Том 25, № 4 (2019)

Весь выпуск

ПОДГОТОВКА НАУЧНЫХ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ ПО ИСТОРИЧЕСКИМ НАУКАМ В САМАРСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Кабытов П.С., Леонтьева О.Б.

Аннотация

В статье поставлена цель проследить роль историков Самарского (Куйбышевского) университета в подготовке кадров высшей квалификации – кандидатов и докторов исторических наук – для высших учебных заведений Российской Федерации и Самарского региона. Становление системы подготовки научных кадров в Самарском университете прослежено на фоне масштабных перемен в отечественной исторической науке, отразившихся в выборе тематики научных работ и методологических подходов к решению поставленных проблем, в установлении международных контактов. Исследование базируется на данных отчетов о деятельности Самарского государственного университета, материалах справочных и юбилейных изданий, источниках личного происхождения – воспоминаниях и интервью преподавателей университета. На основе привлеченных источников изучено формирование преподавательского состава кафедр исторического факультета, прослежены этапы становления аспирантуры и докторантуры в университете, создания и перепрофилирования диссертационного совета по историческим наукам. Приведены данные о динамике защит кандидатских и докторских диссертаций по историческим наукам в диссертационном совете Самарского (Куйбышевского) университета. Выделены основные направления подготовки научных кадров, охарактеризованы научные школы, сложившиеся к настоящему времени на историческом факультете Самарского университета и признанные российским ученым сообществом. Проведенный анализ позволил выделить несколько этапов становления системы подготовки кандидатов и докторов исторических наук в Самарском (Куйбышевском) университете и несколько поколений научных кадров с 1970-х гг. до настоящего времени.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019;25(4):7-22
pages 7-22 views

ТУЛЬСКИЕ РЕМЕСЛЕННИКИ В УСЛОВИЯХ МОДЕНИЗАЦИИ В XIX – НАЧАЛЕ ХХ ВВ..

Симонова Е.В., Биленко Н.А.

Аннотация

Статья посвящена анализу динамики численности ремесленников, определению их представительства среди городского населения Тульской губернии во второй половине XIX – начале ХХ в. на основе статистических и делопроизводственных источников при помощи количественного и качественного анализа данных, историко-генетического и историко-системного методов. Показаны тенденции развития провинциального ремесла в условиях модернизационных процессов и правительственной политики. Рассмотрена противоречивая сущность цеховой системы, с одной стороны поддерживающей членов ремесленной корпорации, но, с другой стороны, ограничивающей процесс расширения слоя предпринимателей. Разветвление спектра ремесленных специальностей и появление новых в пореформенный период свидетельствовало о возрастании бытовых потребностей горожан, производстве товаров повседневного спроса. В городах Тульской губернии ремеслом занимались в первой половине XIX в. 1–4 % горожан, к началу ХХ в. – уже 7–10 %, в годы Первой мировой войны – больше (такая ситуация была связана с тем, что ремеслом занимались многие горожане для поддержания семьи). Установлено, что в ремесле было занято больше горожан чем на немногочисленных промышленных предприятиях.

Авторы пришли к выводу, что медленное увеличение городского населения и с небольшими колебаниями увеличение ремесленников при сохранении цеховой и ремесленной корпорации, конкуренции со стороны промышленных предприятий придавало определенную устойчивость местному товарному рынку. Мелкотоварное ремесленное производство, ориентированное на удовлетворение местных потребностей, расширение специализаций способствовало «накоплению» городского образа жизни, развитию урбанизации.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019;25(4):23-31
pages 23-31 views

РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО 1917 Г. ГЛАЗАМИ ИСТОРИКА. ПО МАТЕРИАЛАМ ДНЕВНИКА М.М. БОГОСЛОВСКОГО

Серых А.А.

Аннотация

Статья посвящена раскрытию основных социокультурных типажей, сформулированных в дневниковых записях профессора Московского императорского университета М.М. Богословского. Определены специфические черты каждой из социальных групп, выделяемых историком. По мнению М.М. Богословского, основу российского общества в 1917 г. составляет «русский народ», включающий в себя три социальные категории: крестьяне, рабочие и солдаты. В статье прослеживается связь между обобщенным понятием «русский народ» и профессиональными взглядами М.М. Богословского.

Следующим важным для историка социокультурным образом является интеллигенция, отношение к которой у М.М. Богословского неоднозначное по причине ее разобщенности. В ситуации социокультурного кризиса 1917 г. особое место занимает новая социальная группа – революционеры. В статье раскрыто отношение М.М. Богословского к этой социальной группе, а также рассмотрены профессиональные взгляды историка на понятие «революция». Венцом социальной структуры общества, по мнению М.М. Богословского, является монархия. Российская монархия в начале XX в. оставалась очень специфичной, историк с сожалением отмечал незавершенность социокультурных преобразований, которые, по его мнению, должны были произойти в обществе под руководством монарха.

Через анализ дневниковых записей была сделана попытка выявить и проанализировать единую социокультурную модель российского общества, сформулированную М.М. Богословским.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019;25(4):32-41
pages 32-41 views

РОССИЙСКАЯ МНОГОПАРТИЙНОСТЬ В НОВЕЙШЕЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ

Леонов М.И.

