СРЕДСТВА ИНТРОДУКЦИИ ОБРАЗА КЛЮЧЕВОГО ПЕРСОНАЖА В СКАЗКЕ РОАЛЬДА ДАЛЯ «МАТИЛЬДА»

Е. Б. Борисова, Е. В. Кобзева

Аннотация


В статье рассматривается понятие «художественный образ» и средства, при помощи которых британский писатель Роальд Даль вводит в детскую литературную сказку «Матильда» образ одноименного персонажа.
Как показало исследование, в интродукции одного из персонажей Р. Даль сообщает достаточно полно сведения о своей героине. Они находят реализацию во всех основных выделенных аспектах образа литературно-художественного персонажа. Читатель получает описание внешности Матильды, информацию о ее возрасте, а главное, узнает о ее экстраординарных умственных способностях и любви к чтению книг. Автор создает образ одинокой, заброшенной родителями маленькой девочки, которая, несмотря на непонимание со стороны взрослых, является яркой личностью, обладает незаурядными умственными данными и старается упорно добиваться своей цели. Наряду с этими характеристиками в интродукции Р. Даль отмечает воспитанность и независимость Матильды, самостоятельность в суждениях, которые проявляются в нежелании поддаваться навязываемой ей манере поведения. Главенствующими средствами при создании интродукции образа Матильды можно считать противопоставление, с помощью которого эксплицируется авторское отношение к персонажу, а также эпитеты, которые встречаются при описании всех отличительных черт девочки. Анализ эмпирического материала показал, что все выделенные характеристики образа персонажа, представленные автором в первой главе, в дальнейшем получают развитие в произведении.
По мнению авторов, средства интродукции персонажа являются важной составной частью создания цельного художественного образа и дают читателю возможность составить первое впечатление о персонаже и об авторском отношении к нему.

Ключ. слова


художественный образ, филологический анализ, интродукция персонажа, литературная сказка, тематическое расслоение текста.

Полный текст:

PDF

Список литературы

Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975. 504 с.
Болотнова Н.С. Филологический анализ текста: учеб. пособие. 3-е изд., испр. и доп. М.: Флинта: Наука, 2007. 520 с.
Борисова Е.Б. Художественный образ в британской литературе ХХ века: типология, лингвопоэтика, перевод: дис. … д-ра филол. наук. Самара, 2010. 383 с.
Виноградов В.В. Вопросы изучения словосочетания // Вопросы языкознания. 1954. № 3. С. 13–17.
Волков И.Ф. Теория литературы. М.: Просвещение, 1995. 256 с.
Гончарова Н.Ю. Образ английского сада в британском романе ХХ века как объект филологического анализа: дис. … канд. филол. наук. Самара, 2014. 174 с.
Карачева Н.А. Образы персонажей в пьесах Дж. Б. Шоу «Пигмалион» и «Цезарь и Клеопатра» как объект общефилологического анализа: дис. ... канд. филол. наук. Самара, 2017. 202 с.
Козеняшева Л.М. Лингвопоэтические средства создания образа слуги в английской литературе XIX–XX веков: дис. … канд. филол. наук. Самара, 2006. 192 с.
Лотман Ю.М. Лекции по структуральной поэтике // Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М.: Гнозис, 1994. С. 17–263.
Лунева Л.Э. Литературно-художественный образ как форма эстетического познания в контексте социокультурных трансформаций: автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 2007. 26 с.


DOI: http://dx.doi.org/10.18287/2542-0445-2018-24-1-131-136

Ссылки

  • Ссылки не определены.


 

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International License.

 

ISSN: 2542-0445