ПРАКТИКА ФРЕЙМОВОГО АНАЛИЗА В ГЕРМАНИИ

А. Михайловски

Аннотация


В данной статье представлена методика и практика фреймового анализа в рамках дискурсивной и когнитивной лингвистики в немецких университетах. Разработанная немецкими германистами теория фреймов отличается минимизацией интерпретативной и субъективной погрешности в анализе фреймов путем игнорирования имплицитных значений. Было установлено, что фреймы используются и как инструмент анализа, и как когнитивные единицы знания. В статье представлена пошаговая методика анализа Александра Цима, которая основана на лексикологической разработке так называемых «матриксфреймов» Клауса-Петера Конердинга.

Ключ. слова


фреймовая теория, фреймы, когнитивная семантика, лингвистическая эпистемология, матриксфреймы, слоты, конкретные значения, предопределенные значения.

Полный текст:

PDF

Список литературы

Busse Dietrich. Diskurs – Sprache – Gesellschaftliches
Wissen. Perspektiven einer Diskursanalyse nach Foucault
im Rahmen einer Linguistischen Epistemologie [Дискурс – язык – общественные знания. Перспективы дискурсивного анализа в рамках лингвистической эпистемологии /
Discourse – language – social knowledge. Perspective of
discourse analysis as a part of linguistic epistemology]. In:
Dietrich Busse und Wolfgang Teubert (Hg.): Linguistische
Diskursanalyse. Neue Perspektiven. Wiesbaden: Springer
Fachmedien Wiesbaden (Interdisziplinäre Diskursforschung),
2013, pp. 147–185 [in German].
Busse Dietrich. Diskurslinguistik als Epistemologie. Das
verstehensrelevante Wissen als Gegenstand linguistischer
Forschung [Дискурсивная лингвистика как эпистемология. Фоновые знания как предмет лингвистических исследований / Discourse linguistics as epistemology.
Understanding-based knowledge as a subject of linguistic
research]. In: Ingo Warnke und Jürgen Spitzmüller (Hg.):
Methoden der Diskurslinguistik. Sprachwissenschaftliche
Zugänge zur transtextuellen Ebene (Linguistik, Impulse &
Tendenzen, 31), 2008, pp. 57–87 [in German].
Busse Dietrich. Diskurslinguistik als Kontextualisierung –
Sprachwissenschaftliche Überlegungen zur Analyse
gesellschaftlichen Wissens [Дискурсивная лингвистика как контекстуализация – линвистические размышления об анализе общественного знания / Discourse linguistics
as contextualization – linguistic reflections on an analysis
of social knowledge]. In: Ingo H. Warnke (Hg.):
Diskurslinguistik nach Foucault. Theorie und Gegenstände.
Berlin, Boston: de Gruyter (Linguistik – Impulse &
Tendenzen, 25), 2007, pp. 81–105 [in German].
Busse Dietrich. Frame-Semantik [Фреймовая семантика / Frame semantics]. Berlin: de Gruyter, 2012 [in German].
Fraas Claudia. Gebrauchswandel und Bedeutungsvarianz
in Textnetzen. Die Konzepte «Identität» und «Deutsche»
im Diskurs zur deutschen Einheit [Изменение языковых употреблений и значений в текстах. Концепты «Идентичность» и «Немцы» в дискурсе об объединении Германии / Change of usage and meaning in the text webs.
Concepts «Identity» and «Germans» in the discourse of
the German unity]. Tübingen: Narr, 1996 [in German].
Konerding Klaus-Peter. Frames und lexikalisches
Bedeutungswissen. Untersuchungen zur linguistischen
Grundlegung einer Frametheorie und zu ihrer Anwendung
in der Lexikographie [Фреймы и лексическое знание о значениях. Исследования об основах фреймовой теории и о ее применении в лексикографии / Frames and
lexicological knowledge of meanings. Studies on the
establishment of a frame-theory and its application in the
lexicography]. Tübingen: Niemeyer, 1993 [in German].
Lönneker Birte. Konzeptframes und Relationen.
Extraktion, Annotation und Analyse französischer Corpora
aus dem World Wide Web [Концепт-фреймы и взаимосвязи. Извлечение, аннотация и анализ французского интернет-корпуса / Concept-frames and connections. Extraction, annotation and analysis of a french corpora from the World Wide Web]. Berlin: Aka, 2003 [in German].
Ziem Alexander. Die «Hochschulreform» als öffentliche
Kontroverse. Kognitive Diskurssemantik im korpuslinguistischen Einsatz [«Реформа о высшем образовании» как общественные дебаты. Когнитивная дискурсивная семантика в корпусно-лингвистическом применении / The reform of the higher education as a public controversy. Cognitive discourse semantics in the corpus-based use]. Johannes Angermüller (Hg.): Diskursforschung. Ein interdisziplinäres Handbuch. I. Bielefeld: Transcript, 2014, pp. 58–85 [in German].
Ziem Alexander. Frames und sprachliches Wissen [Фреймы и языковые знания / Frames and the linguistic knowledge]. Berlin: de Gruyter, 2008 [in German].


DOI: http://dx.doi.org/10.18287/2542-0445-2018-24-2-125-129

Ссылки

  • Ссылки не определены.


 

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International License.

 

ISSN: 2542-0445