Применение программного обеспечения «виртуальный двигатель» в системе автоматического управления газотурбинного двигателя

Ф. Д. Гольберг, О. С. Гуревич, А. А. Петухов

Аннотация


Разработан математический аппарат и программное обеспечение «виртуальный двигатель» для применения в цифровых системах автоматического управления (САУ) современных газотурбинных двигателей (ГТД). Программное обеспечение базируется на всережимной термогазодинамической математической модели двигателя, функционирующей в бортовых вычислителях в реальном масштабе времени. С помощью программного обеспечения «виртуальный двигатель» в САУ ГТД реализуются новые принципы управления двигателем по параметрам, непосредственно определяющим его основные характеристики, но недоступным для измерения. Реализуются также новые принципы повышения отказоустойчивости двигателя. Проведён синтез контуров управления двухконтурного турбореактивного двигателя (ТРДД) большой степени двухконтурности по определяемым расчётом критическим параметрам – тяге двигателя, температуре газа в камере сгорания, запасам газодинамической устойчивости. Разработана методика восстановления информации о параметрах потока воздуха на входе в двигатель и значений его регулирующих факторов двигателя при отказе информационных каналов. В результате проведённых расчётных исследований показано существенное повышение качества регулирования двигателя и повышение его ресурса при изменении характеристик ТРДД в процессе эксплуатации. Разработана методика идентификации в реальном масштабе времени бортовой термогазодинамической математической модели двигателя, основанная на принципе отрицательной обратной связи

Ключ. слова


Системы автоматического управления; газотурбинный двигатель; бортовая математическая модель

Полный текст:

PDF

Список литературы

1. Culley D., Garg S., Hiller S.-J., Horn W., Kumar A., Mathews H.K., Moustapha H., Pfoertner H., Rosenfeld T., Rybarik P., Schadow K., Stiharu I., Viassolo D.E., Webster J. More Intelligent Gas Turbine Engines: RTO technical report. 2009. http://www.rto.nato.int/

2. Гольберг Ф.Д., Гуревич О.С. САУ ГТД с бортовой математической моделью двигателя // Труды Международной научно-технической конференции «Новые рубежи авиационной науки» (ASTEC’07). М.: Центральный аэрогидродинамический институт, 2007.


DOI: http://dx.doi.org/10.18287/2541-7533-2016-15-4-47-56

Ссылки

  • Ссылки не определены.


 

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International License.

 

ISSN: 2541-7533