ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ФОРМ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА)

О. В. Никифорова, Е И. Соколова

Аннотация


Развитие всех форм непрерывного образования требует рассмотрения взаимодействия формального, неформального и информального видов образования. В статье рассматриваются официальные документы, в которых официально закрепляются термины формальное, неформальное и информальное образование. Раскрывается влияние информального образования как наименее исследованного на мотивацию к обучению длиною в жизнь и на формирование целостной картины мира, в котором культурная и образовательная составляющая являются приоритетными. Анализируются имманентные функции форм непрерывного образования, понимаемого широко как часть культурного кода нации и сопровождающие человека от его рождения через всю жизнь.
Представлена актуальная ситуация с внедрением всех форм непрерывного образования в Петрозаводском государственном университете (ПетрГУ). Описывается педагогическое исследование, проведенное авторами со студентами ПетрГУ. Для исследования применялись методы как письменного, так и устного анкетирования. Представленные результаты исследования позволяют сделать вывод о тесной взаимосвязи информального и формального (профессионального) образования, а также об их позитивном взаимовлиянии на мотивацию к обучению. Таким образом, взаимодействие всех трех форм непрерывного образования является необходимым интегрированным базисом для актуализации научно-исследовательского и образовательного потенциала современного студента. Творческий потенциал современного студента во многом зависит от степени вовлеченности в образовательный процесс, представленный всеми формами непрерывного образования. Для перехода на качественно новый уровень образовательного процесса в рамках новой модели образования, ориентированной на результат, необходимо повышать уровень мотивации студентов к саморазвитию, уделяя достаточное внимание информальной составляющей непрерывного образования.

Ключ. слова


непрерывное образование, формальное образование, неформальное, информальное.

Полный текст:

PDF

Список литературы

Меморандум… – Меморандум непрерывного образования Европейского Союза URL: http://www.znanie.org/docs/memorandum.html.

Представление… – Представление Укрепления потенциала и программ сотрудничества, организованное департаментом образования Совета Европы. URL: https://www.coe.int/en/web/education/programme)

Харченко 2014 – Харченко Л.Н. Проектирование программы неформального образования и психологической поддержки преподавателя в первые годы работы в вузе // Directmedia. 2014. URL: https://books.google.ru/books?isbn=5457910768.

Образование… – «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009–2012 годы». URL: https://www.hse.ru/data/590/394/1235/program.doc.

Дамесин Рено 2014 – Дамесин Рено, Файолле Жакай, Николас Флеури, Малакуин Маттью и Роде Николас Проблемные задачи, актеры и методы в неформальном и нформальном образовании и их валидизация в Европе. 2014. URL: https://www.etui.org/.../Challenges-actors-and-practices.

Мануеладу Боис-Реймонд – Мануеладу Боис-Реймонд. Исследование связи между формальным и информальным образованием, Центр Молодежных Исследований, университет г. Ляйден (Нидерланды). URL: https://www.eurodesk.it/.../COE_formal_and_nonformal_education....

petrsu.ru/arts – URL: https://petrsu.ru/page/socio/arts#t20c.

etymonline.com – URL: https://www.etymonline.com/word/informal.

Салберг 1999 – Салберг П. Мостики к обучению: признание и значение информального образования в молодежной деятельности. 1999. URL: https://www.aegee.org/wp-content/uploads/.../NFE_book.pdf.

Соколова 2016 – Соколова Е.И. Cубъекты непрерывного образования: терминологический аспект // тематический сборник научных трудов по социально-гуманитарным проблемам: материалы региональной научно-практической заочной конференции «Гуманитарные аспекты высшего профессионального образования». Макеевка: ДонНАСА, 2016. Вып.6. С.227–233. URL: docplayer.ru/52465992-Akademicheskie-chteniya.html.


DOI: http://dx.doi.org/10.18287/2542-0445-2018-24-4-78-84

Ссылки

  • Ссылки не определены.


 

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International License.

 

ISSN: 2542-0445