МЕТАФОРИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ИГРЫ НА МУЗЫКАЛЬНОМ ИНСТРУМЕНТЕ СКВОЗЬ ПРИЗМУ СТРУКТУРНОЙ ТИПОЛОГИИ КОНЦЕПТОВ

Н. Г. Мещанова

Аннотация


Статья посвящена рассмотрению метафорического образа игры на музыкальном инструменте в его соотношении со структурными типами концептов. Одним из основных принципов развертывания образа выступает пропозиция, предполагающая отражение в соответствующих метафорических единицах типовой схемы игры на музыкальном инструменте. Данный игровой процесс составляют такие компоненты, как играющий субъект, его действия (игра), инструмент и воспринимающий субъект. ЛЕ, называющие указанные элементы структуры ситуации, выступают репрезентантами образа игры на музыкальном инструменте. Осмысление роли каждого из компонентов в типовой схеме во многом определяет направление семантического развития образа. Рассматриваемый метафорический концепт также может быть представлен в логике сценария и фрейма. При актуализации временного аспекта развертывания пропозитивной структуры образ реализует потенции концепта-сценария. При представлении той же структуры в аспекте соотношения целого и его частей данный образ может быть рассмотрен как фрейм. Отражение в метафорах игры на музыкальном инструменте информации, получаемой органами чувств, позволяет соотнести данный образ с концептом-представлением. В последнем случае акцент со структуры процесса смещается в сторону его зрительного или аудиального восприятия. При характеристике абстрактных явлений анализируемые образные единицы совмещают разные типы концептуализируемой информации о денотате, т. е. обнаруживают признаки гештальта. В подобных контекстах значимым для формирования образа является осмысление пропозитивной схемы процесса, его разворачивание во времени, визуальное и слуховое восприятие и т. д. Так, образ игры на музыкальном инструменте может быть соотнесен с различными структурными типами концептов, что подтверждает способность метафорического образа-концепта к разноаспектному отражению информации об осмысляемом денотате.

Ключ. слова


метафорический образ, пропозиция, сценарий, фрейм, представление, гештальт.

Полный текст:

PDF

Список литературы

Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка, их личностная и национальная специфика: дис. … д-ра филол. наук. Воронеж, 1997.
Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика. Введение в когнитивную лингвистику. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2014.
Илюхина Н.А. Образ в лексико-семантическом аспекте. Самара: Изд-во «Самарский университет», 1998.
Илюхина Н.А., Долгова И.А., Кириллова Н.О. Метафора и системность: семасиологический и когнитивный аспекты. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2016.
Мещанова Н.Г. Метафоры игры в русском языке (на примере образов азартной игры и театральной игры): дис. … канд. филол. наук. Самара, 2012.
Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. М.: АСТ: Восток-Запад, 2007.
Резникова Е.В. Образ-схема как модель и способ описания пространственных концептов (на примере образ-схемы «центр – периферия» в структуре концепта «Круг») // Новая Россия: традиции и инновации в языке и науке о языке: материалы докладов и сообщений Междунар. науч. конф., 28–30 сент. 2016 г., Екатеринбург, Россия. М.; Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2016. С. 599–609.
Чудинов А.П. Метафорическая мозаика в современной политической коммуникации. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 2003.
Чудинов А.П. Политическая лингвистика. М.: Флинта; Наука, 2006.
Чудинов А.П. Россия в метафорическом зеркале: Когнитивные исследования политической метафоры (1994–2000). Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 2001.


DOI: http://dx.doi.org/10.18287/2542-0445-2018-24-1-149-153

Ссылки

  • Ссылки не определены.


 

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International License.

 

ISSN: 2542-0445