АУТЕНТИЧНЫЕ УМК ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ

М. П. Козырева

Аннотация


Цель статьи – доказать, что аутентичные УМК способствуют формированию коммуникативной компетенции студентов-филологов, что является необходимым условием для интеграции России в глобальное культурно-образовательное пространство. На основе анализа теоретических и методических работ доказывается эффективность использования аутентичных УМК при обучении иностранному языку, поскольку они мотивируют студентов на изучение современного языка, предлагают аутентичные тексты на актуальную в современном обществе тематику, а разнообразные коммуникативные задания (дискуссии, проекты, диалоги) способствуют осмыслению роли языковой личности в процессе межкультурной коммуникации. В статье подробно описывается процесс формирования коммуникативной компетенции в контексте ее составляющих (лингвистической, социолингвистической, социокультурной, стратегической и дискурсивной компетенций) на основе УМК Global, выявляются достоинства и недостатки построения процесса обучения иностранному языку с использованием данного курса; даются методические рекомендации. Среди достоинств данного УМК выделяются: выбор актуальных в современном мире тем для изучения и обсуждения; построение разделов на основе противоположностей, способствующее развитию критического мышления; включение разнообразных коммуникативных упражнений и заданий на развитие всех речевых видов деятельности; логичное вплетение грамматического материала в контекст разделов; опора на социокультурный подход, обеспечивающий обучение иноязычному общению в контексте диалога культур. Однако отмечаются и недостатки данного УМК: недостаточно глубокая отработка грамматического материала и необходимость добавления грамматических упражнений на обратный перевод; отсутствие информации о России и, соответственно, дополнение курса материалами о родной стране, что является необходимым условием для успешной межкультурной коммуникации.

Ключ. слова


аутентичные УМК, лингвистическая, социолингвистическая, социокультурная, стратегическая, дискурсивная компетенции, коммуникативная компетенция, межкультурная коммуникация, социокультурный подход.

Полный текст:

PDF

Список литературы

Бердичевский А.Л. Содержание обучения иностранному языку на основе базовой культуры личности // Иностранные языки в школе. 2004. № 2. С. 17–20.
Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. М.: Просвещение, 1990. 246 с.
Друцко Н.А. Многоуровневый подход к организации обучения иностранным языкам в контексте академической мобильности // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 1. С. 70–76.
Елухина Н.В Основные трудности аудирования и пути их преодоления // Иностранные языки в школе. 1987. № 1.
Козырева М.П. Социокультурный подход к обучению иностранному языку студентов-филологов // Образование в современном мире: стратегические инициативы: сборник научных трудов всероссийской научно-методической конференции с международным участием (Самара, 14 апреля 2017 г.) / отв. ред. Т.И. Руднева. Самара: Издательство Самарского университета, 2017. C. 138–141.
Любанец И.И., Шило Е.В. Место перевода в обучении иностранному языку // АЛЬБА бюро переводов: сайт. URL: http://www.alba-translating.ru/index.php/ru/articles/2015/1900-lyubanets-shilo.html.
Осинцева-Раевская Е.А. Роль и место родного языка при изучении русского языка как иностранного // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2014. № 5. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rol-i-mesto-rodnogo-yazyka-pri-izuchenii-russkogo-yazyka-kak-inostrannogo.
Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное образование. Концепция развития индивидуальности в контексте диалога культур. Липецк, 1998. 159 с.
Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово, 2000. 261 с.
Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л.: Наука, 1974. 428 с.
Live.lib: сайт. URL: https://www.live.lib.ru/author/169805-devid-kristal.


DOI: http://dx.doi.org/10.18287/2542-0445-2018-24-1-59-63

Ссылки

  • Ссылки не определены.


 

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International License.

 

ISSN: 2542-0445