ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКИЕ НЕОЛОГИЗМЫ КАК МАТЕРИАЛ ШКОЛЬНОГО УЧЕБНИКА РУССКОГО ЯЗЫКА

С. А. Семеновская

Аннотация


В статье рассматривается вопрос об использовании авторского словотворчества как школьного дидактического материала, помогающего осмыслить сложные вопросы словообразования, а также делается обзор современных школьных учебников русского языка с позиции наличия в них теоретических сведений и практических заданий по авторской неологии. Проанализированы школьные учебники русского языка для 10–11 классов, составленные в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования. В статье делаются выводы о пригодности авторской неологии в качестве материала по словообразованию и его дидактическом потенциале, на сегодняшний день оставшемся практически невостребованным в школьной практике.


Ключ. слова


авторская неология, окказиональное слово, словообразование, школьный учебник русского языка, дидактический потенциал.

Полный текст:

PDF

Список литературы

1. Ильясова С.В. Феномен лавинообразного словотворчества (на материале языка современных СМИ) // Актуальные проблемы современного словообразования: сб. науч. ст. Кемерово: Изд-во КемГУ, 2011. С. 539–542.
2. Панов М.В. Труды по общему языкознанию и русскому языку. Т. 2. М.: Языки славянской культуры, 2007. 848 с.
3. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10–11 классы. М., 2014. 448 с.
4. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учеб. для 10–11 кл. М., 2007. 383 с.
5. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Русский язык. 10–11 классы. М., 2013. 368 с.
6. Бабайцева В.В. Русский язык. 10–11 кл. М., 2015. 448 с.
7. Орлова Н.М. «Лихая колея болезней»: медицинская лексика в газетном тексте // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 5–1. С. 280–282.
8. Мурзаева Т.И. Функции диалектизмов в рассказах А.И. Солженицына //Предложение и слово: парадигматический, текстовый и коммуникативный аспекты: межвуз. сб. науч. тр. Саратов, 2000. С. 178–183.
9. Семеновская С.А. Лингвистическое комментирование как компонент анализа художественного текста // La identidad nacional a del travемs del diамlogo entre culturas / Национальная идентичность сквозь призму диалога культур: Исследования в области гуманитарных наук в иберо-американском и российском научном пространстве: в 2 т. Т. 2. Ростов н/Д.; Кадис: Изд-во Южного федерального университета, 2015. С. 308–312.
10. Хромова [Семеновская] С.А. Индивидуально-авторское словотворчество в его отношении к языковому словообразовательному стандарту (На материале произведений К. Бальмонта и И. Северянина): автореф. дис … канд. филол. наук. Саратов, 2007.

Ссылки

  • Ссылки не определены.