Аннотация

Исследованию российской многопартийности положила начало конференция 1990 г., состоявшаяся в 1990 г. в Институте марксизма-ленинизма, важнейшими моментами его можно считать конференцию 2003 г. в Институте истории РАН в ноябре и международный круглый стол «Российская многопартийность и российские кризисы XX–XXI вв.» (Москва, 27 марта 2015 г.). Основными системными принципами многопартийности на первых порах называли целостность, структурность, иерархичность; обусловленность развития системы ее отношениями с окружающей средой, а складывание системы политических партий датировали концом 1905 г. – началом 1906 г. Считалось, что партии выражали интересы определенных социальных групп-классов и были связаны с массами. В последующем исследователи пришли к заключению, что чисто классовых партий ни по своему социальному составу, ни по социальным группам и слоям, интересы которых декларировались в программах и лозунгах, в России не существовало, а характерной чертой российской многопартийности являлось то, что ее творцом и основным действующим лицом была интеллигенция. В дальнейшем ряд авторов настаивали на чисто интеллигентской сути отечественных партий, называя российскую многопартийность мифом; большинство авторов, отмечая ведущую роль интеллигенции в организации и функционировании партий, были связаны с определенными массами. В целом российская многопартийность существенно отличалась от многопартийной системы развитых стран.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019;25(4):42-46
pages 42-46 views

«ПЛАВУЧИЙ МАГАЗИН – НЕ БОГАДЕЛЬНЯ: БУДНИ СОВЕТСКОГО ГОРОДА ЭПОХИ ТОРГСИНА

Кобозева З.М., Алексеенко Е.В.

Аннотация

В статье анализируется один из векторов трансформации городского сословия дореволюционной России, мещанства, в новые социальные страты советского общества через тексты повседневного поведения горожан в эпоху поворота государственной политики к вещизму в середине 1930-х годов, произошедшей в связи с необходимостью проведения индустриализации и получения средств на нее. Анализируется контаминация понятий: мещанства как названия городского сословия и мещанства как качественной характеристики души, то есть этическая категория. Следуя логике исторического построения «снизу», изучаются повседневные практики городского населения, сформированные деятельностью в Самаре филиалов Торгсина, которые можно определить как «мещанские». Микроуровневый подход используется для того, чтобы показать, как в конкретном историческом явлении, в частности в деятельности Торгсина, происходит возвращение к привычным практикам городской торговли, связанным с ними практикам обмана, спекуляции, как в советской повседневности начинает свою «историческую судьбу» слово «блат», как власть вынуждает маленького человека города добывать себе комфорт, используя такие лазейки, как посылки и переводы из-за границы или сдача семейных реликвий. Анекдотичность и литературность повседневности заключена в таком микрособытии, как проломленный потолок магазина, из которого можно похитить товар. Но степень серьезности преступления, как и масштаб исторического факта – лишь еще одна грань исторического исследования, в чей «объектив» должны входить как институциональные события, так и мельчайшие поведенческие практики.

Источниковую базу работы составили архивные документы из фондов ЦГАСО.

Цель исследования состоит в изучении особенностей трансформации социальной мещанской повседневности русского провинциального города в первые годы советской власти, в частности в ситуации влияния на городскую повседневность практик, вызванных учреждением Торгсина.

Сделан вывод, что в ситуации, когда «сверху» происходило временное отступление от социалистического строительства в сторону допущения в повседневность советских людей «мелкобуржуазных» текстов поведения, «снизу» бывшая мещанская торговая среда города начинала использовать эту ситуацию для того, чтобы сделать свой повседневный мир комфортнее, что в мифологии новой социалистической этики получило название «мещанство» и «обывательщина».

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019;25(4):47-54
pages 47-54 views

ФРОНТОВОЙ ДНЕВНИК: ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ ЧЕЛОВЕКА НА ВОЙНЕ

Романова Г.А., Трифонова В.В., Романов Н.Н.

Аннотация

В последние годы в исторической науке возрос интерес к антропологическим, социальным, культурологическим аспектам войны вообще и Великой Отечественной войны в частности.

Экзистенциальный опыт человека на войне – тема, позволяющая исследователям взглянуть на историю войны с позиций гуманитарной составляющей. В статье отмечена роль дневников как источников сведений о личных переживаниях, которые после определенного осмысления становятся экзистенциальным опытом. Указано на уникальность дневниковых записей, отличающихся от других источников личного происхождения - воспоминаний и фронтовых писем. Во-первых, они фиксируют сиюминутное восприятие событий, не искаженное временем; во-вторых, они точно передают атмосферу эпохи через описание быта, природы, минут отдыха. Сделан вывод об огромном потенциале фронтовых дневников как источников изучения событий Великой Отечественной войны.

В статье анализируется экзистенциальный опыт младшего лейтенанта З.С. Рудницкого, порожденный экстремальными условиями войны. Источником исследования стал фронтовой дневник З.С. Рудницкого, ранее неизвестный исследователям. Рассматривается влияние пережитых эмоций, обстановки смертельной опасности, ближайшего окружения на становление личности офицера Красной армии и его дальнейшую судьбу.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019;25(4):55-61
pages 55-61 views

ПОГРАНИЧНЫЕ БАРОНЫ И МИРОВЫЕ СУДЬИ: СЕМЬЯ ДАКР И МАГИСТРАТЫ КАМБЕРЛЕНДА И НОРТУМБЕРЛЕНДА, 1485–1534

Бельцер А.А.

