МЕТАМОРФОЗЫ МЕТАФОРЫ НА ГРАНИЦЕ ДИСКУРСОВ (СОВРЕМЕННАЯ ДРАМА ГЛАЗАМИ ПСИХОЛОГА)

Е. Е. Бирюкова

Аннотация


В статье предлагается взгляд на метафору как единый механизм процесса рецепции художественного произведения и организации сознания вкупе с его бессознательной областью. Высказывается идея о
том, что традиционный понятийный аппарат филологической науки в этом случае выступает орудием рационализации знакомого любому читателю чувства единения с текстом. Предполагается, что целостное эмоциональное впечатление читателя либо зрителя может быть рассмотрено в широком психологическом контексте, связанном с явлениями метафоризации и синестезии.
Восприятие художественного произведения определяется как специфический коммуникативный акт, в котором решающую роль играет интенция субъекта рецепции – его способность и готовность к эстетическому переживанию, своего рода «открытость» тексту – и соответствующая ей потенциальная готовность художественного произведения «быть пережитым». Данная способность текста к резонансу
с сознательным и бессознательным читателя и зрителя связывается со спецификой метафорической структуры произведения и особенностями опознания и переживания метафоры субъектом.
Раскрывается мысль, что метафора является языком внутреннего устройства психики и одновременно механизмом перевода в сферу сознательного. Исходя из данного ракурса, автором
описываются некоторые тенденции современной драмы: тяготение к «овеществлению» метафоры, «игра в предметность». На примерах современных драматургических произведений показывается,
каким образом опредмеченная метафора способна аккумулировать рецептивную активность зрителя.
Подчеркивается мысль, что природа катарсиса с психологической точки зрения заключена в открывающемся доступе субъекта рецепции к собственному бессознательному, что становится возможным благодаря универсальному «порталу» метафоризации.


Ключ. слова


современная драма, метафора, овеществление, синестезия, читательское, зрительское впечатление, катарсис.

Полный текст:

PDF

Список литературы

1. Lakoff G., Johnsen M. Metaphors we live by. Chicago:
University of Chicago Press, 1980. URL: http://bookre.org/
reader?file=778237&pg=18 (accessed: 24.07.2017).
2. Алексеев К.И. Метафора как объект исследования в философии и психологии. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1996/962/962073.htm (дата обращения: 23.07.2017)
3. Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс. Теория метафоры. М., 1990. С. 5–32. URL: http://www.philology.ru/linguistics1/arutyunova-90.htm (дата обращения: 21.07.2017).
4. Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Высш. шк., 2002. URL:
https://eknigi.org/kultura/45584-yestetika-uchebnik.html
(дата обращения: 25.07.2017).
5. Мамаладзе М. Театр катастрофического сознания: о пьесах-философских сказках Вячеслава Дурненкова на фоне театральных мифов вокруг «новой драмы». URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2005/73/mama28.html
(дата обращения: 22.07.2017).
6. Яньшин П.В. Психосемантический анализ категоризации цвета в структуре сознания субъекта: дис. … д-ра психол. наук. М., 2001. URL: http://colormind.narod.ru/_private/YanshinDissertation.pdf
(дата обращения: 23.07.2017).


DOI: http://dx.doi.org/10.18287/2542-0445-2018-24-2-108-112

Ссылки

  • Ссылки не определены.


 

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International License.

 

ISSN: 2542-0445