Abstract

Administrative reform in France begins in an economic crisis. Calonne, then Loménie de Brienne proposed to introduce a new local administration to improve the collection of taxes, new local authorities were asked to entrust control over their distribution and collection, as well as the management of public and road works. A three-tier system of elective assemblies was introduced in the municipality, in the district or department, and in the province. The article examines the process of the formation of provincial assemblies and the identification of their functions in the summer of 1787. For this, the adoption of regulations of provincial assemblies and their reflection in the press will be considered, the functions of assemblies according to the rules and functions noted in the minutes of assemblies in different regions will be compared and analyzed. The article analyzes the edicts on the creation of provincial assemblies in the kingdom in the summer of 1787, regulations of the provinces of Champagne and Rouen, regulations on the functions of assemblies, minutes of meetings of provincial assemblies, the French and Dutch press. In the course of writing the article, comparative and problem-chronological methods were used. The events of the end of the Ancien Régime were developed in Russian historiography, but the issues of transformation in the administrative sphere were less studied, which will be discussed in this article. Provincial assemblies, created to improve the situation, have not fully fulfilled their task. Despite the delineation of functions between the old and the new administration, conflicts will arise that worsened the situation in the country. The new administration did not have enough time, already in 1788 elections to the States General began.

Full Text

Введение

Проведение административной реформы и создание провинциальных собраний и им подчиненных окружных и муниципальных собраний является немаловажным событием конца Старого порядка. Само проведение реформы показывает, что правительство пыталось выйти из кризиса и улучшить ситуацию на местах. Вводился принцип выборности и самоуправления, что тоже было новым явлением, соответствующим духу времени. Исследование механизма формирования провинциальных собраний 1787 г. и выявления их роли в политической системе Франции конца Старого порядка позволит более детально восстановить ход событий в нарастании кризиса накануне Революции 1789 г., показать деятельность королевской администрации и ее возможные просчеты. Для раскрытия процесса создания провинциальных собраний будут рассмотрены обсуждения в Парламенте и принятие регламентов провинциальных собраний и отражение этого в прессе, сравнены и проанализированы функции собраний по регламенту и функции, отмеченные в проколах собраний в разных регионах Франции. Для решения задач исследования будут использованы методы анализа и сравнения, проблемно-хронологический, позволяющие выявить в хронологической последовательности введение реформы в провинциях, ее детализацию и особенности.

 

Историография вопроса

Исследованием деятельности королевской администрации и событий кануна Революции занимался Р. Мунье [Mousnier 1984], он показывал создание новой провинциальной администрации и выявлял причины реформы. Л. Берт анализировал провинциальные собрания и развитие общественного мнения в 1787–1788 гг. [Berthe 1966].

Французские историки изучали историю регионов Лимузена и Ла Марша, Амьена, Эльзаса, Анжу, рассматривали и создание в них провинциальных собраний  [Hollander,  Pageot 1989; Condette-Marcant, Rigaudière 2001; Grasser 1998; Baudens 2011].

 Вопросами взаимоотношения королевской власти и парламентов занимался Ф. Сен-Бонне [Saint-Bonnet, 2011]. Т. Скочпол рассматривала механизм нарастания социального кризиса, связанного с ухудшением финансового положения в стране, и показывала стремления королевской власти решить проблему путем реформ в 1787 г. [Скочпол 2017]. В работах Т. Кайзера и Д. Ван Клея [Kaiser, Van Kley 2011], У. Дойла [Doyle 2009; Doyle 2012] показывается конец Старого порядка, в частности события 1787–1788 гг. и попытки реформ Бриенна. Джон Хардман рассматривает предреволюционные события с позиции короля и королевского двора [Hardman 2000].

В современной отечественной историографии изучением административной реформы Ломени де Бриенна и сравнением точек зрения французских историков по этим вопросам занималась Л.П. Веремчук [Веремчук 2009]. А.В. Чудинов в монографии «Старый порядок и его крушение» показывает попытки королевской администрации выйти из кризиса, в частности административные и налоговые реформы [Чудинов 2013]. С.Ф. Блуменау изучает вопросы взаимоотношения французского общества и королевской администрации кануна революции [Блуменау 2017].

 

Ход исследования

В конце Старого порядка под угрозой неминуемого банкротства монархия проводит реформы, и создание новой провинциальной администрации становится одним из центральных элементов программы восстановления, представленным Калонном еще на Собрании нотаблей в феврале 1787 года [Kaiser, Van Kley 2011, р. 66; Скочпол 2017, с. 128–129]. Система провинциальных собраний была введена на пробной основе Неккером в 1778–1779 гг. в женералите (генеральстве) Берри и Верхняя Гиень. После отставки Калонна в апреле 1787 г. его преемник Ломени де Бриенн продолжил проводить эту программу. План создания провинциальных собраний был рассмотрен нотаблями, получил в целом одобрение [Doyle 2012, р. 104]. Бюро графа Прованского и герцога Орлеанского даже выступили за предоставление две трети от общего числа представителей третьему сословию (Observations 1787). После роспуска собрания нотаблей 25 мая 1787 г. королевская администрация была вынуждена проводить и регистрировать серию законов, включая и создание провинциальных собраний, через парламент Парижа [Hardman 2000, р. 87; Doyle 2009, р. 162].

