КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИЯХ УСТНОГО НАРРАТИВА В ОНТОГЕНЕЗЕ

Н. М. Юрьева

Аннотация


Статья обращена к опыту зарубежных исследований, опи-

рающихся на когнитивный подход, в области изучения такой

сложной и во многом еще не ясной проблемы, как становле-

ние устного нарратива у детей. На основе анализа зарубеж-

ных исследований, проводимых в русле когнитивного на-

правления современной науки, и выявленных фактов, указы-

вающих на значение освоения ребенком ментального компо-

нента деятельностной ситуации «цель – действие – резуль-

тат», а также концептуальной репрезентации устной истории

как специфической формы дискурса в статье высказывается

предположение о психолингвистическом механизме порож-

дения устного нарратива в онтогенезе.


Ключ. слова


рассказывание историй, концепт истории, истории с целеполаганием, ментальный компонент деятельнос- тной ситуации «цель – действие – результат», достижение цели

Полный текст:

PDF

Список литературы

1. Stein N.L., Albro E.R. Building complexity and coherence: children’s use of goal-structured knowledge in telling stories // Narrative development. Six approaches. N. Y.; L.: Routledge, 1997. P. 5–44.

2. Knowledge of goals and plans in the on-line narration of events / T. Trabasso, N.L. Stein, P. Rodkin [et al.] // Cognitive development. № 7. 1992. P. 133–170.

3. Applebee A. The child’s concept of story. Chicago; L., 1978.

4. Stein N.L. The development of children’s storytelling skill // Child language. A Reader. N. Y.; L.: Oxford University Press, 1988. P. 282–297.

5. Stein N.L., Glenn C.G. An analysis of story comprehension in elementary school children //
New directions in discourse processing. Advances in discourse processes. Vol . 2. Norwood; N. J.: Ablex, 1979. P. 255–282.

6. Stein N.L., Levine L.J. The causal organization of emotion knowledge: a developmental study. Cognition and emotion. 1989. № 3. P. 343–378.

7. Седов К.Ф. Дискурс и личность. Эволюция коммуникативной компетенции. М.: Лабиринт, 2004. 317 с.

8. Сигал К.Я. Сочинительные конструкции в тексте. Опыт теоретико-экспериментального исследования. М.: Гуманитарий, 2004. 403 с.

Ссылки

  • Ссылки не определены.