СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФОН КАК ЭЛЕМЕНТ ВОЗДЕЙСТВИЯ В ДИСКУРСЕ БРИТАНСКОЙ ПРЕССЫ

Н. А. Сербина

Аннотация


В данной статье рассматривается вопрос о функционировании социокультурного контекста в качестве одной из дискурсивных стратегий представления информации в жанре рецензий качественного и популярного печатного медиадискурса. Утверждается, что качественная и популярная пресса – два полярных типа медиадискурса с разной целевой аудиторией. Ставится проблема адекватного восприятия информации в каждом из двух типов прессы в соответствии с такими экстралингвистическими факторами, как социальный статус, культурная среда, уровень эрудиции. Обосновывается применение когнитивно-дискурсивного подхода к анализу рецензий. Проведен контрастивный анализ рецензий на одно и то же театральное представление, взятых из двух типов медиадискурса. Показано, что социокультурный контекст выступает в качестве одной из эффективных стратегий представления информации в качественной прессе, в отличие от популярной, что является следствием разных задач авторов.

 


Ключ. слова


когнитивная лингвистика, дискурс, когнитивно-дискурсивный подход, медиадискурс, качественная пресса, популярная пресса

Полный текст:

PDF

Список литературы

Библиографический список

1. Александрова О.В., Менджерицкая Е.О., Харьковская А.А. Филология как составляющая современного гуманитарного знания и компетентностный подход в образовательных программах по зарубежной филологии / О.В. Александрова, Е.О. Менджерицкая,
А.А. Харьковская // Вестник Самарского государственного университета. 2008. № 5/2 (64). С. 273–280.
2. Баженова Е.Ю. Дискурсивные стратегии представления информации в новостных текстах британских СМИ (на материале качественных интернет-газет): дис. ... канд. филол. наук. М., 2014. 182 с.
3. Добросклонская Т.Г. Теория и методы медиалингвистики: на материале английского языка: дис. … д-ра филол. наук. М., 2000. 368 с.
4. Красных В.В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? М.: ИТДГК Гнозис, 2003. 375 с.
5. Кубрякова Е.С. О понятиях дискурса и дискурсивного анализа в современной лингвистике // Дискурс, речь, речевая деятельность: функциональные и структурные аспекты. M.: Сборник обзоров. Серия “Теория и история языкознания” РАН. ИНИОН. М., 2000. С. 5–13.
6. Леденева С.Н. Обучение восприятию информации при формировании аналитической компетенции // Актуальные вопросы подготовки специалистов международного профиля: смена парадигм: материалы научной конференции. М.: МГИМО, 2014. С. 209–213.
7. Лингвистический энциклопедический словарь/ под ред. В.Н. Ярцевой; Ин-т языкознания АН СССР. М.: Сов. энцикл., 1990. 682 с. 
8. Малюга Е.Н. К вопросу о жанрово-стилевой парадигме газетного текста // Вестник Университета Российской академии образования. 2008. № 2. С. 68–71.
9. Менджерицкая Е.О. Когнитивный синтаксис современного английского языка: предмет и принципы анализа // Вестник Самарского государственного университета. Гуманитарная серия. 2009. №7. С. 219–225.
10. Менджерицкая Е.О. Дискурс, медиадискурс и когнитивно-дискурсивная парадигма в лингвистике // Известия Южного федерального университета, Филологические науки. 2011. № 3. С. 54–60.
11. Соколова М.С., Харьковская А.А. Лингвокультурные аспекты англоязычных театральных интернет-рецензий // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2014. № 16. С. 126–132.
12. Aleksandrova O. V., Mendzheritskaya E. O., Malakhova V. L. Dynamic changes in modern English discourse // Training language and culture. 2017. №1. P. 100–117.
13. Kharkovskaya A.A., Ponomarenko E.V., Radyuk A.V. Minitexts in modern educational discourse: functions and trends // Training language and culture. 2017. № 1.
Р. 66–82.
14. Widdowson Henry G. Discourse analysis. Oxford: Oxford University Press, 2007. 136 p.
15. The Guardian [Электронный ресурс]: электрон. газета. URL: https:// https://www.theguardian.com/music/2016/oct/21/shostakovich-the-nose-royal-opera-house-review-barrie-kosky.
16. The Daily Express [Электронный ресурс]: Электрон.газета. URL: http:// https://www.express.co.uk/entertainment/theatre/725067/Opera-review-The-Nose-Royal-Opera-House.


DOI: http://dx.doi.org/10.18287/2542-0445-2017-23-4-93-97

Ссылки

  • Ссылки не определены.