В XVIII веке парламентарии считали, что перед регистрацией эдиктов они обязаны проверить и перейти к их свободному обсуждению. Парламентская оппозиция в последней трети XVIII века усилилась, многие правительственные реформы натыкались на сопротивление парламентов [Saint-Bonnet 2011]. Калонн поэтому и собрал нотаблей, так как хотел заручиться поддержкой общественного мнения для регистрации парламентом всех реформ.

Административная реформа была призвана создать выборные коллегиальные органы местного самоуправления, которые частично получат функции интенданта и субделегата в вопросах распределения и надзора за сбором налогов, контроля общественных и дорожных работ [Веремчук 2009, с. 73]. Эти провинциальные собрания избирались на основе имущественного ценза. Король решил, что представители третьего сословия получат в них двойное представительство [Чудинов 2013, с. 138].

Провинциальные собрания начали организовываться летом 1787 года в большинстве округов (élections), в которых проводились выборы, на основе целой серии указов, начиная с закона о создании собрания в Шампани 23 июня, регламент которого сделался образцом для остальных провинций, до 4 сентября 1787 г. – собрания в Дофине [Berthe 1966, р. 185].

22 июня 1787 года в парламенте зарегистрирован королевский эдикт о создании провинциальных собраний, также были заявления против администрации интендантов как «неконституционных, тиранических и возмутительных» [Mousnier 1984, р. 662]. Королем и правительством перед собраниями ставилась задача – более точное распределение налогов и облегчение выполнения планов. Провинциальные собрания будут созданы во всех провинциях Франции, где не было провинциальных штатов, количество собраний будет зависеть от местных традиций. Также создаются окружные и муниципальные (собрания общин) собрания, а в промежутках между собраниями – и промежуточные комиссии, в состав которых входят подданные трех сословий, платящих налоги на собственность или личные налоги в указанных провинциях и общинах округа. Оговаривалось, что количество людей, выбранных от первых двух сословий, не может превышать количества человек, выбранных от третьего сословия. Сфера деятельности провинциальных собраний включала назначение дорожного сбора, поощрение ремонта церквей и другие расходы в провинциях или округах и общинах. Президентство в собраниях будет возложено на представителя духовенства или дворянства. Первый состав провинциальных собраний назначается с помощью короля, функции собраний уточняются королевской властью в соответствии с конкретным регионом (Observations 1787, р. 1–3).

Так, по административной реформе, начавшейся в июне 1787 года, контролер финансов Ломени де Бриенн предусматривал, что в каждом женералите, округе и приходе королевства собиралось одно провинциальное, одно окружное (также называлось департаментское или дискритское) и одно муниципальное собрание [Hollander, Pageot 1989, р. 43].

В Лейденской газете в заметке от 29 июня 1787 г. поднимается вопрос о провинциальных собраниях. «Утверждают, что регламент Провинциального собрания Шампани был подписан королем в прошлую субботу» (23 июня). В каждом регионе будут действовать свои правила в зависимости от того, будет это необходимо для количества дворянских или церковных владельцев и традиций края. Некоторые женералите будут иметь 2, 3 и 4 отдельные ассамблеи. В Тюрене их будет 3, в Бордо и Ош – 4. Ассамблеи, которые имеют комиссаров короля из королевских докладчиков с названием субинтенданты, выйдут из Главного Собрания женералите. Согласно этому плану, Мэн и Анжу, где, как предполагается, будут председательствовать герцог де Тессе и герцог де Прален, выйдут из собрания Тура, на которое пошлют депутатов. Председательствуют в женералите 3 Нормандии герцог де Ларошфуко, который председательствует в Руане, герцог де Куаньи в Кане, епископ де Лизье в Энсоне (Extrait d’une Lettre de Paris 1787, р. 6).

В «Постановлении об образовании и составе собраний, которые будут проходить в провинции Шампань в соответствии с указом о создании провинциальных собраний» от 23 июня 1787 г. говорилось, что король своим указом приказал учредить в провинциях своего королевства различные собрания в соответствии с формой, которая будет им определена. Администрация провинции Шампань будет разделена между тремя видами различных собраний – муниципальным, окружным и одним провинциальным. Провинциальное собрание будет проводиться в городе Шалон-на-Марне, в округах в их главном месте и, наконец, в муниципальных собраниях в городах и приходах, которые они представляют. Во всех общинах Шампани, где в настоящее время нет муниципальных собраний, будет сформировано одно собрание, но при этом уточняется, что король не намерен менять форму управления и администрацию установленных муниципалитетов. Муниципальное собрание, которое будет проходить в общинах провинции Шампань, где нет установленного муниципалитета, будет состоять из сеньора прихода и приходского священника, еще 3, 6 или 9 членов, выбранных сообществом, то есть 3, если в сообществе меньше 100 домов, 6, если в нем меньше 200, и если в нем больше 200, то 9 человек. В муниципальные собрания также будет включена должность синдика (в муниципалитетах ответственный за организационные вопросы), который имеет право голоса и будет нести ответственность за исполнение решений, которые будут обсуждены собранием, но не выполнены. Синдик и выборные члены собрания будут избраны собранием всего прихода. Выборщиками в муниципальные собрания будут те, кто платит 10 и более ливров в указанном приходе налогов на собственность или личных налогов. Любой человек старше 25 лет, проживший не менее 1 года в муниципалитете и плативший не менее 30 ливров с земли или личных налогов, может быть избран членом муниципального собрания, установлена ротация членов, каждый год после первых трех лет треть членов уходит в отставку (Réglement 23 juin 1787, р. 366–369).

