ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОГО ТОВАРНОГО РЫНКА

Анна Николаевна Королева

Аннотация


В настоящей статье рассмотрены вопросы совершенствования правового регулирования защиты прав потребителей цифрового рынка в РФ с учетом анализа зарубежного опыта и рекомендаций международных организаций. Электронная торговля с участием потребителей (сегмент рынка B2C) развивается наиболее быстрыми темпами, а в некоторых зарубежных странах достигает 10 – 20 % торгового оборота. Между тем ряд вопросов, связанных с обеспечение защиты прав потребителей цифрового рынка остается нерешенным. В статье исследован правовой статус новых участников электронной торговли, например, агрегаторов, в том числе торговых агрегаторов, агрегаторов социальных сетей, проанализированы возможные виды нарушений прав потребителей и даны предложения о необходимости урегулирования их прав и обязанностей на цифровом рынке. Если агрегатор в сфере электронной торговли наделяется правом заключать договоры с потребителями, принимать платежи потребителей, осуществлять переводы на счет продавца, он должен являться финансовой организаций, подконтрольной Банку России, которая по правовому статусу будет близка к клиринговой организации и центральному контрагенту, действующих на финансовых рынках. С появлением новых видов цифровых рынков, например, рынков 3-D печати, появляются новые объекты купли-продажи, в том числе, 3D-чертежи (модели), которые не могут быть квалифицированы ни как товары (услуги) как объекты гражданских прав, ни как базы данных или программы для ЭВМ (ст. 1261 ГК РФ). Они являются сложными объектами – графическими решениями, заключенными в трехмерные конструкции, охраняемые нормами авторского права. В статье проанализированы нормы российского, зарубежного и международного законодательства, сделаны предложения по совершенствованию действующего законодательства.   


Ключ. слова


цифровая экономика, информационные технологии, товарный рынок, защита прав потребителей.

Полный текст:

PDF

Список литературы

1. Козинец Н.В. Эволюция правового регулирования трансграничной электронной торговли в законодательстве США // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 9 (58). С. 195 – 201.
2. Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. URL: http://77.rospotrebnadzor.ru/index.php/napravlenie/zpp/4863-l-r-15-2017 (дата обращения 15.12.2017).
3. Доклад рабочей группы по статистике международной торговли товарами и услугами «Измерение цифровой торговли: к концептуальной основе» (Measuring digital trade: Towards a conceptual framework) STD/CSSP/WPTGS(2017)3, 22-24.03.2017. URL: http://www.oecd.org/officialdocuments/publicdisplaydocumentpdf/?cote=STD/CSSP/WPTGS(2017)3&docLanguage=En (дата обращения 15.12.2017).
4. Гурко А. 3D-печать и право интеллектуальной собственности: взгляд в будущее // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2016. № 5. С. 29 - 42.
5. Доклад «Депонирование платежей у третьих лиц в электронной торговле» ЮНКТАД, Женева, 19.10.2016. URL: http://unctad.org/en/Pages/MeetingDetails.aspx?meetingid=1157 (по состоянию на 18 апреля 2017 года).
6. Лучший путь регулирования электронной торговли – точечное изменение законодательства // Министерство промышленности и торговли РФ: офиц. сайт. URL: http://minpromtorg.gov.ru/press-centre/news/#!1340312586 (дата обращения 18.10.2017).

Ссылки

  • Ссылки не определены.