Аннотация

Статья посвящена исследованию способов влияния аристократа эпохи Тюдоров на работу местного управления. Проблема становления государства раннего нового времени тесно связана с вопросом о переменах в отношениях между центральной властью в лице монарха и его окружения и существующих элит, особенно региональных. Возможность влияния на работу местной администрации традиционно считается одной из важнейших характеристик власти нобилитета позднего Средневековья. В качестве примера выбраны Томас, барон Дакр (Северная ветвь), один из влиятельных пограничных баронов, и его сын и наследник Уильям. Они на протяжении нескольких десятилетий играли ведущую роль в регионе. Графства, граничащие с Шотландией, и современникам, и потомкам представлялись оплотом непокорной знати. Исследование основано на анализе государственных бумаг эпохи первых Тюдоров: переписки, королевских патентов и грамот.

На протяжении нескольких десятков лет Дакры сами входили в число мировых судей пограничных графств. Они активно принимали участие в работе мировой комиссии, предлагали кандидатуры для включения в состав судей. В мировую комиссию Камберленда, где располагались основные владения баронов, входило значительное число их родственников и слуг. В Нортумберленде, где Дакры недавно приобрели владения, им не удалось настолько повлиять на состав магистратов. Если Томас Дакр в качестве стража Средней и Восточной пограничных марок принимал активное участие в работе мировой комиссии не только Камберленда, но и Нортумберленда, то Уильям Дакр сосредоточился исключительно на деятельности в составе магистратов Камберленда. В работе мировых судей Нортумберленда он не принимал столь живого участия.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019;25(4):62-66
pages 62-66 views

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА К САМОРЕАЛИЗАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Мельник Н.М., Нестеренко В.М.

Аннотация

В статье исследуется проблема конвертируемости человеческого потенциала, создаваемого в процессе получения высшего образования, в человеческий капитал, обеспечивающий высокие темпы инновационного роста конкурентоспособной национальной экономики. Доказывается необходимость и возможность формирования интеллектуально-информационной поддержки коэволюции человеческого потенциала и человеческого капитала в условиях инновационной экономики. Утверждается, что коэволюция человеческого потенциала и человеческого капитала обеспечивается умением специалиста реализовать взаимодействие с быстро меняющейся реальной профессиональной средой в реальном времени с целью создания инновационного продукта. Предложена и математически обоснована концепция создания интеллектуально-информационной поддержки коэволюции человеческого потенциала и человеческого капитала. В результате внедрения разработанной системы решается задача подготовки выпускника вуза к самореализации в будущей профессиональной деятельности.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019;25(4):67-72
pages 67-72 views

СПЕЦИФИКА ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ – ВОЕННЫХ ЛЕТЧИКОВ

Савельев А.И.

Аннотация

В статье рассматривается проблема военно-профессиональной подготовки курсантов – военных летчиков в военном авиационном вузе, формирующей готовность к практической деятельности. Актуальность исследования обусловлена потребностями модернизации Вооруженных Сил Российской Федерации в сложившихся внешних и внутренних условиях жизни государства. Военно-профессиональная деятельность курсантов – военных летчиков рассматривается как процесс решения профессиональных задач, обеспечивающих готовность авиационных подразделений к обеспечению военной безопасности страны.

Раскрывается значимость командно-методической деятельности в структуре военно-профессиональной деятельности офицера. С опорой на деятельностный подход определяются командные и методические задачи в содержании военно-профессиональной деятельности, доказывается ведущая роль командно-методической деятельности. На основе функционального подхода и принципа идентификации определяются функции командно-методической деятельности: военно-летная, организационно-управленческая и учебно-воспитательная.

Приводятся аргументы относительно командно-методической компетентности курсантов – военных летчиков в период их обучения в военном авиационном вузе. Конкретизируется специфика и особенность военно-профессиональной деятельности курсантов – военных летчиков.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019;25(4):73-78
pages 73-78 views

КОММУНИКАТИВНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Троицкая Ю.В.

Аннотация

В статье рассматривается коммуникативная мобильность как характеристика, в значительной мере определяющая полноценность развития профессиональной компетентности. Анализируется содержание понятия «профессиональная компетентность», обосновывается важность развития универсальных (общекультурных, общих) компетенций, определяется место коммуникативной мобильности в их системе. На основе анализа потребностей современного рынка труда делается вывод о необходимости развития коммуникативной мобильности как составляющей профессиональной компетентности. Коммуникативная мобильность представляется как вербальная мобильность, непосредственно связанная с мобильностью мышления. Она предполагает сформированность языковых и речевых навыков и умений и выражается в способности оперативно и гибко реагировать, быстро и адекватно воспринимать и анализировать высказывания собеседника, строить на основе обработанных данных умозаключения и представлять их в форме, соответствующей контексту коммуникации. В качестве показателей называются: оперативность, гибкость, аналитическая адекватность, толерантность к неопределенности, толерантность к социальному окружению, психоэмоциональный самоконтроль. Даются методические рекомендации по развитию предложенных показателей. Основными методами исследования являются анализ и синтез научной информации, представленной в работах отечественных и зарубежных ученых, контент-анализ (образовательных стандартов), функционально-семантический анализ терминологии («мобильность» «коммуникативная мобильность», «профессиональная компетентность», «коммуникативная компетенция»). Результаты работы могут применяться в системе высшего образования при разработке рабочих программ и оценочных средств. Статья адресована исследователям, изучающим проблемы, связанные с профессиональной компетентностью, коммуникативной компетенцией и коммуникативной мобильностью; преподавателям вузов; специалистам, которые занимаются оптимизацией обучения, корректировкой содержания образовательного процесса и методики преподавания с ориентиром на современные тенденции рынка труда.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019;25(4):79-84
pages 79-84 views

СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ ЮРИСТА

Храмцов Е.Б.