Ломени де Бриенн устроил так, что в муниципальных собраниях право голоса не будет ограничиваться собственностью владельцев, а распространяется на всех, кто заплатил не менее 10 ливров личных налогов или налога на имущество. На выборах Орлеана половина глав семейств и одиноких мужчин смогли проголосовать. Но только те, кто заплатил не менее 30 ливров налогов, могли быть избраны в муниципальное собрание для управления делами сообщества и избирать окружное собрание. Из 12 931 выборщика на выборах Орлеана только 4450 имели право на избрание в муниципальные собрания. Более того, Ломени де Бриенн позаботился о том, чтобы собрания отражали структуру сословного общества, как желали нотабли [Mousnier 1984, р. 660].

Шампань делилась на 12 округов, в каждом будет учреждено окружное собрание. Эти ассамблеи будут состоять из 24 человек, 12 из которых будут взяты в равном количестве из числа священно-служителей и светских сеньоров или дворян и 12 – из депутатов городов и приходов. Эти 24 человека будут взяты из 6 подокругов, на которые будет делиться каждый округ. Этот подокруг будет представлен на собрании 4 депутатами. Собрание будет состоять из сеньоров, священников и синдиков приходов и двух депутатов, взятых из муниципального собрания и выбранных для этой цели приходским собранием. Председательство будет возложено на члена из духовенства или дворянства. Вначале король сам назначит председателя на 4 года, а потом каждые 4 года король будет выбирать между 2 членами духовенства и 2 членами дворянства, которые предложены собранием. Во время перерыва между окружными собраниями будет действовать комиссия, состоящая из 4 членов: 1 – от духовенства, 1 – от дворянства и 2 – от представителей третьего сословия, которые вместе с синдиками будут отвечать за все дела, которые ассамблее будут доверены (Réglement 23 juin 1787, р. 369–372).

Провинциальное собрание Шампани будет впервые открыто 4 августа. В его состав войдут архиепископ Реймский, его председатель и 23 человека, назначенных королем, 5 – от духовных лиц, 6 – от светских сеньоров и 12 – от третьего сословия. Эти 24 человека назначат еще 24 человека, чтобы сформировать число 48, из которых будет составлено собрание. 11 человек, которых вместе с председателем выберет король, назначат собрания округов, которые затем должны назначить других членов упомянутых ассамблей. Из 48 членов провинциального собрания 24 составят дворянство и духовенство. 24 будут взяты из депутатов городов и приходов, так, чтобы 4 всегда будут из округов и из этих 4 всегда есть 1 от духовенства, 1 от дворянства и 2 от третьего сословия (Réglement 23 juin 1787, р. 372–374). Действительно, первая сессия провинциального собрания Шампани состоялась 4 августа в Шалон-на-Марне на основании установленного положения, отправленного по приказу короля (De Paris, le 14 août 1787, р. 316).

