Formation of a student’s subjective position at a university


Cite item

Abstract

Modernization of education and its acquisition of a value-oriented foundation of the state policy of Russia assumes that the basis of pedagogical activity at the university is the creation of conditions for the self-development of a young person, his understanding of the role and personal participation in the development of the economy of the state. Currently, there is a problem of inclusion and involvement of the student in learning, which directly affects the formation of his active position in life and development prospects. One of the solutions may be the formation of a student’s subjective position in the process of learning and upbringing. In the article, the author defines subjectivity as an integrative property of personality, the system-forming components of which (motivational, cognitive and activity) reflect the orientation of the individual to understand the personal educational result. Based on the proposed structure, the stages of the formation of the student’s subjective position are considered. Each stage contributes to the formation of a certain type of universal educational actions, as a result of which there is a gradual increment of subjectivity. As a result, the student has an understanding of his own learning result, which contributes to the formation of specified competencies within the framework of external educational goals.

Full Text

Введение

Одними из основных стратегических ориентиров развития современной России являются экономический рост и национальное благосостояние. Именно интеллектуальный капитал страны определяет темп и характер обновления технологий, влияет на результат производственной деятельности. Ведущие российские компании, предъявляя требования к выпускникам вузов, наряду с профессиональными компетенциями рассматривают умение самостоятельно работать, принимать конструктивные решения, саморазвиваться, проявлять ответственность. В настоящее время образование становится ценностно-целевым основанием государственной политики России, а любая педагогическая деятельность направляется на создание условий, которые позволяют молодому человеку стать субъектом культуры, собственного развития и собственной жизни. Сегодня много говорится о субъект-субъектном обучении, где учащийся становится не просто исполнителем,
а автором своей деятельности. Но сложившаяся ситуация в образовании свидетельствует о противоположном. Одной из острых проблем является отсутствие мотивации и вовлеченности учащихся в образовательный процесс. Причин здесь много и решений, соответственно, тоже. Одним из ориентиров может стать формирование субъектной позиции обучающегося.

В современной педагогической науке изучению субъектности и становлению субъектной позиции в учебно-воспитательном процессе уделяется особое внимание. Ряд авторов рассматривают субъектность учащегося как важную характеристику будущего современного специалиста, способного к самостоятельному принятию решений, прогнозированию последствий выбора, обладающего чувством ответственности за судьбу страны [Блиева 2007; Левицкая 2014; Менщикова 2014].

 

Структура субъектности учащегося

Анализ теоретических подходов к решению обозначенной проблемы показал, что современные исследователи определяют субъектную позицию личности как целенаправленную, активную и рациональную позицию человека в повседневной жизнедеятельности и по мере его развития [Борытко 2007; Битянова, Беглова 2016; Ленглер 2012]. Однако формирование субъектной позиции учащегося также может стать способом вовлечения в предметную область. Только позиция субъекта, активно участвующего в своем образовании при принятии ответственности за его результат, может обеспечить мотивацию к получению знаний, умений и навыков. Важно осознавать, что и формирование субъектности, и ее проявление в поведении личности происходят только в ходе активной деятельности на основе личностных целей и ценностей. Таким образом, субъектность может рассматриваться как интегративное свойство личности, системообразующие компоненты (мотивационный, познавательный и деятельностный), отражающие направленность личности на понимание личностного образовательного результата, проявляющегося сформированной системой ценностей, вовлеченностью в процесс обучения и умением применять полученные знания в реальных жизненных ситуациях (рис. 1).

Практическая значимость предложенной структуры заключается в том, что ее структурные компоненты и их показатели могут стать инструментом для проведения эмпирических исследований в области становления субъектной позиции обучающегося. Предложенная структура позволяет определять взаимосвязь субъектной позиции с уровнем учебной и социальной активности, вовлекая в процесс обучения слабо мотивированных обучающихся [Битянова, Беглова 2016; Борытко, Мацкайлова 2002].

 

Формирование субъектной позиции

В педагогической теории существует ряд моделей, описывающих формирование субъектной позиции учащихся. Развитие субъектности представляет собой постепенное приращение способности управлять своей активностью, своими действиями и деятельностью в целом (Исаев, Слободчиков 2013). Для развития субъектной позиции необходимо превратить внешнее событие учащегося в событие его внутренней жизни. Задача педагога заключается в том, чтобы связать внешние образовательные цели, педагогические цели и личные цели с измеримым личным образовательным результатом [Руднева 2021].

Предложенная нами структура субъектности позволяет представить формирование субъектной позиции учащегося в виде конструкта, состоящего из пяти этапов, каждый из которых способствует росту определенного вида универсальных учебных действий, что дает поэтапное приращение субъектности (рис. 2).

Первый – этап доверия, где происходит понимание педагогом и обучающимся своей субъектной роли в процессе обучения. На данном этапе выстраиваются между субъектами доверительные отношения. Педагог принимает роль наставника в организации самостоятельной деятельности, чему способствуют правила взаимодействия и коммуникации.
Второй этап – создание ситуации интереса. На данном этапе уточняется интерес к изучению материала на основе личных целей и ценностей каждого субъекта обучения. Это может происходить в форме эссе, гугл-опроса, общей беседы и т. д. Задача педагога – приблизить педагогические цели к личным целям обучающегося.
Следующий этап – субъектное действие, обусловленное целью и задачами, собственными ценностями. Происходят осознание выбранного способа действия, его оценка, нахождение перспектив усовершенствования. В рамках заданных образовательных целей возникает ситуация выбора, адекватность которой определяется индивидуальностью и творчеством при организации собственной деятельности.
Следующий этап – субъектная деятельность по достижению целей сопровождается вовлечением в процесс деятельности субъектов взаимодействия: педагог выполняет роль наставника, обучающийся – роль организатора собственной деятельности. Последний этап – рефлексия, осознание субъектом достижений личных целей, полноты получения результата обучения, осмысления и анализа приобретенных знаний в общей структуре образовательного результата, планируемых компетенций, потребности в обретении новых знаний и навыков.

Выводы
В целях достижения личностных образовательных результатов обучающихся в вузе педагогическая деятельность направляется на создание условий для развития субъектной позиции. Осознание своих возможностей и понимание личностного образовательного результата стимулируют к активной деятельности, в ходе которой происходит становление субъектной позиции, задающей образец поведения в учебной деятельности и профессиональной.

×

About the authors

N. P. Ustinova

Kalashnikov Izhevsk State Technical University

Author for correspondence.
Email: usti-natalya@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-8181-5719

Candidate of Pedagogical Sciences, head of the Department of Organizational and Educational Work, associate professor of the Department of Engineering Graphics, Professional Pedagogy and Advertising Technology

Russian Federation, 7, Studencheskaya Street, Izhevsk, 426069, Russian Federation

References

  1. Bityanova, Beglova 2016 – Bityanova M.R., Beglova T.V. (2016) Development of a subject position students: model and technology. Siberian Pedagogical Journal, no. 5, pp. 112–117. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-subektnoy-pozitsii-uchaschihsya-model-i-tehnologiya; https://elibrary.ru/item.asp?id=27279190. EDN: https://elibrary.ru/wyysid. (In Russ.)
  2. Blieva 2007 – Blieva F.I. (2007) Structure of the professional subjective position of the future specialist. The Bulletin of the Adyghe State University. Series «Pedagogy and Psychology», no. 3, pp. 123–129. Available at: http://vestnik.adygnet.ru/files/2007.4/577/blieva2007_4.pdf; https://elibrary.ru/item.asp?id=11933827. EDN: https://elibrary.ru/kbdvxl. (In Russ.)
  3. Borytko, Matskailova 2002 – Borytko N.M., Matskailova O.M. (2002) Formation of the student’s subjective position in the humanitarian space of the lesson: monograph; Sergeev N.K. (Ed.). Volgograd: Izd-vo VGIPKRO, 132 p. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=25947616. EDN: https://elibrary.ru/vvvcmh. (In Russ.)
  4. Levitskaya 2014 – Levitsky L.V. (2014) Subject position of the person as a stage on the way to professional self-actualization of students. Scientific-methodological electronic journal «Koncept», vol. 20, pp. 4066–4070. Available at: http://e-koncept.ru/2014/55078.htm; https://elibrary.ru/item.asp?id=21806632. EDN: https://elibrary.ru/sjfbid. (In Russ.)
  5. Langler 2012 – Langler O.A. (2012) Human subjectivity: psychological and pedagogical foundations. Molodoi uchenyi, no. 11 (46), pp. 440–442. Available at: https://moluch.ru/archive/46/5654; https://elibrary.ru/item.asp?id=18091296. EDN: https://elibrary.ru/pfxest. (In Russ.)
  6. Menshchikova 2014 – Menshchikova I.A. (2014) Subject position in professional identity within senior university students. Fundamental Research, no. 1, pp. 154–159. Available at: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=33523; https://elibrary.ru/item.asp?id=21247540. EDN: https://elibrary.ru/rwyyst. (In Russ.)
  7. Rudneva 2021 – Rudneva T.I. (2021) Professional development – factor of professional success. Vestnik Samarskogo universiteta. Istoriia, pedagogika, filologiia = Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology, vol. 27, no. 2, pp. 61–65. DOI: http://doi.org/10.18287/2542-0445-2021-27-2-61-65. EDN: https://elibrary.ru/pgdbnk. (In Russ.)

Copyright (c) 2022 Ustinova N.P.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies