РОССИЙСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КАК КАНАЛ АККУЛЬТУРАЦИИ И МОДЕРНИЗАЦИИ СОЗНАНИЯ КАЗАХОВ-КОЧЕВНИКОВ XVIII – НАЧАЛА XX ВЕКОВ

С. И. Ковальская, С. В. Любичанковский

Аннотация


В статье, во-первых, анализируется, каким образом система образования становится одним из основных каналов модернизационных и аккультурационных преобразований, как образование влияет на процесс эмансипации человека, формирование интеллигенции, пробуждение национального самосознания и появление в общественно-политической мысли различных, в том числе радикальных, политических учений, некоторые из которых непосредственно привели к смене политической власти государства. И во-вторых, исследуется данная проблема с активным привлечением трудов казахстанских, российских и зарубежных англоязычных авторов по вопросу внедрения системы образования среди нерусских народов Российской империи и затем СССР.
Основным методом исследования является историографический анализ трудов ведущих специалистов в изучаемой области. Метод компаративистики применялся при анализе подходов, существующих в историографии по изучаемой теме. Кроме того, активно использовались методы ретроспективного и перспективного анализа.
Среди источников изучения – различные по типологии документы: как государственные законодательные акты различного уровня, так и отдельные труды представителей казахской интеллигенции. Кроме того, к анализу были привлечены труды западных ученых, разрабатывающих данную проблематику в сравнительно-сопоставительном аспекте.
Основной вывод сводится к утверждению, что образование, открывая перспективы развития, максимально способствует эмансипации человека, становится основным средством его освобождения и борьбы за политические цели, активно стимулируя процессы формирования национального самосознания и нациестроительства.

Ключ. слова


аккультурация, модернизация, империя, колония, казахи-кочевники, историография, система образования.

Полный текст:

PDF

Список литературы

Adams A. Introduction to: Imperial Russia after 1861. Problems in European Civilization. Boston, 1965.
Allworth E. Changing Intellectual and Literary Community // Central Asia: A Century of Russian Rule/E. Allworth (ed.). N. Y.; L.: Columbia Univ. Press, 1967. P. 349–396 https://doi.org/10.1215/9780822396246-013.
Brouer D. Training the Nihilists. Education and Radicalism in Tsarist Russia. L.; N.Y., 1975. DOI: https://doi.org/10.1086/ahr/82.1.150-a.
Confino M. On Intellectuals and Intellectual Traditions in Eighteenth and Nineteenth Century Russia // Daedalus, 1972.Vol. 101. № 2.
Dukes P.L. October and World. Perspectives on the Russian Revolution. L.; Basingstoke, 1979.
Grant Nigel Soviet Education. Harmondsworth, 1964.
Hans N. Russian Tradition in Education. L., 1963.
Johnson William H.E. Russia’s Educational Heritage. N.Y., 1969.
Kandel I. Comparative Education. N.Y., 1973.
Kreindler I. T. Educational Policies towards the Eastern Nationalities in Tsarist Russia: a Study of Il’minskii’s System. N.Y., 1969.
Lipset H. Education of Moslems in Tsarist and Soviet Russia // Comparative Education Review. 1968. October.
Malia M. The Intellectuals: Adversary or Clerisy? // Daedalus. 1972. V. 101. № 2.
Malia M. Adulthood Refracted: Russia and Leo Tolstoy // Daedalus. 1976. Vol. 105. №.2. Р. 173.
Olcott M.B. The Kazakhs. 2nd ed. Stanford: Hoover Institution Press, 1995. 388 p.
Olcott M.B. The politics of language reform in Kazakhstan // Sociolinguistic perspectives on Soviet national languages: Their past, present and future / еd. by J.T. Kreindler. Berlin; N.Y.: Mouton de Gruyter, 1985. P. 183–204.
Seton-Watson H. The Russian Empire. 1807–1917. Oxford, 1967.
Wortman R. «Integrity» (Tselost) of the state in Imperial Russian Representation // Ab Imperio. 2011. № 2. P. 20–45.
Абай. Книга Слов. Алматы: Ел, 1993. 269 c.
Адельбаева Н.А. Исторический опыт становления и развития школьного образования в Казахстане в XIX – начале XX веков: автореф. дис. ... д-ра ист. наук. Уральск, 2010.
Айтмухамбетов А.А. Народное образование и формирование казахской интеллигенции Северо-Западного Казахстана во второй половине XIX – начале XX века: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Омск, 2000.
Буктугурова Р.С. Вклад российской интеллигенции в развитие образования среди казахского населения Степного края в начале XX века // Вестник Тюменского гос. ун-та. 2006. № 4. С. 29–37.
Гуревич Л.Я. Интеллигенция Казахстана и политика тоталитарного государства в сфере науки и высшего образования (1946–1985 гг.): автореф. дис. … д-ра ист. наук. Алматы, 1993. 45 c.
Джунджузов С.В., Любичанковский С.В. Миссионерская деятельность Никодима Ленкеевича в Калмыцком ханстве (1725–1734 годы) // Новый исторический вестник. 2017. № 3. С. 172–191.
Джунджузов С.В., Любичанковский С.В. Калмыки на Южном Урале в XVIII – начале XX века: проблемы ассимиляции, аккультурации и сохранения этнической идентичности // Bylye Gody. 2017. Vol. 46. Is. 4. P. 1194–1206.
Дмитриев В.В., Любичанковский С.В. Южные окраины Российской империи и проблема колониализма (на материалах внутренней политики России по отношению к крымским татарам в конце XVIII – начале XX века) // Bylye Gody. 2017. Vol. 45. Is. 3. P. 1010–1024. DOI: https://doi.org/10.13187/bg.2017.3.1010.
Левшин А.И. Описание киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких орд и степей. Алматы: Санат, 1996. 656 c.
Любичанковский С.В. Политика аккультурации в условиях разрушения империи: казус волостного земства // Вестник Томского государственного университета. История. 2017. № 50. С. 31–37. DOI: https://doi.org/10.17223/19988613/50/4.
Очерки по истории Башкирской АССР / под ред. А.П. Смирнова. Уфа, 1956. 300 c.
Хостлер Ч. Тюркизм и советы. Тюрки мира и их политические цели / пер. с англ. Г.М. Мендикуловой / сост. Б.М. Сужиков. Алматы: Санат, 2006. Т. IX. 288 с.


DOI: http://dx.doi.org/10.18287/2542-0445-2018-24-2-7-15

Ссылки

  • Ссылки не определены.


 

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International License.

 

ISSN: 2542-0445