4 августа 1787 г. в 9 часов утра в зале Ратуши Шалон-на-Марне открылось первое собрание. Поскольку собрание было сформировано, оно расположилось в следующем порядке: архиепископ-герцог Реймский, председатель в глубине зала, духовенство – по правую от него руку, дворянство –слева по возрасту, депутаты от землевладельцев городов и сельской местности – следуя порядку городов и приходов, который был определен на основе их взносов. Королевский комиссар (субделегат) выступил с речью, в которой заявил, что собрание должно приступить к выборам 24 членов, которые завершат указанную провинциальную ассамблею, в соответствии с королевскими постановлениями. Председатель, представив собранию важность основ, за выполнение которых оно отвечает, сказал, что, подчиняясь приказам короля, следует избрать секретаря, двух синдиков и 24 депутата, чтобы сформировать собрание из 48 членов. Он попросил депутатов обсудить между собой вопросы, которые было бы целесообразно предложить на следующей сессии (Procès verbal de Champagne 1787, р. 3–9). На заседании 6 августа избрали секретаря Жак Делапе, нотариуса из Шалона, выбрали 12 человек, промежуточную комиссию провинциального собрания из 4 человек и 2 синдиков: одного от дворянства и духовенства –шевалье Левека де Пуи, государственного советника и генерал-лейтенанта в балльяже и второго от третьего сословия – адвоката парламента Розе (Du 6 аoût 1787, р. 25–30). 7 августа были выбраны 11 членов в каждый округ (Du 7 аoût du matin 1787, р. 3–41). 7 августа вечером был принят ряд решений: 1) окружные собрания впервые откроются 27 августа; 2) следующее заседание провинциального собрания состоится 15 ноября 1787 г.; 3) вся корреспонденция будет поступать в окружные собрания и их промежуточные комиссии, а от них – в провинциальное собрание и его промежуточную комиссию; 4) синдики провинциальных и окружных собраний будут вести реестр с поступающими запросами, ответами или ссылками на собрания, чтобы представить это на последующих заседаниях; 6) назначено вознаграждение: синдикам – по 4 тысячи ливров каждому и в дополнение 1200 ливров для проживания, 4 членам промежуточной комиссии – 1200 ливров, а секретарю – 1500 ливров, 1200 ливров – поверенному в делах в Париже (Du 7 août du soir 1787, р. 42–44). На следующий день было завершение сессии собрания, председатель просил промежуточную комиссию узнать у окружного собрания и суммировать следующие данные: 1) точный подсчет текущего населения провинции обоего пола; 2) замечания относительно каждого прихода, о болезнях и пожарах, бывших в течение прошлого года; 3) подробный подсчет поголовья крупного рогатого скота каждого вида с пояснением по средствам, которые могли бы использовать для их умножения и улучшения; 4) собрание желает знать все ресурсы провинции, хотело бы, чтобы промежуточная комиссия получила точный отчет обо всех земельных владениях любого характера, привилегированных и других, даже принадлежащих общинам жителей; 5) форма и режим налогообложения, из которых следуют общие и индивидуальные распределения тальи, капитации привилегированных, все расходы, связанные со сбором налогов и администрацией провинции; 6) промежуточная комиссия выяснит у главного инженера провинции основные работы, которые должны быть сделаны в 1788 году на дорогах, подчиняя расходы налогообложению, зафиксированному в этой части, которую администрация хотела бы сократить до пропорции меньше чем 1/6 тальи и капитации; 7) комиссия должна получить отчет обо всех расходах, связанных с фондом мостов и дорог, фиксированных или переменных, и таблицу расходов, которые должны быть произведены в 1788 году; 8) собрать данные о благотворительных мастерских, которые состоятся в 1787 году; 9) узнать, какие дороги используются для продажи товаров провинции за границу; наиболее значимые рынки внутреннего потребления; какие сообщения и рынки было бы выгоднее создать (Du 8 аoût 1787, р. 45–47). Исходя из этого списка, можно определить функции провинциального собрания, в частности вопросы налого-обложения, общественных работ, а также желание улучшить состояние экономики региона.

В «Секретной литературной переписке» от 18 августа 1787 г. есть выдержка из письма из Реймса, что 8 августа завершилось формирование провинциального собрания, как и образование 12 окружных собраний. 27 августа будет завершен набор из 24 членов и 2 синдиков, в том числе 1 – от дворянства и 1 – от третьего сословия. В течение ноября все эти собрания начнут работать. Автор пишет: «Можно только приветствовать выбор. Провинциальное собрание очень хорошо составлено, уже есть дух патриотизма и стремление к добру, рождающие самые лестные надежды» (Extrait d’une lettre de Reims 1787, р. 287).

В Политическом журнале Брюселя, в заметке из Парижа от 25 июля, рассматривается постановление, изданное королем в июле 1787 г., о формировании и составе собраний, которые пройдут в провинции Иль-де-Франс в соответствии с декретом о создании провинциальных собраний. Иль-де-Франс будет разделена на 3 типа собраний: муниципальное, от департамента и провинциальное. Провинциальное собрание будет проводиться в городе Мелоне, от департамента – в главном городе и, наконец, муниципальные собрания – в городах и округах, которые они представляют. Члены провинциального собрания будут избираться из числа депутатов собраний департаментов, а также тех, кто будет составлять муниципальные собрания, сделанные по устройству провинциальных ассамблей в провинции Шампань (De Paris le 25 juillet l787, р. 172–174).

В «Газет де Франс» писалось, что недавно было напечатано постановление короля об образовании и составе собраний, которые в соответствии с указом об учреждении провинциальных собраний будут проводиться в провинциях Суассона, Труа-Эвеш, Иль де Франс, Оверни и женералите Амьена. Первые два – 5 июля, а остальные – 8 июля. Преамбула и положения настоящего регламента такие же, как и в положении о формировании и составе собраний провинции Шампань. Администрация провинции Труа-Эвеш будет разделена на муниципальное собрание, дистрикты или бюро и провинциальное собрание, которое будет проходить в Меце. Собрания Иль де Франс и женералите Амьена будут разделены на муниципальные, департаментские и провинциальные собрания: для Иль де Франс в Мелоне и для женералите Амьена в Амьене. Администрация провинций Овернь и Суассонн будет разделена на муниципальные, окружные и провинциальные собрания; провинциальное собрание первого состоится в Клермоне, а собрание второго – в Суассоне. Открытие собраний назначено на 11 августа для Иль де Франс и Суассона, 14 августа – для Оверни и женералите Амьена и 18 августа – для Труа-Эвеше (De Paris, le 24 Juillet l787, р. 291–292).

Полномочия провинциального собрания касались общественных работ, строительства и поддержания дорог. Провинциальное собрание в Амьене стремилось заменить интенданта. Субделегат практически лишался своих первоначальных обязательств. Собрание контролировало ход работ по содержанию и ремонту дорог. Уже в декабре 1787 года в Амьене устанавливается баланс управления мостами и дорогами под «правлением Д'Агея». Вся процедура общественных работ детальна, каждый этап объяснен, и все проходит под общим наблюдением провинциального собрания [Condette-Marcant, Rigaudière, 2001, р. 111–113].

В Политическом журнале Брюсселя, в заметке из Парижа 31 июля, рассматривается постановление короля от 12 июля 1787 года об образовании и составе собраний, которые будут проходить в генеральстве Оша, в провинции Лимузен, провинции Пуату. 12 июля 1787 г. издано постановление об образовании и составе собраний, которые состоятся в провинции Эльзас на основании эдикта о создании регламента провинциальных собраний, принятого королем 8 июля 1787 г. об образовании и составе собраний, которые состоятся в герцогствах Лотарингия и Бар (De Paris le 31 juillet 1787, р. 20–21).

В 1787 году Эльзас наделен провинциальным собранием из 24 членов (12 – для духовенства и дворянства и 12 – для третьего сословия), к которым прибавляются делегаты 12 собраний дистрикта. Это провинциальное собрание собралось в Страсбурге в 1787 году под руководством барона де Флашландена. Создается промежуточная комиссия, отвечающая за подготовку проектов к Пленарному собранию. Но его работа приостановлена в связи с созывом Генеральных Штатов [Grasser 1998, р. 59].

5 августа 1787 г. от имени короля издается «Регламент о функциях провинциальных собраний и их подчиненных и взаимоотношениях этих собраний с интендантами провинций». Он разбит на 5 разделов. В разделе о муниципальных собраниях говорится, что распределение между налогоплательщиками сообщества будет осуществляться не менее чем 2/3 всех членов муниципального собрания, тем не менее с учетом того, что распределение тальи и дополнительных налогов будет производиться членами муниципальной ассамблеи. Распределение будет по 5 спискам: в отношении тальи, капитации, поземельного налога, взносов на строительство дорог, распределения местных сборов на нужды региона. Члены муниципального собрания также будут нести ответственность за все объекты, представляющие интерес для сообщества, включая все общественные и церковные здания и ремонт дорог. Если расходы свыше 500 ливров, то им нужно согласовывать с их субделегатом или интендантом. Все предложения и жалобы муниципальное собрание отправляет в окружное или департаментское собрание для рассмотрения (Réglement du 5 аoût 1787, р. 1–7). Окружные (департаментские или дистриктные в ряде регионов) собрания, а также их промежуточные комиссии будут связующим звеном в переписке между муниципальными и провинциальными собраниями. Они будут распределять налоги на территории округов или департаментов. Синдики при открытии окружного собрания должны представить отчет по всем вопросам, возникшим в перерыве между заседаниями. Окружные или департаментские собрания будут направлять в провинциальное собрание отчет о расходах на их управление, а также предложения и заявления, которые они считают необходимым произвести на своей территории. В целом все, что будет касаться вопросов по территории окружного или департаментского собрания, будет сначала обсуждаться, а затем выполняться ими или их промежуточными комитетами при санкционировании провинциального собрания (Réglement du 5 аoût 1787, р. 7–10). Провинциальные собрания будут обсуждать все суммы, необходимые для провинции, связанные с тратами на администрацию, благотворительность, строительство дорог. Затем средства будут распределяться между округами и департаментами и далее сообществами и приходами. Промежуточная комиссия провинциального собрания будет контролировать ход всех общественных работ. А при открытии провинциального собрания будет составлен отчет о работе комиссии. Протоколы заседания провинциального собрания будут распечатаны и представлены общественности как отчет о проделанной работе. В вопросах взаимоотношений субделегата и провинциального собрания уточняется, что собрание будет информировать субделегата о вопросах, обсуждаемых на заседаниях, что он открывает и закрывает заседания (Réglement du 5 аoût 1787, р. 10–15). Таким образом, в регламенте прописаны направления деятельности провинциальных собраний и им подчиненных окружных и муниципальных собраний. Обозначены функции провинциальных собраний, а также отношения с субделегатом.

В «Газет де Франс» в заметке из Парижа от 31 августа 1787 г. написано: регламенты, сделанные королем для создания и устройства собраний в женералите Руан, Кан и Алансон, образованы 5 июля. Администрация женералите в Руане и Алансоне разделила на три вида собраний: муниципальное, департаментское и провинциальное. Провинциальное собрание Руана открывалось 18 августа, Кана – 20 и Алансона – 25. Администрация женералите Кан разделила собрания на муниципальное, окружное и провинциальное (De Paris 31 aût 1787, р. 351).

По регламенту «О формировании и составе Ассамблей, которые пройдут в женералите Руана 15 июля 1787 года» администрация женералите Руан будет разделена между тремя видами различных собраний – это муниципальное, департаментское и провинциальное. Провинциальное собрание будет проводиться в городе Руане, департаментское – в главном городе, который будет указан королем, и, наконец, муниципальные собрания –в городах и приходах, которые они представляют. Члены собрания провинции будут выбраны из числа собраний департаментов и аналогичных членов из числа тех, кто будет составлять муниципальные собрания. Регламент женералите Руан в отношении муниципальных собраний имеет общие черты с постановлением по провинции Шампань, но есть отличия по второму уровню: в Шампани были созданы окружные собрания, а в Руане – департаментские, но принцип управления тот же. Так, женералите Руан будет разделено на 10 департаментов, а именно: 1 – в округе Руана, 1 – в округе Пон-Одемер, 1 – в Пон-Левек, 1 – в Кодебеке, 1 – в Монтивилье, 1 – в Д’Арк, 1 – в Э- и Нефшатель, 1 – в Лионе, Жизоре, Шамоне и Маньи, 1 – в Андели и Пон-де-Л’Аш и 1 – в Эвре. В каждом из этих департаментов будет организовано специальное собрание. Указанные собрания должны состоять из департаментов Руан, Д'Арк, Лион, Жизор, Шомон и Маньи и выбирают 28 человек, из Эвре и Кодебека – 24, а остальных 20, из которых половина будет взята среди духовенства и дворянства и половина – среди депутатов городов и приходов. Эти 28, 24 и 20 человек будут взяты из 7-го, 6-го и 5-го округов, которые направят в собрание департамента 4 заместителя. После полного формирования собрания его состав сохранится на 3 года. В период между сессиями собрания департамента будет действовать промежуточная комиссия, состоящая из членов по одному от духовенства и дворянства и двух от третьего сословия. Провинциальное собрание Руана впервые состоится 18 августа. В его состав войдут кардинал де Ларошфуко, председатель и 25 человек: 6 от духовенства, 7 светских сеньоров и 12 представителей третьего сословия. Кардинал де Ларошфуко вместе с этими 25 депутатами назначат 26 человек, чтобы сформировать число 52, из которых собрание и будет составлено. Они аналогичным образом назначат людей, будут формировать департаментские собрания, которые затем должны назначить других членов упомянутых собраний. Будет создана промежуточная комиссия, состоящая из председателя собрания, синдиков, 1 – от духовенства, 1 – от дворянства и 2 – от третьего сословия (Réglement 15 juillet 1787, р. 11–28).

18 августа, субботу, 1787 г. в 9 часов утра открылось провинциальное собрание женералите Руана в соответствии с регламентом от 15 июля 1787 г. Оно заседало в одном из залов архиепископского дворца Руана. Архиепископ Руанский – председатель – объявил, что в соответствии с намерениями Его Величества собрание должно приступить к выборам секретаря, 2 синдиков и 26 членов, которые должны были завершить формирование собрания, а также созданию промежуточной комиссии и выбору даты открытия собрания департаментов. Избрали секретаря – большинством голосов им стал адвокат парламента Руана Байе, выбрали промежуточную комиссию (Procès verbal de Rouen 1787, р. 3–10).

На заседании 20 августа 1787 г. были выбраны 2 синдика: от духовенства и дворянства – маркиз Д'Эрбувилль и от третьего сословия – адвокат парламента Руана Труре. Затем было проведено голосование к назначению 28 членов, которые должны завершить формирование провинциального собрания. Промежуточная комиссия провинциального собрания включала председателя, 2 прокуроров-синдиков и секретарей-клерков (Du 20 aoust 1787, р. 29–33). 21 августа избрали половину списков в собрания департаментов в соответствии с регламентом и обсудили ряд вопросов. Принято решение, что провинциальная ассамблея возобновит свои сессии 19 ноября, в понедельник, 1787 г., а департаментские собрания откроются 24 сентября (Du 21 aoust 1787, р. 34–41).

22 августа на итоговом заседании были зафиксированы результаты предшествующего обсуждения, чтобы передать промежуточной комиссии: 1) промежуточная комиссия выяснит размер налогов по распределению тальи, капитациии для привилегированных, расходов, связанных как со сбором налогов, так и с администрацией генеральства; 2) промежуточная комиссия запросит у главного инженера отчет об общественных работах, проводимых в 1787 году, таблицу расходов на эти работы и оценку всех работ, которые должны быть выполнены в 1788 году, чтобы следующее заседание провинциального собрания определило полезность планируемых работ, а также выбора тех, которым следует отдать предпочтение, и суммы средств, которые будут там использоваться; 3) промежуточная комиссия получит отчет о благотворительных мастерских, которые прошли в этом году, чтобы узнать, какие из них могут быть продолжены и полезные и когда необходимо будет создавать новые; 4) она получит отчет обо всех расходах, как фиксированных, так и переменных, которые должны быть произведены на 1788 год, чьи средства обычно выделяются из общих доходов финансов и других фондов на службы генеральства; 5) она соберет все сведения по текущему положению на мануфактурах и других отраслях промышленности и торговли, которые могут нуждаться в помощи и поощрении, и особенно тех, которые больше всего страдают от конкуренции со стороны иностранных промышленных товаров; 6) она позаботиться о получении знаний и использовании всех средств для ускорения прекращения всякого попрошайничества, чтобы повысить реальную полезность благотворительных учреждений; 7) наконец, она будет нести ответственность за выбор и размещение подходящего места для проведения сессий собраний, для обслуживания своих служб и хранения своих архивов, она представит следующему собранию отчет о своих наблюдениях по установлению заработной платы синдиков-прокуроров и секретаря-клерка, а также заработной платы судебных приставов и других лиц, занятых на его службе (Le 22 aoust 1787, р. 41–44). Если сравнивать итоговые решения провинциальных собраний Шампани и Руана, то большинство вопросов повторяются, поднимаются вопросы о выяснении положения дел в экономике, общественных работах и благотворительности. В Шампани больше сделан акцент на сельском хозяйстве и обслуживании дорог, в Руане – на промышленности и благотворительности.

В заметке из Парижа от 14 сентября говорится, что предписания 18 и 30 июля и 15 августа сделаны королем об установлении и составе собраний на основании эдикта о создании провинциальных собраний в женералите Орлеан, Лион и провинции Руссильон. Они были разделены в первых двух на собрания муниципальные, департаментские и провинциальные, в последнем – на собрания муниципальные, дистриктские и провинциальные. Провинциальное собрание Орлеана открылось 25 августа, такое же – в Лионе 10 сентября и в Руссильоне 20 октября (De Paris 14 septembre 1787, р. 368). Таким образом, на протяжении лета 1787 г. королем подписаны постановления о формировании и составе провинциальных ассамблей всего королевства.

Открытие провинциального собрания Анжу в ратуше Анжер состоялось 6 октября 1787 года. Подобно другим 16 общинам, не имеющим провинциальных штатов, город Тур, объединяющий вместе Анжу, Мэн и Турен, наделен указами от 18 июля и 12 августа 1787 г. определенным собранием для каждой из трех провинций и Генеральным собранием. Создание провинциального собрания в таком регионе, как Анжу, поставило проблему представительства третьего сословия, но также и проблему признания юридического и политического образования в регионе. Однако промежуточная комиссия, работающая между сессиями собрания, не занималась этим вопросом до осени 1788 года [Baudens 2011].

Провинциальные собрания, по сути, были привилегированными ассамблеями, поскольку их члены, половина из которых была назначена королем, включали столько же привилегированных членов (духовенство и дворянство), сколько представителей третьего сословия. К тому же последние почти все принадлежали к привилегированным сословиям. Основные обязанности этих собраний заключались в распределении налогов на местах, но их роль должна была выходить за рамки общих дел государственного управления и «экономической полиции». Члены провинциальных ассамблей 1787 года были выбраны королем или набраны на основе кооптации, предполагалось, что в 1790 году состоятся выборы, что придало бы этим ассамблеям действительно представительный характер [Berthe 1966, р. 185].

Из 20 действующих провинциальных собраний 10 находились под председательством архиепископов или епископов, а 10 – под председательством представителей высшего дворянства, 4 из которых были принцами и пэрами. 15 или 20 синдиков от первых двух сословий принадлежали к старому провинциальному дворянству. Все синдики-прокуроры третьего сословия были магистратами или адвокатами, а половина из них носила титул экуйе или шевалье. Эта реформа коснулась только 23 женералите. Женералите Буржа и Монтобана сохранили свои существующие провинциальные собрания. Хотя комиссии теоретически подчинялись субделегатам, важность субделегатов в провинции была сильно уменьшена [Mousnier 1984, р. 660].

Заключение

Подводем итоги. Летом 1787 г. была проведена административная реформа, созданы провинциальные собрания по всему королевству. Новые административные органы создавались при сохранении старой администрации на местах. По мнению королевской власти, новые собрания будут работать на местах более эффективно на основании представленных отчетов от муниципальных и окружных собраний, располагать сведениями о проблемах провинции и вырабатывать пути решения и доносить информацию до центра. Основные вопросы, которыми они занимались, касались налогообложения, общественных работ, особенно связанных со строительством и поддержанием дорог, тем более что летом 1787 г. проведен закон о замене корве денежным налогом, а контроль за его введением и исполнением поручен провинциальным собраниям (Déclaration 1787, р. 237–238). Но половинчатость мер реформы привела к борьбе между старой и новой администрацией, затягиванию решений, только обострив ситуацию в стране. Эта реформа показала, что королевская власть стремилась выйти из кризиса и не допустить ухудшения положения в стране, хотя ей это и не удалось.

Таким образом, рассмотрен механизм внедрения административной реформы во Франции с помощью принятых эдиктов о создании провинциальных собраний в королевстве, регламента по каждому региону и регламента о функциях собрания. Это поможет в исследовании административной реформы Ломени де Бриенна, ее детализации, раскрытию замыслов королевской администрации и в целом для изучения событий 1787–1788 гг. во Франции.

×

About the authors

E. A. Koutseva

Samara State University of Social Sciences and Education

Author for correspondence.
Email: eakuceva@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-6959-5215

Candidate of Historical Sciences, associate professor, associate professor of the Department of General History

Russian Federation, 65/67, Maxim Gorky Street, Samara, 443099, Russian Federation.

References

  1. Baudens 2011 – Baudens S. (2011) De la province à la nation. Débats sur la constitution des états provinciaux à la veille de la révolution: le cas de l’Anjou. Annales historiques de la Révolution françaice, avril-juin 364. DOI: http://doi.org/10.4000/ahrf.12024.
  2. Berthe L. 1966 – Berthe L. (1966) Les Assemblées provinciales et l'opinion publique en 1787–1788. Revue du Nord, no. 189, pp. 185–200. DOI: http://doi.org/10.3406/RNORD.1966.2566.
  3. Condette-Marcant, Rigaudière, 2001 – Condette-Marcant A.-S., Rigaudière A. (2001) Bâtir une généralité: Le droit des travaux publics dans la généralité d’Amiens au XVIIIe siècle. Paris: Institut de la gestion publique et du développement économique, 661 p. DOI: http://doi.org/10.4000/books.igpde.3402.
  4. Doyle 2009 – Doyle W. (2009) Aristocracy and its enemies in the age of revolution Oxford: Oxford University Press, 371 p. DOI: http://dx.doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199559855.001.0001.
  5. Doyle 2012 – Doyle W. (2012) The Oxford Handbook of the Ancien Régime. Oxford: Oxford University Press, 583 p. DOI: http://doi.org/10.1093/oxfordhb/9780199291205.001.0001.
  6. Kaiser, Van Kley 2011 – Kaiser Th.E., Van Kley D.K. (Eds.) (2011) From deficit to deluge: the origins of the French Revolution. Stanford: Stanford University Press, 2011. 345 p. DOI: http://doi.org/10.1515/9780804777193.
  7. Grasser 1998 – Grasser J.-P. (1998) Une Histoire de l'Alsace. Paris: Edition J.-P. Gisserot, 123 р.
  8. Hardman 2000 – Hardman J. (2000) Louis XVI. The silent king. London: Arnold, 224 р. DOI: http://doi.org/10.1080/03612759.2001.10525774.
  9. Hollander, Pageot 1989 – Hollander d' Р., Pageot P. (1989) La Révolution française dans le Limousin et la Marche, 1787–1799. Toulouse Privat, 317 р.
  10. Mousnier, 1984 – Mousnier R.E. The Institutions of France under the Absolute Monarchy 1598–1789. Vol. II. The Organs of State and Society. Chicago; London: The University of Chicago Press, 1984. 695 p. Available at: http://www.onscene.ru/The-institutions-of-France-under-the-absolute-monarchy-1598-1789--society-and-the-state--or--cRoland/14/efgdia.
  11. Saint-Bonnet 2011 – Saint-Bonnet F. (2011) Le «constitutionnalisme» des parlementaires et la justice politique. Les équivoques des «lits de justice» du XVIIIe siècle. Revue d'histoire politique, no. 15 Parlement[s], pp. 16–30. DOI: http://doi.org/10.3917/parl.015.0016.
  12. Blumenau 2017 – Blumenau S.F. (2017) Attitude of society the king`s ministers before and at the beginning of the French revolution of the 18th century. The Bryansk State University Herald, no. 1 (31), pp. 11–15. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28896563. (In Russ.)
  13. Veremchuk 2009 – Veremchuk L.P. (2009) Two French historians' assessment of Lomenie de Brienne reform. Tomsk State University Journal, no. 325, pp. 73–74. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=13418840. (In Russ.)
  14. Skocpol 2017 – Skocpol T. (2017) States and Social Revolutions: A Comparative Analysis of France, Russia and China. Translated from English by S. Moiseev; D. Karasev (Ed.). Moscow: Izd-vo Instituta Gaidara, 552 p. Available at: https://vk.com/wall139355750_2585 (In Russ.)
  15. Chudinov 2013 – Chudinov A.V. (2013) Ancien Regime in France and its fall. Moscow: Rossiiskii gumanitarnyi nauchnyi fond, 180 p. Available at: https://coollib.com/b/487851/read. (In Russ.)

Copyright (c) 2021 Koutseva E.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies