ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ РЕЦЕПЦИЯ ОБРАЗА ДОКТОРА ДИ (У. ЭКО, П. АКРОЙД)

Г. Г. Ишимбаева, Н. Р. Ленкова

Аннотация


Литература эпохи постмодерна решительно пересматривает традиционные ценности и представления, отказываясь от устоявшихся стандартов, давая вызывающе неканонические трактовки вечных образов мировой культуры. В настоящей статье эта тенденция анализируется на примере художественного осмысления образа Джона Ди в постмодернистских романах У. Эко «Маятник Фуко» (1988) и П. Акройда «Дом доктора Ди» (1994). У. Эко и П. Акройд, каждый на свой лад, пересмотрели традиционную матрицу образа ученого фаустианского типа. Если у первого во вставной новелле «Маятника Фуко» иронический набросок истории Джона Ди, то у второго, в «Доме доктора Ди», – монументальное полотно об алхимике в контексте его и своего, авторского, времени. Но при этом оба писателя преследуют очевидную цель, показывая принципиальную многозначность рецепций и отсутствие абсолютной Истины, синтезируют разные, порой противоположные, мнения о Джоне Ди и деканонизируют традиционный образ мага, используя игровой модус повествования.


Ключ. слова


Джон Ди, У. Эко, П. Акройд, «Маятник Фуко», «Дом доктора Ди», деканонизирование.

Список литературы

1. Козловски П. Культура постмодерна. М.: Республика, 1997. 240 с.
2. Андреев Л. Чем же закончилась история второго тысячелетия (Художественный синтез и постмодернизм) // Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000–2000. М.: Высшая школа, 2001. С. 292–334.
3. Затонский Д. Модернизм и постмодернизм. Мысли об извечном коловращении изящных и не-изящных искусств. М.: АСТ: Фолио, 2000. 256 с.
4. Ишимбаева Г. Парафраз сюжета о Золушке в романе Д. Сеттерфилд «Тринадцатая сказка» // Актуальные проблемы теоретической и прикладной лингвистики и оптимизация преподавания иностранных языков. Тольятти: изд-во ТГУ, 2016. С. 269-273.
5. Ишимбаева Г. Гетевский дивертисмент в «Книге смеха и забвения» М. Кундеры // Доклады БашГУ, 2016. Т.1. №1. С.115-120.
6. Онега С. [Onega S.] Метапроза и миф в романах Питера Акройда [Metafiction and Myth in the Novels of Peter Ackroyd]. Columbia: CamdenHouse, 1999. 196 p.
7. Гумерова Н. Трансформация сюжета о Фаусте в романе П. Акройда “Дом доктора Ди” // Вестник Самарского университета. Серия «История. Педагогика. Филология». № 1. 2016. С. 147-151.
8. Мартинес М. Дж. [Martínez M.J.] Постмодернизм и онтологическая доминанта: поэтика слияния в романе «Дом доктора Ди» Питера Акройда [Post-modernism and the Ontological Dominant: the Poetics of Integration in Peter Ackroyd’s The House of Doctor Dee] // Revista Alicantina de Estudios Ingleses. 1999. №12. P. 105-116.
9. Ахманов О. Жанровая стратегия детектива в творчестве Питера Акройда: дис. … канд. филол. наук. Казань, 2011. 161 с.
10. Струков В. Художественное своеобразие романов Питера Акройда (к проблеме британского поcтмодернизма). Воронеж: Полиграф, 2000. 182 с.
11. Липчанская И. Образ Лондона в творчестве Питера Акройда: дис. ... канд. филол. наук. Саратов, 2014. 184 с.
12. Кузнецов С. Ученики чародеев в ожидании откровения // Знамя, 1996. №1. С. 225-227.
13. Гумерова Н. Образ гомункулуса в романе П. Акройда “Дом доктора Ди” // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. № 6. 2016. С. 80-85.
14. Эко У. Маятник Фуко. М.: АСТ :CORPUS, 2015. 832 с.
15. Эко У. Заметки на полях «Имени розы». СПб.:Symposium, 2005. 31 с.
16. Акройд П. Дом доктора Ди.М.: АСТ :Астрель: CORPUS, 2009. 448 с.

Ссылки

  • Ссылки не определены.