АКТУАЛИЗИРОВАННАЯ ИСТОРИЯ В ПРОИЗВЕДЕНИИ Б.К. ЗАЙЦЕВА «ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ»

Хатидже Баяна

Аннотация


В статье анализируется духовная проза Б.К. Зайцева. Ее особенности рассматриваются в контексте традиций житийной литературы, которые в ХХ веке были серьезно переосмыслены. Старшие писатели-эмигранты относились к житиям не как к литературным памятникам, а как к основе формирования сознания молодых эмигрантов, которым, как они полагали, предстоит вернуть страну к своим истокам. Повесть Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский» входит в его известную житийную трилогию о Сергии Радонежском, Алексее Божьем человеке и преподобном Авраамии (1925–1934). Писатель показывает Свято-Троицкую Лавру как пример и начало процесса духовного и государственного возрождения Руси, что отвечало надеждам русских эмигрантов на победу над Советами. Следуя тексту Епифания Премудрого и сохраняя эмоциональную ровность, Зайцев придает свою интерпретацию узловым эпизодам из жизни Сергия. Мы видим образ преподобного Сергия Радонежского в разных ситуациях: ребенок, отрок, юноша, монах, настоятель, что позволяет представить и «лицо», и «лик» святого. Подвижничество Сергия показано в контексте известных подвижников как православной, так и католической церкви. Житийный и философский центр в повествовании – духовный подвиг как акт личной жизни, жизни монастырской общины, страны. При этом описание высокой миссии Сергия сочетается с историей быта и монашеского общежития Лавры. Писатель показывает, с какими трудностями общинного существования сталкивалась русская монастырская жизнь. В статье акцентируется внимание на антитезе как одном из композиционных приемов повествования.


Ключ. слова


христианство, православие, монашество, духовный смысл, русская государственность, монастырь.

Полный текст:

PDF

Список литературы

Ключевский В.О. Значение преподобного Сергия для русского народа и государства // Ключевский В.О. Афоризмы. Исторические портреты и этюды. Дневники. М.: Мысль, 1993. С. 93–106.
Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. // Лихачев Д.С. Избранные работы: в 3 т. Л., 1987. Т. 3. С. 312–324.
Любимов И.М. Заступник Москвы – преподобный Сергий Радонежский // Любимов И.М. Малознакомая Москва. М.: Гелиос АРВ, 2003. С. 15–24.
Ничипоров И.Б. Преподобный Сергий Радонежский в русской литературе ХХ века // Московские епархиальные ведомости. 2013. № 9–10. С. 95–97.
Пентковский А.М. Студийский устав и уставы студийской традиции // ЖМП. 2001. № 5. С. 69–80.
Скрынников Р.Г. Государство и церковь на Руси XIV–XVI вв.: Подвижники русской церкви. Новосибирск: Наука, 1991. 397 с.
Солнцева Н.М. Св. Сергий Радонежский и литература ХХ века // Stephanos. 2014. № 6. С. 12–24.
Топоров В.Н. Об одном архаичном индоевропейском элементе в древнерусской духовной культуре // Языки культуры и проблемы переводимости. М., 1987.
Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М., 1990.


DOI: http://dx.doi.org/10.18287/2542-0445-2018-24-1-104-108

Ссылки

  • Ссылки не определены.


 

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International License.

 

ISSN: 2542-0445