К вопросу об исследовании вибрационного состояния газотурбинного двигателя в условиях обледенения

С. Ю. Данилкин, В. А. Телешев

Аннотация


Применительно к авиационной технике особое внимание уделяется проблемам динамической прочности агрегатов и узлов авиадвигателей, а именно сопротивлению материала под действием различных колебательных процессов (вибраций), возникающих при эксплуатации таких двигателей. Важным аспектом данной проблемы является обеспечение безопасности полётов в атмосферных условиях обледенения. Актуальность исследования определяется, прежде всего, недостаточной изученностью процессов обледенения. В статье представлены обобщённые результаты обработки экспериментальных данных, полученных при испытании газотурбинных двигателей (ГТД) в условиях обледенения на специализированном наземном стенде. Рассмотрены этапы процесса обледенения в отношении вибрационного состояния двигателя. В ходе экспериментов по обледенению были обнаружены в спектре вибраций диагностические признаки автоколебаний лопаток. Одной из вероятных причин таких опасных процессов может быть дросселирование вентилятора из-за нарастания льда на лопатках спрямляющего аппарата или на входных деталях вентилятора. Однако, для более детального описания данных явлений, возникающих в условиях обледенения, требуются дополнительные исследования, эксперименты, расчёты. Описаны особенности исследования вибрационных процессов в двигателе при таких испытаниях, обсуждены направления дальнейших исследований данной проблемы.


Ключ. слова


Обледенение; вибрации; испытания ГТД; диагностика колебаний; спектральный анализ

Полный текст:

PDF

Список литературы

1. Авиационные правила. Часть 33. Нормы лётной годности двигателей воздушных судов. М.: Авиаиздат, 2004. 46 с.

2. Гельмедов Ф.Ш., Горячев А.В. [и др.] Методические вопросы проведения испытаний авиационных двигателей в условиях обледенения и оценка изменения характеристик ТРДД // Авиационно-космическая техника и технология. 2008. № 7(54). С. 133-138.

3. Анализ факторов, приводящих к появлению вращающегося срыва в процессе обледенения вентилятора ТРДД, и факторов, способствующих сбросу льда с входных элементов двигателя. Технический отчёт № 300-5143. Хориков А.А. совместно с отд. 300. М.: ФГУП ЦИАМ им. П.И. Баранова, 2006.


DOI: http://dx.doi.org/10.18287/1998-6629-2014-0-5-3(47)-55-59

Ссылки

  • Ссылки не определены.


 

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International License.

 

ISSN: 2541-7533