользоваться различными услугами и сервисами посредством официального интернет-портала государственных услуг. За последние годы Россия также достигла значительного прогресса в реализации функционирующей концепции электронного правительства, которая предусматривает предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме параллельно другим каналам посредством формирования системы межведомственного электронного взаимодействия путем интеграции многофункциональных центров и портала государственных услуг, развития баз данных, предоставления различных сервисов и т. д. Длинные очереди и медленная работа начинают уходить в прошлое – с момента начала «цифровизации» (по результатам прошлого исследования автора) опрошенные признали значительное повышение эффективности системы посредством сайта Федеральной налоговой службы с интеграцией Единой системы идентификации и аутентификации и приложения «Мой налог», где налогоплательщики, а особенно категория «самозанятых граждан» могут в кратчайшие сроки рассчитать и уплатить налог с применением системы автоплатежа, что значительно облегчает процесс уплаты налога, освобождая налогоплательщика от излишней нагрузки по уплате налогов, а также приводит к диалогу между налогоплательщиком и налоговыми органами, что соответствует реализации принципа справедливости и доступности налогообложения. Однако среди опрошенных есть и скептически настроенные граждане, которые считают, что такой большой объем данных не должен храниться у государственных органов. Тем не менее, несмотря на неоднозначное мнение среди граждан, стоит признать, что цифровизация впечатляюще быстро развивается в налоговых услугах. Но в этом направлении можно констатировать ряд технических проблем, требующих решения. Например, в настоящее время не существует возможности размещать сведения о налогах, которые физическое лицо как владелец личного кабинета налогоплательщика в качестве законного представителя платит за своих несовершеннолетних детей. В дальнейшем планируется сделать такую функцию, где отображаться будут и подлежащие уплате налоги, и уплаченные. Также налоговые уведомления высылаются в электронном виде гражданам, которые получили доступ к личному кабинету налогоплательщика, однако при необходимости получения таких документов в бумажном виде налогоплательщику следует предоставить соответствующее заявление в налоговую. Считаем, что следовало бы ввести возможность подачи такого заявления онлайн через личный кабинет налогоплательщика с взаимодействием через ЕСИА и сети многофункциональных центров, чтобы затем уже прийти за документами в бумажном виде, пропуская этап подачи заявления в налоговой, так как личный кабинет предназначен не только для исполнения обязанностей, но и для реализации прав налогоплательщиков, что отвечало бы принципу справедливости и эффективности налогообложения. Также в качестве социальной справедливости считаем необходимым уделить внимание гражданам с ограниченными возможностями здоровья, например, адаптировать личный кабинет налогоплательщика в версии для слабовидящих. В аспекте реализации принципа справедливости, помимо организационных моментов в сфере государственной кадастровой оценки, следует рассмотреть судебную практику, которая сложилась в Ростовской, Московской и Самарской областях. Проанализировав комплекс судебных решений Ростовского областного суда, принятых по итогам разрешения налоговых споров относительного налога на имущество физических лиц и земельного налога (№ 3А-496/2018 3А-496/2018~М-426/2018 М-426/2018 от 22 ноября 2018 г. по делу № 3А-496/2018, № 3А-152/2018 3А-152/2018 ~ М-823/2017 М-823/2017 от 22 марта 2018 г. по делу № 3А-152/2018, № 3А-421/2018 3А-421/2018~М-347/2018 М-347/2018 от 12 сентября 2018 г. по делу № 3А-421/2018, № 3А-133/2019 3А-133/2019~М-52/2019 М-52/2019 от 25 апреля 2019 г. по делу № 3А-133/2019, № 3А-333/2019 3А-333/2019~М-320/2019 М-320/2019 от 29 августа 2019 г. по делу № 3А-333/2019, №3А-148/2020 3А-148/2020~М-44/2020 М-44/2020 от 16 апреля 2020 г. по делу № 3А-115/2020~М-10/2020, № 3А-241/2020 3А-241/2020~М-167/2020 М-167/2020 от 27 июля 2020 г. по делу № 3А-241/2020, №3А-275/2020 3А-275/2020~М-210/2020 М-210/2020 от 26 августа 2020 г. по делу № 3А-65/2020(3А-510/2019;)~М-532/2019 и многие другие), Московского областного суда (решения № 3А-620/2018 3А-620/2018~М-346/2018 М-346/2018 от 20 августа 2018 г. по делу № 3А-620/2018, № 3А-639/2018 3А-639/2018~М-288/2018 М-288/2018 от 2 октября 2018 г. по делу № 3А-639/2018, № 3А-959/2018 3А-959/2018~М-817/2018 М-817/2018 от 28 ноября 2018 г. по делу № 3А-959/2018, №3А-189/2018 3А-3/2019 3А-3/2019(3А-189/2018;3А-970/2017;)~М-965/2017 3А-970/2017 М-965/2017 от 20 марта 2019 г. по делу № 3А-189/2018, № 3А-680/2019 3А-680/2019~М-443/2019 М-443/2019 от 27 августа 2019 г. по делу № 3А-680/2019, № 3А-685/2019 3А-685/2019~М-425/2019 М-425/2019 от 22 октября 2019 г. по делу № 3А-685/2019, № 3А-1356/2019 3А-391/2020 3А-391/2020(3А-1356/2019;)~М-1226/2019 М-1226/2019 от 22 мая 2020 г. по делу №3А-1356/2019, №3А-1373/2019 3А-407/2020 3А-407/2020(3А-1373/2019;)~М-1191/2019 М-1191/2019 от 22 июня 2020 г. по делу № 3А-1373/2019, № 3А-1294/2020 3А-1294/2020~М-290/2020 М-290/2020 от 27 августа 2020 г. по делу № 3А-1294/2020), а также Самарского областного суда (решения № 3А-1246/2018 3А-1246/2018~М-637/2018 М-637/2018 от 24 июля 2018 г. по делу № 3А-1246/2018, № 3А-1433/2018 3А-1433/2018~М-843/2018 М-843/2018 от 11 сентября 2018 г. по делу № 3А-1433/2018, № 3А-1672/2018 3А-1672/2018~М-1068/2018 М-1068/2018 от 28 декабря 2018 г. по делу № 3А-1672/2018, № 3А-1660/2019 3А-1660/2019~М-1239/2019 М-1239/2019 от 30 августа 2019 г. по делу № 3А-1660/2019, № 3А-1353/2019 3А-1353/2019~М-907/2019 М-907/2019 от 25 июля 2019 г. по делу № 3А-1353/2019, № 3А-895/2019 3А-895/2019~М-420/2019 М-420/2019 от 10 июня 2019 г. по делу № 3А-895/2019, № 3А-948/2020 3А-948/2020~М-328/2020 М-328/2020 от 16 апреля 2020 г. по делу № 3А-948/2020, № 3А-1085/2020 3А-1085/2020~М-490/2020 М-490/2020 от 15 июля 2020 г. по делу № 3А-1085/2020, № 3А-1515/2020 3А-1515/2020~М-959/2020 М-959/2020 от 28 августа 2020 г. по делу № 3А-1515/2020), можно с уверенностью утверждать, что принцип справедливости активно используется судьями в различных регионах. Речь идет о вышеназванных случаях, когда суд, принимая во внимание то, что кадастровая стоимость намного превышает рыночную, устанавливает кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года. В связи с вышеуказанным считаем, что в рамках применения принципа справедливости и эффективности налогообложения было бы правильно включить справочный материал о процедуре оспаривания при поиске, а также видеть результаты оценки недвижимого имущества посредством личного кабинета налогоплательщика, что отвечало бы критерию справедливости и своевременности для налогоплательщика и также эффективности судебных решений и своевременной уплаты имущественных налогов. Также из недавней жалобы налогоплательщика [10] известно, что инспекция отказала налогоплательщику в уменьшении налогооблагаемого дохода от продажи автомобиля на расходы по его приобретению, поскольку он не представил подтверждающие документы, однако налогоплательщик не согласился с отказом и обратился с жалобой в ФНС России. ФНС России удовлетворила жалобу налогоплательщика и отметила, что так как в рассматриваемом договоре, заключенном между двумя физическими лицами, указан факт уплаты налогоплательщиком денежных средств за приобретаемый автомобиль, то он фактически подтверждает расходы, на сумму которых может быть уменьшен налогооблагаемый доход, полученный от последующей продажи этого транспортного средства. В таких случаях представляется актуальным ввести справочный материал по поиску, а также дать возможность дистанционного общения с инспекцией и ФНС России с предоставлением документов в реальном времени через личный кабинет налогоплательщика.

×

About the authors

S. D. Kazachenkov

Rostov State University of Economics

Author for correspondence.
Email: kazachenkov94@mail.ru
Russian Federation

References

  1. Vergunova A. V. Statisticheskii analiz sostava, struktury i dinamiki zanyatogo naseleniya Rossii [Statistical analysis of the composition, structure and dynamics of the employed population of Russia]. Kontsept [Concept], 2016, vol. 34, pp. 92–96. Available at: https://e-koncept.ru/2016/56743.htm; https://elibrary.ru/item.asp?id=26638298 [in Russian].
  2. Sarycheva T. V. Struktura zanyatosti po vidam ekonomicheskoi deyatel'nosti v Rossii i dinamika ee izmenenii [Employment structure by economic activity and the dynamics of its changes]. Regional'naya ekonomika i upravlenie: elektronnyi nauchnyi zhurnal [Regional economy and management: electronic scientific journal], 2016, no. 4 (48), pp. 76–82. Available at: https://readera.org/struktura-zanjatosti-po-vidam-jekonomicheskoj-dejatelnosti-v-rossii-i-dinamika-ee-14322957 [in Russian].
  3. Nenashev A. V., Barsukov Ya. V. Sovershenstvovanie i tsifrovizatsiya sistemy nalogooblozheniya i ucheta vneshnikh trudovykh migrantov v Rossii [Improvement and automation of the taxation and accounting system of foreign labor migrants in Russia]. Regional'naya ekonomika i upravlenie: elektronnyi nauchnyi zhurnal [Regional economy and management: electronic scientific journal], 2021, no. 1 (65), p. 2. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=44902718 [in Russian].
  4. Ledeneva V. Y. Effektivnost' kontrolya v sfere trudovoi migratsii: sposoby preodoleniya nelegal'noi migratsii [Efficiency of control in the sphere of labor migration: methods of overcoming illegal migration]. Vestnik universiteta, 2013, no. 20, pp. 46–51. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=21025009 [in Russian].
  5. Bondarenko N. L., Konanevich Yu. G. Pravovaya i organizatsionnaya priroda protsessov tsifrovizatsii i regulyatornoi funktsii gosudarstva v dannoi sfere [Legal and organizational nature of digitalization processes and regulatory functions of the state in this sphere]. Ex jure, 2021, no. 1, pp. 56-67. DOI: http://doi.org/10.17072/2619-0648-2021-1-56-67 [in Russian].
  6. Papaskua G. T. Transformatsiya metoda finansovogo prava v usloviyakh tsifrovizatsii ekonomiki [Transformation of the financial law method in conditions of digitalization of economy]. Aktual'nye problemy rossiiskogo prava [Actual Problems of Russian Law], 2021, vol. 16, no. 3 (124), pp. 36-44. DOI: http://doi.org/10.17803/1994-1471.2021.124.3.036-044 [in Russian].
  7. Aktual'nye problemy finansovogo prava v usloviyakh tsifrovizatsii ekonomiki: monografiya. Pod red. E. Yu. Grachevoi [Gracheva E. Yu.(Ed.) Current problems of financial law in the context of digitalization of the economy: monograph]. Moscow, 2020, 256 p. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=44719476 [in Russian].
  8. Finansovoe pravo v usloviyakh razvitiya tsifrovoi ekonomiki: monografiya / pod red. I. A. Tsindeliani [Tsindeliani I. A. (Ed.) Financial law in the conditions of the development of the digital economy: monograph]. Moscow, 2019, 320 p. DOI: https://doi.org/10.31085/9785392288380-2019-320 [in Russian].
  9. Lyutova O. I. Ob"ekt nalogooblozheniya v usloviyakh tsifrovizatsii [Object of taxation under digitalization]. Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Yuridicheskie nauki [RUDN Journal of Law], 2020, vol. 24, no. 3, pp. 695–716. DOI: http://doi.org/10.22363/2313-2337-2020-24-3-695-716 [in Russian].
  10. Matitashvili A. A. Obzor noveishikh normativnykh pravovykh aktov Federal'noi nalogovoi sluzhby po voprosam nalogooblozheniya imushchestva [Review of the latest regulatory legal ыacts of the Federal Tax Service on property taxation]. Nalogovaya politika i praktika, 2021, no. 6, pp. 22–26. Available at: http://nalogkodeks.ru/kak-fizlicu-podtverdit-priobretenie-avtomobilya-i-umenshit-summu-nalogooblagaemogo-dokhoda-pri-ego-pereprodazhe; https://elibrary.ru/item.asp?id=46312144 [in Russian].

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2022 Kazachenkov S.D.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies