МОДЕЛЬ АДАПТИВНОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ АГРОИНЖЕНЕРОВ

О. Н. Беришвили

Аннотация


В статье представлены концептуальные и теоретические подходы к проектированию адаптивной системы профессиональной подготовки агроинженеров – разновидности педагогических систем, источником развития которой являются противоречия между требуемым и существуствующим состоянием профессиональной подготовки к агроинженерной деятельности. В современных условиях агроинженер становится субъектом разрешения сложных процессов модернизации аграрного производства в ходе деятельностного приспособления (адаптации) среды и себя к условиям его функционирования. Содержание и средства профессиональной подготовки должны направляться на приобретение комплекса компетенций, умений устанавливать эмоционально значимые связи и навыков адаптивного поведения, что определяет целевой аспект проектируемой адаптивной системы. Выделение информационно-технологического аспекта, обусловленного информатизацией современного общества, отражает адаптивные механизмы приспособления агроинженера к информационной и технической среде будущей профессиональной деятельности. В ситуации стремительных изменений основным новообразованием адаптированной личности является способность к самоизменению, развитию которой способствует система знаний, имеющая в основе интегративный подход к ее конструированию. В рамках адаптивной системы профессиональной подготовки содержательный аспект предусматривает отбор учебного материала, направленного на формирование компетентности специалиста через интеграцию и междисциплинарный синтез. Аксиологический аспект адаптивной системы профессиональной подготовки, связанный с процессом приведения в соответствие объективной и субъективной систем ценностей агроинженера, обеспечивает успешное осуществление профессиональной деятельности в соответствии с ее спецификой. В ходе исследования установлено, что реализация целевого, содержательного, информационно-технологического и аксиологического аспектов адаптивной системы профессиональной подготовки способствует проявлению кумулятивного эффекта в виде адаптационного потенциала, необходимого для интеграции студентов в профессиональную деятельность.


Ключ. слова


адаптация, профессиональная подготовка, агроинженер.

Полный текст:

PDF

Список литературы

Беришвили О.Н. Средства адаптации выпускников сельскохозяйственных вузов к профессиональной деятельности // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. 2013. № 4. С. 213–218.
Беришвили О.Н. Математическая подготовка студентов к агроинженерной деятельности: аксиолого-технологический подход: монография. М.: Издательский дом «МПА-Пресс», 2014. 324 с.
Заиченко В.А. Информационно-технологическая адаптация как механизм техноэволюции: автореф. дис. … канд. филос. наук: 09.00.11 / Заиченко Владимир Александрович. Пятигорск, 2011. 24 с.
Нагорнов И.А. О проекте закона Самарской области «О продовольственной безопасности Самарской области» [Электронный ресурс]: интернет-портал Самарской губернской думы и представительных органов муниципальных образований в Самарской области.URL: http://samgd.ru/committee_list/x422/meeting/workgroup_meetings/121571.
Никонов А.В. Социальная адаптация в условиях аномии общества: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11 / Никонов Анатолий Владимирович. Волгоград, 1998. 159 c.
Ольховая Т.А. Становление субъектности студента университета: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Ольховая Татьяна Александровна. Оренбург, 2007.430 с.
Платонов В.Н. Теория адаптации и резервы совершенствования системы подготовки спортсменов // Вестник спортивной науки. 2010. № 3. С. 3–10.
Психотерапевтическая энциклопедия / ред. Б.Д. Карвасарский. 2-е изд., доп. и перераб. СПб.: Питер, 2000. 752 с.
Реан А.А. Проблемы социальной адаптации личности. СПб.: Нева, 2004. 262 с.
Руднева Т.И., Беришвили О.Н. Качество профессиональной подготовки инженеров для современных промышленных комплексов: результаты эксперимента: монография. Самара: Издательство «Самарский университет», 2016. 190 с.


DOI: http://dx.doi.org/10.18287/2542-0445-2018-24-1-70-74

Ссылки

  • Ссылки не определены.


 

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International License.

 

ISSN: 2542-0445