Аннотация

В статье рассматривается проблема успешности в профессиональной деятельности, обусловленной генетическими, интеллектуальными и эмоциональными характеристиками личности. Опираясь на точку зрения Б.М. Теплова об одаренности «как качественно своеобразном сочетании способностей», доказывается ее основа продуктивной деятельности специалиста. В числе факторов профессиональной одаренности выделяются субъективные (внутренние) и объективные (внешние) условия. Для определения структуры профессиональной одаренности юриста применяется принцип идентификации структуры одаренности и структуры сознания с опорой на принцип единства сознания и деятельности. Обращается внимание на качество сопровождения процесса развития профессиональной одаренности студентов – будущих юристов. Отмечается необходимость готовности преподавателей вуза к развитию профессиональной одаренности студентов, что требует интеграции форм и методов учебной и внеучебной деятельности. Выборка исследования обосновывается сложностью юридической деятельности, требующей психофизических усилий и напряжения для достижения цели при сохранении эмоциональной устойчивости к восприятию негативных явлений. Предпринимается попытка уточнения смысла деятельности юриста, обусловленного определенным типом отношений к миру, типом бытия в мире, который представляет существо деятельности.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019;25(4):85-90
pages 85-90 views

ГОТОВНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА К ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Родина Л.И.

Аннотация

Включение в образовательный процесс массовых учебных заведений лиц с ограниченными возможностями здоровья – новая задача для российского образования. Реализация системы инклюзивного образования в вузе базируется на принципе «равные и разные» и актуализирует понятие «качество доступности». Суть инклюзивного образования выражается обучением студентов-инвалидов вместе с другими студентами в соответствии с общими нормами и требованиями к процессу, содержанию, качеству и результату образования.

В настоящий момент основной проблемой образования является создание условий, гарантирующих доступность и качество образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Создание доступной среды для инклюзивного образования – это требование к учреждениям высшего профессионального образования.

В статье рассмотрены теоретические и практические аспекты кадрового обеспечения инклюзивного образования: рассмотрен процесс инклюзии как интегратора совершенствования социально-трудовых отношений в социальном контексте развития образования, нормативно-правовой аспект инклюзивного образования; система кадрового обеспечения инклюзивных процессов.

Проведен анализ инклюзивной практики, педагогической и социальной эффективности мероприятий разработки системы кадрового обеспечения вуза в реализации инклюзивного образования.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019;25(4):91-99
pages 91-99 views

СИНТАКСИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕКЛАМНОГО ДИСКУРСА

Малюга Е.Н.

Аннотация

В статье выделяются три ключевые синтаксические характеристики рекламного дискурса, анализируемые на базе материала англоязычных рекламных текстов неконкретизированной тематики: преобладание определенного типа предложений, стремление к синтаксической компрессии и специфичному композиционному оформлению аргументов, а также неотъемлемое использование синтаксических риторических приемов. Исследование специфики синтаксического оформления рекламных текстов осуществляется с использованием структурного, стилистического и прагматического методов анализа с целью описания композиционного синтаксического построения рекламных сообщений и характеристики соответствующих особенностей восприятия рекламной информации потенциальным потребителем. Выводы по результатам исследования суммируют набор синтаксических характеристик оформления текстов рекламного дискурса: 1) успешность рекламного дискурса зависит не только от правильного подбора слов, но и от синтаксической организации рекламного текста; 2) хотя в англоязычном рекламном дискурсе присутствуют все типы предложений, наиболее распространенными и эффективными с прагматической точки зрения являются побудительные предложения; 3) для восприятия и запоминания рекламного сообщения наиболее удобен краткий текст, подверженный синтаксической компрессии; 4) на эффективность рекламного текста влияет расположение аргументов в его синтаксической структуре, причем наиболее эффективной оказывается модель, где ключевой аргумент располагается в заголовке, доказательный аргумент – в основном тексте, а обобщающий аргумент – в эхо-фразе; 5) синтаксические риторические тропы представляют собой важный инструмент рекламы, поскольку они более запоминаемы и позволяют привлечь внимание потенциального потребителя, добавляя элемент неожиданности и создавая более позитивное отношение к продукту в целом; 6) наиболее часто в текстах англоязычной рекламы встречаются такие синтаксические тропы, как эллипсис, параллельные конструкции, инверсия, парцелляция, антиметабола и риторический вопрос.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019;25(4):100-105
pages 100-105 views

СТИЛЬ И ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ РОМАНА Г.Х. МАНРО “THE UNBEARABLE BASSINGTON” (1912) В КОНТЕКСТЕ ЭДУАРДИАНСКОЙ ЭПОХИ

Сафонова М.А.

Аннотация

Предметом исследования в статье являются стилистические и интертекстуальные   особенности англоязычного романа Г.Х. Манро (Saki) The Unbearable Bassington (1912), ранее не исследованного с лингвистической точки зрения. Актуальность работы обусловлена интересом, который писатель проявлял к России, русской истории и культуре, что делает его творчество важным в контексте межкультурной коммуникации, а также тем фактом, что большинство его текстов еще не переведено на русский язык. 

Анализ преследует три цели: проследить, какие коннотации превалируют в лексике текста; изучить синтаксические приемы художественной выразительности в данном произведении; проанализировать связь текста с социальными, историческими и эстетическими реалиями Эдуардианской эпохи.

Исследование учитывает результаты работ зарубежных и отечественных филологов о творчестве Г.Х. Манро и других британских писателях начала двадцатого века (А.Дж. Лэнгута, С. Бёрн, Дж.Дж. Спирса, Б. Гибсона, Л.М. Бирден, Дж.С. Салеми, В.С. Притчета, Д. Троттера), о коннотативной лексике и экспрессивном синтаксисе (О.С. Ахмановой, О.В. Александровой, М.Я. Блоха, Г.А. Золотовой, Л.В. Полубиченко).

Методы, примененные в исследовании, включают лингвостилистический и описательно-аналитический анализ, а также лингвостилистическую стратификацию. Проанализированы следующие лексические аспекты текста: формальная лексика, французские внесения, личные имена персонажей, цитаты из других литературных произведений, лексические единицы, которые семантически связаны с темой театра. На уровне малого синтаксиса рассмотрены маркированные словосочетания и деформированные цитаты, пословицы, поговорки. На уровне большого синтаксиса изучена структура сложных предложений, в которых описаны банальные, повседневные ситуации из жизни персонажей.

Обнаружено, что в тексте преобладают социальные коннотации, содержащиеся в формальных словах и французских внесениях. Менее многочисленны литературные и мифологические коннотации в именах собственных и цитатах. Установлено, что характерной синтаксической чертой текста является использование сложных распространенных предложений, в которых подлежащее отделено от сказуемого вставными конструкциями, содержащими формальную лексику. Текст романа делится на три «стратума», в которых выделенные маркированные единицы представлены в разных пропорциях.

В статье проведены фоновые сведения, позволяющие провести параллели между The Unbearable Bassington и произведениями О. Уайльда, Р. Фербэнка, Н. Кауарда, В. Сэквил-Уэст, Г. Джеймса, И. Во, Дж. Конрада.

Полученные результаты могут быть применены в стилистике текста, функциональной стилистике, семантике, переводоведении.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019;25(4):106-115
pages 106-115 views

К РАЗГРАНИЧЕНИЮ ТЕРМИНОВ «ДИСФЕМИЗМ», «СЛЕНГ», «ВУЛЬГАРИЗМ» И «ИНВЕКТИВА»

Чепорухина М.Г.

Аннотация

Исследования лексики, несущей негативную оценку, начались относительно недавно, поэтому отсутствует полностью разработанная и принятая всеми лингвистами теория о способах ее выражения. Актуальность исследования также связана с повышением уровня негатива в коммуникации последних десятилетий.

В статье дается обзор теоретической литературы о заявленных проблемных терминах, они разграничиваются при помощи дефиниционного и этимологического анализа, дается собственное определение термина «дисфемизм». Также освещается проблема разграничения дисфемизма и эвфемизма, которые традиционно противопоставляются по цели высказывания. Выясняется, что решающую роль при их разграничении играет контекст, ведь одна и та же лексическая единица может в разных ситуациях общения нести как позитивную, так и негативную оценку.

Теоретические положения статьи проиллюстрированы примерами из корпуса комментариев к политическим новостям в интернет-газетах Франции и России. К анализу примеров применяется прагматический подход (учитывается макроконтекст, то есть все особенности ситуации общения), так как именно он оказывается действенным при определении коммуникативной цели высказывания и вычленении оценочных элементов.

В результате проведенного исследования установлено, что дисфемизм – это способ выражения негативной оценки в самом общем смысле, сленг и вульгаризм могут считаться дисфемизмами, если выражают негативную оценку, а инвектива – это дисфемизм, имеющий ярко агрессивный характер. Предлагается схема, наглядно показывающая соотношение проблемных терминов с точки зрения целей их употребления.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019;25(4):116-126
pages 116-126 views

СЛОВО BROWN КАК НАЗВАНИЕ МАСТИ ЛОШАДИ: СЕМАНТИКА И СПОСОБЫ ПЕРЕВОДА

Миронов М.В.

Аннотация

Статья посвящена изучению способов перевода слова brown как члена лексико-семантической группы «масть лошади». Целью исследования является подробное описание семантики рассматриваемого слова, подтверждаемое ссылками на определения из специальной литературы по коневодству. Также рассматриваются возможные соответствия слову brown среди русских названий мастей за отсутствием однозначного эквивалента. Для достижения поставленной цели проводятся корпусный анализ искомого слова и анализ данных параллельного русско-английского корпуса. Путем сравнения русских и английских определений мастей из различных источников определяется степень соответствия между словом brown и русскими названиями «коричневая», «бурая», «темно-бурая» и «караковая». В ходе исследования используются следующие методы: метод сплошной выборки для сбора материала из русско- и англоязычных корпусов, сравнительно-сопоставительный метод для определения степени соответствия между названиями мастей, метод анализа для обработки результатов сопоставления, метод синтеза для целостного описания вариантов перевода исследуемого слова. Материалами для изучения семантики слова brown служат работы по генетике мастей лошадей, реестры мастей и энциклопедии. Источниками примеров являются Национальный корпус русского языка (параллельный подкорпус) и корпус английского языка iWeb Corpus. Некоторые примеры сопоставлялись вручную, чем объясняется включение отдельных художественных произведений в список источников. Новизна работы заключается в уточнении существующих данных о значении слова brown как обозначения масти, представленных в специальной литературе. Методологическая новизна исследования заключается в применении метода корпусного анализа для изучения определенного названия масти и особенностей его употребления в художественной литературе.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019;25(4):127-133
pages 127-133 views

ИНТЕНЦИОНАЛЬНЫЕ СЕТИ ДИСКУРСА

Данилова Н.К.

