ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ НАУЧНОГО СТИЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМИ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ

М. В. Марьева

Аннотация


Статья посвящена проблемам преподавания лингвистических дисциплин студентам, обучающимся по техническим специальностям и направлениям подготовки. В ней даны рекомендации, как с помощью активных и интерактивных методов обучения сделать для студентов более эффективным, а также актуальным и интересным процесс освоения научного стиля русского языка. По мнению автора статьи, изучение обозначенного раздела дисциплины «Русский язык и культура речи» должно опираться на такие принципы, как практическая ориентированность обучения, поощрение равноправного взаимодействия между всеми участниками учебного процесса, повышение эмоциональной вовлеченности студентов.

В работе рассмотрены возможности применения следующих методов активного и интерактивного обучения: решение проблемных задач, взаимообучение, дискуссия, состязание, ролевая игра, тренинг; приведены конкретные примеры их использования. Эти методы представлены в соответствии с этапами освоения учебного материала. Так, обоснована целесообразность обращения к методам проблемного обучения при первичном ознакомлении с материалом. На втором этапе – этапе осмысления – важно внести элементы игры. На этапе закрепления полученных знаний эффективны приемы взаимообучения, организация соревнования при выполнении стандартных упражнений, игры. В статье отражены сценарии игр «Бюро переводов» и «Лингвистический крокодил», способствующих пополнению словарного запаса студентов общенаучной и терминологической лексикой и выведению этого лексического пласта из пассивного словаря. На этапе овладения материалом для применения навыков полноценного критического анализа научного текста рекомендуется организация ролевых игр, дискуссий, тренингов (представлены темы, идеи и сценарии).


Ключ. слова


научный стиль русского языка, методика преподавания русского языка, активные и интерактивные методы обучения, решение проблемных задач, взаимообучение, дискуссия, состязание, ролевая игра, тренинг.

Полный текст:

PDF

Список литературы

Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие / сост. Т.Г. Мухина. Н. Новгород: ННГАСУ, 2013.
Жуков М.С. Корчеватель: алгоритм типичной унификации точек доступа и избыточности [Электронный ресурс]. URL: http://e-lub.net/annuals/ratu.htm.
История отпадения Нидерландов от Испании [Электронный ресурс]. URL: http://varmis.ru/publ/7-1-0-38.
Кругликов В.Н., Оленникова М.В. Интерактивные образовательные технологии: учебник и практикум для академического бакалавриата. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2017. 353 с.
Плаксина И.В. Интерактивные образовательные технологии: учебное пособие для академического бакалавриата. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2017. 163 с.
Пословицы и поговорки научным языком [Электронный ресурс]. URL: https://www.adme.ru.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Электронный ресурс]; сост., авторы комментариев и послесловия А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская. СПб.: Питер, 2000. URL: psylib.org.ua.


DOI: http://dx.doi.org/10.18287/2542-0445-2018-24-1-142-148

Ссылки

  • Ссылки не определены.


 

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International License.

 

ISSN: 2542-0445