Актуальные проблемы надёжности узлов трения газотурбинных двигателей

Е. Ф. Паровай, И. Д. Ибатуллин

Аннотация


Эксплуатация подшипниковых и уплотнительных узлов газотурбинных двигателей связана с неблагоприятным явлением изнашивания рабочих поверхностей трущихся деталей. Режиму граничного трения, возникающему при пуске – останове и экстремальных режимах работы двигателя, свойственны высокие значения коэффициента трения и повреждение поверхностей в зонах касания пар трения. При этом происходит накопление повреждений, изнашивание и изменение геометрии поверхностей трения, что ведёт к ухудшению эксплуатационных свойств изделия и возникновению функционального отказа. При этом в подшипниках и уплотнениях роторов турбомашин требования к постоянству геометрии являются очень жёсткими, так как любое нежелательное изменение формы или размера рабочего зазора ведёт к снижению КПД узла и двигателя в целом. Помимо режима граничного трения эффективность работы подшипниковых и уплотнительных узлов снижают потери мощности на трения, повышающиеся при неоптимальном режиме работы узла, в том числе при неправильном выборе смазочного материала и режиме турбулентного течения в рабочем зазоре. Ряд данных проблем решается изменением формы рабочих поверхностей, использованием специальных материалов, перспективных покрытий, а также своевременным контролем чистоты используемой смазки. 


Ключ. слова


Износ; покрытие; сегментный подшипник скольжения; требования надёжности; уплотнение

Полный текст:

PDF

Список литературы

1. Dimond T., Younan A., Allaire P. A Review of Tilting Pad Bearing Theory // International Journal of Rotating Machinery. 2011. V. 2011. 23 p. doi:10.1155/2011/ 908469.

2. Паровай Е.Ф. Проектирование малорасходных подшипников скольжения роторов турбомашин // Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета. 2014. № 5(47), ч. 2. С. 75-81.

3. Braun D., Greiner, C., Schneider J., Gumbsch P. Efficiency of laser surface texturing in the reduction of friction under mixed lubrication // Tribology International. 2014. V. 77. P. 142–147. doi.org/10.1016/ j.triboint.2014.04.012

4. Gallyamov A.R., Ibatullin I.D. New technology, properties and application of nanostructured antifriction electrochemical coatings // Life Science Journal. 2014. V. 11, Iss. 12s. P. 586-591.

5. Пирсол И. Кавитация. М.: Мир, 1975. 96 с.


DOI: http://dx.doi.org/10.18287/2412-7329-2015-14-3-375-383

Ссылки

  • Ссылки не определены.


 

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International License.

 

ISSN: 2541-7533