АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ В РУССКОЙ «НОВОЙ ДРАМЕ» РУБЕЖА ХХ–XXI ВЕКОВ

Л. С. Кислова, С. О. Драчева

Аннотация


Исследование посвящено проблеме нравственного выбора в русской «новой драме» рубежа ХХ–XXI веков. Сегодня русская «новая драма» воспринимается как аксиологический эксперимент, поскольку, впитав основные постулаты «театра жестокости» Антонена Арто, она шокирует и травмирует читателя / зрителя. Неадекватные, маргинальные герои «новой драмы» – страдающие, агрессивные, находящиеся «на грани» – словно постоянно тестируются на человеческую состоятельность. Таким образом, проблема репрезентации нравственных ценностей становится ключевой в современной драматургии. Тексты представителей «новой драмы» являются перформативными, не отражающими существующую, а моделирующими новую реальность, в которой героям предстоит сделать выбор между жестокостью и милосердием, ненавистью и любовью, ложью и истиной, порабощением и свободой.


Ключ. слова


новая драма, театр жестокости, аксиология, перформанс, дискурс.

Полный текст:

PDF

Список литературы

1. Арто А. Театр и жестокость // Арто А. Театр и его двойник / пер. с франц., комм. С.А. Исаева. М.: Мартис, 1993. С. 91–95.
2. Шамина В.Б. На рубеже тысячелетий: очерки драматургии и театра конца XX – начала XXI века. Казань: Изд-во Казанского университета, 2016. 120 с.
3. Липовецкий М.Н. Театр насилия в обществе спектакля: философские фарсы Владимира и Олега Пресняковых // Новое литературное обозрение. 2005. № 73. С. 244–278.
4. Анищенко М. Перформанс насилия в театре абсурда // Картины мира и образы насилия: сборник статей. М.: Изд-во ГИТИС, 2006. С. 123–132.
5. Богачева А. Учиться, учиться и учиться… // Нулевой километр: пьесы молодых уральских драматургов / сост. Н.В. Коляда. Екатеринбург: Уральское изд-во, 2004. С. 131–151.
6. Максимова Ю. Русская рулетка // Нулевой километр: пьесы молодых уральских драматургов / сост. Н.В. Коляда. Екатеринбург: Уральское изд-во, 2004. С. 311–317.
7. Ахметзянова Г. Вечная иллюзия // Все будет хорошо: пьесы уральских драматургов / сост. Н.В. Коляда. Екатеринбург: Уральское изд-во, 2005. С. 29–58.
8. Липовецкий М., Боймерс Б. Перформансы насилия: Литературные и театральные эксперименты «новой драмы». М.: Новое литературное обозрение, 2012. 376 с.
9. Сигарев В. Пластилин // Сигарев В. Агасфер и др. пьесы. М.: Коровакниги, 2006. С. 5–51.

Ссылки

  • Ссылки не определены.