Прогнозирование предела выносливости упрочнённых деталей с учётом эксплуатационных факторов

В. Ф. Павлов, В. А. Кирпичёв, П. Е. Киселев, А. А. Швецова

Аннотация


Одним из основных параметров, используемых в расчётах на прочность поверхностно упрочнённых деталей, является предел выносливости по разрушению, при прогнозировании которого наряду с упрочнением следует учитывать влияние различных эксплуатационных фактов. Прогнозирование предела выносливости в условиях концентрации напряжений осуществлялось по критерию, учитывающему влияние остаточных напряжений на поверхности опасного сечения упрочнённой детали, и критерию среднеинтегральных остаточных напряжений по толщине упрочнённого поверхностного слоя, равной критической глубине нераспространяющейся трещины усталости. Исследовано влияние поверхностного упрочнения на предел выносливости с учётом таких эксплуатационных факторов, как тип деформации, рабочая температура, асимметрия цикла нагружения образцов, изготовленных из сталей и алюминиевых сплавов. Испытания на усталость цилиндрических образцов с круговыми надрезами полукруглого профиля проведены при кручении, изгибе и растяжении-сжатии. Установлено, что использование критерия среднеинтегральных остаточных напряжений достаточно хорошо отражает влияние поверхностного упрочнения на предел выносливости по разрушению с учётом изученных эксплуатационных факторов.


Ключ. слова


Упрочнённая деталь; прогнозирование предела выносливости; эксплуатационные факторы; критерий среднеинтегральных остаточных напряжений

Полный текст:

PDF

Список литературы

1. Павлов В.Ф., Вакулюк В.С., Чирков А.В., Сазанов В.П. Прогнозирование предела выносливости поверхностно упрочнённых деталей в условиях концентрации напряжений // Вестник Уфимского государственного авиационного технического университета. 2011. Т. 15, № 4 (44). С. 111-115.

2. Иванов С.И., Павлов В.Ф. Влияние остаточных напряжений на выносливость ненаклёпанного материала // В кн.: «Вопросы прикладной механики в авиационной технике». Вып. 66. Куйбышев: Куйбышевский авиационный институт, 1973. С. 70-75.

3. Школьник Л.М., Девяткин В.П. Повышение прочности шестерён дробеструйным наклёпом // Вестник машиностроения. 1950. № 12. С. 13-15.

4. Павлов В.Ф. О связи остаточных напряжений и предела выносливости при изгибе в условиях концентрации напряжений // Известия высших учебных заведений. Машиностроение. 1986. № 8. С. 29-32.

5. Иванов С.И., Шатунов М.П., Павлов В.Ф. Влияние остаточных напряжений на выносливость образцов с надрезом // В кн.: «Вопросы прочности элементов авиационных конструкций». Вып. 1. Куйбышев: КуАИ, 1974. С. 88-95.

6. Кирпичёв В.А., Букатый А.С., Филатов А.П., Чирков А.В. Прогнозирование предела выносливости поверхностно упрочнённых деталей при различной степени концентрации напряжений // Вестник Уфимского государственного авиационного технического университета. 2011. Т. 15, № 4 (44). С. 81-85.

7. Павлов В.Ф., Кирпичёв В.А, Вакулюк В.С. Прогнозирование сопротивления усталости поверхностно упрочнённых деталей по остаточным напряжениям. Самара: Самарский научный центр РАН, 2012. 125 с.

8. Павлов В.Ф., Прохоров А.А. Связь остаточных напряжений и предела выносливости при кручении в условиях концентрации напряжений // Проблемы прочности. 1991. № 5. С. 43-46.


DOI: http://dx.doi.org/10.18287/2541-7533-2018-17-2-144-153

Ссылки

  • Ссылки не определены.


 

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International License.

 

ISSN: 2541-7533