Аннотация

Статья посвящена описанию и исследованию особых структурных образований в дискурсе, отличающихся от линейных референциальных структур, интенциональных сетей, участие которых необходимо для реализации авторских интенций. Лишенные ядра интенциональные сети служат репрезентации когнитивного плана изложения, связывая референтную основу изложения с сетевой структурой, создающей условия для регулирования процессов понимания сообщения.

Материальную базу интенциональных сетей образуют языковые средства с недескриптивной семантикой, функциональное предназначение которых заключается в прагматической акцентуации фрагментов изложения, наиболее значимых для формирования смысла и для создания «поля понимания», содержащего необходимые для взаимопонимания участников общения когнитивные и коммуникативные ориентиры.

Преимущественный интерес к процессам планирования, производства и понимания речевых актов в когнитивной прагматике выделяет проблему системности концептуальных моделей знания (индивидуальных и конвенциональных), наличие которых является условием понимания. Менее значительное внимание уделяется при этом системности языковых процессов, представляющей, по нашему мнению, основной интерес для лингвистики. Современное состояние знаний требует дальнейшей дифференциации и разграничения в дискурсивном процессе жестких алгоритмических процедур и структур гибких, позволяющих вносить в ходе создания текста изменения в стратегическую программу, реализуемую автором текста.

Исследование речевых произведений позволяет выделить в них структурные образования двух типов, линейную и сетевую структуры. В отличие от централизованной последовательности пропозиций интенциональная сеть создается множеством центров, гибкость элементов сети обусловлена многослойностью субъектной перспективы, имеющей несколько уровней организации. Грамматический уровень представлен грамматическим субъектом, семантический (пропозициональный) – определенным типом агенса, когнитивный – субъектом рефлексии или перцепции. Коммуникативный (прагматический) уровень позволяет сделать выбор между субъектом речи (адресантом),  адресантом и наблюдателем (внешним участником коммуникации). В узлах сети используются  различные комбинации перспектив, что создает уникальные возможности для управления процессами понимания в условиях дистанцированной коммуникации.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019;25(4):134-139
pages 134-139 views

ОБРАЗ СОЦИАЛЬНОГО МИРА В ПОВЕСТИ Н.С. ЛЕСКОВА «ВОИТЕЛЬНИЦА»

Темникова Н.Ю.

Аннотация

В статье исследуется язык лесковской «Воительницы» (1866 г.), которая по жанру принадлежит к серии очерков о «типических русских женских характерах», по стилистической манере – к сказу, а по мотивному репертуару включается в «петербургский текст» русской литературы.

Основной единицей анализа является словесный художественный образ как семиотический и когнитивный феномен. Непосредственному рассмотрению был подвергнут образ социального (человеческого, в определенной интерпретации – материального) мира. Выяснено, что этот образ приобретает в тексте свойства абстрактного языка, выражающего разнообразное содержание: субъективное и объективное, эмоциональное и рациональное, предметно-конкретное и символико-мифологическое. Показано, что в фокусе этого образа скрещиваются семантические признаки, принадлежащие различным предметным областям, благодаря чему создается многомерное смысловое пространство, в котором трансформируется отраженная в образе реальность.

Предпринятый анализ позволил выявить не только коммуникативную значимость образа в динамическом треугольнике «автор – текст – читатель», но и его поэтико-эстетические функции. Сквозь созданное в очерке многолюдное полотно просвечивают, по Лотману, «зловещие очертания мира Брейгеля и Босха». Амбивалентность символов, создающая ощущение трагикомической абсурдности мироздания, позволяет поставить Лескова в один ряд с такими великими русскими мастерами абсурда, как Гоголь и Достоевский.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019;25(4):140-148
pages 140-148 views

ЖАНРОВО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АТРИБУТОВ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО В НЕМЕЦКИХ ГОРОДСКИХ ХРОНИКАХ XV–XVI ВВ.

Дунаев А.Е.

Аннотация

Статья посвящена актуальному вопросу исторической стилистики немецкого языка – развитию «именного», или «субстантивного» стиля в ранненововерхненемецкий период (XIV–XVII вв.). Материалом исследования послужил один из наиболее популярных и развитых жанров повествовательной прозы этой эпохи – городские хроники. Для исследования выбраны 4 презентативные хроники немецкоязычного ареала XV–XVI вв.: хроники Берна, Базеля, Вормса и Цюриха. Целью статьи является анализ определений существительных с учетом жанровой обусловленности их функционирования в данных текстах.

