РЕФЛЕКСИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО ПОЛЕМИЧЕСКОГО ДИСКУРСА

А. И. Уделькина

Аннотация


С полновластным приходом Интернета во все сферы человеческой жизни произошли качественные изменения прежней коммуникативной модели средств массовой информации. Развитие в сфере информационных технологий обусловило формирование нового лингвистического явления – газетного текста онлайн-формата. Статья посвящена изучению диалогического пространства полемического дискурса немецкоязычных печатных СМИ. Цель исследования заключается в поиске ответа на вопрос как реализуется полемика, как формируется рефлексивное пространство, где как в фокусе, сходится множество факторов: психологических, социальных и собственно языковых, определяющих специфику вербального поведения современных коммуникантов. Выделяются основные коммуникативные практики: мультимедийность, гипертекстуальность и интерактивность, позволяющие определить изучаемый феномен как особый коммуникативный продукт, в основе которого лежит взаимодействие субъектов в процессе обсуждения злободневной проблемы. Отдельное внимание уделяется смене направленности действий коммуникативного процесса – переходу к так называемому «горизонтальному общению» по схеме «от многих – ко многим». Онлайн-версии газет и журналов предлагают пользователям интерактивный инструмент, благодаря которому становится возможным контроль содержания, обратная связь, участие в форумах, комментирование статей. Помимо привычных комментариев, в статье выделяется особый вид профессионального комментария – «полемический». Оценочная и модальная компоненты полемического комментария отличаются наличием полярных точек зрения, что создает пространство полемики, пространство рефлексивного диалога, расширяя возможности читательской аудитории для вступления в дискуссию. Материалы работы представляют широкое поле для дальнейшей работы над исследованием языковых регуляторов, направляющих коммуникативное взаимодействие в условиях бесконечно изменчивой коммуникативной среды.


Ключ. слова


медиатекст, полемический дискурс, рефлексивное пространство, интерактивность, конфликт, обратная связь, комментарий.

Полный текст:

PDF

Список литературы

Burger 2005 – Burger H. Mediensprache. Eine Einfьhrung in Sprache und Kommunikationsformen der Massenmedien. Berlin, New-York: de Gryuter, 2005. 486 S.
Fowler 1991 – Fowler R. Language in the News Discourse and Ideology in the Press. London, New York: Routledge, 1991. 254 p.
Арнольд 1999 – Арнольд И.В. Проблемы диалогизма, интертекстуальности и герменевтики (в интерпертации художеств. текста). СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. 253 с.
Беляев 2008 – Беляев А.А. Дизайн-модель интернет-версий как результат трансформации модели печатного издания // Вестник Московского университета. Сер. 10: Журналистика. 2008. № 2. С. 52"62.
Брагинская 2009 – Брагинская Н. В. Комментарий как механизм инноваций в традиционной культуре и не только // Культура интерпретации до нового времени / отв. ред.: Ю.В. Иванова, А.М. Руткевич. М.: Изд. дом ГУ – ВШЭ, 2009. С. 19–67.
Данилова 2017 – Данилова Н.К. Дискурсивный статус категории нарративности // Вестник Самарского университета. История, педагогика, философия. 2017. № 4. С. 79–81 DOI: http://dx.doi.org/10.18287/2542-0445-2017-23-4-79-81.
Игнатьева 2006 – Игнатьева А. С. Метафорика научно-публицистического медиа-текста online формата (на материале английского и немецкого языков): дисс. … канд. филол. наук. Иркутск, 2006. 220 с.
Ионова 2010 – Ионова Т. А. Лингвосемиотическая специфика текста комментария в современных британских СМИ // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер.: 2, Языкознание. 2010. № 2 (12). С. 181–185. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lingvosemioticheskaya-spetsifika-teksta-kommentariya-v-sovremennyh-britanskih-smi.
Какорина 2008 – Какорина Е.В. СМИ и интернет-коммуникация (области пересечения и проблемы взаимодействия) // Язык современной публицистики: сб. статей / сост. Г.Я. Солганик. 2-е изд., испр. М.: Флинта: Наука, 2007. С. 67–99.
Калмыков, Коханова 2005 – Калмыков А.А., Коханова Л.А. Интернет-журналистика. Теоретические основы. М.: Академия медиаиндустрии, 2018. 370 с. URL: http://www.ipk.ru/ftpgetfile.php?id=276.
Калугина 2013 – Калугина Ю.В. Когнитивная метафора английского публицистического медиа-текста online формата (на материале публицистики экономического кризиса 2008–2012 гг.): дис. ... канд. филол. наук. Уфа, 2013. 187 с.
Круглова 2016 – Круглова Л.А. Российские печатные СМИ: специфика онлайн-версий // Медиаскоп. 2016. Вып. 4. URL: http://www.mediascope.ru/2205
Лотман 2009 – Лотман Ю.М. Философия России второй половины XX века / под ред. В.К. Кантора. М.: РОССПЭН, 2009. 399 с.
Томашевский 1999 – Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М.: Аспект-Пресс, 1999. 334 с.
Фуко 2010 – Фуко М. Рождение клиники / пер. с фр. А.Ш. Тхостов. М.: Академический Проект, 2010. 252 с.
Шестерина 2004 – Шестерина А.М. Полемический текст в современной прессе: дис. ... д-ра филол. наук. Тамбов, 2004. 498 c.


DOI: http://dx.doi.org/10.18287/2542-0445-2018-24-4-181-188

Ссылки

  • Ссылки не определены.


 

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International License.

 

ISSN: 2542-0445