Вначале приводится анализ синтактико-семантических типов атрибутов в каждой хронике с последующим сравнением данных между хрониками и выводами относительно жанрово-стилистических и прагматических факторов их употребления.

Наиболее часто реализуют свой сочетательный потенциал существительные из группы имен действия. Самым распространенным типом определения является генитивное, при этом между хрониками XV в. и XVI в. выявлены определенные различия в его топологии: так, для хроник XVI в. генитив чаще расположен в постпозиции к определяемому слову. Для всех хроник характерно малое число инфинитивов и распространенных причастий в функции определения, невелико число именных групп с несколькими атрибутами. Также небольшой удельный вес имеют именные группы с атрибутами II и III уровней зависимости.

По результатам исследования можно сделать вывод, что хроникальные тексты по объему и глубине именной группы отличались от узуса официально-деловой сферы. Различия между хрониками XV в. и XVI в. выявлены только по отдельным типам атрибутов, тогда как общая картина принципиально не изменилась. Именную группу  в исследованных текстах следует характеризовать как компактную. Это может объясняться нежеланием хронистов усложнять восприятие текста, т. к. многие официальные хроники зачитывались вслух. Насыщенность и информативность, характерные для текстов познавательной литературы,  выражались на уровне основных членов предложения, а не именной группы.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019;25(4):149-155
pages 149-155 views

ГЕОБРЕНДИНГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ САМАРСКИХ ИВЕНТОНИМОВ

Романова Т.П.

Аннотация

Статья посвящена исследованию самарских ивентонимов – собственных имен специальных событий, организуемых на территории Самарского региона: фестивалей, марафонов, выставок, конкурсов и других культурно-массовых и спортивных мероприятий. Наше исследование строится в общем русле социологического подхода к языковой действительности, а также с учетом семиотических свойств ивентонимов при означивании специальных событий. Цель исследования состоит в том, чтобы на основании структурно-семиотического анализа лексического состава самарских ивентонимов выявить вербальные маркеры – бренд-идентификаторы территории (БИТ-компоненты), наличие которых позволяет считать собственные имена ивентов новым информационно-коммуникационным ресурсом, значимым для формирования и продвижения имиджа геолокации. Обнаруженные в составе собственных имен специальных событий вербальные маркеры устанавливают тесную ментальную связь с концептуальным ядром регионального бренда и его характеристиками, транслируя устойчивые ассоциативные смыслы. Наиболее частотными типами БИТ-компонентов являются топонимы Самарского края, мемориальные антропонимы, названия ценностных маркеров и знаковых символов адресата, а также номинации широко известных культурно-массовых мероприятий, проведение которых тесно связано с регионом. Анализ собственных имен специальных событий в аспекте геобрендингового потенциала показал, что свыше 50 % самарских ивентонимов являются БИТ-маркированными и, таким образом, вступая в коммуникацию с целевой аудиторией, вносят определенный вклад в формирование образа геолокации.

Коммуникативные возможности БИТ-маркированных собственных имен специальных событий можно и нужно целенаправленно использовать в процессе геобрендинговых коммуникаций. Проектируя новые номинации, целесообразно ориентироваться на включение в них знаковых доминант региона, чтобы БИТ-маркированные ивентонимы становились их постоянными репрезентантами и активно способствовали формированию целостной имиджевой концепции Самарского региона.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019;25(4):156-161
pages 156-161 views

«МЕДИКАЛИЗАЦИЯ» СОВРЕМЕННОЙ АНГЛОЯЗЫЧНОЙ ИНТЕРНЕТ-РЕКЛАМЫ (НА МАТЕРИАЛЕ РЕКЛАМНЫХ ВИДЕОРОЛИКОВ ВИДЕОХОСТИНГА YOUTUBE)

Голубых А.А.

Аннотация

В настоящей работе представлена специфика медикализации современного англоязычного общества с помощью интернет-рекламы, размещенной на одном из самых популярных сайтов общественного пользования. Стимулом для настоящего исследования послужило регулярное развитие медицины, обновление современных медицинских знаний, а также возрастающая роль рекламы медицинского продукта в англоязычном дискурсе масс-медиа. На сегодняшний день тенденция к медикализации в масс-медийном дискурсе сопровождается видеорекламой медицинских товаров и услуг, способствующей проникновению в массовое сознание медицинского языка и образа мышления. Целью данного исследования является изучение средств и способов медикализации современного англоязычного рекламного интернет-пространства на вербальном и невербальном уровнях. В ходе исследования, эмпирический материал которого составили современные рекламные YouTube-видеоролики, был проведен сбор, анализ, описание и классификация данных. Анализ рекламных роликов позволил сделать вывод, что наиболее популярной является реклама лекарств и услуг медицинских учреждений, что связано со стремлением лидеров британского социума подчеркнуть важность здоровья и указать на возможные способы и средства его сохранения. Наблюдения показали, что пропаганда товаров и услуг медицинского назначения кинозвездами и политиками внушает идею надежности и эффективности продукции, способствует ее коммерциализации. В результате изучения фактических материалов было выявлено, что авторы рекламных видеоклипов обращаются к важным человеческим ценностям, умело используют различные вербальные и невербальные средства, способствующие усилению перлокутивного эффекта. Комментарии к рекламным видеороликам, характеризующие опыт применения медицинской продукции, подтверждают идею о расширении прагматического потенциала вербального и невербального пространства англоязычного дискурса масс-медиа. Анализ медицинских лингвистических маркеров в рекламном интернет-пространстве показал очевидную тенденцию к популяризации товара медицинского назначения.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019;25(4):162-169
pages 162-169 views

СИСТЕМНЫЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ГЕРУНДИЯ КАК ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ЕДИНИЦЫ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Доброрадных Т.А.

Аннотация

Статья посвящена изучению особенностей функционирования герундиальных форм как полифункциональных единиц в текстах СМИ (формат online). В ходе исследования анализируются не только лингвистические аспекты употребления герундиальных форм в массмедийном дискурсе, а именно – их семантические, синтаксические и стилистические особенности, но и когнитивно-дискурсивный аспект реализации полифункциональных единиц в СМИ.

Целью данного исследования является проведение комплексного анализа для выявления системных и функциональных особенностей реализации герундиальных форм в англоязычных СМИ.

Материалом для исследования послужили онлайн-версии текстов британских журналов и газет социально-политический направленности the Guardian, the Times, the Independent, the Economist, the Week, the Telegraph.

В работе применяется комплексная методика, включающая такие виды анализа, как метод сплошной выборки, описательный метод, стилистический анализ и метод контекстуального анализа.

Научная новизна настоящей работы заключается в том, что явление полифункциональности рассматривается на уровне дискурса в контексте взаимодействия языковых средств и когнитивно-дискурсивных факторов.

В результате исследования было выявлено, что функциональные свойства герундиальных форм позволяют установить причины их полифункциональности на системном уровне.

На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что существующие в сознании индивида пропозициональные структуры, формирующие концептуальное содержание герундия как полифункциональной единицы, подвижны, и в зависимости от того, какая пропозициональная структура преобладает, герундиальная форма в большей или меньшей степени проявляет субстантивные или глагольные свойства.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019;25(4):170-176
pages 170-176 views

Рецензии

РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ: НЕФЕДОВ В.В. СЕПГ И КУЛЬТУРА ГДР. М.: НАУЧНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ КНИГА, 2019. 559 С.

Шувалов В.И.

Аннотация

Дана оценка монографии, посвященной истории и культурному развитию ГДР. Высоко оценена историческая и культурологическая квалификация В.В. Нефедова. Дан глубокий анализ поставленной проблемы. Монография ярко иллюстрирует общую культуру стран социализма.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019;25(4):177-180
pages 177-180 views

РЕЦЕНЗИЯ НА СБОРНИК ДОКУМЕНТОВ: УФИМСКИЙ СОВЕТ РАБОЧИХ И СОЛДАТСКИХ ДЕПУТАТОВ В 1917 ГОДУ: ПРОТОКОЛЫ И ДОКУМЕНТЫ. К 100-ЛЕТИЮ СОЗДАНИЯ СОВЕТА РАБОЧИХ И СОЛДАТСКИХ ДЕПУТАТОВ / АВТ.-СОСТ. Г.В. МОРДВИНЦЕВ. УФА: ИНФОРМРЕКЛАМА, 2017. 726 С.: ИЛ.

Захарова К.Л.

Аннотация

членом-корреспондентом Академии военных наук Российской Федерации Г.В. Мордвинцевым, проведен всесторонний критический анализ представленного издания.

Сделан вывод, что качественный состав размещенных в сборнике документов отражает задачи издания. Источники довольно полно характеризуют структуру и компетенцию Уфимского Совета рабочих и солдатских депутатов, раскрывают основные принципы его политики, главные направления и результаты деятельности, его взаимоотношения с другими акторами политического процесса, а также позволяют определить роль и место Совета в революционных событиях 1917 г. в Башкирии.

В то же время в рецензии отмечена недостаточно полная разработка научно-справочного аппарата сборника. Вызывают вопросы принцип отбора материала и степень археографической обработки автором-составителем опубликованных в сборнике источников. Серьезным упущением является и почти полное отсутствие авторских комментариев по содержанию публикуемых документов.

Несмотря на существующие недостатки, издание, подготовленное Г.В. Мордвинцевым, оценивается позитивно. Рецензируемый сборник является существенным вкладом в развитие отечественной историографии революции 1917 г. в России и позволяет расширить исследовательскую проблематику.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019;25(4):181-184
pages 181-184 views

РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ: КАБЫТОВ П.С., ЕЛИСЕЕВ А.И. ГРАДОНАЧАЛЬНИК АЛЕКСЕЙ АНДРЕЕВИЧ РОСОВСКИЙ. САМАРА: САМАРСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ, 2019. 100 С.

Тюрин В.А., Леонов М.И.

Аннотация

Рецензия посвящена анализу монографии Кабытова П.С., Елисеева А.И., которые осуществили научное исследование биографии и деятельности выдающегося администратора г. Куйбышева – Алексея Андреевича Росовского, внесшего большой вклад в развитие экономического потенциала и социокультурного пространства административного центра Куйбышевской области. Изучение деятельности А.И. Росовского построено через призму выявления черт его характера. Рассмотрение важнейших этапов биографии градоначальника органично сочетается с изучением его деятельности по развитию Куйбышева в 1960–1980-е гг. Книга подготовлена на обширной источниковой базе и с привлечением новейшей литературы и является серьезным вкладом в изучение проблем функционирования элит советского общества второй половины XX в.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019;25(4):185-188
pages 185-188 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах